Рабочая тетрадь для 10-11 класса "Комплексный анализ текста"
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

Харламова Елена Андреевна

 

Рабочая тетрадь для комплексной работы с текстом, предназначенная для учащихся 10-11 классов,  поможет учителю организовать целенаправленную и системную работу по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку, в частности к выполнению заданий части В и С, которые связаны санализом и рецензированием текста и которые вызывают наибольшие трудности у выпускников.

Работа с текстами поможет учащимся не только проверить себя, но и потренироваться в выполнении различных видов заданий, повторить и систематизировать важнейшие сведения по основным разделам курса русского языка, осуществить самопроверку, понять причину своих ошибок, проанализировать результаты, вместе с учителем определить направление дальнейшей подготовки к экзамену.

Тексты, представленные в пособии, различны по тематике, стилистической принадлежности и проблематике. Работа с текстом позволит учителю повторить теоретические сведения, связанные с изучением основных разделов науки о языке, а самое главное – развить у старшеклассников умение воспринимать текст, вступая в диалог с автором, умение вдумчиво относиться к слову, поскольку правильное, точное, полное восприятие авторского текста (образца) создаст благоприятные условия для  конструирования собственного текста, адекватного данному.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tetrad_k_ege.doc626 КБ

Предварительный просмотр:

Харламова Е.А., МОУ «Лицей № 1 п. Первомайский Оренбургского района»

Текст № 1.            

Прочитайте текст и выполните задания.

        (1) Выросла рябинка при дороге.

        (2) Она выросла случайно, незаконно, пристроилась на обочине, у высокого дощатого забора. (3) Все тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой.

        (4) Наступил август. (5) Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных. (6) Деревце запылало, как костер на юру. (7) Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы после долгого рукопожатья.

        (8) Шла мимо девочка.

        (9) Увидела рябинку, поахала.

        (10) – Возьму-ка я одну веточку. (11) Одна веточка – это ведь так мало, ничего с деревцем не случится.

        (12) И она была по-своему права.

        (13) Ехал на машине усатый дядька.

        (14) – Ух ты…(15) Прямо картинка… (16) Шикарно!

        (17) Он остановил машину, вылез из-за руля. (18) ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой.

        (19) – Вот какая стоит богатая, небось не обеднеет, если я прихвачу для жинки две-три ветки.

        (20) Что ж, он был тоже по-своему прав.

        (21) Под вечер шли туристы.

        (22) – Хорошая рябинка, правда, ломаная. (23) Ну, Зинка, чур, всем по одной! (24) Зря не брать, слышишь, Витька, только по одной! (25) Мы народ организованный, должны подавать пример…

        (26) Шел в сумерках влюбленный.

        (27) – Эх, какое дерево искорежили, смотреть больно. (28) Бездушные люди, не умеют беречь красоту!

        (29) На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать. (30) Влюбленный был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться. (31) Все равно последняя кисть, она уже дереву не поможет… (32) А Люсенька обрадуется.

        (33) На другой день приехал хозяйственник.

        (34) – Что это еще за уродец? – строго спросил он, наткнувшись на рябинку.

        (35) – Убрать. (36) Срубить. (37) А то весь вид портит.

        (38) И он был по-своему прав.

        (39) В этой истории все правы. (40) Виноватых нет. (41) Но и рябинки тоже нет.

(По Н. Соколовой)

Задания.

1) Каков смысл этой притчи? Исключите из перечня ответов лишний:

а) У каждого человека своя правда.

б) Надо задумываться над последствиями своих поступков.

в) Не кивайте на других, когда сами виноваты.

г) Надо беречь красоту.

2) Какая из указанных фраз звучит особенно иронично, потому что обнаруживает противоречие между словами героя и его действиями?

      а) 11                    б) 19                      в) 25                       г) 37

3) Определите стиль и тип речи__________________________

_____________________________________________________

4) Какие предложения связаны друг с другом с помощью контекстных синонимов?

а) 2 и 3                 б) 5 и 6                 в) 9 и 10                 г) 13 и 17

5) В каком из данных предложений обратный порядок слов служит средством выразительности, придавая тексту сказовый характер?

         а) 1                      б) 4                       в) 19                       г) 29

6) Сколько раз звук [с] встречается в предложениях 17-19?

7) Определите количество морфем в выделенных словах. Сделайте их морфемный разбор.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8) Укажите способ образования подчеркнутых слов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9) В предложениях 29 – 38 найдите слово(-а) с тремя суффиксами.______________________________________

10) Объясните правописание суффикса причастия в предложении 7._______________________________________

11) Объясните правописание Н в слове ломаная (предложение 22)._____________________________________

12) К какой части речи относится первое слово в предложении 27?________________________________

13) Укажите номера предложений, в которых инфинитив выступает в роли глагола повелительного наклонения.

_____________________________________________________

14) Назовите часть речи, к которой принадлежит слово организованный в предложении 25.___________________

15) Из предложения 7 выпишите производный предлог.

_____________________________________________________

16) Среди предложений 1-5 найдите такое, где есть два слова с чередующейся гласной в корне, напишите номер предложения._____________________

17) Из предложений 8-10 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ._______________________________

18) Среди предложений 28 - 41 найдите распространенное(-ые) безличное(-ые). Запишите номер(-а)._________________

19) В первых трех абзацах найдите предложение с уточняющим обстоятельством. Напишите номер.__________

20) В предложениях 1-7 найдите предложение(-я), где есть обособленное обстоятельство, обособленное определение и сравнительный оборот.______________

21) Сколько придаточных в предложении 7?___________

22) Определите вид придаточного в предложении 19._______

23) Какие средства выразительности используются в тексте? Укажите их роль.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

Текст № 2.

Прочитайте текст и выполните задания.

        (1)Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город, которая была в юности. (2)Наоборот, я все чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.

        (3)Может быть, потому, что дедушкиного дома уже нет – старые умерли, а молодые переехали в город или поближе к нему. (4)А когда он был, все не хватало времени бывать там чаще, я его все оставлял про запас. (5)И вот теперь там никого нет, и мне кажется, что я ограблен, что какой-то мой главный корень обрублен.

        (6)Даже если я там бывал редко, самой своей жизнью, своим очажным дымом, доброй тенью своих деревьев он помогал мне издали, делал меня смелей и уверенней в себе. (7)Я был почти неуязвим, потому что часть моей жизни, мое начало шумело и жило в горах. (8)Когда человек ощущает свое начало и свое продолжение, он щедрей и правильней располагает своей жизнью и его трудней ограбить, потому что он не все свои богатства держит при себе.

        (9)Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором, со старой яблоней (обнимая ее ствол, лезла к вершине могучая виноградная лоза), с зеленым шатром грецкого ореха.

        (10)Сколько недозрелых яблок посбивали мы с нашей старой яблони, сколько недозрелых орехов, покрытых толстой зеленой кожурой с еще нежной скорлупой, с еще не загустевшим ядрышком внутри!

        (11)Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом, с большим жарким очагом, с длинной тяжелой скамьей, стоящей у очага. (12)На ней мы сидели по вечерам и слушали бесконечные охотничьи рассказы или рассказы о разрытых кладах в старых крепостях.

