местоимение ( 6 класс)
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Аюпова Таиса Александровна

Даны конспекты уроков по теме " Местоимения". "отрицательные местоимения"" неопределённые местоимения" материал похож но отличается формой урока. Его можно использовать при повторении , закреплении и объяснении темы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mestoimeniya.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка уроков теме «Местоимение»  6 класс учителя русского языка и литературы Аюповой Т А

 

     1   Тема : Отрицательные местоимения

 

Цели урока:

 

Познавательная: развивать умение распознавать приставки НЕ и НИ в отрицательных местоимениях, правильно писать отрицательные местоимения с предлогом.

 

Развивающая: расширение активного запаса учащихся, тренировка в употреблении отрицательных местоимений в речи.

 

Воспитательная: формирование интереса к УНТ, идее значительности народной мудрости.

 

                                        Ход урока

 

1 Оргмомент. ( приветствие . постановка цели урока)

 

Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одним разрядом местоимений, научимся распознавать приставки Не и НИ в местоимениях, потренируемся в употреблении местоимений в речи..

 

2. Объяснение темы.

Совсем недавно вы начали изучать местоимения. Давайте вспомним,

 

1. Что такое местоимение? ( Самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, на его признаки, количество, но не называет его)

2. Какие разряды местоимений вам известны? ( лич, возвр .притяж. вопросит. относит. неопред.)

 

Повторим разряды местоимений.( показ карточки « Определи разряд»)

 

А хотите послушать сказку , которая называется « Умные спорщики»?

 

« В некотором царстве, в некотором государстве жил некто. Пошёл он однажды по некоей дороге , нашёл нечто, встретил некоего человека, дал ему некоторую часть от найденного. Что у него осталось?»

 А второй и говорит : « Ну, что за рассказ? Вот я расскажу, так расскажу!

В каком –то царстве, в каком-то государстве, жил кто-то. Пошёл он по какой-то дороге, нашёл что-то. Встретил кого-то и отдал часть. А у него что осталось?»

Третий посмеялся и говорит: « Ни в каком царстве, ни в каком государстве, никто не жил, никто не шёл, никого не встречал , никому ничего не давал. Нечего и спрашивать, сколько у него осталось».

« Эх вы , Глупые спорщики, - сказал четвёртый.- Что вы спорите? Ведь не о чем спорить –то. Да и не о ком. Значит, и говорить-то нечего.»

 

 

Беседа.

 

 Ребята. Встретились вам местоимения, которые вы уже знаете?. Назовите их.

Почему же они так называются, неопределённые? Могли мы определить, о чём идёт речь?

А есть разряды местоимений , которые всё отрицают. Они называются отрицательными. В сказке они вам встретились.

Запишем тему урока « Отрицательные местоимения»                    ( СЛАЙД)

Никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей, нигде и др.

 

 

3. Работа с учебником.

 

 А теперь давайте посмотрим, как образуются отрицательные местоимения.

Откроем учебник « Практика» № 129. упр 646( 543).

 

 Прочитайте предложения. Найдите выделенные слова. А теперь пальчиком закройте НЕ и скажите . какие местоимения получились?(когда, чего, какое)

А какие это местоимения по разряду? ( вопросительные). Значит, отрицательные местоимения образуются от вопросительных кто? что? какой? где? когда ? откуда? при помощи приставки НЕ и НИ. изменяются они так же , как и вопросительные. Какими членами предложения они являются? (Подлежащими. Дополнениями. Обстоятельствами)

 

4.А теперь посмотрим на экран.                                                  (Слайд)

 

      ничегО      никогО

      нЕчего     нЕкого

 

Произнесите их вслух. Когда в отрицательных местоимениях пишем И , а когда Е? Отчего зависит выбор гласной?

 Запомните : Некого и нечего не имеют формы именительного падежа.

 

А если между местоимением есть предлог, как мы их будем писать?

( раздельно)

ВЫВОД: От чего зависит выбор гласной в приставке?    ( от ударения)

 

5.Посмотрим на экран.                                                         (СЛАЙД)

 

 Подберите к глаголам, подходящие по смыслу отрицательные местоимения.. Объясните их правописание. Запишем на доске.

 

 Не спрашивал…….                        (никого)

Ссориться ………                            ( не с кем)

Не сомневался…….                        ( ни в чем)

Сердиться………                             ( не на кого)

 

Вопрос. В каких словосочетаниях отрицание чувствуется сильнее: там, где при глаголе есть отрицание или там . где его нет? Какие местоимения используются с НЕ или с НИ?

 

(СЛАЙД)

6.Программированное задание. Работа с сигнальными карточками      

 

Выберите правильный ответ. Я буду показывать словосочетание , а вы поднимите карточку. Е или И.. и объясните

 

Не нашёл н..чего

Сожалеть н..чего.

