Экспертиза учебника русского языка М.М. Разумовской. 5 класс.
материал по русскому языку на тему

Заключение  Российской  Академии  Образования

на учебник Русский язык 5 класс: Учебник для образовательных учреждений,19 –е издание, переработанное, 2011 г. – 317 стр., ил. - 16,

под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта;

авторский коллектив: М. М. Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов и др.,

издательство -  Дрофа.

  

   В Российской Академии образования рассмотрен учебник Русский язык  под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта, предназначенный для 5 класса  общеобразовательной школы.

   По результатам проведённой экспертизы сделаны следующие выводы.

1.                 Общая краткая  характеристика учебника.

   Для проведения экспертизы представлен оригинал – макет учебника русского языка для 5 класса (из серии учебников, завершающих предметную линию учебников) и пояснительная записка к данной линии учебников.

   Представленное издание является учебником: оно содержит систематическое изложение содержания предмета русский язык. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekspertiza_uchebnika.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Заключение  Российской  Академии  Образования

на учебник Русский язык 5 класс: Учебник для образовательных учреждений,19 –е издание, переработанное, 2011 г. – 317 стр., ил. - 16,

под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта;

авторский коллектив: М. М. Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов и др.,

издательство -  Дрофа.

   

   В Российской Академии образования рассмотрен учебник Русский язык  под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта, предназначенный для 5 класса  общеобразовательной школы.

   По результатам проведённой экспертизы сделаны следующие выводы.

1.                 Общая краткая  характеристика учебника.

   Для проведения экспертизы представлен оригинал – макет учебника русского языка для 5 класса (из серии учебников, завершающих предметную линию учебников) и пояснительная записка к данной линии учебников.

   Представленное издание является учебником: оно содержит систематическое изложение содержания предмета русский язык.

2.                 Оценка по критериям с  комментариями.

    Содержание учебника соответствует федеральному государственному образовательному стандарту  общего образования второй ступени.

    Учебник обеспечивает возможность формирования предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, специфических для русского языка  и обеспечивающих возможность продолжения образования на следующей ступени.

2. 1.Содержание учебника  и специальные задания направлены на формирование языка науки данной предметной области – этому способствуют образцы рассуждений, лингвистические тексты, предлагаемые для   чтения, анализа и пересказа; специальные задания по информационно – смысловой обработке текстов лингвистического содержания, схем, таблиц, инструкций (упр.66,743). В 5 классе важным является формирование навыков смыслового чтения текстов лингвистического содержания и способности строить рассуждения на лингвистическую тему.  Учебник ориентирован также  на развитие языкового чутья, на работу с обобщающими понятиями (например,  «язык» и «речь» - упр.9).

2.2.  Учебник содержит задания, направленные на освоение обучающимися видов деятельности по получению, преобразованию и применению  нового знания в учебных, в учебно – проектных  и социально – проектных ситуациях (упр. 276). Особое внимание уделяется усвоению системы знаний о языке и речи, способов оперирования ими, формированию и совершенствованию основных видов компетенций: языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой.

2.3. Обучение направлено на формирование научного типа мышления и научных представлений. В учебнике 5 класса особое внимание уделено выработке осознанного, беглого, выразительного чтения; грамотного письма; осмысленного и точного понимания речи; правильного выражения собственных мыслей  в устной и письменной речи (например, после упражнения № 2 предложено, прочитав последний абзац, доказать справедливость этой мысли, ответив на вопрос: «Что изменится в твоей жизни, если исчезнет язык?»).

3. 3.1. Учебник учитывает возможность достижения межпредметных результатов обучения и универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных (в нём использованы отрывки из произведений, изучаемых на уроках литературы: «Иван – крестьянский сын…» - упр.14, «Васюткино озеро» В.Астафьева, загадки и пр.).