        (13)Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм, или с котловины в гору, или с горы в ложбину.

        (14)Как одинок, как чист женский голос в холодеющем вечернем воздухе!

        (15)Я все чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.

(По Ф. Искандеру)

Задания.

1. В какой фразе раскрывается основная мысль текста?

     а) 1                    б) 5                         в) 7                         г) 8

2. Какое утверждение противоречит содержанию текста?

    а) В детстве автор жил в горном селении на юге.

    б) Дедушкиного дома, о котором вспоминает автор, уже не существует.

    в) Будучи взрослым и живя в городе, автор часто приезжал в дом, где он провел детство.

    г) Только став взрослым, автор понял, как дорого ему все, что окружало его в детстве.

3. Какие типы речи представлены в предложениях 6 – 11?

4. Какое из данных слов и сочетаний в тексте употреблено в прямом значении?

    а) ограблен (в предложении 5);      

    б) очажный дым (в предложении 6);

    в) шумело (в предложении 7);        

    г) богатства (в предложении 8).

5. Какое предложение связано с предыдущим с помощью подчинительного союза и лексического повтора?

     а) 6                      б) 2                         в) 3                        г) 4

6. Какое средство выразительности служит организующим началом в тексте?

    а) развернутые метафоры                   б) эпитеты, градация

    в) инверсия                       г) экспрессивный повтор, анафора

7. Сколько раз звук [ф] встречается в предложениях 1, 2?___

8. Из предложений 3 – 8 выпишите слова с чередующейся гласной в корне слова.__________________________________

9. Из предложений 6, 7 выпишите существительное с суффиксом j, имеющим собирательное значение.

_____________________________________________________

10. Из предложений 11 – 13 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

_____________________________________________________

11. Из предложений 3 – 5 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.___________________

12. Определите способ образования наречия из предложения 3.__________________________________________________

13. Из предложений 1 – 5 выпишите субстантивированное(-ые) прилагательное(-ые).

14. Из предложений 12 – 15 выпишите краткое(-ие) прилагательное(-ые)._________________________________

15. Из предложения 8 выпишите все местоимения, определите их разряд.____________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

16. Из предложений 6 – 8 выпишите наречия в одной из степеней сравнения.____________________________________

_____________________________________________________

17. Из предложений 11, 12 выпишите притяжательное(-ые) прилагательное(-ые).___________________________________

18. Из предложений 11 - 15 выпишите страдательное причастие._____________________________________

19. Из предложений 10 – 14  выпишите частицы.

____________________________________________________

20. Из предложения 1 выпишите словосочетание(-я) со связью ПРИМЫКАНИЕ.

_____________________________________________________

21. Сколько словосочетаний со связью УПРАВЛЕНИЕ в предложении 2?________________

22. Сколько грамматических основ в предложении 8?______

23. Выпишите номера предложений с вводными конструкциями.___________________

24. Среди предложений 9 – 12 найдите простое, осложненное двумя обособленными определениями._____________

25. Определите тип придаточного в предложении 1.________

26. Среди предложений 5 – 9 найдите СПП с параллельным подчинением придаточных. Запишите его номер.________

27. Среди предложений 1 – 8 найдите СПП с придаточным условия.____________

28. Найдите сложное предложение, состоящее из четырех частей, две из которых – односоставные безличные предложения._______________

29. Кратко объясните правописание Н-НН в словах в предложении 11._____________________________________

30. Выпишите грамматические основы из предложения 5, определите вид сказуемых.

__________________________________________________________________________________________________________

Текст № 3.

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

1) Подорванное хозяйство еще может быть восстановлено разумными мерами. 2) Неизмеримо страшнее выглядит разрушенное моральное здоровье нации, обесцененные нравственные критерии. 3) Длящаяся десятилетиями пропаганда, направленная на искоренение принципов и норм, основанных на совести, не могла не разрушить в народе самое понятие Добра и Зла. 4) Проповедь примата материальных ценностей привела к отрицанию духовных и пренебрежению ими. 5) Отсюда - неизбежное одичание, бездуховность, утверждение вседозволенности, превращение людей в эгоистических, утративших совестливость, неразборчивых в средствах искателей легкой жизни, не стесненных этическими и моральными нормами. 6) Проросло карамазовское «все дозволено», практически вылившееся в готовность не стеснять себя ни в чем, сообразовывая поступки и поведение лишь с одним соображением: «Не попадаться!»

7) И если присовокупить ко всему этому шесть десятилетий запрета на собственное мнение, лишение права высказывания, отучившие людей мыслить и поощрявшие лакейскую психологию, то надо еще подивиться вскормленной вековыми традициями нравственной силе русского народа, не давшей ему одичать окончательно, встать на четвереньки и благодарно захрюкать у корыта со скудным кормом, возле которого его обрекли топтаться...

8) Что же нужно России, чтобы обрести силу? 9) Нелегко, а может, и вовсе невозможно кратко сформулировать ответ. 10)Должны истечь сроки. 11) Должна когда-нибудь оправдаться всеобщая уверенность, что дальше «так продолжаться не может». 12) В какой-то мере Идола подтачивает критика - камерная, глухая, подпольная, но встречающая понимание и сочувствие. 13) И все же из всего, что с нами произошло, мы извлекли только знание гибельных путей, того, что заводит в тупик, закабаляет человека, суживает его горизонты до миски с хлёбовом. 14) А вот как дать ему понять, что у него могут отрасти крылья? 15) Что есть мир высоких духовных радостей, перед которыми меркнут тусклые и плоские идеалы материалистов? 16) Воздвигнуть его на подлинное братолюбие? 17) Мы этого не знаем.

18) И, может быть, вкладом в эти поиски путей является правдивый рассказ о прошлом, отдельными крупицами которого воспользуются - кто знает? - те, кому будет открыто, как вывести на путь спасения...

(По О. Волкову)

Задания.

  1. В предложении 7 найдите глагол с приставкой, имеющей значение присоединения, приближения; укажите номер ударного слога в этом слове.________________________

  1. Из последнего абзаца выпишите слово, в котором происходит процесс озвончения глухого согласного.

_________________________________________________

  1. Из предложений 6 – 15 выпишите слово(-а) с чередующейся гласной в корне.______________________

  1. Укажите способ образования подчеркнутых слов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Определите количество морфем в выделенных словах. Сделайте их морфемный разбор.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Из предложения 7 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

_________________________________________________

  1. Из предложений 15 – 18 выпишите возвратный(-ые) глагол(-ы).________________________________________

  1. Из первого абзаца выпишите действительное(-ые) причастие(-я) прошедшего времени.

_________________________________________________

  1. Из предложений 6 – 7 выпишите производный предлог.

_________________________________________________

  1. Из предложений 12—13 выпишите частицы.

_________________________________________________

  1. Объясните правописание НЕ со словами в предложении 5.____________________________________

  1. Из предложения 2 выпишите все словосочетания со связью примыкание.

_________________________________________________

  1. Из предложения 3 выпишите словосочетания, строение которых соответствует схеме причастие + существительное, где причастие выступает в роли главного слова. Укажите тип подчинительной связи.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите грамматическую основу из предложения 6. ______________________________________________
  2. Среди предложений 6-14 найдите простое односоставное безличное. Напишите номер этого предложения._______________

  1. Из предложения 18 выпишите вводное слово; найдите и выпишите номер предложения, в котором эта конструкция является частью составного сказуемого.

