Урок Универсиады. Тема "Суффикс", 5 класс. ч1 из 3
план-конспект урока русского языка (5 класс) по теме

 

План-конспект урока русского языка в 5 классе 14 стр, разбит на 3 части по 1 Мб т.к. фото-слайды даже после сжатия занимают достаточно большой обьем. 

Тема урока "Суффикс". 

Урок проведен 17.03.2012г. в рамках мероприятий конкурса «Урок Универсиады». 

Помимо плана-конспекта с уроком можно ознакомиться просмотрев видеоролик продолжительностью 15 минут и презентацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная татарско-русская школa   с углубленным изучением отдельных предметов»

Вахитовского района г. Казани

План-конспект урока русского языка в 5 классе

 Тема: Суффикс

(для конкурса «Урок Универсиады»)

Учитель высшей квалификационной категории

Лалит Фарида Сагитовна

     

Казань 2012г.  

План-конспект урока русского языка в 5 классе

(урок проведен 17.03.2012г. в рамках конкурса «Урок Универсиады».                      С уроком можно ознакомиться просмотрев видеоролик продолжительностью 15 минут и презентацию)

Урок проводит: учитель высшей категории МОУ «Общеобразовательной средней татарско-русской школы  с углубленным изучением отдельных предметов» Лалит Фарида Сагитовна.

Техническое оборудование и материальное обеспечение урока: компьютер, интерактивная доска, проектор, звуковые колонки, презентация в формате PowerPoint (внимание, гиперссылка, нажать Ctrl, навести на слово «презентация», нажать левую кнопку мышки), тесты, раздаточные карточки-тесты, кластеры.

Тема: Суффикс. 

Цель: повторить определение суффикса, отработать действия по выделению из основы суффикса, помочь учащимся осмыслить словообразующую роль суффикса.

Задачи: 

  1. Обучающие:
  1. научиться узнавать суффиксы: –чик-, -щик-, -тель, -енок, -ист, -иц-, -к-;
  2. научить правильно писать суффиксы: –тель, -ист;

  1. Развивающие:
  1. развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся;

  1. Воспитательные:
  1. вызвать чувство интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку и родному краю;

  1. Коррекционные:
  1. преодолеть пассивность деятельности ребенка и пробудить желание к взаимодействию, развивать коммуникабельность и доброжелательность общения, способность к контакту;

  1. Задача социализации и метапредметного подхода: параллельно с реализацией предыдущих поставленных задач в спроектированном уроке используется принцип активизации и стимулирования творческого потенциала учеников через ознакомление их с текущими социальными процессами, с краткими обращениями к истории и традициям родного края. Опорным элементом социализации урока является тема предстоящей ХХVII Всемирной Универсиады в 2013г., которая будет проводится в               г.Казани. Урок рассчитан на метапредметный подход и междисциплинарные связи, умение формировать целостную картину мира и надпредметные компетенции.

Методы обучения:

1. Репродуктивный (для формирования триады: знания-умения-навыки):

  1. Знать правила употребления суффиксов;
  2. Уметь применять полученные знания;
  3. Формировать навык осмысленного использования суффиксов в связанной речи.

2. Наглядный – для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому вопросу.

3. Практический – для развития практических умений и навыков.

Основной метод работы – анализ языкового материала по теме:                               «Суффикс».

Приёмы обучения:

1. Открытие темы урока;
2. Создание ситуации затруднения «Как превратить названия видов спорта в спортсмена?»;
3. Лингвистический эксперимент;
4. Беседа, сопровождаемая проблемными вопросами;

5. Работа с текстом;
6. Устный «Лексический диктант»;

7. Лингвистическая игра «Горка».

Ход урока

В начале урока учащимся предлагаю посмотреть на изобразительный ряд: стадион, университет, футбол, фехтование, игра, Казань, стрельба.

Демонстрируется слайд №4 (изобразительный ряд – суффикс).

- Ребята, запишите первые буквы в словах.  Что получается?                                  (слово «суффикс»).

Демонстрируется слайд №5 (изобразительный ряд – суффикс).

- Сегодня мы говорим о суффиксах – такова тема нашего урока.  

Запись темы: «Суффикс».

- Вспомните, что вы знаете о  суффиксе?  

Демонстрируется слайд №6 (определение суффикса).

- Давайте еще раз посмотрим фотографии.

Демонстрируется слайд №7 (изобразительный ряд – суффикс).