3. 2. Вместо правила в учебном процессе предлагается научный способ действия  – это образец рассуждения, схема, таблица и пр. Пятиклассник постепенно овладевает способом осмысления теории и механизмом действия (упр. 240, 241). Разрыв между теорией и практикой обучения преодолевается с помощью ориентира на усвоение ключевых умений. Например, предлагаемый способ  определения  написания проверяемых гласных и согласных корня с помощью правила заменён в учебнике способом определения написания путём опоры на ближнеродственное слово (объяснение написание слов «моряк», «линейка», «облегчить» - упр.58, 322) .  В учебнике использованы оптимальные способы формирования важнейших общеучебных умений и навыков. Например, опора на обобщающие понятия и соответствующие ключевые умения (понятие орфограммы в 5 классе, ключевое умение – обнаруживать её).

  Работа по учебнику помогает развитию универсальных учебных действий пятиклассников. Система предъявления заданий  отражает направленность курса  на усвоение не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Например, с 5 по 9 класс в учебниках повторяется несколько серий упражнений, обеспечивающих преемственность и перспективность  в работе, нацеленность на формирование важных умений на каждом этапе обучения. В 5 классе это 2 блока упражнений: 1-Учимся читать лингвистический текст, 2 –Учимся говорить на лингвистическую тему.  

   Учебник содержит упражнения на развитие способностей и их использование в учебной, познавательной и социальной практике (задание найти на рисунке – схеме три условия речевого общения - упр.11). Усилено внимание к устной речи: систематически проверяется усвоение норм орфоэпии и формирование навыков выразительной устной речи (упражнения на интонацию, логическое ударение, темп и тембр речи - упр. 51; предлагается понаблюдать за произношением дикторов телевидения).

3. 3. Учебник содержит задания, направленные на формирование и развитие умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии (упр. 29), классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение («Объясните, как вы понимаете высказывание А. Толстого – упр. 16) и делать выводы (упр. 38: «Наблюдаем и делаем выводы»). Этому способствует систематическое проведение разнообразных видов языкового анализа (орфографического, лексического, морфологического). Ученик приобретает способность осуществлять разные виды деятельности и самостоятельно получать новые знания, применяя их в учебной  деятельности.

3. 4. Содержание и методика обучения направлены на формирование умений самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности в  сотрудничестве с педагогами и сверстниками (формулировка заданий предполагает совместную деятельность: рубрика «Учимся читать…», «Учимся проводить анализ….» Учимся понимать…», «Создаём текст…», «Пробуем редактировать…», «Совершенствуем текст…»  и т.д., работу в парах – упр. 63, ЗСП - 3,4).

3. 5. Обучение направлено  на развитие умения осознанно использовать речевые средства  в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.  Три группы понятий составляют в учебнике теоретическую основу обучения связной речи: текст, стили речи, типы речи. Пятикласснику предложены  различные виды речевой деятельности: чтение, восприятие и анализ высказывания, его воспроизведение и создание, а также совершенствование собственного высказывания.

3. 6. Содержание и методика обучения по данному учебнику направлены на формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий (ИКТ – компетенции) в процесс изучения русского языка в школе (по мультимедийному пособию),  на формирование экологического мышления (тексты о природе).

4. Возможность достижения личностных результатов обучения.

   ФГОС предусматривает возможность  достижения личностных результатов обучения.

4. 1. С этим связана направленность учебника на формирование ответственности пятиклассников, способности к самообразованию, к проявлению самостоятельности в процессе обучения, к потребности обращаться к словарно – справочной литературе ( в том числе к словарям учебника), интернет – справочникам, мультимедийному приложению.

   В учебнике представлено содержание, формирующее социальную роль учащегося: оно требует самооценки пятиклассника, повышает его ответственность и самостоятельность. С первых уроков 5 класса учебник помогает ученикам подготовиться к экзаменам по русскому языку – ГИА и ЕГЭ (приведены высказывания о языке Л. Толстого  и др.– упр.4, Н. Карамзина, К.Паустовского – упр.7; регулярны задания - найти  в тексте главную мысль, ответ – доказательство; даётся понятие о микротеме, строении абзаца; орфоэпии и пр.) Каждый речевой блок, включённый в учебник, содержит  в себе рефлексивный компонент, который направлен на развитие навыков самопроверки, умение редактировать тексты – упр.784, совершенствовать их  – упр. 789.

