Разработка урока по русскому языку
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме

Урок предназначен для учащихся 5-го класса, обучающихся по программе М. Разумовской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lazareva_oksana_aleksandrovna_razrabotka_uroka.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

Лазарева Оксана Александровна,

учитель русского языка и литературы МОУ «Разуменская СОШ №2»

Класс: 5

Четверть: III

УМК: Программа по русскому языку М.М.Разумовской, В.И.Капинос, 2008 года.

Учебник «Русский язык: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений» М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова; под редакцией М.М.Разумовской, П.А. Леканта. - 15-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008;

Тема: «Простое предложение»

Тип учебного занятия: урок обобщения и систематизации знаний 

Методы и приемы:

  1. объяснительно-иллюстративные методы (рассказ, беседа,  демонстрация);
  2. методы стимулирования познавательного интереса (познавательно-развивающий материал);
  3. методы эмоционального стимулирования (похвала, доброжелательное выслушивание)

Дидактическое сопровождение: карточки с текстом для учащихся

Компьютерное сопровождение: слайдовая презентация

Список литературы:

Белова И.В., Коротенко Л.В.- Белгород, ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008

Ожегов С.И Словарь русского языка.- М.: ООО «Издательский дом  «ОНИКС 21 век». 2005.  

http://spravka.gramota.ru

Урок русского языка в 5 классе

«Простое предложение»

Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Простое предложение».

Задачи:

  1. закрепить умение выполнять синтаксический разбор простого предложения и словосочетания;
  2. создать условия для воспроизведения в памяти учащихся системы опорных знаний и умений, связанных с написанием письма;
  3. воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважение к истории и культуре своего народа.

Ход урока

 I. Организационный этап

Вступительное слово учителя: Ребята! Сегодня у нас состоится не совсем обычный урок. Он будет посвящен Победе нашего народа в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.

Фронтовые письма – письма строгие,

Берегутся каждою семьёй,

И с годами выцвели все строки их,

Не одной задетые судьбой.

Мы будем говорить о  фронтовых письмах. Пропахшие порохом строки правдиво передают дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, веру в Победу…

II Этап проверки выполнения домашнего задания – параграф 62 упр. 485

А) Индивидуальная работа: доски 2 чел. составляют предложения со словами Москва и Родина

III Подготовка учащихся к работе на основном этапе Учитель: эти слова были одними из главных в солдатских письмах, потому что их объединяет общее, ёмкое понятие- любовь к родной земле.

Отрывки из писем:

Мой друг- товарищ по оружию. Настоящий друг всегда  

поможет в бою.

Милый друг, почему ты не шлешь мне ответа?

Москва- сердце нашей Родины.

Москва, люблю твои  святые купола!

Стройная березонька расцвела по весне.

Что взгрустнулось тебе, березонька, под покровом января?

В суровые годы войны Родина всех призвала к оружию.

Родина, как дороги мне твои бескрайние края.

Б) Творческое задание- чтение наизусть стихотворений о войне, написанных    

учащимися.

Учитель: Ребята, откройте тетради, запишите число,  тему урока.

IV. Этап применения знаний и способов действий

  1. Синтаксическая разминка.  Схема, характеристика предложения.

А) Письма с фронта - живые свидетели высочайшего патриотизма русского человека.

(Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное. Грамматическая основа предложения- письма- свидетели. Подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже. Предложение распространенное, так как в нем, кроме подлежащего и сказуемого есть второстепенные члены. Письма (откуда?) с фронта - обстоятельство, выраженное существительным с предлогом. Свидетели (какие?) живые – определение, выраженное именем прилагательным. Свидетели (чего?) патриотизма - дополнение, выраженное именем существительным в родительном падеже. Патриотизма (какого?) величайшего - определение, выраженное именем прилагательным. Патриотизма (кого?) человека- дополнение, выраженное именем существительным в родительном падеже. Человека (какого?) русского - определение, выраженное именем прилагательным.)

Б) Составьте схему однородных членов предложения и укажите, чем они выражены.  ( у доски 1 чел.)

Письма в треугольниках солдатских
Они для нас
До сей поры полны
И мужества, и доброты, и ласки,
И грозного дыхания войны.

Г. Серебряков

(Предложение осложнено однородными дополнениями, выраженными существительным в родительном падеже, связанными повторяющимся сочинительным соединительным союзом и)

Учитель: Письма с фронта.…  Как их ждали в годы войны!

В них – память, которая нужна нам, не знавшим военного лихолетья.

2. Фронтальная работа

Учитель: Подберите однокоренные слова к слову письмо (устно) и произведите  морфемный разбор слов (переписчик, запись)

Переписчик, запись, писать, роспись, надпись, письмоносец, выписка, приписка, писулька, записка, писарь, опись,  расписка, писец, писатель, пропись, описание, письмецо, письменный, писчий, писчебумажный, баснописец, летопись, чистописание

V Этап контроля знаний и способов действий.

Комплексный анализ текста.  

-Прочитайте текст, определите его основную мысль. Вставьте пропущенные буквы, графически обозначив орфограммы. Найдите предложения с однородными членами.

