Правописание букв З и С на конце приставок.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Киверина Светлана Николаевна

Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание букв З и С на конце приставок" с приложениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon z-s_v_pristavkah.doc192.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

русского языка в 5 классе

Буквы З и С на конце приставок

Урок подготовила и провела

Киверина Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ с.Кугалки Яранского района Кировской области


План

урока русского языка в 5 классе

Буквы З и С на конце приставок.

Тип урока

Урок усвоения новых знаний.

Используемые технологии обучения

Традиционные с элементами технологии личностно-ориентированного образования, урока-практикума, компьютерной технологии.

Цели урока

  1. Познакомить учащихся с условиями выбора написания буквы в приставках, оканчивающихся на З и С.
  2. Формирование умения пользоваться алгоритмом, определяющим выбор буквы, находить орфограмму в морфеме, овладевать приемами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
  3. Воспитание любви к родному языку, прививать интерес к его познанию.
  4. Развитие творческих способностей, самостоятельности мышления учащихся.

Оборудование

  1. Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова. Русский язык 5 класс, учебник для общеобразовательных учреждений. М: Просвещение, 2009 год.
  2. 6 компьютеров.
  3. Программное обеспечение: программа MyTestStudent версия 3. с заранее внесенным в нее тестом (приложение 3)
  4. Заготовки для создания алгоритма.

название этапа урока

деятельность учителя

деятельность ученика

техно- логии обучен.

Обоснование,

прогнозируемый результат

Организацион-ный

1 мин

Проверка готовности каждого ученика к уроку, настрой на урок.

Проверяют самостоятельно готовность к уроку, настраиваются на урок, записывают число и тему урока в тетрадях.

Создание рабочего настроя на урок

Актуализация знаний

6 мин

Диктует словосочетания:

- вырубка леса, честное слово, чудесные ландыши, ожидание грозы, съезд депутатов, въезжать в новое здание, доносились голоса, сжечь дотла, молотьба пшеницы, подпишешь счет, предвещать победу, злая вьюга.

Задания:

  1.  выделите неизменяемые приставки,
  2.  назовите слова с непроизносимыми согласными в корне,
  3.  назовите слова, в которых происходит оглушение согласных,
  4.  назовите слова, в которых происходит озвончение согласных,
  5.  найдите слова, в которых звуков больше, чем букв,
  6.  найдите слова, в которых букв больше, чем звуков,
  7.  найдите слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.
  8.  назовите слова, в которых все согласные глухие,
  9.  назовите слова, в которых все согласные звонкие


Ребята по цепочке у доски и в тетрадях пишут по два словосочетания под диктовку, объясняют выбор написания орфограмм, выделяют неизменяемые приставки, выполняют задания учителя.

Технология личностно – ориентированного образования

Актуализация знаний, необходимых для понимания нового материала. В ходе выполнения задания проводится проверка домашнего задания на повторение фонетики, характеристики звукового состава слова. Диктуемые словосочетания подбирались с учетом индивидуальной работы с детьми, на закрепление навыков правописания орфограмм у конкретных учащихся.

Психологическая подготовка к изучению новой темы

2 мин

- Прочитайте внимательно тему урока и скажите, какие знания нам сегодня пригодятся, что мы уже знаем, а что предстоит узнать.

Ребята говорят, что знают, что такое приставка, как ее найти в слове, дают характеристику звукам [з] и [с], самостоятельно ставят цель урока.

Технология личностно – ориентированного образования, элементы

педагогической мастерской

Самостоятельная постановка цели и задач урока учениками

Объяснение нового материала

4 мин

Учитель создает проблемную ситуацию, предлагает учащимся поработать с таблицей  в парах (приложение 1), понаблюдать за произношением и правописанием приставок, проанализировать примеры и самостоятельно сформулировать правило о правописании букв З и С на конце приставок.

Затем учитель предлагает результаты поиска сверить с материалами учебника.

Анализируют примеры, отвечают на вопросы и самостоятельно формулируют правило правописания букв З и С в приставках.



Ученики открывают учебник на странице 174. Один из учащихся читает вслух правило, объясняет графическое обозначение орфограммы.

Ученики самостоятельно выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого правила.

Сверяют результаты своего поиска с материалом учебника, орфограммы №11

Первичное закрепление знаний

7 мин

Обобщающие вопросы по таблице:

  1. В чем же отличие приставок, оканчивающихся на З и С от ранее изученных?
  2. Относится ли выявленная закономерность к какой-то одной части речи или она одинаково верна для всех известных частей речи?
  3. Какие операции и в какой последовательности надо выполнить, чтобы не ошибиться в выборе буквы на конце названных приставок?