_________________________________________________

  1. Укажите номер СПП с последовательным подчинением придаточных.____________

  1. Какие типы придаточных присоединяет ЧТО в предложениях 11 и 14? Определите часть речи, к которой принадлежит это слово в том и другом предложении, а также в предложении 8.

_________________________________________________

  1. Выпишите номер простого предложения, осложненного  обособленным определением и обособленным обстоятельством.___________________

  1. Выпишите номер сложного предложения, частями которого являются односоставные предложения._______

  1. Запишите номер предложения, где тире – авторский знак.  _________________

  1. Какое из предложений 8—18 связано с предыдущим с помощью указательного местоимения? Напишите

      номер этого предложения. ______________

  1. Какие из перечисленных ниже средств выразительности используются в тексте? Напишите порядковые номера этих средств. Укажите цель использования каждого средства выразительности.

1)  сравнение                                        2)  ряды однородных членов

3)  риторические вопросы                4)  поэтическое обращение

5)  синтаксический параллелизм  6)  развёрнутая метафора

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст № 4.

Прочитайте текст и выполните задания.

        (1)Рассказать о тех, кто снимает шапки с чужих голов? (2)Кто портит телефоны-автоматы? (3)Кто разрушает автобусные остановки просто так, с тоски и от буйства сил? (4)Кто стонет и визжит во время сеанса в кинотеатре, выражая свое эстетическое чувство? (5)Кто врубает на всю ночь проигрыватели, чтобы повеселить соседей? (6)Кто…

        (7)Но пакостников по сравнению с порядочными людьми все же не так много. (8)Откуда же такое чувство, что мы порой опутаны ими? (9)Не оттого ли, что мы примирились с ними, опустили руки? (10)Владимир Даль, опять же он, батюшка, давно и во все времена дающий нам точные ответы, называет пакость скверной, мерзостью, гадостью, злоумышлением, да еще дьявольским, и советует: «Всякую пакость к себе примени… На пакость всякого станет…»

        (11)Пакость чаще всего творится скрытно. (12)Если бы ее «засветили», если бы видно сделалось, она, быть может, и прекратилась, ибо пакость, хотя и не всегда любит и часто не приемлет зрителя, все же иногда и при зрителе происходит и для него делается. (13)Если бы пакостить негде было, не рыхлилась бы для нее почва, нечем бы стало ей прикрываться, пришлось бы нам кончать с очень многими дурными наклонностями.

        (14)Пакость многообразна, границы ее бывают размыты житейским морем или сомкнуты с некими нагромождениями, разломами, выносами. (15)Пакость может быть незаметной, но безвредной никогда не была и не будет.

       (16)Ох, сколько мы слов извели, сколько негодования высказали, сердце изорвали, нервы извели, вывесок больше всех грамотных народов написали, и все с приставкой «не»: «не курить!», «не бросать!», «не переходить!», «не шуметь!», «не распивать!». (17)И что же, пакостник унялся? (18)Притормозил? (19)Засовестился? (20)Да он как пакостил, так и пакостит, причем, по наблюдениям моим, особенно охотно пакостит под запретными вывесками, потому что написаны они для проформы и покуражиться под ними пакостнику одно удовольствие, ему пакостная жизнь – цель жизни, пакостные дела – благо, пакостный спектакль – наслаждение, и тут никакие уговоры, никакая мораль, даже самая передовая, не годится. (21)Тут лишь одно средство возможно, оно, это верное средство, мудрым батюшкой Крыловым подсказано более ста лет назад: «Власть употребить!»

        (21)И силу, добавлю я, всеобщую, народную!

                                                                              (В. Астафьев)

Задания.

1) В каком(-их)  предложении(-ях) выражена основная мысль текста?_____________________________________

2) Определите стиль текста.____________________________

3) Какие типы речи представлены в предложениях 12 – 21?

_____________________________________________________

4) Среди предложений 8 – 13 найдите то, в котором используется фразеологизм. Номер предложения запишите.

_____________________________________________________

5) Из третьего абзаца выпишите слова, относящиеся к книжной лексике.

_____________________________________________________

6) В каком значении употребляется слово приставка в предложении 16?

_____________________________________________________

7) Выпишите слово, в котором на месте ЧН произносится [ШН].__________________________________________

8) Укажите способ образования подчеркнутых слов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9) Определите количество морфем в выделенных словах. Сделайте их морфемный разбор.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10) Из первого абзаца выпишите существительное, которое имеет форму только единственного числа.

_____________________________________________________

11) Из предложений  20 - 21 выпишите переходный глагол.

_____________________________________________________

12) Из предложений 13 – 20 выпишите причастия (выделите суффиксы).___________________________________________

_____________________________________________________

13) Из предложений 11 – 16 выпишите наречие(-я) в одной из степеней сравнения.

_____________________________________________________

14) Определите разряд местоимения ЕЕ в предложениях 12 и 14._________________________________________________

15) Из предложений 8 – 9 выпишите частицы.

___________________________________________________

16) Определите часть речи первого слова в предложении 16.

___________________________________________________

17) Из предложений 1 – 9 выпишите слово(-а) с чередующейся гласной в корне.

___________________________________________________

18) Сколько грамматических основ в предложении 20?______

19) Из предложения 20 выпишите составной сочинительный союз.______________________________________________

20) Определите тип подчинительной связи в словосочетаниях:

      а) ДАЮЩИЙ ОТВЕТЫ             б) ВЫРАЖАЯ ЧУВСТВО

_____________________________________________________

21) Среди предложений 3 – 9 найдите простое односоставное безличное. Напишите его номер._________________

22) Среди предложений 7 – 12 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.________

23) Среди предложений 1 – 7 найдите СПП с придаточным определительным. Напишите его номер.____________

24) Укажите номер сложного предложения, в состав которого входят два простых односоставных (определите и запишите их вид)._________________

25) Среди предложений 9 – 12 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи местоимения. Напишите его номер.______________

26) Запишите номера предложений с приложением._______

27) Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру терминов из списка.

«В. Астафьев стремится убедить читателя в том, что пакость – большое зло в современном обществе. Он видит в своем читателе заинтересованного собеседника, поэтому использует _____ (предложения 17-19). Создавая нелицеприятный образ пакости, автор использует прием ______ (предложение 13), прибегая к скрытому сравнению. Для усиления эмоционального звучания текста автор заканчивает его____»

1) сравнительный оборот                                  

2) фразеологизм                                                  

3) метафора                                                          

4) экспрессивный повтор                                  

5) риторический вопрос                                    

6) антитеза                                                          

7) литота

8) ирония

9) парцелляция

10) вопросно-ответная форма изложения

11) восклицательные предложения

12) эпитет

28)  Сформулируйте собственную точку зрения по проблеме, затронутой автором текста. Аргументируйте ее.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст № 5.

Прочитайте текст и выполните задания.

      (1)Всю мировую литературу я разделяю на два типа – литературу дома и литературу бездомья. (2)Литература достигнутой гармонии и литература тоски по гармонии. (3)Разумеется, при этом качество литературного произведения зависит не от того, какого типа эта литература, а от силы таланта художника.

