Повторим орфографию
презентация к уроку русского языка (11 класс) на тему

Данная презентация поможет подготовиться к выполнению задания А 13

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon orfogramma_v_korne_slova.ppt126.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повтори орфографию Учебный материал для учащихся 11-12 классов (экстернат) Учитель «МОУ ВСОШ» Шишаева Н.Г.

Слайд 2

Орфография ОРФОГРАММА (греч. « орфо » - правильный, «грамма» – буква, знак) – такое написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу (« орфо » - правильный, «графо» - пишу) – раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов. Ценность русской орфографии – в строгом соблюдении орфографических правил.

Слайд 3

– Фонетические: ударение, безударность шипящие и ц мягкие согласные озвончение и оглушение согласных В о да (в о ды), суч о к, ш ё пот Ж ёлудь, ц инга, дро ж ь, спря ч ь Кон ь ки, кон ь , лист ь я Ко с ьба, ло ж ка Словообразовательные: часть слова однокоренное слово Пр и клеить, овраж е к Ду б – ду б ок, в о да - в о дный Морфологические: часть речи признаки частей речи: склонение и падеж спряжение и лицо предлог, сущ. нареч. В верху (дома) и вверху На опушк е ( I скл., п. п.) Вид и т ( II спр., 3-е л.) Синтаксические: связь слов в каком? В осенн е м лесу Смысловые: значение слова значение части слова Пол о скать (бельё), пол а скать (ребёнка); Пр е отличный (очень хороший) Пр и ехал (приближение) это инструкция, в которой указываются условия выбора правильных написаний (орфограмм) в словах. Условия выбора – это фонетические, словообразовательные, морфологические, синтаксические и смысловые особенности слов, которые определяют, что следует писать в том или ином случае. Орфографическое правило -

Слайд 4

Орфограмма в корне слова З у А д В а И р С е И н Т и я о т Определяемые правилами Не проверяемые правилами Проверяемые ударением чередующиеся Тр а ва тр а вы С о сна с о сны Л е сок л е с Т я нуть т я нет С лаг ать - с лож ить Раст ение – рос ли Искл. Искл. От рас ль – рост ок Кас а ться - кос нуться Т о пор В и н е грет б а лкон Слышатся безударные гласные в корне? Алгоритм.

Слайд 5

Слышатся безударные гласные в корне ? Проверь ударением Измени форму слова (п а руса – п а рус) Подбери родственное слово (сп е шить – сп е шка) Подбери сложносокращённое слово (к о рабль – линк о р) Непроверяемые Вспомни происхождение слова, найди дальнего родственника (сост я заться – т я жба; бр о шюра – бр о шь) Смотри словарь Чередующиеся. Нельзя проверить ударением. Правописание зависит от Буквы в корне Буквы после корня Ударения смысла

Слайд 6

Правописание чередующихся гласных зависит от смысла ск ак - продолжительное действие: скакать, ск оч - мгновенное действие: вскочить м а к - погружать в жидкость: макать м о к- пропускать жидкость: промокашка, непромокаемый плащ пл а в- плавники, плавучий; пл о в - только в словах пловец, пловчиха, р а вн- сделать одинаковым: уравнять, р о вн- сделать ровным, гладким: подровнять Запомнить: всё равно, поравняться, равнение, равнина, НО: уровень, поровну, ровесник

Слайд 7

Правописание чередующихся гласных зависит от буквы в корне -ла г - - - ло ж - по лаг ать, по лож ить -рас т - - -рос- - -ра щ - раст ение, рос ли, вы ращ енный Исключение: Отрасль, росток, ростовщик, на вырост

Слайд 8

Правописание чередующихся гласных зависит от Буквы после корня к а с( а )- - к о с(н) кас аться - кос нуться б и р а - – б е р- со бир ать - со бер у м и р а- -м е р блист ал – блес нул - блест ел п и р а- -п е р вы жиг ал - вы жег д и р а- -д е р пон им ать - пон я ть т и р а - -т е р рас стил аться - рас стел ю ст и л а - -ст е л бл и ст а - -бл е ст - и н а , - и м а - -я ж и г а- -ж е г(чь) и а е стил а

Слайд 9

Буквы Е и И в корнях с чередованием бер- - бир- дер- -дир- мер- -мир- пер- -пир- тер- -тир- блест- -блист- жег- -жиг- стел- -стил- чет- -чит- и а е Нет суффикса А про тир а ть, за пир а ть, со бир а ть, у мир а ть про тер еть, за пер еть, со бер ут, у мер еть

Слайд 10

Правописание чередующихся гласных зависит от ударения Без ударения О Гор еть, за гор ать Искл.: пригарь без ударения На клон иться, при клон ить Зар я, о зар ять, зар ница гор клон зар А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Повторим орфографию" с использованием личностно ориентированного подхода в обучении.

Использование групповой работы учащихся при повторении орфографии в 9 классе. Деловая игра....

Дистанционный курс "Повторяем орфографию"

Здравствуйте, ребята. Я предлагаю вам дистанционный курс по орфографии.  Он создан для тех, кто хочет повысить свою грамотность самостоятельно, вспомнить основные правила, закрепить орфогра...

Дистанционный курс "Повторяем орфографию"

Этот курс разработан прежде всего для восьмиклассников,  желающих самостоятельно повысить грамотность, но кроме того,  материалы курса  можно использовать на уроках при изучении или ...

Повторим орфографию. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.

русский язык8 класс(программа под ред. В.В.Бабайцевой) Повторим орфографию. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.(урок 2-ой) Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ №3» г.Ново...

Презентация "Повторим орфографию!". 8 класс.

В презентации помещены основные правила орфографии в таблицах....

"Повторим орфографию"

Урок-обобщение в 8 классе в виде деловой игры...

Использование технологий морфемного чтения и письма на уроке русского языка в 8 классе «Повторим орфографию»

Зачетная курсовая работа по теме "Использование технологий морфемного чтения и письма на уроке  русского языка в 8 классе «Повторим орфографию»"...