"Повторим орфографию"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Урок-обобщение в 8 классе в виде деловой игры

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОКРУЖНОЙ КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

                                    «МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК»

            МОУ Покровская основная общеобразовательная школа

    Конспект урока по  русскому языку в 8 классе по теме:

     «Повторим орфографию».

Вид урока:        учебное занятие по обобщению и  

                           систематизации знаний и способов  

                           деятельности.

Форма урока:  деловая игра.

Учитель русского языка и литературы

                 Жукова Татьяна Анатольевна.

                             «Повторим орфографию».

 Цель урока: повторить и обобщить знания учащихся по повторению  

                       изученного в 5-7 классах.

Задачи урока:

  1. организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности при повторении орфографии, изучаемых в 5-7 классах;
  2. вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся;
  3. развивать у учащихся саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды работы.

                                   Ход урока.

Организационный момент:

Я предлагаю Вам такую Фому работы, когда ученик становится на место учителя, который готовит дидактический материал для урока.

Начинается деловая игра « Я учитель» .

   Проблемная задача урока: подготовить текст для контрольного списывания. Этим текстом будут пользоваться одноклассники.

Требования к готовому заданию: текст  должен помочь проверить, как учащимися освоен  пройденный материал. Чтобы все правильно выполнить, ничего не забыть, необходимо договориться о порядке выполнения работы, продумать дополнительные задания. Кроме того. Нужно самим показать образец выполнения всех заданий. Работать будем в группах по 5 человек.

Я предлагаю Вам недеформированный текст (без пропуска букв и знаков препинания).

 Вместе с учениками вырабатываем порядок работы:

  1. подчеркнуть в тексте самые « ошибкоопасные» места в тексте, по мнению  учеников.
  2. эту работу сделать индивидуально, а затем обсудить ее результаты в группе и прийти к общему мнению.

Эта работа необходима, чтобы не подчеркивались слишком простые орфограммы и не пропускались трудные.

                                              Текст.

  Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.

                                                                            ( А.П.Чехов)

   

2 ученика на отдельном листе выписывают слова с подчеркнутыми орфограммами и делают их орфографический разбор.

3 других ученика на отдельном листе выполняют дополнительные задания: разные виды разборов, о которых группа договорилась заранее.

  Далее ученики меняются листками и проверяют выполненную товарищем работу.

  После проверки и обсуждения результатов группа выбирает двух редакторов, которые готовят окончательный вариант справочных листков

( при этом необходимо иметь на столах словари: толковый, этимологический, словообразовательный, орфографический).

  Оставшиеся двое участников группы аккуратно пишут деформированный текст и задания к нему.

Выполненная работа выглядит примерно так:

                               Первый справочный листок.

                   Безударные гласные, проверяемые ударением:

Выглянуло ( гл я нуть)

Далеко (даль)

Засверкала  ( посверкивать)

Росой  ( росы)

Засветилась (свет)

                 Чередование гласных в корне:

Коснулось (касаться)

                      Правописание суффиксов:

Ветряной  ( мельницы) – ветер

Утреннюю (полутень) – утро

                     Правописание окончаний:

Сходится (сходиться, на –ить, не исключение, глагол 2-го спряжения, окончание –ит).

Размахивающего (человечка) окончание определяется по вопросу- какого? Без ударения после шипящей окончание –его.

                      Правописание предлогов :

Из-за – сложный предлог.

Понеслась навстречу другим полосам- производный предлог, можно заменить другим предлогом: понеслась к другим полосам.

                       Правописание сложных слов :

Ярко-желтая – прилагательное, обозначает оттенок цвета.

Полутень – полу- всегда пишется слитно.

