Разработка урока "Мой край родной - Новошешминск"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Урок развития речи в 9 классе рассчитан на  подготовку учащихся к сочинению на тему "Мой край родной - Новошешминск",  урок проводится   в форме ролевой игры с использованием национально - регионального компонента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_kray_rodnoy.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Мой край родной – Новошешминск.

Тип урока: урок  развития связной речи

Форма: ролевая игра с    использованием   НРК

Цели урока:

1.  Научить учащихся писать сочинение о родном крае.

2. Развивать умение учащихся самостоятельно подбирать материал по указанной теме, развитие связной речи.

3. Воспитание любви к родному краю.

Предварительная работа: Для подготовки девятиклассников к уроку сочинения на тему «Мой край родной – Новошешминск» было проведено 2 урока русского языка в форме ролевой игры с использованием национально-регионального компонента. Заранее детям было дано задание для подготовки к сочинению. Предварительная работа состояла в том, что учащиеся собирали материалы из истории села Новошешминск, оформили альбом «Новошешминску – 400 лет», составили словарик по данной теме. Кроме того, ученики должны были подготовить интересный рассказ по следующим вопросам:

  1. История образования с. Новошешминск.
  2. Географическое расположение села Новошешминск.
  3. Лучшие люди нашего района.
  4. Новошешминск в XX веке.
  5. Достопримечательности нашего села.
  6. Новошешминск сегодня.
  7. Новошешминск завтра.
  8. Предприятие, на котором трудятся мои родители.

Задание всем учащимся: определить стиль выбранной темы, жанр, составить план и подобрать эпиграф.

Распределение ролей: историка, литературоведа, журналиста, экскурсовода, археолога, географа.

Оформление: стенд «К уроку»,  на котором вывешен словарь по теме; визитные карточки села Новошешминска и предприятий района; фотографии с видами села; альбом «Новошешминску 400 лет», видеофильм о селе, районная газета «Шешминская новь», книга «На засечной черте», аудиозапись, брошюра «Новошешминску 400 лет».

Ведущие сидят за отдельным столом.

Звучит тихая музыка. На экране кадры фильма о родном селе Новошешминск.

Учитель : Ребята, сейчас совершили небольшую заочную экскурсию по родному селу. По вашим глазам я вижу, что вы узнали знакомые вам с детства места. Понравились ли вам кадры фильма? Да, действительно, село наше – одно из красивейших мест нашей республики. Недаром говорится в пословице: «Родная сторона сердцу мила». Цель нашего урока – систематизировать собранный материал о родном селе, завершить подготовку к сочинению по предложенной теме.

Сегодня вам предоставляется возможность выступить от имени людей различных профессий, выразить свою любовь и признательность малой родине.

Экскурсовод: На берегу реки Шешма, в 208 км от Казани расположился наш родной Новошешминск. Село Новошешминск известен уже почти четыре сотни века, в 2010 году районный центр отмечает свой юбилей – 400лет. Сейчас село, с каждым годом становиться все лучше и лучше.

Благоприятное совмещение деловой активности и сельской умиротворенности живо иллюстрирует мирное сосуществование спокойных чистых улочек и промышленных предприятий.

Историк: «А знаете ли вы Новошешминск?» - так называется викторина, которую мы предлагаем вам (вопросы уже известны детям, чтобы они успели собрать материал).

  1. Назовите дату первого поселения? (первое поселение на месте Новошешминска появилось в 1610).
  2. В каком году открылась школа, переименованная затем в гимназию? Что вы знаете о строительстве этой школы? (в 1934 году, построена из церковного кирпича).
  3. Когда открылась Новошешминская общеобразовательная средняя школа? (в 2003 году)
  4. Что вам известно из истории села? Назовите архитектурный памятник XVIII века? (Церковь святой Троицы).

Рассказ археолога с показом фотографий – экспонатов из музея с. Зиреклы.

Об истории села вы можете узнать в районной газете «Шешминская новь»,1967г., №79-83 (статья Л.Заворохина и С. Дунаева).

Литературовед: знакомит учащихся с лучшими книгами о Новошешминске («На засеченной черте» под ред. Л. Абрамова).

Историк: Новошешминск - объект исторический, как военная крепость былых времен, играл видную роль в истории Русского государства по защите закамских поселений от кочевых народов в XVII-XVIII веках.

После взятия в 1552 году Иваном IV (Грозным) города Казани и присоединения территории Казанского Ханства к России, началось расширение и освоение земель все дальше и дальше от Казани на восток и на юг. При переселении людей на пути им встретились воинственные кочевые племена. Кочевники враждебно смотрели на появление новых русских жителей, на их пастбища, поэтому они разоряли новые поселения. Вначале сильно беспокоили нагайцы, последователи татаро-монгольского князя Нагая. Затем в 1630 году появились калмыки, а башкиры нападали на русские поселения из-за тяжелых налогов (Ясак). Поэтому были созданы сторожевые пункты. На реке Шешме тоже было создано такое укрепление под названием Ново-шешминск, в отличие от ранее созданного пункта Сторо-шешминск.

Первое русское поселение в Ново-шешминске появилось в 1610 году. Но жизнь их была не спокойная из-за набегов кочевников. Тогда по решению Русского правительства в 1652 году в Ново-Шешминске была построена военная крепость на горе, на выступе правого берега реки Шешмы, что давало возможность далеко осматривать окружающее пространство. Военный гарнизон состоял из стрельцов, прибывших из Старо-Шешминска в количестве 100 человек, со своими семьями и родственниками.