       (4) Интересно, что в русской литературе эти два типа художников появлялись нередко в виде двойчатки, почти одновременно.

        (5)Так Пушкин и Лермонтов – достигнутая гармония (Пушкин) и великая тоска по гармонии (Лермонтов). (6)Такая же пара: Толстой – Достоевский. (7)В двадцатом веке наиболее яркая пара: Ахматова – Цветаева.

        (8)Литература дома имеет ту простую человеческую особенность, что рядом с ее героями хотелось бы жить; ты под крышей дружеского дома, ты укрыт от мировых бурь, ты рядом с доброжелательными, милыми хозяевами. (9)И здесь, в гостеприимном и уютном доме, ты можешь с хозяином дома поразмышлять и о судьбах мира, и о действиях мировых бурь.

       (10)Литература бездомья не имеет стен, она открыта мировым бурям, она как бы испытывает тебя в условиях настоящей трагедии, ты заворожен, затянут видением бездны жизни. (11)Но всегда жить рядом с этой бездной ты не хочешь. (12)Впрочем, это во многом зависит от характера читателя.

        (13)Литература дома всегда гораздо более детализирована, поскольку здесь мир – дом и нельзя не пощупать и не назвать милую сердцу творца домашнюю утварь.

        (14)Литература бездомья ничем не детализирует, кроме многообразья своего бездомья, да и какие могут быть милые сердцу детали быта, когда дома нет.

        (15)Зато литература бездомья гораздо более динамична, она жадно ищет гармонию и в поисках этой гармонии постоянно убыстряет шаги, переходящие в побежку, а иногда, отрываясь от земли, летит.

        (16)Безумный безудерж Достоевского – и мощный замедленный ритм Толстого. (17)Как динамична Цветаева и как статична Ахматова! (18)И обе – великие поэты. (19)Ахматова – литература дома. (20)Цветаева - литература бездомья. (21)И сразу, с ранней юности, обозначилась таковой, хотя родилась и жила в уютном профессорском доме.

        (22)Оба поэта – люди трагической судьбы. (23)Но одна из них сразу стала поэтом дома, а другая поэтом бездомья.

        (24)Разумеется, в совершенно чистом виде эти два типа литературы почти не существуют. (25)Но как две мощные склонности они реальны. (26)Они необходимы друг другу и будут сосуществовать вечно.

(Ф. Искандер)

Задания.

1. Определите стиль и тип речи текста.

_____________________________________________________

2. В каком значении в тексте используется слово дом?

_____________________________________________________

3. Выпишите из текста слово со значением «согласованность, соразмерность разных качеств, предметов, явлений».

_____________________________________________________

4. Из предложений 1 - 4  выпишите слово(-а), где происходит процесс оглушения звонкого согласного.

_____________________________________________________

5. Укажите способ образования подчеркнутых слов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Определите количество морфем в выделенных словах. Сделайте их морфемный разбор.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Из предложений 17 – 21 выпишите притяжательное прилагательное.________________________________

8. Найдите в тексте и выпишите прилагательное в форме превосходной степени._______________________________

9. Из предложений 21 – 26 выпишите собирательное(-ые) числительное(-ые).___________________________________

10. Из предложений 8 – 10 выпишите причастия.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Из предложений 1 – 7 выпишите производный предлог.

_____________________________________________________

12. Из предложений 15 – 22 выпишите частицу, омонимичную наречию и союзу. Найдите в тексте предложение, в котором это слово, являясь союзом, входит в состав необособленного приложения. Запишите номер предложения._________________________________________

13. Из предложения 11 выпишите 3 словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ.______________________________________

14. Среди предложений 15 – 17 найдите номинативное (назывное) предложение. Напишите его номер.____________

15. Среди предложений 8 – 26 найдите простые предложения с составным глагольным сказуемым. Запишите их номера в порядке возрастания._________________________

16. Среди предложений 9 – 21 найдите предложения с уточняющими членами. Запишите их номера.______________

17. Запишите номера предложений с вводными конструкциями._______________________________

18. Среди предложений 13 – 20 найдите предложение с обособленными членами. Напишите его номер.____________

19. Среди предложений 10 – 15 найдите СПП. Напишите его номер, укажите тип подчинительной связи, вид придаточных.

___________________________________________________

20. Укажите номер СПП с придаточным уступки.________

21. Укажите номер(-а) сложного(-ых) предложения(-ий), одна из частей которого(-ых) – односоставное безличное предложение.__________________________________

22. Кратко объясните постановку тире в предложении 13.

_____________________________________________________

23. Укажите, какие из перечисленных средств выразительности встречаются в данном тексте:

а) сравнение,                         д) неологизмы

б) олицетворение,                 е) градация

в) метафора,                          ж) синтаксический параллелизм

г) антитеза,                            з) метонимия

                                                и) гипербола

Рядом с выбранной буквой укажите номера предложений, наиболее ярко иллюстрирующих каждое средство выразительности.

24. Сформулируйте позицию автора данного текста.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст № 6.

Прочитайте текст и выполните задания.

Святые места.

        (1) Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина?

        (2) Мне было двадцать лет, когда на первую получку я приехал из Воронежа поглядеть на Москву. (3) Рано утром с поезда я пошел на Красную площадь. (4) Слушал, как бьют часы. (5) Хотелось рукой потрогать кирпич в стене, потрогать камни, выстилавшие площадь. (6) Мимо торопливо шли люди. (7) Было удивительно. (8) Как можно по этой площади идти торопливо, говорить о погоде, о каких-то мелких делах? (9) В те времена в Кремль не пускали. (10) Я дождался, пока открылась дверь у решетки Василия Блаженного. (11) Запомнились камни на узкой лестнице – «сколько людей прошло»!

        (12) Потом я много раз бывал у Кремля. (13) Уже поездив по миру, сравнивал и всегда с гордостью думал: ни в одном городе я не видел площади такой красоты, строгости, своеобразия.

        (14) Можно ли представить эту площадь без храма Василия Блаженного? (15) Скажу сейчас об удивительном факте. (16) Я бы сам не поверил, если бы не услышал от человека, всеми глубоко уважаемого. (17) Вот что рассказал Петр Дмитриевич Барановский, лучший реставратор памятников нашей старины: «Перед войной вызывают меня в одну высокую инстанцию: «Будем сносить собор, просторнее надо сделать Красную площадь. Вам поручаем сделать обмеры…» (18) У меня тогда комок в горле застрял.

        (19) Не мог говорить, не мог сразу поверить… (20) В конце концов чья-то неизвестная мудрость остановила непоправимое действие. (21) Не сломали…»

        (22) Но ведь могли и сломать, чтобы свободнее было на площади автомобилям. (23) А что показало время? (24) По Красной площади сегодня тем же автомобилям вовсе запрещено ездить по причине святости этого места и ввиду большого числа желающих пройти эту площадь простыми шагами.

        (25) Сегодня, снимая шапку перед храмом Василия Блаженного на Красной площади, мы вспоминаем мастера, сотворившего чудо. (26) Древние зодчие, живописцы и плотники свое умение и талант могли выразить только в постройке монастырей, церквей и соборов. (27) Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству.

