Учебная игра по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Дроздова Алла Николаевна

 Повторение стилей речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebnaya_igra_po_russkomu_yazyku.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Учебная игра по русскому языку

                                              «Я деловой человек»

На уроках русского языка можно проводить игру «Я деловой человек», во время проведения которой учащиеся показывают свой знания по  деловому этикету. Ее можно организовать  как совершенно самостоятельное внеклассное мероприятие, преследующее обучающие и воспитывающие цели. С одной стороны, дети имеют возможность в непринужденной обстановке закрепить и обобщить знания об официально - деловом стиле речи, повторить необходимые для грамотного делового общения ведения по лексике и фразеологии, грамматике, орфографии и орфоэпии.

С другой стороны, учителя могут более живо активизировать интерес школьников к учебному предмету, расширять их кругозор, воспитывать ува- :жение к родному языку, к его богатству, желание соблюдать его законы и правила.

Игру можно проводить для нескольких классов как игру «по станциям», но можно и с одним классом, разделив учащихся на группы (количество групп соответствует количеству стан ций); затем группы обмениваются заданиями.

Учащиеся должны пройти по всем составляющим игру станциям, сменив раз- личные «профессии». Станциям даны соответствующие названия- 

Станция 1. Служба безопасности.

Работа службы безопасности идет по двум направлениям:

1. Коварные вопросы для самых вниматель ных.

Здесь «служба безопасности» должна быть начеку, так как проверяются орфоэпические умения учащихся, а также умение употреблять в устной и письменной речи производные предлоги.

2.  Осторожно! Штампы! Служба безопаснос ти борется с канцеляризмами, которые пред ставляют серьезную опасность для литературно го языка: обедняют, сушат язык, порождают стилистический диссонанс.

Станция 2. Референты.

 Проверяется уме ние составлять такие документы, как доверен ность, расписка, заявление, автобиографий, деловое письмо. Учащимся предлагаются тексты, в которых необходимо устранить стилисти ческие ошибки.

Ста н ц и я 3. Консультанты.  

Консультанты разъясняют лексическое значение предложенных слов и определяют, как правильно написать слово.        

Станция 4. Психологическая служба.

 Психологам предлагается составить для cвоего «шефа» конспект главы из книги Д. Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». (Проверяется умение составить конспект по опорной схеме.) Также психологи должны, заметив в высказываниях «шефа» резкие слова, так или иначе смягчить их, употребив соответствующие слова и словосоче тания.        

Станция 5. Рекламное агентство.

 Реклам ные агенты должны проанализировать рекламу конкурентов и подготовить собственный вариант- рекламы.        

Готовясь к игре, ребята придумыва ют название команды, девиз, эмблему, выполняют предварительное домашнее задание — создают рисунок-плакат «Осторожно! Штампы!».

Игра проводится с учащимися VII классов после изучения темы «Предлог».

                                    СТАНЦИЯ 1 Служба безопасности.

                          Коварные вопросы для самых внимательных.

1.        Какую гласную вы напишете в окончании существительного'.' Могут ли быть различные варианты? Почему? Со ставьте предложения. Объясните свое ре шение.

Благодаря фирм...

1)        благодаря фирме: Мы смогли получить кредит благодаря посреднической фирме.

2)        благодаря фирму: Мы прощаемся, благодаря фирму за помощь в получении кредита.

2.        Вы попросили своего заместителя пригласить на совещание бухгалтершу и инженершу по технике безопасности. Ваша просьба заставила era серьезно задумать ся. О чем? Объясните свой ответ.

Ваш заместитель понял, что вы не знаете норм русского литературного языка. Правиль но: инженер, бухгалтер.

3.        Какой вариант вам кажется предпо чтительнее? Почему? Может быть, они Абсолютно синонимичны?

Предоставить отпуск ввиду болезни.

Предоставить отпуск вследствие бо лезни.

Предлог ввиду предполагает что-то предстоя щее, а предлог вследствие что-то уже случив шееся, поэтому правильным является второе предложение.

4:. Можно ли на деловую встречу одеть смокинг? А одержать поражение в споре можно?

