Урок русского языка в 5 классе. Тема Словосочетание.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

 

Представленный урок обобщение – повторение по теме «Словосочетание» расскажет много интересного. Урок развивает речевые навыки. Учащиеся знакомятся с русскими лингвистами. Важной сторонойактуальности урока выступают проблемные ситуации и возрастные особенности учащихся 5класса. Учебный процесс включает в себя различные виды деятельности, каждый из которых активизирует учащихся, побуждает к самостоятельности, способствует к зарождению и реализации творческой мысли.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_5_klass_konkurs.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в пятом классе.

Тема. Словосочетание.

Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.

Задачи урока:

1.образовательная – совершенствовать навыки различия словосочетания от предложения; научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании.

2. развивающая – развивать внимание, память.

3. воспитательная -  воспитание патриотизма, любви к своей Родине через чтение и разбор отрывков из произведений И. Никитина, И. Грекова и других поэтов; воспитывать активность, самостоятельность, работать в оптимальном темпе, осуществлять самоконтроль.

Цель урока:

  1. обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Синтаксис и пунктуация это раздел науки о языке»; объяснить их неразрывную связь.
  2. Познакомиться с деятельностью выдающегося ученого-лингвиста Александра Матвеевича Пешковского.

Оборудование: интерактивная доска; таблицы; учебник; карточки с текстами; отрывки из произведений Б.Заходера, И.Никитина, И.Грекова, М.Исаковского.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Проверка домашнего задания.

А) Учащиеся рассказывают, что они узнали о деятельности А.М.Пешковского.

Б) Беседа о том, что изучает синтаксис и пунктуация.

Учитель.   Приглашаю вас в страну Ошиблику. Вот первое, что вы можете увидеть, подъезжая к Ошиблике: (текст проектируется на доске)

Очень – очень странный вид:

Речка за окном горит,

Чей-то дом хвостом виляет,

Песик из ружья стреляет,

Мальчик чуть не слопал мышку.

Кот в очках читает книжку.

Старый дед влетел в окно,

Воробей схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

- Вот что значит запятая!

  Б.Заходер.

- Интересно, а при чем тут запятая?

- Какое значение в письменной речи имеют знаки препинания? Докажите примерами.

- Почему синтаксис и пунктуация рассматриваются в неразрывной связи?

- Зачем нужны знаки препинания на письме?

В) Языковой эксперимент – сравнение двух текстов: со знаками препинания и без них.

        

Ученикам раздаются карточки с текстом, напечатанным без знаков препинания (текст проектируется на доске).

Чудесное осеннее утро березки стоят в золотых сарафанах клены роняют свои резные листья осыпались последние цветы но что это кто нарушил тишину это красавцы журавли отправились в свой дальний путь счастливого пути журавушки

       Одному из учеников предлагается прочитать текст вслух. Затем учащиеся отвечают на         вопрос.

- Почему было трудно читать эту запись. А нам слушать? ( Потому что нет знаков препинания. Чтобы было легче читать, нужно поставить знаки препинания.)

Один ученик выполняет эту работу на интерактивной  доске. Затем учащиеся сравнивают два варианта. Исправляют допущенные ошибки; тест читается со знаками препинания. Учащиеся полнее отвечают на вопрос, поставленный в начале урока: для чего нужны знаки препинания на письме? Для уточнения ответа ученикам предлагается подумать. Какие знаки препинания использованы в тексте; почему в этом тексте нельзя было использовать только один знак препинания, например, точку?

Вывод: знаки препинания нужны в тексте для того, чтобы пишущий мог точно и ясно выразить свои мысли, а слушающий мог точно их понять.

Г) Составление таблицы «Знаки препинания и их роль».

- Предлагаю вам начать работу по составлению таблицы о роли знаков препинания на письме. По ходу изучения знаков, выполняя задания с разными знаками препинания и выясняя их роль в каждом случае, вы будете вносить новые сведения в свои таблицы.

Знаки препинания

Роль знаков препинания

Пунктуационные знаки завершения:

Точка

Вопросительный знак

Восклицательный знак

Завершение предложений в тексте

3.Изучение новой темы на основе наблюдения.

        

Учащиеся отрабатывают умение устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании, сравнивают слова и словосочетания, вычленяют словосочетания из предложений.

А) Чтение основного теоретического материала на с.95.

Б) Понятие главного и зависимого слова в словосочетании ( с.99, упражнение 260 выполняют учащиеся с низким уровнем обучения, а упражнение 261 – остальные учащиеся).

В) Понятие о словах, не являющихся словосочетаниями. Обращаю внимание на то, что (по мнению авторов учебника) не являются словосочетанием сочетание подлежащего и сказуемого, однородные члены предложения, существительные с предлогом и не связанные по смыслу слова (с.101, упражнение 268).

