Правописание букв З и С на конце приставок
методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме

 Урок закрепления и совершенствования знаний по теме «Буквы З и С на конце приставок». На уроке используются  карточки для индивидуальной работы,  тесты для проверки знаний по теме, тексты для индивидуальной работы. Учащиеся отрабатывают навыки написания слов с приставками на З и С, умение отличать их от приставки С- и употреблять их в речи; узнавать слово по его лексическому значению.  

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_bukv_z_i_s_na_konce_pristavok.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

 

     

  1. Тема «Правописание букв З и С на конце приставок»

(урок закрепления и совершенствования знаний)

   Цели: 1. учебные: развивать навык употребления букв З и С на конце приставок;

      обогащать словарный запас учащихся;  

      проверить уровень усвоения материала учащимися.

     2. воспитательные: содействовать воспитанию у учащихся бережного отношения  к слову, формированию эстетического вкуса; расширять кругозор учащихся.

     3. развивающие: развивать орфографическую зоркость, память, быстроту реакции,     внимание.

 Оборудование урока: 1. Карточки для индивидуальной работы.

                                      2. Тесты для проверки знаний по теме.

                                      3. Таблица.

                                      4. Тексты для индивидуальной работы.

 Ход урока.

1. Слово учителя.

     Ребята, у нас с вами сегодня необычный урок – урок-отчёт, на котором присутствует много гостей – учителей нашей школы. Мы с вами немного волнуемся, но, думаю, когда начнём работать, это пройдёт, ведь дорогу осилит идущий. Я прошу вас сосредоточиться, быть внимательными, аккуратными. Материал у нас сегодня интересный, уже знакомый вам. У каждого есть возможность получить хорошую оценку, и не одну.

     Сегодня мы завершаем работу с приставками 1 и 2-й групп, и поэтому вы должны показать, умеете ли писать слова с приставками на З и С, отличать их от приставки С и употреблять их в речи; узнавать слово по его лексическому значению. В конце урока будьте готовы к самостоятельной работе.

 А сейчас откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока. Не забывайте писать красиво и грамотно.

2. Синтаксическая пятиминутка.

     А начнём мы работу с фрагмента из стихотворения Ивана Саввича Никитина, жившего в середине Х1Х века, почти 150 лет назад (1824-1861). Выполним несколько видов работ. Сразу обратим внимание на средства художественной выразительности, помогающие нам лучше увидеть картины зимней природы, как и красочные фотографии, которые перед вами. Фрагмент стихотворения поможет нам и в классификации приставок.

     Итак, один ученик идёт к доске, записывает предложение, расставляет знаки препинания, объясняет все орфограммы и пунктограммы.  

 Зашумела, разыгралась

 В поле непогода;

 Принакрылась белым снегом

 Гладкая дорога. ( И.С.Никитин, «Песня»).

  1. Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы нарисовать зимнюю картину?  /олицетворение/
  2. Какой фонетический процесс происходит в слове гладкая?  /оглушение/.
  3. Найдите слова, в которых не совпадает количество букв и звуков. Объясните, почему.   /разгулялась, принакрылась, гладкая/.
  4. Выделите приставки в словах и объясните их написание.
  5. Правописание какой приставки вы не смогли объяснить?

 3. Актуализация темы.

 А теперь, ребята, подведём итог.

  1. На сколько групп можно разделить все приставки и почему?
  2. Назовите эти группы.
  3. Казалось бы, всё в 1-й группе ясно и понятно. Но вот вопрос: в каком случае употребить слово одеть, а в каком надеть и почему? Помогите справиться с этим заданием.

Запись на доске:  «Люба, (на, о)день сегодня своё праздничное платье»,- сказала мама. Бабушка заметила:»Ты, Лена, слишком легко (на, о)дела ребёнка».

  1. И ещё в 1-й группе обосновалась «коварная» приставка. Назовите её. От чего её надо отличать?  /приставка С, отличать от З в корне/
  2. Вспомните стихотворение, помогающее это запомнить.

Обрати внимание на здесь, здоровье, здание.

З нельзя в них отделить, чтобы смысл не повредить.

  1. Почему приставки 2-й группы пишутся то с буквой З, то с буквой С? От чего это зависит?
  1. Словарный диктант.

      Итак, правила вы знаете. А умеете ли их применить на практике? Сейчас ваша задача – узнать слово по его ЛЗ, записать его и объяснить написанное. У многих из вас на столе лежит карточка, на которой написано ЛЗ того или иного слова. Вы по порядку выходите к доске, читаете свою карточку, мы узнаём слово по его ЛЗ, записываем и объясняем написанное.