Смокинг можно только надеть на встречу. Одержать победу, потерпеть поражение — устойчивые словосочетания. Одержать можно только победу, поражение же можно только потерпеть.

5. Поставьте ударение в выделенных словах.

Шофер, документ, премировать, ссуда взята, товары продали, узнайте цену изделия, вы правы.

Осторожно! Штампы!

1. Известно, что официально-деловой стиль предполагает использование устойчивых сочетаний- клише.

Представьте, что жена обратилась к мужу с такой речью:

Я ускоренными темпами обеспечила восстановление порядка на жилой площади, а также в предназначен ном для приготовления пищи подсобном помещении общего пользования. В последующий период времени мною было организовано посещение торговой точки с целью приобретения необходимых продовольственных товаров.

Найдите в «речи» жены устойчивые выражения, подчеркните. Уместно ли в данном случае их использование? Обо снуйте свой ответ.

2.        Замените слова, которые вам кажутся неуместными в данной ситуации.

В поезде молодая женщина расхваливает свой дом: «Чуть выйдешь за калитку, сейчас же зеленый массив».

Незнакомец подходит к человеку, который ловит рыбу, и спрашивает: «Какие мероприятия предприни маете для активизации клева?»

Молодой человек увидел пятилетнюю девочку, кото рая стояла и плакала. Он ласково наклонился к ней и спросил: «Ты по какому вопросу плачешь?»

3.        Представьте свой плакат «Осторожно! Штамп!»

                              Станция 2 «РЕФЕРЕНТЫ»

Вспомните структуру доверенности, рас писки, делового письма. Внимательно изу чите образцы. Сохранив содержание, уст раните стилистические ошибки.

                                                       Доверенность

Дорогой почтальон Печкин! Я жду посылку от моего дяди. Он у сторожа живет на гуталинном заводе. У него гуталина завались! Не знает, куда его девать. Вот и шлет всем.

Я' должен в поле уйти. Корову доить. Мурку мою. Если меня дома не будет, отдайте, пожалуйста, посыл ку Шарику. Очень вас прошу.

                                                                                                      Матроскин. Кот.

                                                       Расписка

Спасибо вам, дорогие ученые!

Ура! Наконец-то получили мы от вас солнце домаш нее. А то дядя Федор не велит природу на дрова пилить. Не понимает, что замерзнем мы все, если печь дровами не топить.

А зима пройдет, и солнце ваше мы вернем тут же. Тогда уж настоящее греть будет.

Только, пожалуйста, почтальону Печкину ничего не говорите. А то он с виду только добренький, а сам вредный и любопытный.

                                                                                                    Кот Матроскин.

                                                  Деловое письмо

Когда двое мальчишек в школе говорят между собой, никого не удивит реплика: Ты опять «пару» хватанул? Эх ты! То пара», то «кол»... Срежешься на экзамене — и выставят из школы».

Но если вы увидите письмо директора школы к родителям ученика, в котором говорится: «Уважаемый Александр Васильевич! Поскольку Ваш сын опять хватанул пару», а в дневнике у него то «пара», то кол», он несомненно срежется на экзамене, я буду вынужден выставить его из школы...»,— вы решите, что директор по меньшей мере странный человек.

Сохранив содержание, устраните стилистические ошибки. Напишите деловое письмо родителям ученика, другие деловые бумаги.

Образцы

                                              Доверенность

Я ,        

Доверяю________________________________

получитъ причитающуюся мне за_ _____________________ года зарплату.

Число                                                                                         подпись

                               Расписка

Я,

Получил от

(То -то, в каком количестве)

Обязуюсь вернутъ

число

подпись

                                              Деловое  письмо

      Речевые стандарты:

Сообщаем (Вам о том), что_____________________________        

Доводим до Вашего сведения, что_________________________________        

Ставим Вас в известность (•о том, что)___________________________________

Не забудьте использовать производные предлоги: (в) следстви.., (в) виду, (в) течени.., (в) продолжени..