Делают выводы:

- приставки первой группы (неизменяемые) пишутся всегда одинаково, независимо от произношения, а в приставках на З и С конечная согласная зависит от той согласной, которая стоит после приставки

- правило о правописании приставок второй группы относится и к существительным, и к глаголам, и к прилагательным

-в ходе беседы составляют алгоритм применения правила правописания приставок, оканчивающихся на З и С

(приложение 2)

Выясняют, в чем отличие приставок второй группы от ранее изученных, относится ли выявленная закономерность к какой-то одной части речи.

Ученики самостоятельно выводят алгоритм правописания приставок, оканчивающихся на З и С.

В целях выработки навыка рассуждения по алгоритму проводится работа со словами из упражнения 423, а так же выполняется работа над графическим обозначением изучаемой орфограммы.

Первые два слова  упражнения 423 учитель сам пишет на доске, дает образец рассуждения, которое вытекает из составленного алгоритма, графически обозначает орфограмму.

Учащиеся по очереди выходят к доске, рассуждают вслух, объясняя написание слов с приставками, графически обозначают орфограмму.

Элементы урока- практикума

Отработка навыка рассуждения по алгоритму, графического обозначения орфограммы.

Закрепление навыка правописания

5 мин

-Выпишите слова с орфограммой «Буквы З и С на конце приставок» и обозначьте её графически из упражнения 424

-Какие слова вы не выписали, объясните почему.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание, проговаривая рассуждение про себя, графически обозначая орфограмму. Правильность выполнения работы проверяют друг у друга соседи по парте.

Объясняют, почему не выписали  слова сдавать и сжимать.

Закрепляют умения применения правила написания приставок на З и С, умения отличать их от приставок, изученных ранее.

Словарно –орфографичес-кая работа

4 мин

- Слова рассвет и расцвет необходимо различать по их лексическому значению. Рассвет – время суток перед восходом солнца, начало утра, время, когда начинает светать. Расцвет – время появления цветков у растений, цветение растений. Слово расцвет имеет также переносное значение – наивысшая степень развития, подъема чего-либо. В русском языке есть еще одно слово цвет – со значением «окраска», от него образовались слова расцвечивать – окрашивать пестро, в яркие цвета; расцветка– сочетание красок, цветов.









- Устно составьте с одним из записанных слов с приставкой на изучаемое правило предложение.

Записывают в словарики:

Свет

Светать

Рассветать

Рассвет

Рассветный

Предрассветный

Цвет

Расцветать

Расцвет

Заранее подготовленный ученик в качестве устной иллюстрации читает наизусть стихотворение В. Берестова «На рассвете»

На рассвете, на рассвете

Лучший клёв у рыбака!

На рассвете, на рассвете

Лучший гриб у грибника!

На рассвете, на рассвете

Птичий звон со всех сторон.

На рассвете, на рассвете

У лентяя лучший сон!

Устно составляют с одним из записанных слов с приставкой на изучаемое правило предложение.






Обогащение словарного запаса учащихся.

Развитие речи учащихся.

Сопоставление предлогов без, из и приставок без-, бес-, из-, ис-

3 мин

Наблюдения по записи на доске:

Учащиеся проводят сопоставление произношения и  написания предлогов без, из и приставок без-, бес-, из-, ис- со словами, объясняют отличие в написании, обращают внимание на стечение одинаковых согласных в слове беззвездное.

Закрепляют умения применения правила написания приставок на З и С, отличия их от предлогов.

предлоги

приставки

небо без звезд

беззвездное небо

мотор без шума

бесшумный мотор

достать из жара

изжарить картофель

образуется из пара

испарение воды

Творческий диктант

3 мин

Творческий диктант на материале словосочетаний. Задание: заменить существительные с предлогами близкими по смыслу прилагательными.

Ночь без сна, человек без страха, даль без предела, жидкость без цвета.

Пишут диктант, по цепочке объясняют выбор написания приставки, выделяют корень слова, чтобы объяснить стечение одинаковых согласных в слове.

Закрепляют умения применения правила написания приставок на З и С, отличия их от предлогов.

Промежуточ-ный контроль знаний

5 мин

-выполните электронный тест, который содержит 12 вопросов с выбором ответа

-учитель фиксирует результаты,

(приложение 3)

Рассаживаются за свои рабочие места у компьютеров, выполняют тест, после чего делают зарядку для глаз.

Быстро работающие ученики выполняют дополнительное задание: составляют предложения со словами из творческого диктанта


Компьютерные технологии

Контроль знаний. Компьютерная программа экономит время на уроке, вызывает большой интерес пятиклассников, имеется возможность создания  теста, отвечающего задачам урока.