                     Правописание наречий:

Сзади, впереди – запомнить

Сначала – нет зависимого слова: с начала урока

Издали – нет зависимого слова: из дали моря

Сначала, вправо

                   Правописание местоимений:

Что-то – неопределенное местоимение

                    Второй (справочный ) листок

            1                               /                

Сзади  - 2 слога, сза-ди   [зади]

С-

     [З ]-согласный, звонкий ( парный),твердый (парный)

З-

        /

А-[ А ]- гласный, ударный

         ,

Д-[ Д ]-согласный, звонкий ( парный),мягкий (парный)

И-[ И ]- гласный, безударный

5 букв, 4 звука

                                       

2

Размахивающего ( человечка) –причастие  (от глагола «размахивать»)

               

3

Коснулось (что сделало?)- глагол.

Обозначает действие предмета.

Н.Ф. коснуться

Морфологические признаки :

Постоянные: совершенный вид, невозвратное, 1-е спр.

Непостоянные: изъявительное наклонение, единственное число, прошедшее время, средний род.

Что-то ( что сделало?) коснулось

                                                                    _________________

                                                                    _________________

    сущ         нар         гл.                     нар         пр.      сущ.      С    нар     пр.     сущ              гл                 пр               

Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо без хлопот принялось за

                       -.-.-=========-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.========

   Мест       сущ

свою работу.

~~~~ -----------

[- = и =  ]

( повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными сказуемыми и обстоятельствами)

 Деформированный текст, подготовленный учащимися:

Солнце уже выгл…нуло (с)зади1 (из) за города и тихо, без хлопот прин…лось за свою работу4. (С) начал… д…леко (в)переди, где небо сход…тся с землею, около курганчиков и ветр…(н,нн)ой мельницы, которая (из)д…али похожа на маленького человечка, размахивающего2 руками, поползла по земле широкая (ярко) желтая полоса; через минуту такая же полоса засв…тилась несколько ближе, поползла (в)право и охватила холмы: что(то) теплое к…снулось3 Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись (с) зади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась (на)встречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь (с, з) бросила с себя утре(н,нн)юю (полу)тень, улыбнулась и засв…ркала р…сой.

Выполненные задания сдаются учителю.

- Благодарю вас за работу. Эти тексты пригодятся мне для уроков в следующих классах.

Домашнее задание:

1уровень: составить аналогичный текст с заданием и образцом его выполнения.

2 уровень: взять недеформированный текст с подчеркнутыми орфограммами из учебника и приготовить к нему только справочные листки.

3 уровень: выполнить упражнение из учебника.

- Ребята, выскажите свое мнение о проделанной работе?

( высказывают свое мнение по очереди)

- Оцените свою роль в выполнении общего задания.

                                    П Р И Л О Ж Е Н И Е.

   Игровые методы в обучении дают:

  1. Развитие самопознания ( за счет снижения барьеров психологической защиты и устранения неискренности на личностном уровне).
  2. Личностный рост участников через расширение сферы осознания себя и других, а также процессов, которые происходят в группе.
  3. Стремление учащихся определить как можно больше возможностей выбора при встрече с жизненными трудностями и проблемами. Поскольку поощряется исследовательское отношение к действительности: «Что происходит сейчас».
  4. Овладение учениками умениями рефлексировать, анализировать свое поведение.

Личностно-ориентированные технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания обучения.

  На своем уроке я использовала дифференцированное обучение и коллективный способ обучения. Парная работа на уроке представлена вариационным видом.

   В начале каждого  учебного года проводятся уроки повторения ранее изученного материала. К сожалению, школьники, знающие формулировки правил орфографии, зачастую не умеют опираться на них в процессе письма. Учащиеся не всегда обнаруживают в тексте места, чреватые ошибками. Кроме того традиционные формы работы на уроке повторения не вызывают интереса и, следовательно, не служат повышению качества знаний, грамотности. Чтобы вызвать интерес к уроку и инициировать работу, реально формирующую орфографические и пунктуационные навыки на  уровне «врожденной грамотности», я обращаюсь к творческому взаимодействию с учащимися.