        (28) Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. (29) Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО. (30) Любить Отечество невозможно заставить декретом. (31) Любовь надо воспитать.

(В.М. Песков)

Задания.

  1. Из предложений 25 – 27 выпишите слово(-а) с чередующейся гласной в корне._______________________

___________________________________________________

  1. Из предложений 1 – 6 выпишите слово(-а), образованное(-ые) приставочным способом.__________________________

  1. Определите способ образования подчеркнутых слов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите предложение, где используется фразеологизм. Выпишите фразеологизм и определите его значение.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Из предложений 14 – 21 выпишите прилагательные в одной из степеней сравнения._______________________________

___________________________________________________

  1. Из предложений 17 – 20 выпишите глагол в форме будущего сложного времени.__________________________

  1. Из предложений 24, 25 выпишите все причастия.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Из предложения 8 выпишите местоимения, определите их разряд.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Из предложений 20 – 25 выпишите два производных предлога.___________________________________________
  2. Из предложения 8 выпишите все возможные словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Определите синтаксическую роль инфинитива в предложении 2.____________________________________

  1. Выпишите грамматическую основу из предложения 31.

_____________________________________________________

  1. Найдите предложение с обособленным распространенным приложением. Запишите его номер.

_________________________

  1. Укажите номера нераспространенных односоставных предложений. Определите их вид._____________________

  1. Среди предложений 24 – 28 найдите простое, осложненное обособленным обстоятельством и обособленным определением.________________

  1. Найдите СПП с однородным соподчинением придаточных. _____________________

  1. Определите вид придаточного в предложении 1, 2, 10 и 16.______________________________________________

  1. Укажите средство связи предложений: а) 16 – 17;   б) 30 – 31.________________________________________________

  1. Определите средства выразительности, используемые в предложениях: 1)  3, 4, 7, 8;                   4)  1;

                               2)  10;                             5)  13;

                               3)  19;                             6)  26.

20. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые три аргумента)

               

Текст № 7.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Человек должен быть интеллигентен.

(2)А если у него профессия не требует интеллигентности? (3)А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? (4)А если окружающая среда не позволяет? (5)А если интеллигентность сделает его белой вороной среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

(6)Нет, нет и нет! (7)Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. (8)Она нужна и для окружающих, и для самого человека. (9)И вот почему.

(10)Многие думают, что интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков. (11)А между тем можно иметь всё это и не быть интеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.

(12)Лишите подлинно интеллигентного человека полностью его памяти. (13)Пусть он забыл всё на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события. (14)Но если при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутьё, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной только, чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству — вот это и будет интеллигентный человек... (15)Именно такая интеллигентность очень необходима для жизни самого человека и для окружающих его людей.  

                   (По Д.С. Лихачеву)                                                                                                               

Задания.

А29. В чём, по мнению автора текста, прежде всего состоит смысл истинной интеллигентности?

1)  В необходимости хорошего образования.

2)  В любви к чтению, в гуманитарном знании и знании иностранных языков.

3)  В восприимчивости к культуре, в готовности понять и принять индивидуальность другого человека.

4)  В знании истории и искусства.

А30. Определите стиль и тип речи.

1)  научно-популярный стиль; повествование                

2)  публицистический стиль; рассуждение

3)  художественный стиль; описание                        

4)  научный стиль; рассуждение

А31. Объясните значение слова ЗЛОРАДСТВО (предложение 14)

1)  злые, недоброжелательные слова                        

2)  злобная радость при неудаче другого

3)  враждебное настроение                                

4)  дурной нрав, характер

А32. В каком предложении использован фразеологизм?

1) 3                  2) 5                  3) 10                  4) 12

Часть 2

В1.  Из предложений 4—9 выпишите слово, которое образовано приставочным способом._____________________

В2.  Среди предложений 10—14 найдите такое, в котором изъявительное наклонение глагола употребляется в значении условного. Напишите номер этого предложения.__________

В3. Из предложения 15 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.______________________________________

В4.  Среди предложений 7—12 найдите сложное предложение, в состав которого входят односоставные безличные. Напишите номер этого предложения.___________

В5.  Среди предложений 11—15 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.__________________

В6.  Среди предложений 5—13 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.______________

В7.  Какое из предложений 1—9 связано с предыдущим с помощью личного местоимения? Напишите номер этого предложения.________________

В8.  Какие из перечисленных ниже средств выразительности используются в тексте? Напишите порядковые номера этих средств.

1)  риторические восклицания                        

2)  ряды однородных членов

3)  риторические вопросы                        

4)  лексический повтор

5)  олицетворение                                

6)  анафора

9.  Укажите средство связи предложений:  

а) 4-5          

б) 11-12            

в) 14-15          

10. Сколько раз звук [л] встречается в предложении 11?

11. Определите способ словообразования подчеркнутых слов

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Выпишите из предложения 14 слово(-а), построенное по модели: приставка+корень+суффикс+окончание

__________________________________________________________________________________________________________

13. Из предложений 10-11 выпишите частицу(-ы)

__________________________________________________________________________________________________________

14. Выпишите из текста слово со значением «отличительные особенности психического склада кого-либо»_____________

15. Выпишите из текста деепричастие(-я)_________________

_____________________________________________________

16. Объясните правописание НН в выделенном слове (предложение 14)______________________________________

17. Укажите количество  словосочетаний со связью УПРАВЛЕНИЕ в предложении 15___________________

18. Укажите номер(-а) предложения(-ий) с вставной конструкцией______________________

19. Найдите простое односоставное определенно-личное предложение__________________

20. Среди предложений 1-5 найдите простое(-ые) с составным  именным сказуемым. Укажите номер(-а)_______________

Текст № 8.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Лженаука тесно связана с так называемой оккультной наукой. (2)Оккультная наука допускает существование в космосе или в самом человеке скрытых сил, доступных пониманию только избранных. (3)Поначалу в оккультный строй вошли алхимия, астрология, хиромантия, позднее сюда приобщили парапсихологию, филиппинское врачевание, эффекты ААЯ (аномальные атмосферные явления) и прочие события.

(4)Одни ученые, не тратя долгих слов, выносят поименованные ряды занятий и все, что связано (или кажется, что связано) с оккультными увлечениями, в раздел псевдоучений, призывая наглухо перекрыть им доступ в науку. (5)Другие более осторожны: не следует заведомо, не учинив специального «досмотра», объявлять одно ложью, а другое – истиной. (6)Тем более запрещать какие-либо темы потому лишь, что кто-то считает их паранаукой.

(7)Ясное дело, декретировать границы дозволенного бессмысленно. (8)Наука нередко начинается даже и не с нуля, а, так сказать, с отрицательных значений. (9)В свое время Н. Бор заметил: «Очень часто говорят о мистике в современной физике. (10)В действительности речь идет по большей части о еще неясно сформулированных понятиях». (11)Мы пытаемся именно на основе новых результатов при изучении аномалий «контролировать физику, чтобы не вводить никаких мистических элементов».

