Главные вкладки

    Готовимся к ГИА 2012 В 2.
    тест по русскому языку (9 класс) по теме

    Материал предназначен для подготовки уч-ся 9 класса к выполнению второй части экзаменационной работы на основе прочитанного текста.Задания В2 свыбором ответа

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon v2.gotovimsyak_gia.doc48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использован  материал:

    1. С.В. Драбкина, Д.И.Субботин. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме.Русский язык.2012.Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы.Тексты.

    Работа над частью В 2 ГИА 2012

    В большинстве экзаменационных тестах задание В2 сформулировано так:

    Замените словосочетание ОЗИРАЛАСЬ ГРАЦИОЗНО (предложение 21), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

    или так:

    Замените словосочетание БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ (предложение 35), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

     Для тренировки предлагаю выполнить некоторые УПРАЖНЕНИЯ.

     Предварительно рекомендую повторить ТЕОРИЮ по данной теме.

    Словосочетанием  называются два или несколько слова, объединенных по смыслу и грамматически (с помощью подчинительной связи).

    Словосочетание – это  синтаксическая единица, состоящая из двух и более самостоятельных слов, связанных подчинительной грамматической связью, и выражающая единое, но расчленённое понятие, например любимая профессия, лекция по информатике, прочитать книгу,читать  вслух, всегда спокойный.

    В структуре словосочетания выделяется  главное и зависимое слово.

    Главное слово – это слово,от которого  мы задаем вопрос. Зайти (куда?)в школу.Понимание (чего?) задания.

    В словосочетаниях различают следующие виды синтаксической связи  слов: согласование, управление, примыкание.

    1.Согласование - это такой  вид подчинительной связи ,при которой  зависимое слово уподобляется главному в общих для них грамматических формах   (рода, числа, падежа), например: хороший специалист, заветная мечта, любимое дело.

                  При согласовании с изменением форм  главного слова соответственно изменяются  и формы  зависимого слова,например: интересное занятие (Им.п.), интересным занятием(Т.п.), об интересном занятии(П.п).

              При определении вида словосочетания важно обращать внимание на зависимые слова: какой частью речи они выражены.

        При согласовании зависимым словом может быть ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ПРИЧАСТИЕ, МЕСТОИМЕНИЕ, ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ: частые встречи, летящий мяч, наше право, второй ряд.

    2.Управление – это такой вид подчинительной  связи, при котором главное слово требует употребления зависимого в определенном падеже с предлогом или без предлога , например: написание реферата, работа  над проблемой, интерес к предмету.

              Зависимым словом при управлении может быть СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ или МЕСТОИМЕНИЕ: начало игры, попросить её.

    Примыкание –это такой  вид подчинительной  связи, при котором зависимое слово, не имея форм словоизменения, присоединяется к главному по смыслу, например: стараться учиться, чтение вслух, очень хорошо.

    Зависимым словом  при примыкании может быть ДЕПРИЧАСТИЕ, НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА, НАРЕЧИЕ, СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО:  спать стоя, просил остаться, ходить пешком, стать лучше.

    1. ПРИМЕЧАНИЕ:

    Синтаксическая связь между подлежащим   и сказуемым  не является  подчинительной.

    Поэтому грамматическая основа  предложения не считается словосочетанием.

     

    Известную студенческую «шпаргалку»-подсказку напомнила нам одна из коллег:

    При согласовании три требования главного к зависимому - род, число, падеж.

    При управлении одно требование главного к зависимому - падеж.

    При примыкании никто ничего потребовать не может.

       Эти СОВЕТЫ помогут  вам избежать ошибок при выполнении упражнений:

     1. Найдите в данном словосочетании главное (то, ОТ которого можно задать вопрос к зависимому) и зависимое слова (то, К которому задаётся вопрос от главного). Например, ОЗИРАЛАСЬ (как?) ГРАЦИОЗНО.

     2. Главное слово оставляем без изменения (то есть не меняем его грамматическую форму; в каком виде оно употребляется в задании, в таком виде и оставляем).

     3. Теперь в центре внимания - зависимое слово! Определяем, какой частью речи оно выражено. При примыкании оно чаще всего выражается наречием, при согласовании - прилагательным, при управлении - существительным.

     4. Читаем в задании, какой тип связи мы должны получить.

     Если необходимо преобразовать примыкание в управление, значит наречие заменяем синонимичным существительным, можно использовать предлог (например, ОЗИРАЛАСЬ ГРАЦИОЗНО - ОЗИРАЛАСЬ С ГРАЦИОЗНОСТЬЮ).

     Если нужно преобразовать согласование в управление, то прилагательное заменяем синонимичным существительным (например, БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ - ЧЕРТОЙ БАБУШКИ).

     5. Обратите также внимание на место зависимого слова в словосочетании. Оно может измениться. Это наглядно демонстрирует второй пример: при согласовании зависимое слово находится ПЕРЕД главным (БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ), а при управлении - ПОСЛЕ главного (ЧЕРТОЙ БАБУШКИ).

     А теперь попробуйте сами!

    Задание 1. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.

    с предлогом:

     1. бессонная ночь –

     2. подземный переход –

     3. алгебраическая задача –

     4. школьный портфель -

     5. плюшевый медвежонок -

     6. приморский парк -

     7. клетчатый шарф –

    без предлога:

     1. полковое знамя –

     2. солнечная энергия –

     3. лесной запах –

     4. учительский стол -

     5. конское ржание -

    зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание:

     1. двухэтажное здание –

     2. шестилетний ребёнок –

     3. белоствольная берёза -

     4. голубоглазая девочка -

     5. островерхие ели -

    Задание 2. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ.