1.Время всё д..льше отд..ляет  нас от тр..гической, славной и г..роической страниц…  в истории нашей Родины – В..ликой Отечественной в…йны. 2. Но интерес к ней не (о,а)слабевает, наоборот, усиливает…ся. 3.Ибо наша победа не ушла в прошлое. 4.Это ж..вая победа, добытая кров..ю и бе(с,сс)мертным подвигом нашего народа, обращ..нная в настоящее и будущее. 5.Суровые будни войны осв…щают письма погибших.

В 1 предложении однородные определения трагической, славной и героической страницы, во 2- однородные сказуемые не ослабевает,  усиливается.

-Дайте определение слов «война», «Родина». Подберите к ним синонимы.

Война - организованная вооруженная борьба между государствами, нациями (народами), социальными группами. В войне используются вооруженные силы как главное и решающее средство, а также экономические, политические, идеологические и другие средства борьбы. Война между социальными группами внутри страны за государственную власть называется гражданской войной.

Синонимы: борьба, борение; столкновение; поход, кампания, нашествие, блокада, бомбардировка.

Война: внутренняя, внешняя, газетная, кровопролитная,
междоусобная, морская, сухопутная, наступательная, оборонительная,
партизанская, таможенная. Вспыхнула война.

Родина - Страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит. Любовь к Родине. Защита своей Родины.

Синонимы: край отцов, отечество, отчизна, отчий край, родная земля, родная сторона, родная сторонка, родная страна, родные палестины, страна

 Физкульт.минутка

Руки в стороны и вверх.

Повторяем дружно.

Засиделся ученик-

Разминаться нужно.

(Руки к плечам, потом вверх, потом снова к плечам, потом  в стороны и  

т.д.)

Мы сначала всем в ответ

Головой покрутим: Нет!

(Вращение головой в стороны)

Энергично,  как всегда,

Головой покажем: Да!

Подает учитель знак.

Это значит, что пора

Нам за парты сесть. Ура!

VI Этап обобщения и систематизации знаний    

 Распределительный диктант

Выпишите из первого предложения словосочетания, распределяя их на 2 группы: именные и глагольные.

именные словосочетания

глагольные словосочетания

трагической страницы (прил.+ сущ.)

дальше отдаляет (нар.-гл.)

славной страницы (прил.+ сущ.)

отдаляет нас (гл.+ мест.)

героической страницы (прил.+ сущ.)

страницы  в истории (сущ.+сущ.)

в истории Родины (сущ.+сущ.)

нашей Родины (прил.+ сущ.)

Великой Отечественной войны (прил.+ сущ.)

4. Работа с учебником - параграф 62 упр. 493- 2 предложения разбираем вместе, остальные самостоятельно. Проверка.

5. Учитель: Прочитайте отрывки из  писем, выделяя интонацией лицо, к которому обращаются. Составьте схемы предложений с обращениями.

(у доски)

1.Сыночек, снова написала,

Не дожидаясь твоего письма.

Я знаю, что ты очень занят,

И служба, милый, нелегка.

2.Здравствуйте, дорогие мои. Пишет вам замполитрука лыжного отряда Паперник. Поздравляю вас с Новым, 1942 годом. Желаю вам, чтобы 1942 год был годом счастливых встреч на освобожденной от фашистов земле, чтобы мы снова собрались в нашей замечательной Москве.

Полевая почта, Май 1944г (...отрывок из письма)

Здравствуй, Мама!
Я скучаю по тебе! Хочется прижаться
и смеяться.
Хочется поесть... домашних щей,
погонять по крышам голубей!
Ты не бойся.
Мне совсем не страшно.
Мама!
Я люблю твои глаза...

Учитель: О многом рассказывают фронтовые письма, многому учат. Учат тому, как жить и бороться за свое счастье, как трудиться, как беречь свое доброе имя. И хотя письма адресованы родным и близким, узкому кругу лиц, они выражают общее настроение людей, с оружием в руках защищавших честь и свободу нашей Родины, а по существу, обращены к каждому из нас, к нашим сердцам, к нашим мыслям и чувствам. Поэтому и дороги нам эти пропахшие порохом бесценные документы.

6. Творческая работа. Мини- сочинение «Письмо ветерану» (5 минут)

Проверка 2-3 работ учащихся.

VII Этап рефлексии Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …

VIII. Этап информации о домашнем задании- параграф 63 упр.49


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку "Обобщающий урок по СПП с одним придаточным".

Обобщающий урок по теме: "Сложноподчиненное предложение с одним придаточным"....

"Способы словообразования в русском языке" (разработка урока по русскому языку в 10 классе)

"Способы словообразоваяния в русском языке" (разработка урока по расскому языку в 10 классе)...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"

Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...

Разработка урока по русскому языку в 6 классе. Тема урока: "Неопределенные местоимения"

Урок русского языка в 6 классе с применением технологии проблемного обучения.Тема: Неопределённые местоимения. Тип урока:   изучение нового материала и первичное закрепление знаний.Цели...

Методическая разработка урока по русскому языку Происхождение и употребление лексики современного русского языка

Методическая разработка урока по русскому языку предназначена для проведения занятия у студентов первого курса, обучающихся специальностям СПО при повторении раздела «Лексика и фразеология&raqu...