(12)Оккультизм как раз и вырастает вблизи явлений, далеко не ясных науке, странных, толкуемых как мистическое и потому антинаучное.  (13)Запрет на эксперимент, на наблюдение, на поиск только подогревает ситуацию, плодит слухи, домысел. (14)Очевидно, такие явления надобно исследовать. (15)Пусть не подтвердятся гипотезы, скажем, телепатической связи, путешествующих «космических тарелок», кожного зрения, - их изучение поможет не только снять ажиотаж, но и объяснить другие явления, а значит, углубить наши представления о мире.

           (А. Сухотин)                                                                                         

Задания.

1) Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

а) Нельзя запрещать какие бы то ни было исследования, запреты могут только тормозить развитие науки.

б) Оккультизм не имеет ничего общего с настоящей наукой.

в) Бороться с распространением оккультизма нужно не «замалчивая» тему, а разоблачая лжеучение с помощью исследований.

г) В природе много таинственных сил, доступных пониманию только избранных, вступающих в контакт с этими силами.

2. Укажите лишнее среди слов, которые употребляются в тексте как синонимы слова лженаука.

а) паранаука         б) псевдоучение          

в) аномалии          г) мистика

3. Какое слово показывает отрицательное отношение автора к называемому явлению?

а) врачевание (предложение 3)                                

б) аномалии (предложение 11)

в) эффекты (предложение 3)                                    

г) ажиотаж (предложение 15)

4. Какие предложения связаны параллельной связью?

а) 1 – 2                  б) 4 – 5                в) 9 – 10               г) 13 – 14

5. Какие предложения соотносятся друг с другом как тезис и его обоснование?

а) 2 – 3                  б) 7 – 8                в) 10 – 11               г) 13 – 14

 

6. Укажите средство связи предложений 1 и 2._____________

7. Напишите номера предложений последнего абзаца, которые связаны друг с другом с помощью лексического повтора и указательного местоимения._________________

8. Укажите пример парцелляции (напишите номер предложения).__________________

9. Напишите номера предложений, в которых используется градация.___________________

10. Определите стиль и тип речи текста.

____________________________________________________

11. Найдите и выпишите слово со значением «предсказание судьбы человека по линиям на его ладони»._______________

12. С помощью подбора однокоренных слов объясните значение слова декретировать (предложение 7)

____________________________________________________

13. Из предложения 2 выпишите слово(-а), в котором(-ых) произносится глухой, мягкий шипящий звук.______________

14. Укажите номер ударного слога в слове УГЛУБИТЬ._____

15. Из второго абзаца выпишите слова, образованные безаффиксным способом._______________________________

16. Укажите способ образования подчеркнутых слов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17. Определите количество морфем в выделенных словах. Сделайте их морфемный разбор.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

18. Из предложений 10 – 12 выпишите слова с чередующимися гласными в корне._______________________

19. Из первого абзаца выпишите все причастия, выделите суффикс, укажите его значение.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

20. Из предложений 10 – 12 выпишите отрицательное местоимение._____________________

21. Укажите часть речи, к которой относится слово БЕССМЫСЛЕННО (предложение 7).__________________

22. Кратко объясните правописание НЕ с прилагательным в предложении  12._____________________________________

23. Из предложения 15 выпишите сочинительный союз.

____________________________________________

24. Из предложения 6 выпишите словосочетание с подчинительной связью СОГЛАСОВАНИЕ.

_______________________________________________

25. В последних двух абзацах найдите простое предложение с однородными обособленными определениями._____________

26. Выпишите номер сложного предложения, одна из частей которого является односоставным неопределенно-личным предложением.____________

27. Выпишите номер СПП, одна из частей которого осложнена обособленными обстоятельствами и однородными сказуемыми. Определите вид придаточного.___________

28. Найдите в тексте БСП, запишите их номера, объясните постановку знаков препинания между их частями._________

__________________________________________________________________________________________________________

29. Запишите номера предложений с вводными конструкциями._______________

30. Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые три аргумента)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст № 9.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Почему люди все время недовольны телевидением, этим величайшим даром цивилизации? (2)Потому что это дар данайцев. (3)В нас бунтует подавленная, не находящая реализации часть нашего живого существа. (4)Даже в новогоднюю ночь, как невольники на галерах, мы прикованы к телеэкранам и видеомагнитофонам, неспособные сами ни петь, ни плясать, ни кричать, ни смеяться, ни играть, ни разыгрывать друг друга, — фактически не общаемся, а только смотрим, смотрим, в промежутках немного пьем и жуем, жуем, жуем...

(5)Телевидение — символ всей современной аудиовизуальной культуры. (6)Гибельная суть этой новой «культуры» в том, что она лишает человека его собственного предметного мира, унося туда, где он существует только как фантом. (7)И есть уже телевидеоманы, «электронные почтальоны», которые забыли о естественных потребностях живого активного существа, чувствуя себя вполне хорошо без них. (8)Умерли — и довольны. (9)Впереди — компьютерная наркомания, которую называют пока «пребыванием в виртуальной реальности».

        (10)В подсознание — основную творческую лабораторию человека — попадает только то, что прошло через чувства. (11)Через чувства проходит прежде всего живое, непосредственное воздействие другого человека, природы, мира, а информационное воздействие затрагивает только мышление, «кору». (12)От хоккея по телевизору остается легкий поверхностный след, который, как след самолета, быстро рассеивается с новыми впечатлениями, смешивается с ними. (13)Хоккей на стадионе, даже наблюдение, а тем более собственную игру, помнит все тело, весь человек. (14)И так любые события. (15)По телевидению мы были везде, на всей планете, и слышали обо всем. (16)Но что это дает? (17)Общее впечатление без переживания. (18) «Мы многое из книжек узнаем, но истины передают изустно» — пел В. Высоцкий. (19)Многие удовлетворяются жизнью без истины — живут как наблюдатели, «рядом с бытием». (20)Некоторые уже и не нуждаются в переживании — роботообразные, другие, напротив, прибегают к искусственной имитации переживания — наркообразные.

(В. Кутырев)

Задания.

1) Из предложений 5-7 выпишите слово, которое образовано приставочно-суффиксальным способом. ________________

2) К какой части речи принадлежит слово ЛЮБЫЕ из предложения 14?____________________________

3) Какой тип связи используется в словосочетании ВПОЛНЕ  ХОРОШО? ____________________________

4) Среди предложений 3 – 12 найдите  сложное, частью которого является неполное предложение.___________

5) В последнем абзаце найдите предложение, в котором оборот с союзом КАК имеет значение «в качестве».______

6) Среди предложений 1-9 найдите сложноподчиненное с последовательным подчинением придаточных. __________

7) Какое предложение связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и лексического повтора?_____

8) Какие из перечисленных ниже средств выразительности используются в тексте?