                                          СТАНЦИЯ 3 «Консультанты»

Объясните значения слов: авторитет, резолюция, компетентный, профессия, должность.

Докажите многозначность слова программа, составив с ним словосочетания или предложения.

Орфографическая страничка ..дм..н..страц,.я, з..веду..щий, с..кр..тарь, оф..ц..альный, в..ст..н..вить, кв..л..ф..кац..я, р..з...люц..я, учреждение оф..ис, к..нкуренц..я, пр..з..дент, м..н..стерство, орг..н..зац..я, а..т..б..графия, пр..зид..ум, пр..блем..а. пр..грес.., пр..фес..ия, р..путац..я, сп..ц..апьностъ, ун..в..рсапьный, труж..ик, ин..ц..ативный, пр..фа..а, к..л..кти.., иметь (в) виду следующее, Ел..сле..стви. буд.,т пр..долж..но, (в) т..чени.„ (в) пр..д..лжени. мес..ца, (в) виду (не)д..статка мат..р..алов, (по) вид..м..му, пр..изво..ство, пр..мышл..ость, ра....егл..вый, к..мп..тентный, д..к..уме№\ (по) изучени.. вопроса, (по) получени,. письма.

        Станция 4 «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА»

1.        Прочитайте отрывок из книги Д. Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей».

2.        Составьте плакат-конспект по схеме:

ВЕРНЫЙ СПОСОБ НАЖИТЬ ВРАГОВ

КАК ЭТОГО ИЗБЕЖАТЬ?

3.        Выпишите понравившиеся вам выска зывания известных людей.

4.        Используя необходимые слова, снимите категоричность высказывания, со здайте возможность тактичного речевого общения в условиях обсуждения.

Например: Возможно, со временем вы измените свое мнение.

Нельзя                                                                         Нужно

— Вы не правы.                                                         _______________________________

— Это абсолютно невер но.                                  _______________________________      

- Ну и глупости вы гово рите.                                _______________________________

- Я вам докажу, что это не так.                            ______________________________

— Послушайте лучше, что я скажу.                    ____________________________    

                   СТАНЦИЯ 5 « Рекламная страничка»

1.        Найдите в тексте крылатые выраже ния (подчеркните).

Несколько оставшихся без работы инженеров реши ли открыть собственное дело. Не откладывая в долгий ящик, зарегистрировали фирму «Левша», намекая на то, что им по силам и блоху подковать. Были они не любители в мутной воде рыбу ловить. Создать хотели не фирму-однодневку, которая пустит пыль в глаза, заморочит людям голову, обдерет как липку, оставит после себя филькины грамоты и под сурдинку канет в лету. С такими надо держать ухо востро, чтобы не попасть впросак.

Нет. Наши знакомые во главу угла поставили про фессионализм и честность. И хотя не раз повисал над фирмой дамоклов меч и казалось, что дело табак, работали ребята засучив рукава. Сейчас «Левша» в зените славы, заткнув за пояс конкурентов, пожинает заслуженные лавры, являясь звездой первой величины в отечественном приборостроении.

2.        Используя полученную информацию, составьте рекламную статью о данной фирме. Покажите, что вы поняли значение крылатых выражений, заменив их в своей статье синонимичными.

По желанию: можете продолжить рекламную кампанию, придумав инте ресные объявления.

                                         СПАСИБО ЗА ИГРУ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интеллектуальная игра по русскому языку "знатоки русского языка"

игра может проводиться в 6-7 классах, как  внеклассное мероприятие по русскому языку...

"Интеллект-кофейня" Урок-игра по русскому языку для 11 класса "ЗРЯ!! ("Знаю русский язык!")

Урок-игра содержит разнообразные, в том числе творческие, задания по русскому языку для 11 класса, нацеленные на подготовку детей к сдаче ЕГЭ....

Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.

Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Составлена на основе примерной  программы   общеобразовательных учреждений «Русск...

Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы. Подготовка к ЕГЭ Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы

Настоящая программа специального курса по русскому языку для  XI классов создана на основе примерной базовой программы  государственного стандарта среднего общего образования.  Пр...

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...