   Я предлагаю учащимся такую Фому работы урока-игры, когда ученик становится на место учителя, который готовит дидактический материал для урока.

Это позволяет ученикам увидеть проблемы, на которые они раньше не обращали внимания, сделать работу не для себя, а для других. Следовательно, задание должно быть выполнено безукоризненно и максимально самостоятельно.

  Для этого ученики должны договориться между собой о порядке выполнения работы, о распределении функций (т.е. каждый выбирает для себя посильное задание), чтобы участие каждого в выполнении общего задания было замечено всеми и правильно оценено. Работая в группе, ученик выбирает себе роль, позволяющую наиболее ярко проявить свои способности.

   При подведении результатов урока каждому будет, чем гордиться, каждый будет успешен, каждого оценят по достоинству и товарищи, и учитель.

Эвристическая задача – лучший способ мгновенно вызвать интерес и внимание к заданию. Работа в группах воспитывает умение обосновывать свою позицию и отказываться от своего суждения. Если аргументы оппонента оказываются более убедительными.

    Задания на уроке носят продуктивный характер: дети сами выбирают наиболее трудные орфограммы, сами решают. Какие слова и предложения взять для разбора, сами придумывают дополнительные задания, сами оценивают качество своей работы. При этом закрепляются навыки работы со справочной литературой. Ученики сами создают подобие справочника – информационные листки. Урок построен в форме деловой игры. Урок, построенный в форме деловой игры, позволяет сделать урок повторения более емким, создает иной уровень речевого поведения, важнейшую роль в котором играет ученик. Умения и навыки развиваются более успешно, чем при традиционной  форме проведения урока.  Каждому ученику уделяется индивидуальное внимание, в ходе урока даются рекомендации. Организована исследовательская деятельность учащихся на уроке (ученики исследуют текст с целью найти в нем как можно больше трудных с точки зрения орфографии мест).В процессе работы виден каждый ученик, видны его самостоятельность и инициатива. Групповая работа, организованная на уроке, приучает учащихся не только к контролю со стороны учителя, но и к самоконтролю, самоанализу деятельности.  В процессе работы виден каждый ученик, видны его самостоятельность и инициатива. Дети работают в парах, в группах по 3-4 человека, с группами «соперниками» и индивидуально. На уроке происходит обмен выполненными заданиями для взаимопроверки, что развивает орфографическую зоркость. В общении с учениками учитель создает благоприятный психологический климат, равноправное, партнерское общение и атмосферу сотрудничества: эмоционально поддерживает учеников, создает условия для успешной работы, дает консультации, советует.

   На дом задаются трехуровневые задания (по степени сложности). В конце урока учащиеся высказывают свое мнение о проделанной работе, оценивают свою роль в выполнении общего задания, отмечают удачи, делают выводы о том, что вызвало наибольшее затруднения и как их преодолеть в будущем.

  Поскольку урок проводится в форме деловой игры, невозможно обойтись без диалогических форм общения на протяжении всего занятия: в начале урока учитель и ученики договариваются о порядке выполнения работы, придумывают и комментируют предполагаемые задания, ученики задают вопросы учителю, друг другу ( при работе в группах), предлагают свои варианты: в конце урока обсуждают результаты.

   Деловая игра- это сотрудничество учащихся друг с другом, с учителем.

     ОКРУЖНОЙ КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

                                    «МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК»

  1. Фамилия Жукова    Имя  Татьяна  Отчество Анатольевна

  1. Дата рождения   17 июля 1973 год

  1. Образование, наименование учебного заведения, год окончания

Высшее, Самарский Государственный Педагогический Университет,1999 год

  1. Должность, по которой работает

Учитель русского языка и литературы

  1. Место работы: Покровская основная общеобразовательная школа

  1. Общий стаж работы: 17 лет

  1. Стаж педагогической работы: 13 лет

  1. Стаж работы в должности (в данном учреждении): 13 лет

  9.  Сведения о аттестации (категория, дата присвоения) –

                                                                 1 категория  18 января 2007 года

10.  Наличие ученой степени : нет

11.  Награды, звания: нет

12.  Контактные телефоны:

                                           Рабочий: 5-13-46