 4. 2. Содержание и методика обучения направлены на формирование готовности и способности пятиклассников к саморазвитию и личностному самоопределению, способствуют выработке способности к самооценке, развитию познавательных интересов; направлены на всестороннее развитие личности пятиклассника средствами русского языка: развивают мышление и речь, эмоционально – волевую сферу, логическое мышление.

4. 3. Обучение по данному учебнику способствует формированию и развитию системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно – смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в их деятельности.    

 4. 4. Содержание учебника позволяет формировать социальные компетенции, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Этому способствует формирование у пятиклассников культуроведческой компетенции - с помощью  сведений об истории языка, этимологии, анализа произведений искусства, текстов о национально – культурных традициях русского народа и о русских учёных – лингвистах (о Ломоносове, Гроте, Аванесове,  Дале, Виноградове, Пешковском),  даётся понятие о старославянизмах, изучаются устаревшие слова (отрывок из словаря Даля – упр. 322, текст о деревенской избе – упр. 335). Всё это способствует выработке ценностных ориентаций и  воспитанию любви к русскому языку и  литературе (анализ пословиц, поговорок, прибауток, считалок, загадок - упр. 622, 626, 656, 638, 631). Обучение идёт на текстах  Крылова, Пушкина, Лермонтова,  Фета,  Тургенева, Толстого,  Бунина, Есенина, Чехова, Блока, Ахматовой, Пришвина, Рубцова,  Друни-ной, Ошанина и др.

4. 5. Учебник содержит большой воспитательный потенциал, обладает социально – гуманитарной направленностью, что способствует утверждению ценностей гражданского общества, становлению личности ученика, его успешной социализации (предложение составить устный отзыв на фильм в разговоре с другом – упр.15, обучение с помощью вопросов отзыву о фотографии – упр. 50; обучение оценке действительности - § 69).

5. Содержание учебника соответствует возрастным и психологическим возможностям обучающихся.

5.1. Объём теоретического материала и текстов соответствуют нормам учебного времени. Компоновка дидактического материала и количество информации в нём продуманы с точки зрения физиологии пятиклассника (отрывки из сказок;  материал на форзаце предусматривает постоянное обращение к нему в случае надобности, что обеспечивает твёрдые знания по важнейшим разделам фонетики, морфологии и речеведения  в 5 классе).

   Оформление учебника соответствует возрастным особенностям пятиклассников - 16 цветных репродукций  картин природы и художественных фотографий  (Шишкин, Юон, Грабарь, Левитан, Герасимов и др.; В. Гиппенрейтер) помогают ученикам в постижении родного языка.  Доступность  материала обеспечена выделением теоретической информации на цветном поле, аппарат ориентировки учебника снабжён системой сигналов – символов (дополнительные задания и задания повышенной сложности, мультимедийное приложение), продумана наглядность (рисунки,  в том числе шутливые, репродукция картины Васнецова и пр.), даны образцы записи, учебник снабжён системой словариков пяти  типов, при выполнении заданий повышенной сложности предусмотрены подсказки – упр. 702.  

5. 2. В учебнике учтена ведущая деятельность, характерная для детей 5 класса, – общение (предложены в качестве дидактического материала отрывки из произведений детских писателей, изучаются этикетные слова).

  5. 3. Учебник предполагает использование разных форм организации обучения (экскурсия, эксперимент – упр. №184 , диалог, самостоятельная работа по мультимедийному пособию, кроссворд – упр. 325  и пр.)