- Какая общая тема их объединяет? (спорт, движение).  А университет?  Казань? Правильно, Универсиада.

- Мы гордимся тем, что в нашем прекрасном городе, третьей столице России, в июле 2013 года будет проходить ХХVII Всемирная Универсиада – спортивные состязания студентов.

Демонстрация слайда №8 (логотип универсиады).

- Скажите, есть ли  в слове «котенок» суффикс? (уменьшительно-ласкательный суффикс -енок).

- Назовите слова с таким же суффиксом (предполагаемые ответы: ребенок, утенок, жеребенок и.т.д.).

- Ребята, а среди вас есть спортсмены? Поднимите руки те, кто занимается спортом.

- В Казани будут состязаться спортсмены в 27 видах спорта: баскетбол, водное поло, волейбол, дзюдо, легкая атлетика, настольный теннис, плавание, прыжки в воду, спортивная гимнастика, теннис, фехтование, футбол, художественная гимнастика, бокс, борьба, борьба на поясах, гребля академическая, гребля на байдарках и каноэ, пляжный волейбол, стрельба, тяжелая атлетика, хоккей на траве, самбо, синхронное плавание, регби, бадминтон, шахматы ...

Хочу обратить особое внимание на то, что на ХХVII Всемирной Универсиаде в перечень видов спорта включена борьба на поясах куреш, подобная национальной татарской борьбе Көрәш.

Лингвистический эксперимент.

- Ребята напишите в тетради слово – футболист.

- Теперь обведите кружком три последние буквы.

- Какое слово вы можете прочитать за пределами кружка? Правильно это слово – футбол.

- Как же образовалось новое слово? ( образовалось за счет прибавления суффикса –ист).

 - Поздравляю вас. В результате поставленного эксперимента вы самостоятельно открыли  способ  образования слов в русском языке. Называется он суффиксальный способ образования.

Словарно-орфографическая работа.

Демонстрация слайда №9 (Суффиксальный способ образования – образование слов с помощью суффиксов).

- Применим открытый вами способ словообразования. Превратим названия видов спорта в спортсменов.

Демонстрируется слайд №10 (Перечень видов спорта).

 - 14



Предварительный просмотр:

Какой суффикс следует добавить?  Правильно,  -ист.

Демонстрируется слайд №11.

- Перепишите в свои тетради любые три слова, которые обозначают лица, занимающихся спортом.

-  Кто догадается, что обозначает  суффикс  - ист? (указывает на человека по роду занятий). Составьте предложение с любым из образованных слов.

- Мы с вами записали слова, обозначающие лиц, занимающихся спортом. К  какому роду эти слова относятся? (Правильный ответ: «К мужскому роду»)._

- Как назовем девушку-спортсменку, которая занимается волейболом? (Правильный ответ:  «Волейболистка»).

- А как образовалось это новое слово?  (при помощи суффикса -к-)

Демонстрируется слайд №12.

- Образуйте от данных  слов новые слова при помощи суффикса -к-.

7-14

Далее работа в парах (взаимопроверка).Демонстрируется слайд №13 (правильное словообразование).

- Сколько суффиксов в новых словах? Правильно, оказывается, в слове может быть не только один суффикс.

Динамическая пауза в сопровождении песни «Хорошо спортсменом быть»  (Внимание, гиперссылка, нажать Ctrl, навести на название песни, нажать левую кнопку мышки) сл. А. Жарова, музыка В. Мурадели.

Демонстрируется слайд №14 с текстом песни «Хорошо спортсменом быть».  

- Ребята, а где будут играть в футбол, волейбол, баскетбол спортсмены и спортсменки? Правильно, на стадионе.

8-14

- Хотите узнать, как произошло это слово?

Демонстрируется слайд №15 (текст о происхождении слова стадион).

- Перепишите второе предложение.  Найдите в этом предложении однокоренные слова («красоту», «красивыми»). Определите части речи этих слов («красоту» - существительное, «красивыми» - прилагательное).  Получается, что при помощи суффикса от одной части речи могут образовываться слова другой части речи.

- Найдите прилагательные (далекие, современных, красивыми, крепкие, ловкие, коротком).

- Какие суффиксы характерны для прилагательных? (-ек, -енн, -ив, -к).

- Найдите глаголы (провели, ценили, проводить, произошло).

- Какие суффиксы характерны для  глаголов? (-е-, -и-, -л-).