Г) Понятие об именных и глагольных словосочетаниях, их употребление в речи.

(с.102, чтение теоретического материала).

4.Постановка и решение проблемной ситуации.

(Проектируется два столбика слов.)                    

                                                                                     

                                                                                  Над глухой степью в

                                                                                 неизвестный

Степь, глухой, над, путь, неизвестный,              путь бесконечной цепью

в, облака, цепью, бесконечный, плыть.               облака плывут.

                                                                                                       И.Никитин.

- Есть ли смысл в том, что записано в первом столбике? Во втором? Почему? (Самостоятельные слова служат для названия предметов, их признаков, действий и т. д, но взятые отдельно они редко являются высказываниями. Предложения образуются из слов и словосочетаний. Предложение содержит сообщение, высказывание. Сочетание предложений образуют текст.)

Задание: составить возможные словосочетания. Записать их, обозначить стрелками зависимость между частями словосочетания. Вставить пропущенные орфограммы (слова записаны на интерактивной доске).

Пож…леть, друг; увл…каться спорт; уд…вительный зрелище; спуститься герой; смелый снег.

- Почему нельзя составить словосочетание из двух последних пар слов? (Это случайный подбор слов; сочетание их лишено смысла, поэтому они не образуют словосочетание).

      5. Составление и заполнение таблиц.

Виды словосочетаний по строению

Именные

Глагольные

Таблица заполняется примерами из упражнения 270 на с.102-103.(работа у доски).

Составляется таблица, которая заполняется примерами из стихотворения И.Грекова.

Виды именных словосочетаний.

Прилагательное +

существительное

Существительное +

существительное

На зеркальной воде

На зелени дерев

Текст проектирован на доске. Учащиеся выразительно читают его, затем выписывают словосочетания, заполняя таблицу, и делают вывод.

Мелькает желтый лист на зелени дерев,

Работу кончил серп на нивах золотистых,

И покраснел уже вдали ковер лугов,

И зрелые плоды висят в садах тенистых.

                                             И.Греков.

Виды глагольных словосочетаний

Глагол + существительное

Глагол + наречие

Таблица заполняется примерами из стихотворения, текст которого проецирован на доске, делается вывод.

По оврагам, по обрывам,

Через пальцы ивняка

Льется тихо и пугливо

Желтолистая река.

                                          М.Исаковский.

6. Орфоэпический диктант с самопроверкой.

        

        Птицы задолго предугадывают перемену погоды. Но часто бывает, что перелетных странников на середине безбрежного моря вдруг застигает внезапный ураган. До берегов далеко, птицы утомились в

далеком полете. Счастье для птиц, если они встретят в эти минуты морское судно. Тучей спускаются они на палубу, на рубку, на снасти, на борта. И суровые моряки никогда не обидят их, не оскорбят их доверчивости.

Задание: 1-я группа выписывает пять именных и глагольных словосочетаний, а 2-я группа выписывает слова с орфограммой в корне слова.

7.Проверочный тест.

  1. Укажите именные словосочетания:

А) устный счет;

Б) участие в соревновании;

В) участвовать в игре;

Г) чествовать победителя;

Д) шел по дороге.

  1. Укажите глагольные словосочетания:

А) гигантский завод;

Б) сверкнуть на солнце;

В) доблестный воин;

Г) неприятный запах;

Д) работать на поле.

  1. Найдите глагольные словосочетания:

А) ужасный ветер;

Б) расстилаться по равнине;

В) искусный мастер;

Г) вершина ели;

Д) собирать крыжовник.

Ответ: 1 – а, б; 2 – б, д; 3 – б, д.

8. Итог урока.

- Сделайте основные выводы по теме сегодняшнего урока. Заполните таблицу примерами устно: распределите словосочетания по группам.

Именные

Глагольные

        Освещала комнату, безболезненный укол, Кощей Бессмертный, отдавал много сил, сдружился с девочкой, бесценный дар, бесчестный поступок,

хороший рассказчик, безвкусно одетый, сшибли с ног, воскликнул артист, иззябнуть на ветру, расшифруешь запись.

9. Домашнее задание: параграф 29, упражнение 269 – 1-й вариант; 274 – 2-й вариант.

Яшина Галина Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа, Бугурусланского района.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 10 класс. Тема: « Душа родного города». (Обучение написанию сочинения - рассуждения).

Цели:Øформирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;Øвыработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской по...

Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ".

Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ". Цели:формирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментирован...

Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».

Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая  – углубление пре...

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Дистанционный урок русского языка. 8 класс. Виды словосочетаний

Разработан маршрут самостоятельной работы над темой. Предлагается дидактический материал....

Урок русского языка 6 класс Тема: «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».

Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.Цель: повторить и систематизировать изученный материал; развитие коммуникативной компетенции; воспитание познавательного интереса.Задачи:- обобщить по...