1.        Сообщение, уведомление о чём-нибудь.

2.        Тревожное состояние, волнение.

3.        Санаторий, дом отдыха.

4.        Ростки хлебных злаков, показавшиеся из-под земли.

5.        Слегка, ненадолго заснуть.

6.        Плотно соединив, прижать друг к другу; например, пальцы в     кулак.

7.        Отсутствие, нарушение порядка.

8.        Сооружение, постройка, дом.

9.        Кучер повозки.

10.        Сохранить, не дать исчезнуть.

11.        Начало утра, время перед восходом солнца.

12.        Тихая погода, полное отсутствие ветра.

13.        Не умеющий читать и писать.

14.        Возобновить в своей памяти.

15.        Делая движения или заставляя двигаться, привести в состояние  физической бодрости.

 

  1. Разминка.

      Давайте мы с вами проведём разминку – разучим ещё одну скороговорку. Помним, что скороговорка не только весёлое, но и полезное занятие. Скороговорки помогают исправить плохую дикцию, т.е. произношение. Сначала говорю я, затем все вместе, потом – несколько человек по одному.

 Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор.

  1. Составь слово.

      Ребята! Вы показали своё умение узнавать слово по его ЛЗ. А сможете ли вы составить слово, выполнив ряд действий? Посмотрим, кто это сделает быстро и правильно. С полученным словом нужно будет составить предложение. Работать мы будем с шарадой. Вспомним, что это такое?

 /загадка, в которой загаданное слово состоит из нескольких частей, морфем/.

      В «списке» вы мой обнаружите корень,

      Суффикс в «собрании» встретится вскоре,

      В слове «рассказ» вы приставку найдёте,

      В целом – по мне на уроки пойдёте. /расписание/.

  1. Проверочный диктант.

     А сейчас я вам загадаю загадку. Ваша задача – не только разгадать её, но и записать её правильно, грамотно. При выполнении всех предыдущих заданий у каждого из вас была возможность сразу проверить свои знания и умение применять их на практике. А это задание рассчитано на то, что вы сначала напишете загадку, подумаете над всеми орфограммами и пунктограммами, встретившимися в предложении, а затем сверите с написанным и поставите себе оценку.

      Железный нос в землю врос, роет, копает, землю разрыхляет. /плуг/

      Без языка, без голоса, а всё расскажет. /книга/

  1. Самостоятельная работа.

       И наконец – последнее задание – самостоятельная работа, но разная для всех. У каждого из вас на парте лежат карточки, с которыми предстоит работать:

  1. вставить пропущенные буквы;
  2. тесты;
  3. тексты, из которых надо выписать слова на изучаемую орфограмму – З и С на конце приставок.

Вы работаете прямо на этих карточках, по окончании работы передаёте мне. Оценки за них узнаете на следующем уроке.

 Итак, сосредоточьтесь, внимательно прочитайте задание и аккуратно и      грамотно выполняйте его.

Тест:    Вариант 1.

  1. В каком случае следует писать З:

А) во..хождение  б)во..соединение в)и..бранник  г)и..следование

  1. Найти слово с приставкой на З и С:

А) растёт б) разок в) сбить г) размельчить.

  1. В каком случае следует писать С:

А) бе..грамотный  б) во..кликнуть в) и..вергать г) во..гордиться.

  1. Найти слово, в котором допущена ошибка:

А) разход б) раздвоение в) чрезмерный г) исподтишка.

  1. Перепишите предложение, предварительно

исправив ошибки:

 Безпорядочный человек непроживёт в добре век.

  1. Найди «четвёртое лишнее» слово:

                А) ..бежал б) и..калечить в) во..кликнуть г) бе..людный.

              Вариант 2.

 1.В каком случае следует писать З:

                  А ) во..рождение б) ..сжечь в) ра..сердить г) чере..чур.

 2. Найти слово с приставкой на З и С:

   А ) восток б) воздух в) здание г) воззвание.

   3. В каком случае следует писать С:

   А ) бе..позвоночный б) бе..козырка в) ра..садить г) и..калечить.

   4.Найти слово, в котором допущена ошибка:

   А )изжить б) исжарить в) воспроизводство г)иззябнуть.

   5. Перепишите предложение, предварительно исправив ошибки

    Бесдонную бочку водой ненаполниш.