Не спорю н.. с кем.

Н..сколько не испугался.

Надеяться н.. на кого.

 

ФИЗМИНУТКА.

 

На уроках не скучаем-

Правила мы изучаем.

Вот немного отдохнём

И опять учить начнём.

Головой мы покачаем,

И кистями повращаем,

Глаза на миг закроем

И широко раскроем.

Пальцами пошевелим

Друг на друга поглядим.

По лицу себя погладим

И на место тихо сядем.

 

7.Синтаксическая пятиминутка.                             ( СЛАЙД)

 

У доски произвести морфологический разбор М.     ( чьи-то- м,чьи?чей,неопр. Мн. Ч. И.п.опред.)1 чел.

 

КЛАСС

 

Определить, каким членом предложения будет являться М. какого оно разряда?

 

1. В комнате раздались чьи-то шаги.

2 Никто ничего не видел.

3 Я никого здесь не знаю

4 Он заметил человека, который быстро уходил.

Найдите сложное предложение. Определите тип.

 

8. Убери « лишнее» слово.                                         ( СЛАЙД)

 

1. Каждый, всякий, себя. (себя)

2.Никто, некто, некоторый. ( никто)

3.Ничей, нисколько, этот.   ( этот)

4.Мой , твой, кто-то     (кто-то)  

 

 

9.Обобщение.

 

 Какие местоимения называются отрицательными?

От каких местоимений они образуются?

Когда в них пишется НИ , когда НЕ?

Когда отрицательные местоимения пишутся раздельно?

 

10 Итог урока

 

Услышим скоро мы звонок

Пора заканчивать урок.

 

Д-з.  КРОССВОРД

 

Оценка.

 

 

 Ребята. Попробуйте оценить сами, поняли вы тему или нет. У вас на партах лежат картинки с изображением человечка.. Если вы поняли тему, то покажите человечка, который смотрит весело. А если нет , хмуро .

 Благодарю за урок!

 

 

 

 

 

2. Тема: Неопределённые местоимения ( проверка домашнего задания.)

 

Цель- повторение неопределённых местоимений, совершенствование орфографических навыков, , формирование практических умений и навыков обучающихся по осознанному применению полученных знаний на практике..

                      

                                  Ход урока

1. Оргмомент. (постановка цели урока, приветствие)

 

Сегодня на уроке мы с вами повторим домашнее задание. Итак, вы изучаете местоимение.

 

1. Что называется местоимением?

 

2. Какие разряды местоимений вы изучили?( лич., возвр, притяж, вопрос., относ, и неопр.)

 

 

3. Работа в группах. Решение учебной задачи.

 

Некто                      что-то                     кое-кто            кое у кого

Нечто                      какой-либо             кое-кому         кое к кому

Некоторый             сколько-нибудь      кое-кем           кое с кем.

 

Задание общее. Записать местоимения в тетрадь. Проанализировать их ( на что указывают, как пишутся)

 

1 группа. Произнесите вслух слова 1 столбика, сделайте вывод, как они произносятся, пишутся, на что указывают.

( вывод: местоимения указывают на неопределённые лица, предметы, количество, НЕ пишутся слитно и под ударением)

 

2 группа. Произнесите вслух слова 2 столбика, определите . на что указывают и как пишутся местоимения

.( местоимения указывают на неопределённые предметы, признаки и количества, имеют суффикс и пишутся через дефис)

 

3 группа

Произнесите вслух слова 3 столбика . Определите на что указывают и как пишутся местоимения.

( местоимения указывают на неопределённые предметы и признаки . имеют приставки и пишутся через дефис)

 

Задание ( индивидуальное, слабому ученику)-4 столбик( объяснить, почему раздельно пишутся местоимения)

 

Вывод

 Какие же местоимения называются неопределёнными? ( которые указывают на неопределённые, неизвестные предметы, признаки , количества)

 

4. Проверка домашнего упражнения..

А при выполнении домашнего упражнения обратим ещё раз внимание на правописание неопределённых местоимений..

Читаем задание и объясняем упр ?

 

Схематический диктант.(экран)

Подчеркнуть местоимения как члены предложения и определить разряд.

 

1. В комнате раздались чьи-то шаги.

2. Мой дом находится далеко от речки

3. Кто написал поэму « Полтава»?

4 Чувствовать себя хорошо.

 

Итог.

 Услышим скоро мы звонок

Пора заканчивать урок.

Заключение

О чём сегодня мы говорили на уроке?( о неопределённых местоимениях, )

Как они пишутся? (слитно, раздельно и через дефис)

А теперь , если вы поняли тему хорошо, то поднимите улыбающегося человечка, а если нет, то нахмурившегося. А дома ещё раз повторите правила правописания неопределённых местоимений.