Проводится с целью  промежуточного контроля знаний и определения подбора материала на следующий урок

Подведение итогов урока

3 мин

-Учитель предлагает на основе сделанных на доске и в тетрадях составить план рассказа о правописании приставок, оканчивающихся на З и С.

- Выставление оценок за работу на уроке (неудовлетворительные оценки за тест не учитывать, провести коррекцию знаний на следующем уроке)

Коллективно составляют план. Один из учащихся отвечает по коллективно составленному плану.

Закрепление пройденного материала через составление плана ответа о правописании приставок второй группы. Формирование навыков систематизации изученного.

Домашнее задание

2 мин

-повторить правило на стр. 174

-письменно выполнить упражнение 426

-задание по выбору: решить кроссворд (приложение 4) или подобрать из книг и журналов для товарищей по классу словарный диктант на употребление приставок на З и С.

-индивидуальное задание: подготовить материал о словах считать, рассчитать, чёт, расчет, расчетливый для словарно-орфографической работы на следующем уроке.

-Учитель благодарит за урок.

Записывают домашнее задание

Дифференцированное обучение

Задание по выбору учащихся составлено в соответствии с интересами учащихся. Решение кроссворда требует работы с толковым словарём и словарём синонимов, а составление словарного диктанта – с художественной литературой. Оба задания обогащают словарный запас учащихся, формируют навыки самостоятельной работы со справочной литературой.

Приложение 1

Задание: Понаблюдайте за произношением и правописанием приставок на З и С по таблице. Сформулируйте правило правописания букв З и С в приставках.

без-

бес-

безвыходный – бесформенный

в – ф

воз-

вос-

возгордиться – воскликнуть

г – к

вз-

вс-

взбежать – вспорхнуть

б – п

из-

ис-

издание – истолкование

д – т

низ-

нис-

низвергать – нисходить

в – х

раз-

рас-

разжать – расширить

ж – ш

Приложение 2

Алгоритм

правописания слов с  буквами З и С на конце приставок.

        

Приложение 3

Тест

1

Закончите предложение. В приставках на –з (-с) перед звонкими согласными пишется…

а) з

б) с

2

Закончите предложение. В приставках на –з (-с) перед глухими согласными пишется…

а) з

б) с

3

Выберите приставку. Несколько дней стреляли бе..прерывно.

а) бес-

б) без-

4

Выберите приставку. Наутро решили ра..бить крепость..

а) раз-

б) рас-

5

Выберите приставку. Только стена оказалась во..становлена, даже будто новее стала.

а) воз-

б) вос-

6

Если за приставками без-, воз-, раз-, низ-, через-, из- следуют буквы р, н, м, л, то в приставках…

а) пишется буква с

б) пишется буква з

7

Перед согласными ч, щ, ц, в приставках бес-, вос-, ис-, нис-, рас- и других всегда пишется…

а) пишется буква с

б) пишется буква з

8

В каком слове на конце приставки пишется буква С?

а) бе..вредный

в) ра..жалобить

б) бе..злобный

г) и..целять

9

В каком слове на конце приставки пишется буква З?

а)  ра..писание

в) и..вестить

б) бе..козырка

г) ра..чертить

10

Выберите пропущенную букву в словах.

Во..сиять, ..чистить, ..гинуть, ..делать.

а) з

б) с

11

Выберите строку, в которой во всех словах на конце приставки пропущена буква З.

а) ра..пахнуть окно, ни..вергающаяся вода, бе..покойная ночь

б) бе..звездная ночь, в..летела на сосну, бе..заботное детство

в) во..буждать интерес, бе..граничная любовь, бе..сердечный поступок

г) и..чезнувший остров, во..становить данные, бе..брежный простор

12

Выберите строку, в которой во всех словах на конце приставки пропущена буква С.

а) бе..шумно подойти, в..порхнула птица, ра..правила крылья

б) и..следовать причину, бе..вкусная вода, ра..спросить свидетелей

в) и..пугаться собаки, неи..черпаемые богатства, бе..молвный лес

г) бе.жизненная пустыня, бе..связный лепет, бе..численные вереницы

Ключ к тесту.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

а

б

а

а

б

б

а

г

в

б

г

а

 Критерии оценивания.

баллы

оценка

11-12

5

9-10

4

6-8

3

0-5

2

Приложение 4

1

14

2

15

3

16

4

17

5

18

6

19

7

20

8

21

9

22

10

23

11

24

12

25

13

26

Задание: Заполните клетки словами (именами существительными, прилагательными глаголами) с приставками РАЗ- (левая сторона) и РАС-(правая). В правой стороне во всех словах должно быть стечение согласных на стыке приставки и корня (кроме 26).

