Урок Имя существительно в художественном тексте
методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме

Васильева Людмила Вячеславовна

Данный урок разработан для 5 класса в теме "Имя существительное".  В уроке решается вопрос о роли имени существительного в художественном тексте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_imya_sushchestvitelnoe_v_tekste.doc52 КБ
Microsoft Office document icon tetrad_uchenika_k_uroku.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: урок актуализации знаний об имени существительном

Форма урока: урок-исследование

Технология: личностно ориентированная

Цели  урока:

  1. Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.
  2. Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем.
  3. Воспитание активной творческой личности учащихся, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные задачи.
  4. Развитие профессионального проблемного мышления.

Задачи урока:

  1. Обучающая – показать роль имени существительного в художественном тексте, формировать навыки устной и письменной речи, формировать навыки анализа художественных текстов с точки зрения красоты.

  1. Развивающая - способствовать овладению культурой ведения дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности, Рассмотреть нравственную категорию красоты как в природном так и в общественном значении (как средство воспитания доброты, благородных стремлений).

  1. Воспитательная - воспитывать стремление и желание быть внимательным и вдумчивым читателем; воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыков коллективного труда, коллективного содружества, учить видеть во всем, что окружает, красоту.

Оборудование: мультимедийный проектор.

 «Красота разлита во всём мироздании…»

А.А. Фет

Ход урока

У.: Доброе утро, дети!

Д.: (ответ)

У.: Присаживайтесь, пожалуйста. Для работы сегодня на уроке я предлагаю вам тетради для записей. Они останутся у вас, так что можете сейчас подписать их. Хорошо!

У.: Начнём! Внимательно посмотрите на поле информационной доски. Вам дана запись. Определите два слова, с которыми мы будем сегодня работать на уроке:

М К И Р О Р З А Д С А Н О И Т Е А

Кто готов прочесть эти слова? Верно. Каким способом вы рассуждали, когда искали слова. Молодцы!

Итак, красота и мироздание. Как вы понимаете эти слова? Что есть красота, по вашему мнению? Что можем назвать красивым?

Как вы понимаете значение слова «мироздание»? Что мы читаем в словарной статье о данных словах?

Один из классиков сказал: «Красота разлита во всем мироздании…»?  Вы знаете, кому принадлежат эти слова?  Это высказывание известного русского поэта 19 века А.А. Фета, с творчеством которого  вам ещё предстоит познакомиться. Поэзия А.А. Фета – это прекрасный мир, это гимн красоте. Красоте  человека,  природы и  целого мира.  

«Красота разлита во всем мироздании…». О чём эти слова? Как вы их понимаете?

Д.: (ответ)

У.: Каждый из нас стремится к тому, чтобы речь наша была выразительной и точной, красивой и образной. Надеюсь, что наш урок позволит и вам приблизиться к этой цели.

Давайте произнесём слово «весна» отчётливо, выразительно все вместе.

 Что слышится вам в этом слове?

Д.: (ответы)

У.: Обратимся к истокам этого слова. Загляните в этимологический словарь.

Д.: (ответы)

У.: Какие слова-ассоциации к слову «весна» вы могли бы подобрать. Запишем их в нашей тетради.

Д.: (ответы)

У.: Можем ли мы сказать, что каждое названное вами слово таит в себе весенний образ.

Д.: (ответы)

 

У.: А вот как звучит весна в стихотворении А.А. Фета… (чтение произведения)

Как можно озаглавить это стихотворение?

(Весна, весеннее пробуждение, пробуждение природы, весенняя радость)

К какой теме обращается поэт в своем произведении?

Как автор относится к изображаемому? Каким настроением проникнуты  поэтические строки?

Посмотрите внимательно на стихотворение. Что вас удивило в нём, что показалось особенно интересным?

(автор использует большое количество существительных)

Сколько имен существительных? (36) Действительно, 36 существительных и ни одного глагола. Удивительно!

Как мы узнали, что это существительные?

Д.: (ответы)

У.: Мы знаем, что имя существительное обозначает предмет. (Верно, Что ещё мы знаем об имени существительном) Обратимся ещё раз к тексту стихотворения и ответим на вопрос, можно ли считать, что мир, который изображает поэт, находится в состоянии покоя?

Кто хочет прочесть стихотворение? (чтение стихотворения)

Д.: (стихотворение полно движения)

(Верно. Поэт использует такое количество существительных, чтобы показать изменчивость природы, её красоту. Одна картина меняет другую, одно впечатление меняется другим, на смену ему торопится третье. Всё живёт в поэтической миниатюре, всё движется. Сколько красок, сколько звуков!)

У.: Как же удалось поэту, используя преимущественно имена существительные, показать прекрасное состояние природы, передать движение и настроение?

Наверное, есть какие-то особенности в использовании существительных в тексте, которые нам нужно знать?

Обобщите наши рассуждения и сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока?

Д.: (ответы)

У.: Как вы думаете, какова же цель нашего урока?

Д.: (ответы)

У.: Вернёмся к стихотворению А.А. Фета.  Мы уже говорили, что в стихотворении 36 существительных и ни одного глагола. Назовите имена существительные, которые оживляют, по вашему мнению, картину. Почему?

Д.: (ответы)

У.: Запишите их. (Крик, говор, свист, зык, вздох)

Д.: (ответы)

У.: Какие значения имен существительных вы ещё знаете? Найдите их в тексте.

