Разработка урока по русскому языку
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме
Урок предназначен для учащихся 5-го класса, обучающихся по программе М. Разумовской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lazareva_oksana_aleksandrovna_razrabotka_uroka.docx | 23.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Лазарева Оксана Александровна,
учитель русского языка и литературы МОУ «Разуменская СОШ №2»
Класс: 5
Четверть: III
УМК: Программа по русскому языку М.М.Разумовской, В.И.Капинос, 2008 года.
Учебник «Русский язык: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений» М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова; под редакцией М.М.Разумовской, П.А. Леканта. - 15-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008;
Тема: «Простое предложение»
Тип учебного занятия: урок обобщения и систематизации знаний
Методы и приемы:
- объяснительно-иллюстративные методы (рассказ, беседа, демонстрация);
- методы стимулирования познавательного интереса (познавательно-развивающий материал);
- методы эмоционального стимулирования (похвала, доброжелательное выслушивание)
Дидактическое сопровождение: карточки с текстом для учащихся
Компьютерное сопровождение: слайдовая презентация
Список литературы:
Белова И.В., Коротенко Л.В.- Белгород, ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008
Ожегов С.И Словарь русского языка.- М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век». 2005.
Урок русского языка в 5 классе
«Простое предложение»
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Простое предложение».
Задачи:
- закрепить умение выполнять синтаксический разбор простого предложения и словосочетания;
- создать условия для воспроизведения в памяти учащихся системы опорных знаний и умений, связанных с написанием письма;
- воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважение к истории и культуре своего народа.
Ход урока
I. Организационный этап
Вступительное слово учителя: Ребята! Сегодня у нас состоится не совсем обычный урок. Он будет посвящен Победе нашего народа в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.
Фронтовые письма – письма строгие,
Берегутся каждою семьёй,
И с годами выцвели все строки их,
Не одной задетые судьбой.
Мы будем говорить о фронтовых письмах. Пропахшие порохом строки правдиво передают дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, веру в Победу…
II Этап проверки выполнения домашнего задания – параграф 62 упр. 485
А) Индивидуальная работа: доски 2 чел. составляют предложения со словами Москва и Родина
III Подготовка учащихся к работе на основном этапе Учитель: эти слова были одними из главных в солдатских письмах, потому что их объединяет общее, ёмкое понятие- любовь к родной земле.
Отрывки из писем:
Мой друг- товарищ по оружию. Настоящий друг всегда
поможет в бою.
Милый друг, почему ты не шлешь мне ответа?
Москва- сердце нашей Родины.
Москва, люблю твои святые купола!
Стройная березонька расцвела по весне.
Что взгрустнулось тебе, березонька, под покровом января?
В суровые годы войны Родина всех призвала к оружию.
Родина, как дороги мне твои бескрайние края.
Б) Творческое задание- чтение наизусть стихотворений о войне, написанных
учащимися.
Учитель: Ребята, откройте тетради, запишите число, тему урока.
IV. Этап применения знаний и способов действий
- Синтаксическая разминка. Схема, характеристика предложения.
А) Письма с фронта - живые свидетели высочайшего патриотизма русского человека.
(Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное. Грамматическая основа предложения- письма- свидетели. Подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже. Предложение распространенное, так как в нем, кроме подлежащего и сказуемого есть второстепенные члены. Письма (откуда?) с фронта - обстоятельство, выраженное существительным с предлогом. Свидетели (какие?) живые – определение, выраженное именем прилагательным. Свидетели (чего?) патриотизма - дополнение, выраженное именем существительным в родительном падеже. Патриотизма (какого?) величайшего - определение, выраженное именем прилагательным. Патриотизма (кого?) человека- дополнение, выраженное именем существительным в родительном падеже. Человека (какого?) русского - определение, выраженное именем прилагательным.)
Б) Составьте схему однородных членов предложения и укажите, чем они выражены. ( у доски 1 чел.)
Письма в треугольниках солдатских
Они для нас
До сей поры полны
И мужества, и доброты, и ласки,
И грозного дыхания войны.
Г. Серебряков
(Предложение осложнено однородными дополнениями, выраженными существительным в родительном падеже, связанными повторяющимся сочинительным соединительным союзом и)
Учитель: Письма с фронта.… Как их ждали в годы войны!
В них – память, которая нужна нам, не знавшим военного лихолетья.
2. Фронтальная работа
Учитель: Подберите однокоренные слова к слову письмо (устно) и произведите морфемный разбор слов (переписчик, запись)
Переписчик, запись, писать, роспись, надпись, письмоносец, выписка, приписка, писулька, записка, писарь, опись, расписка, писец, писатель, пропись, описание, письмецо, письменный, писчий, писчебумажный, баснописец, летопись, чистописание
V Этап контроля знаний и способов действий.