1. Движение с целью набрать скорость. 2. Заставить гореть  3. Сбор сведений о противнике. 4. Слишком свободный, фамильярный. 5. Разделить линиями на графы. 6. Разногласия, споры. 7. Раздвоение (ствола, дерева, дороги и т.п.). 8. Расставание, жизнь вдали от близких.   9. Беспорядочный, небрежный в делах человек. 10. Освобождение от груза. 11. Беседа. 12.Полное поражение противника.           13. Часть текста, выделенная заглавием, номером и т.п. 14. Соленая вода для засолки овощей.        15. Молодые растения, выращенные для пересадки. 16. Здравый смысл, способность правильно мыслить. 17. Продление срока уплаты, разрешение на уплату по частям. 18. Невнимательный, постоянно забывающий или путающий что-либо. 19. Время перед восходом солнца. 20. Вид казни. 21. Быстро разрубить чем-либо острым. 22. Снять седло с оседланного животного. 23. Питомник. 24. Посылка каких-либо предметов, документов, писем в разные места. 25. Небольшое художественное произведение в прозе.    26. Затраты, издержки.

Ответы: 1. Разгон. 2. Разжечь. 3. Разведка. 4. Развязный. 5. Разграфить. 6. Раздоры. 7. Развилок. 8. Разлука. 9. Разгильдяй. 10. Разгрузка. 11. Разговор. 12. Разгром. 13. Раздел. 14. Рассол. 15 Рассада. 16. Рассудок. 17. Рассрочка. 18. Рассеянный. 19. Рассвет. 20. Расстрел. 21. Рассечь. 22. Расседлать. 23. Рассадник. 24. Рассылка. 25. Рассказ. 26. Расход.

Литература.

  1. Бороздунова Л.В. Использование алгоритма при обобщающем повторении орфографии и пунктуации.// Русский язык № 45, изд. дом «Первое сентября», 2004
  2. Волина В.В. Веселая грамматика., М: Знание, 1995, 336 с.
  3. Информационно – образовательный портал Клякс@.net   (программа создания тестов)  http://mytest.klyaksa.net
  4. Лебедев В.А. Поурочные разработки к учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. М: «Дрофа», 2001, 416 с.
  5. Колесник Е. Творческий диктант на уроках изучения орфографии.// Русский язык № 06, изд. дом «Первое сентября», 2002
  6. Леденева В.В. Тесты. Русский язык 5-7 классы., М: «Дрофа», 1998, 96 с.
  7. Никитина Е. И. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя., М: Просвещение, 2003, 272 с.
  8. Сидоренков. В.А. Домашняя работа учащихся и вариативность обучения// Русский язык в школе №1 2000
  9. Страхова Л.Л. Диктанты по русскому языку. 5 класс: Словарные, проверочные, контрольные., СПб.: Издательский дом «Литера», 2008, 64 с.
  10. Францман. Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы: Книга для учителя., М: Просвещение, 1994, 240 с.

[б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р]

[п, ф, к, т, ш, с, ч, ц, щ, х]

Перед каким согласным стоит приставка?

Перед глухим

Перед звонким

пиши

З

разбудить

пиши

С

раскрыть

РАС -

    РАЗ -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание букв З и С на конце приставок

Урок закрепления и совершенствования знаний по теме «Буквы З и С на конце приставок». На уроке используются  карточки для индивидуальной работы,  тесты для проверки знаний по теме, тек...

презентация к уроку Буквы З и С на конце приставок

Цели урока:  Знать условия выбора буквы в приставках на З-С; уметь пользоваться правилом, определяющим выбор буквы;воспитывать интерес, любовь к родному слову, к его истории....

Урок русского языка в условиях реализации ФГОС «Буквы З и С на конце приставок» (5 класс)

Представлен конспект урока .  Цель урока:обеспечитьвосприятие, осмысление и закрепление правила «Правописание приставок на –з и –с»; овладение способами действия по правилу, алгоритмическим предп...

Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок.

Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок....

Буквы з и с на конце приставок

Цели: Познакомить учащихся с особенностями правописания приставок , оканчивающихся на з-с; совершенствование умений, связанных с анализом текста; повышение уровня лингвистической компетенции; продолжи...

Методическая разработка открытого урока по теме: "Правописание букв З и С на конце приставок."

Тип урока: урок объяснения нового материала. Цель: дать учащимся представление о правописании приставок, оканчивающихся на –з и –с....