                                          Домашний: 5-14-29

                                                               89272668103

     ОКРУЖНОЙ КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

                                    «МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК»

1. Фамилия  Протасова Имя  Ольга Отчество   Николаевна

2.  Дата рождения   2 июня 1968 год

  1. Образование, наименование учебного заведения, год окончания

Высшее, Куйбышевский  Педагогический Институт,1991 год

  1. Должность, по которой работает

Учитель математики

  1. Место работы: МОУ Покровская основная общеобразовательная школа
  2. Общий стаж работы: 16 лет
  3. Стаж педагогической работы: 16 лет
  4. Стаж работы в должности (в данном учреждении): 16 лет
  5. Сведения о  аттестации (категория, дата присвоения) - нет
  6. Наличие ученой степени : нет
  7. Награды, звания: нет
  8. Контактные телефоны:

                                           Рабочий: 5-13-46

                                          Домашний: 5-12-55

                                                               89276005551

ОКРУЖНОЙ КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

                                    «МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК»

  1. Фамилия Типунова Имя Валерия  Отчество Вячеславовна
  2. Дата рождения   17 июня 1960 год
  3. Образование, наименование учебного заведения, год окончания

Высшее, Азербайджанский Институт физкультуры,1981 год

  1. Должность, по которой работает

Учитель начальных классов

  1. Место работы: МОУ Покровская основная общеобразовательная школа
  2. Общий стаж работы: 26 лет
  3. Стаж педагогической работы: 26 лет
  4. Стаж работы в должности (в данном учреждении): 16 лет
  5. Сведения о аттестации (категория, дата присвоения) - нет
  6. Наличие ученой степени : нет
  7. Награды, звания: нет
  8. Контактные телефоны:

                                           Рабочий: 5-13-46

                                          Домашний: 89277388457

ОКРУЖНОЙ КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

                                    «МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК»

  1. Фамилия Солдатова Имя Лариса Отчество Евгеньевна
  2. Дата рождения   24 апреля 1964 год
  3. Образование, наименование учебного заведения, год окончания

Высшее, Куйбышевский Педагогический Институт , 1988 год

Должность, по которой работает

Учитель русского языка и литературы

  1. Место работы: МОУ Покровская основная общеобразовательная школа
  2. Общий стаж работы: 26 лет
  3. Стаж педагогической работы: 16 лет
  4. Стаж работы в должности (в данном учреждении): 16 лет
  5. Сведения о аттестации (категория, дата присвоения) –

                                               1 категория 18 января 2007 года

  1. Наличие ученой степени : нет
  2. Награды, звания: нет
  3. Контактные телефоны:

                                           Рабочий: 5-13-46

                                          Домашний: 89276011893


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Повторим орфографию" с использованием личностно ориентированного подхода в обучении.

Использование групповой работы учащихся при повторении орфографии в 9 классе. Деловая игра....

Дистанционный курс "Повторяем орфографию"

Здравствуйте, ребята. Я предлагаю вам дистанционный курс по орфографии.  Он создан для тех, кто хочет повысить свою грамотность самостоятельно, вспомнить основные правила, закрепить орфогра...

Дистанционный курс "Повторяем орфографию"

Этот курс разработан прежде всего для восьмиклассников,  желающих самостоятельно повысить грамотность, но кроме того,  материалы курса  можно использовать на уроках при изучении или ...

Повторим орфографию

Данная презентация поможет подготовиться к выполнению задания А 13...

Повторим орфографию. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.

русский язык8 класс(программа под ред. В.В.Бабайцевой) Повторим орфографию. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.(урок 2-ой) Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ №3» г.Ново...

Презентация "Повторим орфографию!". 8 класс.

В презентации помещены основные правила орфографии в таблицах....

Использование технологий морфемного чтения и письма на уроке русского языка в 8 классе «Повторим орфографию»

Зачетная курсовая работа по теме "Использование технологий морфемного чтения и письма на уроке  русского языка в 8 классе «Повторим орфографию»"...