Сгруппируйте имена существительные по значениям. Имена существительные обозначающие конкретные предметы, отвлеченные понятия, явления окружающего мира.

 (Верно. И здесь имена существительные словно фотограф, который запечатлевает картину весеннего дня)

У.: И снова обращаемся к поэтическим строкам. Сколько предложений в тексте?

Д.: (ответы)

У.: Верно. Тем не менее поэт  условно разделил стихотворение на  3 части.  Вы обратили внимание? Как вы думаете, какие именно и почему?

Д.: (ответы)

У.: Вернёмся к тем словам, с которых мы начали наш урок «Красота разлита во всем мироздании…». Мог ли поэт выразить в этих словах своё отношение  к миру, к природе, к весне, о которой говорит в стихотворении?

Да, безусловно. Если мы проследим за движением глаз лирического героя, мы увидим, что в начале взгляд художника устремлен ввысь, затем на землю, а далее на человека. И всё, по мнению, поэта прекрасно. Красота вокруг него, красота в нем самом.

У.: Давайте, и мы сегодня попробуем себя в роли мастеров художественного слова. Продолжаем работать по рядам. Попробуйте единой группой, вместе 2-3 предложениями нарисовать картину весеннего утра, дня и вечера, используя имена существительные, которые звучали сегодня у нас на уроке. Может, и вы сможете, использую, как можно больше имен существительных  нарисовать картины весны в разное время дня. Озаглавьте ваш текст.

Работайте в группах дружно и тихо. По окончании работы определите, кто будет представлять ваш творческий проект. У вас 3 минуты.

Д.: (ответы)

У.: Какие существительные вы использовали. И почему именно их? Какие существительные помогают понять, что речь идет о весеннем утре или вечере. Молодцы! Вы замечательно справились с заданием. И умеете чувствовать слово. Какой итог мы можем подвести нашему уроку? Какова же роль имен существительных в речи? Устной или письменной?

Д.: (ответы)

У.: Сейчас я попрошу вас выразить свое отношение к услышанному сегодня на уроке? Выразить свое ощущение от урока? И выразить это именем существительным (1-2):ДОБРОТА, ТЕПЛОТА, ТВОРЧЕСТВО, ОТКРЫТИЕ,  ДРУЖБА, КРАСОТА (ответы)

У.: Да, имя существительное обозначает не просто предмет, оно способно запечатлевать мир и преобразовывать его.

Вы были сегодня выразитель и внимательны к слову.

Умение чувствовать слово-это прекрасно. Это красота нашей с вами речи. Красивая речь – это не только показатель образованного человека, это и уважение к родному языку.

 У.: Спасибо, за урок. Спасибо за творчество на уроке.



Предварительный просмотр:

Рабочая тетрадь  

по русскому языку

       ____________________________________________________________

       ____________________________________________________________

«Роль имени существительного в поэтическом тексте»

 «Красота разлита во всём мироздании…»

А.А. Фет

1.Красота  - все красивое, прекрасное,

все то, что доставляет эстетическое

 и нравственное наслаждение.

2. Красота - красивые, прекрасные

 места (в природе, в художественных

 произведениях).

3. Красота - о чем-нибудь очень хорошем,

 впечатляющем.

                      Толковый словарь С.И. Ожегова

  Мироздание – то же, что  вселенная.

                                 Большой толковый словарь

                современного русского языка Д.Н. Ушакова

Мироздание – то же, что  мир.

                                                                                                           Толковый словарь С.И. Ожегова

* * *

Это утро, радость эта,                       _____________________________________

Эта мощь и дня и света,                   ______________________________________

Этот синий свод,                               ______________________________________

Этот крик и вереницы,                     ______________________________________

Эти стаи, эти птицы,                        ______________________________________

Этот говор вод,                                 ______________________________________

Эти ивы и берёзы,                            ______________________________________

Эти капли – эти слёзы,                    ______________________________________

Этот пух – не лист,                          ______________________________________

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчёлы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Это вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это всё – весна.

                                  1881г.                                                      

* * *

ВЕСНА. Общеславянское. Суффиксальный. Производное от той же основы (вес-), что и веселый. Буквально — "время, когда живется хорошо".

Запишите слова - ассоциации к слову «весна». Слова, которые несут в себе образ весны.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

* * *

Запишите имена  существительные, которые, по вашему мнению, оживляют картину.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

* * *

Попробуйте 2-3 предложениями нарисовать картину весеннего утра, дня или вечера. Озаглавьте свой текст. Определите имена существительные какой группы вы использовали?

___________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

* * *

Домашнее задание:

Написать сочинение-миниатюру «Гимн весне», используя как можно больше имен существительных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 1 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 2 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 3 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

Урок развития речи. Анализ художественного текста.

Урок развития речи в 9 классе.Учащиеся девятых классов не всегда могут определить тему и проблему текста, испытывают затруднения, отвечая на предложенные на письменном экзамене в форме ГИА вопросы. Я ...

Методическая разработка урока русского языка "Анализ художественного текста с элементами рассуждения"

Методическая разработка урока русского языка "Анализ художественного текста с элементами рассуждения" в 11 классе направлена на совершенствование коммуникативных компетенций у учащихся, формирование и...

Уроки №42-43 Разбор художественного текста. Уроки 44-45.Разбор текста лирического произведения (А.И. Власенков, базовый уровень, 11 кл.)

1.Работа по анализу художественных текстов.2. Работа по анализу лирических произведений.3 Самостоятельная работа....