 5. 4. Содержание учебника обеспечивает  учёт индивидуальных особенностей и успешность продвижения пятиклассника, предусматривая, например,  обучение его самоорганизации, проверке и оценке своей самостоятельной работы   (мультимедийное пособие - упр. 661).

 5. 5. Гармоничны и оправданы для учеников 5 класса в структуре методического аппарата пропорции репродуктивных и развивающих заданий. В основу методической системы учебника положена идея синтеза языкового и речевого развития учащихся, усиление коммуникативного аспекта в изучении русского языка.

  5. 6. Подобранный учебный материал учитывает предполагаемый уровень личностного развития учащихся 5 класса, а также психологические новообразования и уровень развития абстрактного мышления для возможного адекватного восприятия. Авторы учебника ставят целью курса русского языка усвоение системы знаний о языке и речи, способов оперирования  ими и совершенствование на этой основе важнейших видов речевой деятельности. Прекрасным подспорьем являются справочные материалы с планами языкового разбора.

   Учебник 5 класса является стартовым по отношению к систематическому курсу русского языка.

6. Пояснительная записка соответствует реализованным в учебнике целям, а также содержанию и технологии обучения.

7. Учебник принадлежит к завершённой предметной линии.

8. Общий вывод об оценке рассматриваемого материала.

   -Содержание учебника соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (5 класс)   второй ступени.

   -Содержание учебника соответствует возрастным и психологическим особенностям обучающихся. Закладываются основы базовых понятий, идёт формирование навыков проведения различного вида анализа слова (фонетического, морфологического, словообразовательного, лексического, морфемного), а также многоаспектного анализа.

   -Учебник принадлежит к завершённой предметной линии учебников.

                                                         

Рецензент: Перепёлкина Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, учительница школы № 75 г. Черноголовка Московской области.

Заключение  Российской  Академии  Образования

на учебник Русский язык 5 класс: Учебник для образовательных учреждений,19 –е издание, переработанное, 2011 г. – 317 стр., ил. - 16,

под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта;

авторский коллектив: М. М. Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов и др.,

издательство -  Дрофа.

   

   В Российской Академии образования рассмотрен учебник Русский язык  под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта, предназначенный для 5 класса  общеобразовательной школы.

   По результатам проведённой экспертизы сделаны следующие выводы.

1.                 Общая краткая  характеристика учебника.

   Для проведения экспертизы представлен оригинал – макет учебника русского языка для 5 класса (из серии учебников, завершающих предметную линию учебников) и пояснительная записка к данной линии учебников.

   Представленное издание является учебником: оно содержит систематическое изложение содержания предмета русский язык.

2.                 Оценка по критериям с  комментариями.

    Содержание учебника соответствует федеральному государственному образовательному стандарту  общего образования второй ступени.

    Учебник обеспечивает возможность формирования предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, специфических для русского языка  и обеспечивающих возможность продолжения образования на следующей ступени.

2. 1.Содержание учебника  и специальные задания направлены на формирование языка науки данной предметной области – этому способствуют образцы рассуждений, лингвистические тексты, предлагаемые для   чтения, анализа и пересказа; специальные задания по информационно – смысловой обработке текстов лингвистического содержания, схем, таблиц, инструкций (упр.66,743). В 5 классе важным является формирование навыков смыслового чтения текстов лингвистического содержания и способности строить рассуждения на лингвистическую тему.  Учебник ориентирован также  на развитие языкового чутья, на работу с обобщающими понятиями (например,  «язык» и «речь» - упр.9).

2.2.  Учебник содержит задания, направленные на освоение обучающимися видов деятельности по получению, преобразованию и применению  нового знания в учебных, в учебно – проектных  и социально – проектных ситуациях (упр. 276). Особое внимание уделяется усвоению системы знаний о языке и речи, способов оперирования ими, формированию и совершенствованию основных видов компетенций: языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой.

