Фразеологизмы. Конспект урока русского языка в 6 классе
план-конспект урока русского языка (6 класс) по теме

Швецова Светлана Васильевна

Цель урока:

формирование представления о фразеологизме как единице языка, особенностях его строения и употребления в речи.

 

Задачи урока:

- знать понятие фразеологического оборота, отличие его от слова;

- уметь давать толкование лексического значения, находить фразеологизмы в толковом словаре, подбирать фразеологические синонимы и антонимы, находить фразеологизмы в тексте, составлять с ними предложения, определять синтаксическую роль фразеологизмов.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация по теме урока.

Примечание: смена слайдов вручную, по щелчку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_frazeologizmy.docx23.59 КБ
Файл frazeologizmy.pptx2.76 МБ

Предварительный просмотр:

Швецова Светлана Васильевна,

учитель русского языка и литературы, базовой категории

муниципального общеобразовательного учреждения

«Основная общеобразовательная школа №29»

Фразеологизмы

Конспект урока русского языка в 6  классе

Цель урока:

формирование представления о фразеологизме как единице языка, особенностях его строения и употребления в речи.

Задачи урока:

- знать понятие фразеологического оборота, отличие его от слова;

- уметь давать толкование лексического значения, находить фразеологизмы в толковом словаре, подбирать фразеологические синонимы и антонимы, находить фразеологизмы в тексте, составлять с ними предложения, определять синтаксическую роль фразеологизмов.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация по теме урока.

Примечание: смена слайдов вручную, по щелчку.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Организационный момент

Проверяет готовность обучающихся к уроку

Проверяют готовность к уроку

2

2

Актуализация знаний

Повторение

Фронтальный опрос по ранее изученной теме.

Повторение темы «Лексическое значение слова»

3

3

Знакомство с новым материалом.

1.Слайд  1, 2, 3.

Определение темы урока, постановка цели, задач  урока.

2. Слайд  4,5

Сравнение словосочетаний: ломать  голову,  горячая голова, разбить на голову, с ног на голову.

3.Слайд  6

Одинаково ли значение слова голова?

4.Слайд 7

Определение фразеологизмов.

5. Слайд 8

«Фразеологический словарь русского языка» под редакцией И.А. Молоткова

6. Слайд 9,10

Использование фразеологизмов в литературе.

7. Слайд 11

Фразеологизмы в УНТ

Демонстрирует иллюстрации, создает проблемную ситуацию, задает вопросы, направляет рассуждения обучающихся, подводит к выводу.

Разграничивает фразеологизмы и свободные сочетания слов.

Знакомит с «Фразеологическим словарем русского языка» под редакцией И.А. Молоткова. Объясняет принцип работы со словарем, словарной статьей.

Координирует деятельность обучающихся. Анализирует результаты выполнения заданий обучающимися.

Источники фразеологизмов различны. Одни возникли на основе наблюдения человека над общественными и природными явлениями (пословицы, поговорки, загадки)или в связи с историческими событиями.

Проводят исследование: отвечают на вопросы, рассуждают, приводят примеры.

Узнают об особенностях этих выражений, которые состоят в том, что в нашей речи они употребляются как бы в застывших формах.

Читают определение, делают вывод. Находят фразеологизмы в тексте, пытаются объяснить их значения

Знакомятся с «Фразеологическим словарем русского языка» под редакцией И.А. Молоткова. Тренировочные упражнения со словарем, словарной статьей.

Наблюдение над использованием фразеологизмов в художественной литературе. Чтение отрывков, нахождение фразеологизмов, объяснение лексического значения.

Игра «Найди фразеологизм» в загадках, сказках, пословицах, поговорках.

18

4

Закрепление изученного материала

1.Слайд 12, 13

«Подбери синонимы»

«Найди антонимы»

2. Слайд 14

Разминка.

3. Слайд 15, 16

Игра «Кто больше»

4. Слайд 17

«Собери фразеологизмы»

5. Слайд 18, 19

«Узнай фразеологизм»

Координирует деятельность обучающихся. Анализирует результаты выполнения заданий обучающимися.

Читает сочетания слов.  Разбор сочетаний слов, которые вызвали трудности.

Координирует деятельность обучающихся. Анализирует результаты выполнения заданий обучающимися.

Анализирует результаты выполнения заданий обучающимися.

Демонстрирует иллюстрации. Координирует деятельность обучающихся. Анализирует результаты выполнения заданий обучающимися.

Выводы: фразеологизмы имеют устойчивую словесную и грамматическую форму.

Знакомятся   с заданием, задают вопросы по выполнению заданий,  выполняют  задания.

Отмечают хлопком фразеологические обороты. Объясняют значение сочетаний слов.

Используя иллюстрацию, вспомнить фразеологические обороты со словом язык.

Записывают в тетради фразеологические обороты. Взаимопроверка.

Отгадывают, какой фразеологический оборот зашифрован на картинке? Составляют с ним предложение, определите синтаксическую роль фразеологизма. Устно объясните его значение. Делают выводы о синтаксической роли фразеологизмов в предложении.

14

5

Подведение итогов

1.Слайд  20

Рефлексия. Оценивает деятельности обучающихся.

Фиксируют выводы. Дают советы по теме.

5

6

Домашнее задание

1.Слайд 20

Комментирует  домашнее задание

Фиксируют домашнее задание, задают вопросы по выполнению задания.