Итак, для каждой части речи характерны свои суффиксы.  

- Специально к Универсиаде будет построено множество новых спортивных объектов:

  1. Футбольный стадион на 45 тысяч мест;
  2. Центр волейбола;
  3. Дворец Водных видов спорта;
  4. Академия Тенниса;
  5. Дворец единоборств «Ак Барс»;
  6. Бассейн «Буревестник»;

спортивные комплексы

  1. «Тезуче»;
  2. «Зилант»;
  3. «Олимпиец»,

и множество других спортивных сооружений, которые можно увидеть на сайте  http://kazan2013.ru/ .  

9-14

Демонстрируется слайды № 16, 17 (объекты универсиады).

- А кто эти объекты строит? Назовите профессию (Ответ: «Строитель»).

10-14

-Верно,  это слово образовано при помощи суффикса  –тель, который обозначает название лица по его действию.  Запишите в столбик слова (под диктовку).



Предварительный просмотр:

Демонстрируется слайд №18:

- Образуйте от данных слов с помощью этого суффикса  –тель новые слова.

- Проверьте себя (демонстрируется слайд с правильными вариантами словообразования).

Демонстрируется слайд №19:

- Также на объектах Универсиады трудятся люди разных профессий. Я думаю, будет нетрудно догадаться, кто …

Устный «лексический диктант».

Рабочий, специалист по бетонным работам – бетонщик.
Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке –
каменщик.
Рабочий по проходке горных выработок –
проходчик.
Работник, ведущий учёт кого-нибудь, что-нибудь –
учётчик.

- А также грузчик, забойщик, разносчик.

11-14

- Демонстрируется слайд №20.

- Правильно, эти слова обозначают человека по профессии и роду занятий.

 А теперь покатаемся на лыжах.

Лингвистическая игра «Горка»

 (Способствует развитию навыка словообразования и  подбора родственных слов).

Описание игры:

В воскресенье дети решили покататься с горки на лыжах. Но оказалось, что забраться на эту горку  и прокатиться с нее может только тот, кто правильно впишет недостающие буквы в пустые клетки, чтобы получились родственные слова. Начало, которое является для всех общим, указано, надо лишь найти верное продолжение. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справился со своим заданием.

Демонстрация слайда №21.

12-14

- Проверьте себя (демонстрируется слайд №22 с правильным результатом).

- А теперь ребята вспомним все, что вы узнали нового о словообразовании при помощи суффикса.

- Что такое суффикс? Для чего служат  суффиксы? (Ответ: «Для образования новых слов»). Какие суффиксы указывают на человека по роду его занятий ? (Ответ: -ист, -чик, -щик). Какой суффикс обозначает название лица по его действию? (Ответ: -тель).

Демонстрируется слайд №23, ученикам раздаются памятки-                                   «суффикс-кластер».

- С помощью этого кластера дайте ответ на вопрос: какие суффиксы характерны для существительных, прилагательных, глаголов?

13-14

Демонстрируется слайд №24, ученикам раздаются карточки с тестом.

- Проверьте себя (демонстрируется слайд №25 с правильными ответами).

- Ребята мы закончили урок. Вы вспомнили, что такое суффикс и узнали, как при помощи суффикса образуются новые слова. Дома напишите текст на тему «Казань готовится к Универсиаде».

        Вы так же ознакомились с краткой информацией о ХХVII Всемирной Универсиаде 2013г. Если хотите больше узнать об этом спортивном празднике, вы можете посмотреть подробную информацию на сайте Универсиады http://kazan2013.ru/, а также принять в нем непосредственное участие вместе со своими родителями, братьями и сестрами как Волонтёры (фр. volontaire, от лат. Voluntarius – человек, который добровольно помогает без расчёта на денежное вознаграждение). Желаю вам здоровья и успехов. Спасибо за внимание.

14-14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок универсиады

Познакомить с историей универсиады.Формировать положительное отношение к универсиаде.Вызвать желание заниматься любимыми видами спорта....

Урок "Универсиады-2013"

Урок для конкурса Универсиада-2013...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Урок Универсиады

2013 год-Год Унивесиады.Классные часы для классных руководителей....

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

"Урок Универсиады"

Ведущий: Добрый день, уважаемые участники праздника, учителя и учащиеся школы! Приглашаю вас на наш спортивный праздник “Урок универсиады”, где каждый может посоревноваться в ловкости, быстроте, метко...