     (то есть делаем всё наоборот)

    1. каша из гречки –

     2. снаряд для спортсменов –

     3. тропинка в гору -

     4. человек без совести -

     5. вопрос по литературе -

     6. гостиница при вокзале -

     7. костюм в полоску –

     8. кусты сирени –

     9. совет отца –

     10. ком снега –

     11. судьба матери –

     12.занятия музыкой –

     13.собака с гладкой шерстью -

     14.ружьё с двумя стволами -

     15.парень с рыжими волосами -

     16.особняк в три этажа -

     17.девушка двадцати лет –

    Задание 3. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.

     1. жалостно посмотрел –

     2. смело спрыгнул –

     3. устало шагал –

     4. осторожно слез –

     5. спокойно делал –

     6. беззаботно жил -

     7. бесшумно едет -

     8. бесстрашно бросился –

     9. бездушно пел –

    Задание 4. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ (делаем наоборот).

    1. говорил с тревогой –

     2. ждал с напряжением –

     3. охранял с заботой –

     4. глядел со смущением –

     5. уезжал со спокойствием -

     6. отзывался с гордостью –

     7. сделал с аккуратностью –

     8. плакал без звука -

     9. поступил без жалости –

    Задание 1. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.

    с предлогом:

    1. бессонная ночь – ночь без сна

    2. подземный переход – переход под землёй

    3. алгебраическая задача – задача по алгебре

    4. школьный портфель - портфель для школы

    5. плюшевый медвежонок - медвежонок из плюша

    6. приморский парк - парк при море

    7. клетчатый шарф – шарф в клетку

    без предлога:

    1. полковое знамя – знамя полка

    2. солнечная энергия – энергия солнца

    3. лесной запах – запах леса

    4. учительский стол - стол учителя

    5. конское ржание - ржание коня

    зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание:

    1. двухэтажное здание – здание в два этажа

    2. шестилетний ребёнок – ребёнок шести лет

    3. белоствольная берёза - берёза с белым стволом

    4. голубоглазая девочка - девочка с голубыми глазами

    5. островерхие ели - ели с острым верхом

    Задание 2. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ (то есть делаем всё наоборот)

    1. каша из гречки – гречневая каша

    2. снаряд для спортсменов – спортивный снаряд

    3. тропинка в гору - горная тропинка

    4. человек без совести - бессовестный человек

    5. вопрос по литературе - литературный вопрос

    6. гостиница при вокзале - привокзальная гостиница

    7. костюм в полоску – полосатый костюм

    8. кусты сирени – сиреневые кусты

    9. совет отца – отцовский совет

    10. ком снега – снежный ком

    11. судьба матери – материнская судьба

    12.занятия музыкой – музыкальные занятия

    13.собака с гладкой шерстью - гладкошёрстная собака

    14.ружьё с двумя стволами - двуствольное ружьё

    15.парень с рыжими волосами - рыжеволосый парень

    16.особняк в три этажа - трёхэтажный особняк

    17.девушка двадцати лет - двадцатилетняя девушка

    Задание 3. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.

    1. жалостно посмотрел – посмотрел с жалостью

    2. смело спрыгнул – прыгнул со смелостью

    3. устало шагал – шагал с усталостью

    4. осторожно слез – слез с осторожностью

    5. спокойно делал – делал со спокойствием

    6. беззаботно жил - жил без забот

    7. бесшумно едет - едет без шума

    8. бесстрашно бросился – бросился без страха

    9. бездушно пел – пел без души

    Задание 4. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ (делаем наоборот).

    1. говорил с тревогой – тревожно говорил

    2. ждал с напряжением – напряжённо ждал

    3. охранял с заботой – заботливо охранял

    4. глядел со смущением – смущённо глядел

    5. уезжал со спокойствием - спокойно уезжал

    6. отзывался с гордостью – гордо отзывался

    7. сделал с аккуратностью – аккуратно сделал

    8. плакал без звука - беззвучно плакал

     9. поступил без жалости - безжалостно поступил


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ГОТОВИМСЯ К ГИА 2012 А 4.Фонетика

    Материал предназначен для подготовки учащихся 9 класса к выполнению второй  части экзаменационной работына основе прочитанного текста задания А 4свыбором ответа....

    Готовимся к ГИА 2012 В 2.

    Материал предназначен для подготовки уч-ся 9 класса к выполнению второй части экзаменационной работы на основе прочитанного текста.Задания В2 свыбором ответа...

    Готовимся к ЕГЭ-2012. Задание В1

    Задания взяты из Открытого банка задач по математике....

    Анализ работы классного руководителя за 2011- 2012 учебный год. План воспитательной работы на 2012-2013 уч.год

    Данный материал содержит анализ работы с классом в 2011-2012 уч.году и план воспитательной работы на 2012-2013 уч.год....

    Расходы МАОУ СОШ № 18 с 01.09.2012 года по 31.05.2012 года

    На 2011 -2012 учебный год базовой школе выделено субсидии на выполнение муниципального задания в 2011 году - в сумме 4 071 994 рубля 64 копейки, в том числе на дистанционное обучение-3...

    Планы и анализ работы проблемно-методической группы (2011-2012, 2012-2013 гг)

    Планы и анализ работы проблемно – методической группы  «Повышение мотивации учения и познавательного интереса учащихся в малочисленной школе»Предлагаю познакомиться с анализом работы проблемной г...

    Качественный анализ педагогических кадров МБ ОУ Пеля-Хованской СОШ за 2010-2011, 2011-2012, 2012-2013 учебные годы

    Возможно данная информация вам поможет для составления справок по состоянию педагогических кадров в школе....