 6. Найди «четвёртое лишнее» слово:

    А )в..лететь б) во..стание в) в..громоздиться в) ра..мельчить.

1. Выписать словосочетания, в составе которых слово с приставками на З и С.

На востоке нашей страны возвышаются Уральские горы, а за ними расстилается Западно-Сибирская равнина. Бесчисленные богатства находятся в недрах земли. Перед строительством моста надо рассчитать его конструкцию. Потом необходимо исследовать местность. Кто будет возглавлять строительство?

     Тихое безоблачное утро. Нежный аромат распространяют скромные фиалки. Среди ржи кое-где вспыхивают красные полевые маки. Я не люблю искусственные цветы. Птицы беспокойно перелетают с дерева на дерево. Скворцы умеют воспроизводить разные звуки.

2. Выпишите слова с орфограммой «Буквы З и С на конце приставок».

        Луг был сухой. Змеи не попадались. Мышонок расхрабрился, стал путешествовать и при солнце. Ел он теперь зёрна и клубни разных растений, жуков, гусениц. А скоро научился и новому способу прятаться от врагов.

       Случилось это так: Пик раскопал в земле личинки каких-то жуков, уселся на задние лапки и стал закусывать. Пик видел вдали над лугом маленького сокола-трясучку. Пик понял опасность, но было уже поздно. У мышонка от страха отнялись ноги. Он прижался грудью к земле и замер. Трясучка никак не могла взять в толк, куда исчез мышонок. Она зорко всматривалась в то место. Где он сидел, но видела только бурые комья земли. А Пик лежал тут, у неё на глазах.

        На спине-то шёрстка у него была жёлто-бурая, точь-в-точь под цвет земли, и сверху его никак нельзя было разглядеть.

3.Выпишите слова с приставками на З и С, а также с приставкой С и слова- исключения.

    Распахнулась дверь, и вошли парень с фотоаппаратом и девочка с букетом.

 –Здравствуй, Новиков. Как здоровье? Мы из школьной газеты. Хотим воспеть твой подвиг. На твоём примере будет воспитываться молодёжь, - сказали они.

 -Это вы чересчур, я на это не рассчитывал, - смутился Вася.

 -Не скромничай. Итак, начнём разговор. Рассказывай, как ты спас человека.

  Вася вздохнул.

 -Сижу, рыбу ловлю. Рассветает. Вскоре на велосипеде Петька подъезжает, - вспомнил Вася.  

 - Выходит, сбежал с уроков?

        - Но он же человека спас! Нельзя быть формалистом. Напиши, что он удил рыбу во время большой перемены, - сказала девочка.

  1. Домашнее задание.

    А сейчас откроем дневники, запишем домашнее задание: п. 82,83, упр.427. откройте учебник на с. 175. Прочитаем задание. Ребята, кому сложно показалось такое задание, можете просто вставить пропущенные буквы. Но в этом случае помните, что такая работа оценивается ниже.

  1.  Обобщение.

      Итак, сегодня мы закончили работу с правописанием приставок 1 и2-й групп. Вы показали, что умеете применять правила написания приставок на З и С, отличать их от приставки С. наш урок заключительный, но это не значит, что больше мы не будем обращаться к словам на изучаемую орфограмму. Просто в дальнейшем, я уверена, у вас не будет затруднений при написании слов с приставками 1 и 2-й групп.

      Мы хорошо с вами поработали на уроке, за что я вас благодарю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание букв З и С на конце приставок.

Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание букв З и С на конце приставок" с приложениями....

презентация к уроку Буквы З и С на конце приставок

Цели урока:  Знать условия выбора буквы в приставках на З-С; уметь пользоваться правилом, определяющим выбор буквы;воспитывать интерес, любовь к родному слову, к его истории....

Урок русского языка в условиях реализации ФГОС «Буквы З и С на конце приставок» (5 класс)

Представлен конспект урока .  Цель урока:обеспечитьвосприятие, осмысление и закрепление правила «Правописание приставок на –з и –с»; овладение способами действия по правилу, алгоритмическим предп...

Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок.

Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок....

Буквы з и с на конце приставок

Цели: Познакомить учащихся с особенностями правописания приставок , оканчивающихся на з-с; совершенствование умений, связанных с анализом текста; повышение уровня лингвистической компетенции; продолжи...

Методическая разработка открытого урока по теме: "Правописание букв З и С на конце приставок."

Тип урока: урок объяснения нового материала. Цель: дать учащимся представление о правописании приставок, оканчивающихся на –з и –с....