2.3. Обучение направлено на формирование научного типа мышления и научных представлений. В учебнике 5 класса особое внимание уделено выработке осознанного, беглого, выразительного чтения; грамотного письма; осмысленного и точного понимания речи; правильного выражения собственных мыслей  в устной и письменной речи (например, после упражнения № 2 предложено, прочитав последний абзац, доказать справедливость этой мысли, ответив на вопрос: «Что изменится в твоей жизни, если исчезнет язык?»).

3. 3.1. Учебник учитывает возможность достижения межпредметных результатов обучения и универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных (в нём использованы отрывки из произведений, изучаемых на уроках литературы: «Иван – крестьянский сын…» - упр.14, «Васюткино озеро» В.Астафьева, загадки и пр.).

3. 2. Вместо правила в учебном процессе предлагается научный способ действия  – это образец рассуждения, схема, таблица и пр. Пятиклассник постепенно овладевает способом осмысления теории и механизмом действия (упр. 240, 241). Разрыв между теорией и практикой обучения преодолевается с помощью ориентира на усвоение ключевых умений. Например, предлагаемый способ  определения  написания проверяемых гласных и согласных корня с помощью правила заменён в учебнике способом определения написания путём опоры на ближнеродственное слово (объяснение написание слов «моряк», «линейка», «облегчить» - упр.58, 322) .  В учебнике использованы оптимальные способы формирования важнейших общеучебных умений и навыков. Например, опора на обобщающие понятия и соответствующие ключевые умения (понятие орфограммы в 5 классе, ключевое умение – обнаруживать её).

  Работа по учебнику помогает развитию универсальных учебных действий пятиклассников. Система предъявления заданий  отражает направленность курса  на усвоение не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Например, с 5 по 9 класс в учебниках повторяется несколько серий упражнений, обеспечивающих преемственность и перспективность  в работе, нацеленность на формирование важных умений на каждом этапе обучения. В 5 классе это 2 блока упражнений: 1-Учимся читать лингвистический текст, 2 –Учимся говорить на лингвистическую тему.  

   Учебник содержит упражнения на развитие способностей и их использование в учебной, познавательной и социальной практике (задание найти на рисунке – схеме три условия речевого общения - упр.11). Усилено внимание к устной речи: систематически проверяется усвоение норм орфоэпии и формирование навыков выразительной устной речи (упражнения на интонацию, логическое ударение, темп и тембр речи - упр. 51; предлагается понаблюдать за произношением дикторов телевидения).

3. 3. Учебник содержит задания, направленные на формирование и развитие умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии (упр. 29), классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение («Объясните, как вы понимаете высказывание А. Толстого – упр. 16) и делать выводы (упр. 38: «Наблюдаем и делаем выводы»). Этому способствует систематическое проведение разнообразных видов языкового анализа (орфографического, лексического, морфологического). Ученик приобретает способность осуществлять разные виды деятельности и самостоятельно получать новые знания, применяя их в учебной  деятельности.

3. 4. Содержание и методика обучения направлены на формирование умений самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности в  сотрудничестве с педагогами и сверстниками (формулировка заданий предполагает совместную деятельность: рубрика «Учимся читать…», «Учимся проводить анализ….»Учимся понимать…», «Создаём текст…», «Пробуем редактировать…», «Совершенствуем текст…»  и т.д., работу в парах – упр. 63, ЗСП - 3,4).

3. 5. Обучение направлено  на развитие умения осознанно использовать речевые средства  в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.  Три группы понятий составляют в учебнике теоретическую основу обучения связной речи: текст, стили речи, типы речи. Пятикласснику предложены  различные виды речевой деятельности: чтение, восприятие и анализ высказывания, его воспроизведение и создание, а также совершенствование собственного высказывания.

3. 6. Содержание и методика обучения по данному учебнику направлены на формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий (ИКТ – компетенции) в процесс изучения русского языка в школе (по мультимедийному пособию),  на формирование экологического мышления (тексты о природе).

4. Возможность достижения личностных результатов обучения.

   ФГОС предусматривает возможность  достижения личностных результатов обучения.