3

Список литературы:

  1. А.Барто . Детям/А. Барто – Оникс,  2009. – 144 с.
  2. Бабкин А.М. Русская фразеология, ее развитие и источники./А.М. Бабкин. –Москва: Либроком, 2009. –264 с.
  3. Балакай, А.Г. Фразеология современного русского языка / А.Г. Балакай. - Новокузнецк: Кузбассиздат, 1992. – 80 с.
  4. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И.: учебник – 24 издание – Москва: Просвещение, 2002 –С 240.:
  5. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Комиссарова Л.Ю:  Обучение русскому языку в 6 классе: методические рекомендации к учебнику для 6 класса общеобразовательных учреждений – 2 издание -– Москва: Просвещение, 2002 –С 124.:
  6. И. А. Крылов. Избранные произведения. – Москва: Советская Россия, 1979.        
  7. Русский язык: поурочные планы/Под.ред. Н.М. Скоркиной – Волгоград: Учитель АСТ, 2002 – С
  8. А. Твардовский Василий Теркин /– Издательство: Амфора,  2008 г. – 351 с.
  9. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А. И. Молоткова. — 4-е изд., стереотип. — Москва:  Русский язык, 1987. — С. 238. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока

Слайд 2

Цель урока Формирование представления о фразеологизме как единице языка, особенностях его строения и употребления в речи.

Слайд 3

ЗАДАЧИ УРОКА знать: понятие фразеологического оборота, отличие его от слова уметь: давать толкование лексического значения, подбирать фразеологические синонимы и антонимы, находить фразеологизмы в тексте, составлять с ними предложения, определять синтаксическую роль фразеологизмов.

Слайд 4

Одинаково ли значение слова голова в выражениях: Ломать голову Горячая голова

Слайд 5

разбить на голову с ног на голову

Слайд 6

Ломать голову – решать трудную задачу, думать о чем-нибудь Горячая голова – вспыльчивый человек, безрассудный. Разбить наголову – нанести поражение, разбить всех. С ног на голову – придать чему-либо противоположное значение, исказить.

Слайд 8

Все богатство русской фразеологии представлено в словарях и справочниках

Слайд 9

Использование фразеологизмов в литературе Оказался молодцом, Смог осилить ношу – Не ударил в грязь лицом И не сел в галошу. А Шибаев Речка сбросила мостки, Вырвалась из плена. Все ей нынче пустяки Море по колено! А Барто

Слайд 10

Использование фразеологизмов в литературе Зги не видно. Ночь вокруг. И бойцу взгрустнется. Только что-то вспомнит вдруг, Вспомнит, усмехнется А Твардовский Запели молодцы: Кто в лес, кто по дрова, И у кого, что силы стало. В ушах у гостя затрещало И закружилась голова. И Крылов

Слайд 11

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ В УНТ

Слайд 12

ПОДБЕРИ СИНОНИМЫ Кот наплакал Видимо-невидимо Во всю прыть Тьма тьмущая Со всех ног Раз два и обчелся С гулькин нос Хоть отбавляй С три короба Капля в море Пруд пруди В два счета Не успеешь моргнуть

Слайд 13

Составьте пары, противоположные по смыслу Чуть свет На чужой шее сидеть Душа в душу Повесить нос Коломенская верста Сидеть сложа руки Заваривать кашу Воспрянуть духом На ночь глядя Как кошка с собакой Расхлебывать кашу Жить своим горбом От горшка Два вершка Не покладая рук

Слайд 14

Игра «Аплодисменты» золотые руки - золотые зубы медвежья берлога – медвежья услуга сбивать с толку – сбивать с дерева дрова разгорелись - глаза разгорелись горькая правда – горькое лекарство приходить в школу – приходить в голову

Слайд 15

ИГРА «КТО БОЛЬШЕ»

Слайд 16

«ЯЗЫК» Язык без костей. Язык до Киева доведет. Язык хорошо подвешен. Кто меня за язык тянул? Язык на плече. Язык проглотил. Язык мой – враг мой. Хватит языком молоть. Типун тебе на язык.

Слайд 18

УЗНАЙ ФРАЗЕОЛОГИЗМ Работать спустя рукава Вывести на чистую воду

Слайд 19

УЗНАЙ ФРАЗЕОЛОГИЗМ Как белая ворона Вставлять палки в колеса

Слайд 20

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ - Что нового узнали на уроке о фразеологических оборотах? - Чему научились? - Что бы вы посоветовали ученику, изучающему эту тему самостоятельно ?

Слайд 21

дОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Какова история происхождения фразеологизмов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

системно-деятельностный подход на уроке русского языка (6класс)

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов  образования нового поколения.Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Урок русского языка по теме "О...

Урок русского языка в 6классе по теме "Имя прилагательное"

Урок развития речи проводится как обобщающий урок в конце изучения данного раздела школьной программы....

Урок русского языка в 6классе

Урок русского языка в 6классе с использованием  проблемно- диалогического обучения.  Тема урока "Разряды прилагательных"...

Уроки русского языка,6класс

Конспекты уроков для 6 класса....

Конспект открытого урока по русскому языку в 6классе по теме: «Разносклоняемые существительные»

Цели урока: 1.Обучающая:Формировать умение изменять разносклоняемые существительные по падежам, обосновывая выбор гласных в окончаниях, предупреждать грамматические ошибки в письменной речи.2.Раз...

Работа с текстом на уроках русского языка в 5,6классах в рамках коммуникативно-деятельностного подхода

В  статье  описываются  технологии  работы  с  текстом  на  уроках  русского языка в  рамках  коммуникативно-деятельностного подхода...

Фразеология. Употребление фразеологизмов. Конспект открытого урока русского языка в 10 классе.

Конспект открытого урока в 10 классе по теме: "Фразеология. Употребление фразеологизмов"....


 

Комментарии

Беликова Елена Николаевна

Хорошая презентация. Спасибо большое!