Благодарю за урок!

 

 

 

 

3.   Тема: Неопределённые местоимения.

                (повторение неопределённых местоимений)

Цели

Обучающая: повторение неопределённых местоимений, совершенствование орфографических навыков, формирование практических умений, навыков , обучающихся по осознанному применению полученных знаний на практике.

Развивающая: развитие логического мышления, коммуникативных умений , познавательного интереса у обучающихся.

Воспитательная: воспитание бережного отношения к слову..

Оборудование: компьютерная презентация, карточки,кроссворды.

                                Ход урока.

1. Оргмомент.( приветствие, постановка цели урока)

Сегодня на уроке мы закрепим полученные знания о местоимениях, повторим неопределённые местоимения, потренируемся в нахождении неопределённых местоимений

 

2. Фронтальный опрос. 

            Что называется местоимением?

            Какие разряды местоимений вам известны?

            Какие местоимения называются неопределёнными?

            От каких местоимений они образуются?

             Как пишутся неопределённые М. с предлогами?

 

3.Кроссворд. « Знатоки местоимений»

 

 У вас на карточках есть вопросы . Отгадаем кроссворд.

 

4.Схематический диктант.

Задание. Выписать местоимения и определить их разряд. Какими членами предложения они являются. Предложение с неопределённым местоимением разберём по членам. ( у доски)

 

1.В комнате раздались чьи-то шаги.

2. Я не знаю, где он был.

3. Мой дом находится далеко от речки.

4. Кто написал поэму « Полтава»?

5. Чувствовал себя хорошо.

 

5. Работа в группах.( слайд)

Решение учебной задачи.

 

Некто                   что-то                 кое-кто           кое у кого

Нечто                  какой-либо          кое-кому        кое к кому

Некоторый         сколько-нибудь         кое-кем        кое с кем

 

Задание. Запишите М. в тетрадь и графически обозначьте орфограмму.

 

1. группа Произнесите вслух слова 1 столбика.   На что они указывают? ( на неопределённые предметы, лица, количества, пишется слитно и пишем НЕ под ударением ) Почему они пишутся слитно?

 

2группа

Произнесите вслух слова 3 столбика , определите , на что указывают и как пишутся.

( на неопределённые предметы и признаки, имеют приставки и пишутся через дефис)

 

3.( индивидуальное)

 

 А 4 столбик прочитайте и скажите , почему местоимения пишутся раздельно.

 

6.Орфографическая зоркость

 

Задание ( слайд) Убери лишнее слово.

 

1. мой, твой, себя

2. кое с кем , некто, я.

3. который , сколько, чей-либо.

4. кто-то , где-нибудь, некто.

 

А хотите послушать сказку ? « Умные спорщики»

 

Какие здесь М. употребляются? Как они пишутся? А какое местоимение всё отрицало? Это и будет темой вашего следующего урока. А пока, даю вам домашнее задание: составить рассказ , в котором было бы много неопределённых местоимений на разные темы , например, представьте себе , что вы остались одни в тёмной комнате, что вы слышите, что чувствуете, опишите, используя эти местоимения. .

 

Итог урока.

Услышим скоро мы звонок

Пора заканчивать урок.

 

Ребята, попробуйте оценит сами, хорошо вы поняли тему или нет.. У вас на партах лежат картинки с изображениями человечков. Если поняли, то поднимите весёлых человечков, а если нет, то нахмурившегося.

 

Оценки за урок наиболее активным ребятам.

Благодарю за урок!

 

 

приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



.

подробнее

Главная | О нас | Новости | Услуги | Пишите нам | творческая мастерская | Абитуриенту | Атесттация ГИА | Страница соц-педагога 

© Все права защищены. Web-4-U - Бесплатн


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе. Тема" Местоимение как часть речи. Разряды местоимений"

Первый урок по изучению местоимения. Урок сопровождается компьютерной презентацией....

Урок русского языка в 6 классе "Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи".

Урок русского языка в 6 классе "Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи"раскрывает особенность изучения местоимений. Все задания разноуровневые, доступны для всех учащихся в классе....

Местоимения - существительные. Повторение 6 класс. Таблица "Разряды местоимений - существительных"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8219882","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 188px;"}}]]Материал помогает вспомнить разряды изученных в 5 кла...

Русский язык Таблица "Разряды местоимений-существительных, местоимений-прилагательных, местоимений-числительных" 6 класс

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8219888","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 163px;"}}]]              ...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Функциональные омонимы: тоже (союз) – то же (местоимение с частицей); также (союз) – так же (местоимение с частицей); чтобы (союз) – что бы (местоимение с частицей) и др.»

Урок русского языка в 7 классе по программе В.В.Бабайцевой (В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская «Сборник заданий. 6-7 класс» к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы») посвящен одной из тру...