А в 1652-1656 года правлении Алексея Михайловича было решено построить Закамскую сторожевую укрепленную линию (или «Засеченную черту»). В виде земляного вала со рвом и увенчанным деревянным тылом. В лесах делались засеки шириной 40-60 сажен. Кроме того, кругообразное городище было на горе, на площадке, где потом была построена церковь Святой Троице в 1794 году. В городищах стояли дозорные. Трудно приходилось крепости защищаться, особенно в 1667-1669 годах, а в 1676, 1682, 1717 годах подвергалась полному разрушению. Но снова и снова возрождалась крепость Ново-шешминск и в наше время Новошешминск процветает.

  1. Названия, каких улиц села связаны с историческими событиями? Кратко расскажите. (ул.Октябрьская - с событиями Октябрьской революции, ул. Майская – с первомайскими праздниками, ул.Советская – с периодами Советского Союза, ул.Ленина в честь вождя большевиков и т.д.)
  2. Именем, каких знаменитых людей названы улицы села? (ул.М.Горького, Н.Чернышевского, ул. Ленина, ул. О.Ю.Шмидта, ул.Чекина,  л.Буреева )

Учитель: А теперь наш географ познакомит нас с географической справкой села Новошешминск.

Географ: Новошешминский район расположен в центральной части Республики Татарстан на юге зональной зоны. На севере он граничит с Нижнекамским районом, на востоке - с Альметьевским районом, на юге - с Черемшанским и Аксубаевским районами, на западе-с Чистопольским районом РТ.

Районным центром является село Новошешминск, которое находится в 208 км от Казани, в 78 км от железнодорожной станции Шентала, 168 км от пристани Чистополь на реке Кама. До мая 1983 года Новошешминский район находился в составе Чистопольского района и был выделен в самостоятельный район 1 мая 1983 года.

Протяженность составляет с севера на юг 45 км, с запада на восток 42 км. В с. Новошешминск раположенно одно больничное учреждение, одна поликлиника, магазины частных предпринимателей, 3 аптеки, также в районе имеется одно ПУ№118 с очной формой обучения, 11 средних общеобразовательных школ, одна школа-гимназия, 8 начальных школ, 22 детских сада и т.д.

Новошешминский район является типичным сельскохозяйственным районном. В районе функционирует кирпичный завод, перерабатывающий завод сухого обезжиренного молока. Водоснабжение в Р.Ц. осуществляется от подземных источников-артезианских скважин. Электроснабжение осуществляется от пяти подстанций. Газоснабжение – 100% природным газом.

  1. Расскажите о предприятиях, на которых трудятся ваши родители. (рассказы учеников сопровождаются показом визитных карточек предприятий)

Журналист: а теперь вам предстоит ознакомиться с некоторыми статьями из районной газеты «Шешминская новь» под рубрикой «Люди земли Новошешминской».

Экскурсовод: Вернемся в родную школу. Здесь нам всегда рады. Открылась она в 2003 году. За эти годы многое изменилось. Школа постоянно занимает призовые места в районе как по результатам, так и по подготовке школы к учебному году. Школа является призером Международного конкурса «Красивая школа», завоевав диплом III степени. Также наша школа стала обладателем президентского гранта.

Учитель: в наше село часто приезжают гости, посещают они и нашу школу. Был у нас в районе президент РТ Шаймиев М.Ш., главный санитарный врач РТ Морозов О.В. и многие другие. Наша школа ведет переписку с экипажем корабля «Самум», где служат наши земляки.

Экскурсовод: Новошешминск в сердце каждого из нас. Любуясь своей малой родиной; мы мечтаем видеть ее еще краше. Думаем о том, что придет время, и мы внесем свой вклад в процветание родного уголка на карте Родины.

Ученицы читают стихотворение

З. Кандеевой, муз. раб. Ленинского детского сада.

Земля Новошешминская

Над Шешмою родною рекою,

Заливаясь, поет соловей.

Что сравниться с природой такой, с красотою сравнится такой?

Славлю тебя земля Новошешминская,

Славлю тебя, народ мой трудовой,

Зову тебя – стороною милою,

Новошешминск, Новошешминск,

Уголок тихий мой.

Трудолюбив народ Новошешминский.

Хлебом богат и душой своей.

Сколько славных сынов ты взрастила,

Вечно ими горда мать – земля.


Учитель: подводит итоги урока, дает задание на дом – написать сочинение на предложенную им тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс знатоков географии родного края "Люблю тебя, мой край родной!"

Разработка внеклассного мероприятия по краеведению....

Методическая разработка игры "Мой край родной" о Красном Селе

В статье приводятся материалы внеклассного мероприятия для школьников 13-15 лет, представленного в форме игры по станциям. Мероприятие краеведческой направленности посвящено истории и природе Красного...

Классный час «Край родных берез - Оренбургский край, тополиный край»

laquo;Край родных берез - Оренбургский край, тополиный край»...

Разработка урока РАСТЕНИЯ РОДНОГО КРАЯ

Данная разработка включает в себя ознакомление с редкими растениями Тункинской долины....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МОЙ КРАЙ РОДНОЙ» ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Тематическое направление методической разработки воспитательного мероприятия –гражданско-патриотическое.         Тема: «Люблю тебя, мой край родной...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Родной свой край люби и знай».

Направление воспитательной работы: гражданско-патриотическое.Актуальность: огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой родины. Обучающихся 5-6 классов и...