4. 1. С этим связана направленность учебника на формирование ответственности пятиклассников, способности к самообразованию, к проявлению самостоятельности в процессе обучения, к потребности обращаться к словарно – справочной литературе ( в том числе к словарям учебника), интернет – справочникам, мультимедийному приложению.

   В учебнике представлено содержание, формирующее социальную роль учащегося: оно требует самооценки пятиклассника, повышает его ответственность и самостоятельность. С первых уроков 5 класса учебник помогает ученикам подготовиться к экзаменам по русскому языку – ГИА и ЕГЭ (приведены высказывания о языке Л. Толстого  и др.– упр.4, Н. Карамзина, К.Паустовского – упр.7; регулярны задания - найти  в тексте главную мысль, ответ – доказательство; даётся понятие о микротеме, строении абзаца; орфоэпии и пр.) Каждый речевой блок, включённый в учебник, содержит  в себе рефлексивный компонент, который направлен на развитие навыков самопроверки, умение редактировать тексты – упр.784, совершенствовать их  – упр. 789.

 4. 2. Содержание и методика обучения направлены на формирование готовности и способности пятиклассников к саморазвитию и личностному самоопределению, способствуют выработке способности к самооценке, развитию познавательных интересов; направлены на всестороннее развитие личности пятиклассника средствами русского языка: развивают мышление и речь, эмоционально – волевую сферу, логическое мышление.

4. 3. Обучение по данному учебнику способствует формированию и развитию системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно – смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в их деятельности.    

 4. 4. Содержание учебника позволяет формировать социальные компетенции, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Этому способствует формирование у пятиклассников культуроведческой компетенции - с помощью  сведений об истории языка, этимологии, анализа произведений искусства, текстов о национально – культурных традициях русского народа и о русских учёных – лингвистах (о Ломоносове, Гроте, Аванесове,  Дале, Виноградове, Пешковском),  даётся понятие о старославянизмах, изучаются устаревшие слова (отрывок из словаря Даля – упр. 322, текст о деревенской избе – упр. 335). Всё это способствует выработке ценностных ориентаций и  воспитанию любви к русскому языку и  литературе (анализ пословиц, поговорок, прибауток, считалок, загадок - упр. 622, 626, 656, 638, 631). Обучение идёт на текстах  Крылова, Пушкина, Лермонтова,  Фета,  Тургенева, Толстого,  Бунина, Есенина, Чехова, Блока, Ахматовой, Пришвина, Рубцова,  Друни-ной, Ошанина и др.

4. 5. Учебник содержит большой воспитательный потенциал, обладает социально – гуманитарной направленностью, что способствует утверждению ценностей гражданского общества, становлению личности ученика, его успешной социализации (предложение составить устный отзыв на фильм в разговоре с другом – упр.15, обучение с помощью вопросов отзыву о фотографии – упр. 50; обучение оценке действительности - § 69).

5. Содержание учебника соответствует возрастным и психологическим возможностям обучающихся.

5.1. Объём теоретического материала и текстов соответствуют нормам учебного времени. Компоновка дидактического материала и количество информации в нём продуманы с точки зрения физиологии пятиклассника (отрывки из сказок;  материал на форзаце предусматривает постоянное обращение к нему в случае надобности, что обеспечивает твёрдые знания по важнейшим разделам фонетики, морфологии и речеведения  в 5 классе).

   Оформление учебника соответствует возрастным особенностям пятиклассников - 16 цветных репродукций  картин природы и художественных фотографий  (Шишкин, Юон, Грабарь, Левитан, Герасимов и др.; В. Гиппенрейтер) помогают ученикам в постижении родного языка.  Доступность  материала обеспечена выделением теоретической информации на цветном поле, аппарат ориентировки учебника снабжён системой сигналов – символов (дополнительные задания и задания повышенной сложности, мультимедийное приложение), продумана наглядность (рисунки,  в том числе шутливые, репродукция картины Васнецова и пр.), даны образцы записи, учебник снабжён системой словариков пяти  типов, при выполнении заданий повышенной сложности предусмотрены подсказки – упр. 702.  