1) ряды однородных членов                

2) газетно-публицистическая фразеология

3) авторские неологизмы                

4) риторический вопрос

        5) экспрессивный повтор                

        6) синтаксический параллелизм

             

9)  Укажите средство связи предложений:  

а) 3-4          

б) 6-7            

в) 12-13          

г) 19-20

10) Сколько раз звук [д] встречается в предложении 11?___

11) Определите способ словообразования подчеркнутых слов

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12) Выпишите из предложений  7- 8 слово(-а) по модели: приставка + корень+ суффикс + окончание

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13) Из предложений 11-12 выпишите относительное(-ые) прилагательное(-ые)___________________________________

14) Из предложения 20 выпишите слова, объединенные в одну группу, несмотря на контекстную антонимию

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15) Выпишите из текста слово со значением «несущий смерть»___________________________

16) Объясните правописание НЕ с выделенным словом (предложение 3)___________________________________

17) Из предложения 5  выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ______________________________________

18) Укажите номер(-а) предложения(-ий) с обособленным приложением____________________

19) Среди предложений 6-15 найдите сложное, частью которого  является односоставное неопределенно-личное предложение_______________

20) Среди предложений 4-13 найдите простое(-ые) с составным  именным сказуемым. Укажите  номер(-а)______

21) Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Текст № 10.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Мещанин – это взрослый человек с практичным умом, корыстными, общепринятыми интересами и низменными идеалами своего времени и своей среды. (2) Я говорю именно о «взрослом», солидном человеке, так как ребенок или подросток с повадками мещанина – всего лишь попугай, подражающий манерам законченных обывателей; ведь попугаем быть легче, чем белой вороной. (3) Обыватель и мещанин – в какой-то степени синонимы: в обывателе удручает не столько его повсеместность, сколько сама вульгарность его представлений.

(4) Обыватель – явление всемирное. (5) Оно встречается во всех классах и нациях. (6) Английский герцог может быть столь же вульгарным, как и американский пастор; рабочий или шахтер нередко оказываются такими же откровенными буржуа, как банковский служащий или голливудская звезда.

(7) Мещане питаются запасом банальных идей, прибегая к избитым фразам и клише, их речь изобилует тусклыми, невыразительными словами. (8) Истинный обыватель весь соткан из заурядных, убогих мыслей, кроме них у него ничего нет. (9) Но надо признать, что все мы в повседневной жизни прибегаем к словам-штампам, превращая их в знаки и формулы. (10) Это не означает, однако, что все люди – обыватели, но предостерегает от машинального обмена любезностями.

(11) Обман – верный союзник настоящего обывателя! (12) Великие слова Красота, Любовь, Природа – звучат в его устах фальшиво и своекорыстно. (13) Таков, например, Чичиков из «Мертвых душ». (14) Обыватель с его низменной страстной потребностью приспособиться, приобщиться, пролезть разрывается между стремлением поступать как все и страстным желанием принадлежать к избранному кругу.

(15) Он не увлекается и не интересуется искусством, в  том числе и литературой – вся его природа искусству враждебна, - но с жадностью поглощает всяческую информацию и отлично натренирован в чтении газет и журналов.

(16) В своей приверженности к утилитарным, материальным ценностям он легко превращается в жертву рекламного бизнеса.

(В. Набоков)

Задания.

  1. Среди предложений 1 – 7 найдите то, в котором говорится об отличии обывателя от мещанина. Запишите его номер._______________

  1. Какие типы речи представлены в предложениях 7 – 10?

__________________________________________________________________________________________________________

  1. Укажите предложение(-я), где используется фразеологизм._______________

  1. Определите значение слова откровенный в предложении 6. __________________________________________________

  1. Выпишите из текста слова со значением:

а) «прикладной, узко практический»__________________

б) «лишенный оригинальности, избитый»______________

  1. Сколько раз звук [Ц]  встречается в предложениях 15,16?
  2. Укажите способ образования подчеркнутых слов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Определите количество морфем в выделенных словах. Сделайте их морфемный разбор.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Из предложений 9, 10 выпишите слово, образованное безаффиксным способом._______________________

  1. Из предложений 11, 12 выпишите существительное, не имеющее формы единственного числа.__________________

  1. Из предложений 7, 8 выпишите несклоняемое имя существительное.__________________________

  1. Из предложений 7 – 10 выпишите причастие, ставшее прилагательным.______________________________

  1. Из предложений 4 – 9 выпишите переходный глагол.

_________________________________________________

  1. Из предложений 6 – 9 выпишите причастие.

______________________________________

  1. Из предложений 3 – 8 выпишите деепричастие.

______________________________________

  1. Из предложения 8 выпишите местоимения, определите их разряд.___________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

  1. Определите разряд местоимения ИХ в предложении 7 и 9.______________________________

  1. Из первого абзаца выпишите наречие в форме сравнительной степени._________________________
  2. Определите часть речи, к которой относится первое слово в предложении 13.___________________________

  1. Из предложения 3 выпишите союз, определите его тип.

__________________________________________________

  1. Укажите номер предложения, где употреблено вводное слово, омонимичное сочинительному союзу._____________

  1. Из предложения 6 выпишите два словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ.

_____________________________________________________

  1. Укажите синтаксическую роль инфинитива в предложении 14.________________________________

  1. Запишите номера простых предложений с составным именным сказуемым._________________________________

  1. Сформулируйте проблему текста и позицию автора.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Текст № 11.  

   

      Прочитайте текст и выполните задания.

МАТЬ

1) Мать родилась в сибирской деревне. 2) Долгая тоскливая зима в переполненной народом, телятами и поросятами душной избе с детства заронила у нее любовь к весне. 3) Породила жажду первой заметить, почувствовать хотя бы отдаленные ее признаки, изощряла ее слух и глаз слышать и видеть то, что не видят, не слышат другие. 4) С детства большой радостью стали для нее родные леса, поля и все живое в них.

5) Как-то ранней весной отец взял ее и меня на пашню, где он собирался засеять уже вспаханную десятину пшеницей. 6) На меже он распряг лошадь и пустил ее на выпас. 7) Из блеклой прошлогодней травы, из-под самых ног отца, взлетел жаворонок и, трепеща крылышками, точно по незримым ступеням поднялся в голубую высь. 8) Отец, мне кажется, и не заметил жаворонка. 9) Но мать!

10) – Смотри! Смотри, Алеша! Чуть покрупней воробья, а большекрылый. Потому и трепетун неустанный.

11) После ее слов я тоже отметил, что действительно у жаворонка крылья в сравнении с туловищем и длинны, и широки. 12) И тогда же подивился ее зоркости.

13) Много времени прошло с тех пор, но и сейчас я вижу поднятое ее лицо, ее глаза, всю ее восторженно-напряженную фигуру, когда она слушала переливчато-хрустальное урчание, несшееся из поднебесья.

14) Солнце заливало голые, дымившиеся парком поля, а мать все стояла и слушала. 15) Возможно, она уже и не видела самого певца, а только слышала радостный его голосок, чувствовала ту же радость в своем сердце.

16) А сколько нужды и горя выпало на долю матери, потерявшей семерых детей!

17) И все же глаза ее оставались незамутненными до глубокой старости, свидетельствующими о душевной ясности, лицо свежим, свободным от морщин. 18) Способность радоваться, чутко улавливать красоту родной земли дарована далеко не всем людям.

19) Лицо матери, как подсолнечник к солнцу, всегда было обращено к радости, к деянию добра. 20) Я был убежден, что мать обладала особым талантом доброты и обостренным ощущением природы, которые она все время бессознательно пыталась привить нам, детям. 21) Слова матери глубоко западали в память, трогали какие-то незримые струны души, оберегали нас от тысячи тысяч пагубных соблазнов, бились в наших сердцах неиссякаемым подспудным родником.

22) – Немало людей, дети, живут злобой, корыстью, завистью. 23) Не радуются ни весне, ни птичьему звону, и оттого глаза у них мутные, тусклые. 24) Слепцы они, а со слепого какой же спрос?

25) А как сделать, чтобы всем жить было радостно, она не знала. 26) И видела источник радости в окружающей ее природе. 27) Любовь к природе, радостное любование ею было заложено в ней от рождения, как в певчей птице. 28) Мать не представляла иной силы, способной так чудодейственно окрылять человеческую душу, и поражалась, как другие не понимают этого.

(По Е. Пермитину)

Задания.

1. Определите стиль и тип речи текста.

_____________________________________________________

2. Каким особенным даром обладала мать?

а) стойко переносить несчастья;

б) по многу часов без устали работать в поле;

в) врожденной способностью чувствовать красоту природы;

г) воспитывать своих детей.

3. Каким примером из текста следует проиллюстрировать следующее высказывание?

«Сравнительный оборот связывает образ матери и природу общим качеством: стремлением к свету, к радости, к счастью».

а) С детства большой радостью стали для нее родные леса, поля и все живое в них.

      б) Лицо матери, как подсолнечник к солнцу, всегда было обращено к радости, к деянию добра.

      в) Слова матери глубоко западали в память, трогали какие-то незримые струны души…

      г) И видела источник радости в окружающей ее природе.

4. Какова главная мысль текста?

а) Каждый человек должен любить свою отчизну.

б) Любовь к природе обогащает душу человека, открывает для него чудесный мир, наполненный чарующей  красотой.

в) Тяжелая жизнь, наполненная горем, лишает человека способности радоваться жизни.

г) Плохо, когда воспитанием детей занимается только женщина.

5. Из предложений 27 – 28 выпишите слова, где букв больше, чем звуков._________________________________________

6. Из предложений 7 – 10, 21 – 24 выпишите слова, образованные бессуффиксным способом.

____________________________________________________

7. Из предложений 9 – 13, 19 – 20 выпишите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.

____________________________________________________

8. Из предложений 7 – 11 выпишите слова, образованные приставочным способом._______________________________

9. Из предложений  22 – 26 выпишите субстантивированное прилагательное.______________________________________

10. Из предложений  8 – 12 выпишите существительное с суффиксом –j-, имеющим значение собирательности.

____________________________________________

11. Из предложений 22 – 28 выпишите притяжательное прилагательное.________________________________

12. Из предложений 22 – 23 выпишите наречие местоименного происхождения.________________________

13. Из предложений 27 – 28 выпишите причастие.

______________________________________

14. Из предложений 15 – 21 выпишите собирательное(-ые) числительное(-ые)._________________________________

15. Из предложения 15 выпишите местоимения, определите их разряд.____________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

16. Из предложений 15 – 16 выпишите частицы.

_____________________________________________________

17. Сформулируйте собственную позицию на основе прочитанного текста. Аргументируйте свою точку зрения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст № 12.

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

(1) С годами человек нет-нет да и возвращается мыслями к дружбе. (2) Для этого столько причин! (3) Вместе с накопленным жизненным опытом приходит переоценка жизненных ценностей, даже против своей воли человек всматривается в окружающих более пристально, более взыскательно. (4) Человечество бдительно и неотступно пестует дружбу. (5) Как славит ее фольклор! (6) Классика! (7) А сколько прекрасных примеров вокруг нас!

(8) Каким неудачным был этот год для самых близких моих товарищей! (9) Сколько болезней, переживаний и тягот обрушилось на них, а значит, и на меня! (10) Какие неотложные дела брали верх? (11) Разве дружба – не такая же неотложная, государственная и даже мировая работа?

(12) Наша занятость оказывается не чем иным, как простейшей, толстокожей, безразличной холодностью. (13) От нагромождения дел человек, может, и останется жив, но, без сомнения, гибнет то сердечное, доброе, сочувственное и отзывчивое, что нас с ним связывало. (14) Пусть у вас будет время!

(15) Наперекор всем уважительным причинам пусть у вас будет время в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу. (16) Пусть у вас будет время не только в выходной: в календаре дружбы все дни красные. (17) Пусть у вас будет время для озабоченных и печальных, для людей, которые встревожены и которые в беде. (18) Потому что для кого-то это ваше время может быть спасением. (19) Потому что для кого-то время может означать выход, а для кого-то – будущее.

(20) Пусть у вас будет время!

                                   (По В. Пановой)

Задания.

1) Запишите номер предложения, после которого должно следовать предложение: И как мало я нашел для них утешений, как мало слов, как мало молчаливого сочувствия, как мало времени!________________

2) Запишите номера предложений последнего абзаца, в которых содержится аргументация точки зрения автора._____

3) Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения и частицы.___

4) Выпишите слово со значением «заботливо, любовно выращивать, воспитывать».__________________________

5) Сколько раз звук [в] встречается в предложении 13?_____

6) Укажите способ образования подчеркнутых слов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7) Определите количество морфем в выделенных словах. Сделайте их морфемный разбор.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8) В предложениях 1 – 3 найдите слово с тремя суффиксами.

___________________________________________________

9) Из 3-го абзаца выпишите глагол в форме повелительного наклонения._________________________________________

10) В последних двух абзацах найдите причастие. Выпишите его.__________________________________

11) Из предложений 13 – 17 выпишите относительное(-ые) местоимение(-я)._____________________________

12) В предложениях 8 – 13 найдите прилагательное(-ые) в одной из степеней сравнения. Выпишите.______________

13) Из предложений 4 – 8 выпишите производный предлог.

__________________________________________

14) Выпишите все частицы из 2-го абзаца.

__________________________________________

15) Кратко объясните правописание суффикса в слове ВСТРЕВОЖЕНЫ___________________________________

16) Из предложения 9 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.____________________________________

17) Определите вид придаточного в предложении 13.

_________________________________________________

18) Найдите в тексте сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными (запишите его номер). Определите тип подчинительной связи.__________________

19) Найдите в тексте бессоюзное(-ые) сложное(-ые) предложение(-я), запишите номер(-а). Определите смысловые отношения между частями._____________________________

20) Кратко объясните постановку тире в предложении 19.

____________________________________________________

21) Какие из перечисленных средств выразительности характерны для данного текста? Напишите номера этих средств в порядке возрастания.

1) риторические вопросы и восклицания

2) синтаксический параллелизм

3) фразеологизм

4) сравнение

5) гипербола

6) парцелляция

7) метафора

8) риторическое обращение

________________________________

22. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые три аргумента).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...

Рабочая программа спецкурса для 6 класса "Анализ текста. Развитие читательской компетенции"

Рабочая программа направлена на развитие умений работы с текстом, подготовку к работам МЦКО по проверке грамотности чтения...

Авторская рабочая программа курса внеурочной деятельности «Комплексный анализ текста» для 5 класса

Как известно, ФГОС ориентирует учителей на формирование языковой личности, образовательный ресурс которой включает в себя компетенции различного содержания. Представленный курс внеурочной деятельности...

Рабочая тетрадь. Лингвистические задания при комплексном анализе произведения.

Рабочая тетрадь для одиннадцого класса по учебнику для национальных классов....