5. 2. В учебнике учтена ведущая деятельность, характерная для детей 5 класса, – общение (предложены в качестве дидактического материала отрывки из произведений детских писателей, изучаются этикетные слова).

  5. 3. Учебник предполагает использование разных форм организации обучения (экскурсия, эксперимент – упр. №184 , диалог, самостоятельная работа по мультимедийному пособию, кроссворд – упр. 325  и пр.)

 5. 4. Содержание учебника обеспечивает  учёт индивидуальных особенностей и успешность продвижения пятиклассника, предусматривая, например,  обучение его самоорганизации, проверке и оценке своей самостоятельной работы   (мультимедийное пособие - упр. 661).

 5. 5. Гармоничны и оправданы для учеников 5 класса в структуре методического аппарата пропорции репродуктивных и развивающих заданий. В основу методической системы учебника положена идея синтеза языкового и речевого развития учащихся, усиление коммуникативного аспекта в изучении русского языка.

  5. 6. Подобранный учебный материал учитывает предполагаемый уровень личностного развития учащихся 5 класса, а также психологические новообразования и уровень развития абстрактного мышления для возможного адекватного восприятия. Авторы учебника ставят целью курса русского языка усвоение системы знаний о языке и речи, способов оперирования  ими и совершенствование на этой основе важнейших видов речевой деятельности. Прекрасным подспорьем являются справочные материалы с планами языкового разбора.

   Учебник 5 класса является стартовым по отношению к систематическому курсу русского языка.

6. Пояснительная записка соответствует реализованным в учебнике целям, а также содержанию и технологии обучения.

7. Учебник принадлежит к завершённой предметной линии.

8. Общий вывод об оценке рассматриваемого материала.

   -Содержание учебника соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (5 класс)   второй ступени.

   -Содержание учебника соответствует возрастным и психологическим особенностям обучающихся. Закладываются основы базовых понятий, идёт формирование навыков проведения различного вида анализа слова (фонетического, морфологического, словообразовательного, лексического, морфемного), а также многоаспектного анализа.

   -Учебник принадлежит к завершённой предметной линии учебников.

                                                         

Рецензент: Перепёлкина Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, учительница школы № 75 г. Черноголовка Московской области.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспертиза учебника русского языка М. М. Разумовской. 7 класс.

Заключение  Российской  Академии  Образования на учебник «Русский язык»  7 класс: Учебник для образовательных учреждений, Москва, 2011 г.; в 2 - х частях, 342 стр.; под редакцией...

Экспертиза учебника русского языка М.М.Разумовской . 8 класс.

Заключение  Российской  Академии  Образования ...

Экспертиза учебника русского языка М.М.Разумовской 9 класс.

Заключение  Российской  Академии  образования на учебник Русский язык...

Экспертиза учебника русского языка М.М. Разумовской 6 класс.

Заключение  Российской  Академии  Образования на учебник Русский язык 6 класс: Учебник для образовательных учреждений,19 –е издание, переработанное, 2011 г. – 341 стр., ил.-16, под ре...

Экспертиза учебника русского языка Г.Г.Граник 9 класс

Заключение  Российской  Академии  Образования на учебник «Русский язык»  9 к...

Экспертиза учебника русского языка Г.Г.Граник 6 класс.

Заключение  Российской  Академии  Образования на учебник «Русский язык»  6 класс: Учебник для образовательных учреждений, Москва, 2011 г.; в 2 - х частях, 430стр.; под редакцией ...

Урок русского языка в 6 классе по теме: " Морфологические признаки глагола" по учебнику «Русский язык» М.М. Разумовская 6 класс.

Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует следующим стадиям урока:подготовительный — стадия вызова; восприятие нового — смысловая стадия;присвоение информации — стадия рефле...