Комплексный анализ текста.
-Прочитайте текст, определите его основную мысль. Вставьте пропущенные буквы, графически обозначив орфограммы. Найдите предложения с однородными членами.
1.Время всё д..льше отд..ляет нас от тр..гической, славной и г..роической страниц… в истории нашей Родины – В..ликой Отечественной в…йны. 2. Но интерес к ней не (о,а)слабевает, наоборот, усиливает…ся. 3.Ибо наша победа не ушла в прошлое. 4.Это ж..вая победа, добытая кров..ю и бе(с,сс)мертным подвигом нашего народа, обращ..нная в настоящее и будущее. 5.Суровые будни войны осв…щают письма погибших.
В 1 предложении однородные определения трагической, славной и героической страницы, во 2- однородные сказуемые не ослабевает, усиливается.
-Дайте определение слов «война», «Родина». Подберите к ним синонимы.
Война - организованная вооруженная борьба между государствами, нациями (народами), социальными группами. В войне используются вооруженные силы как главное и решающее средство, а также экономические, политические, идеологические и другие средства борьбы. Война между социальными группами внутри страны за государственную власть называется гражданской войной.
Синонимы: борьба, борение; столкновение; поход, кампания, нашествие, блокада, бомбардировка.
Война: внутренняя, внешняя, газетная, кровопролитная,
междоусобная, морская, сухопутная, наступательная, оборонительная,
партизанская, таможенная. Вспыхнула война.
Родина - Страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит. Любовь к Родине. Защита своей Родины.
Синонимы: край отцов, отечество, отчизна, отчий край, родная земля, родная сторона, родная сторонка, родная страна, родные палестины, страна
Физкульт.минутка
Руки в стороны и вверх.
Повторяем дружно.
Засиделся ученик-
Разминаться нужно.
(Руки к плечам, потом вверх, потом снова к плечам, потом в стороны и
т.д.)
Мы сначала всем в ответ
Головой покрутим: Нет!
(Вращение головой в стороны)
Энергично, как всегда,
Головой покажем: Да!
Подает учитель знак.
Это значит, что пора
Нам за парты сесть. Ура!
VI Этап обобщения и систематизации знаний
Распределительный диктант
Выпишите из первого предложения словосочетания, распределяя их на 2 группы: именные и глагольные.
именные словосочетания | глагольные словосочетания |
трагической страницы (прил.+ сущ.) | дальше отдаляет (нар.-гл.) |
славной страницы (прил.+ сущ.) | отдаляет нас (гл.+ мест.) |
героической страницы (прил.+ сущ.) | |
страницы в истории (сущ.+сущ.) | |
в истории Родины (сущ.+сущ.) | |
нашей Родины (прил.+ сущ.) | |
Великой Отечественной войны (прил.+ сущ.) |
4. Работа с учебником - параграф 62 упр. 493- 2 предложения разбираем вместе, остальные самостоятельно. Проверка.
5. Учитель: Прочитайте отрывки из писем, выделяя интонацией лицо, к которому обращаются. Составьте схемы предложений с обращениями.
(у доски)
1.Сыночек, снова написала,
Не дожидаясь твоего письма.
Я знаю, что ты очень занят,
И служба, милый, нелегка.
2.Здравствуйте, дорогие мои. Пишет вам замполитрука лыжного отряда Паперник. Поздравляю вас с Новым, 1942 годом. Желаю вам, чтобы 1942 год был годом счастливых встреч на освобожденной от фашистов земле, чтобы мы снова собрались в нашей замечательной Москве.
Полевая почта, Май 1944г (...отрывок из письма)
Здравствуй, Мама!
Я скучаю по тебе! Хочется прижаться
и смеяться.
Хочется поесть... домашних щей,
погонять по крышам голубей!
Ты не бойся.
Мне совсем не страшно.
Мама!
Я люблю твои глаза...
Учитель: О многом рассказывают фронтовые письма, многому учат. Учат тому, как жить и бороться за свое счастье, как трудиться, как беречь свое доброе имя. И хотя письма адресованы родным и близким, узкому кругу лиц, они выражают общее настроение людей, с оружием в руках защищавших честь и свободу нашей Родины, а по существу, обращены к каждому из нас, к нашим сердцам, к нашим мыслям и чувствам. Поэтому и дороги нам эти пропахшие порохом бесценные документы.
6. Творческая работа. Мини- сочинение «Письмо ветерану» (5 минут)
Проверка 2-3 работ учащихся.
VII Этап рефлексии Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
VIII. Этап информации о домашнем задании- параграф 63 упр.49
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку "Обобщающий урок по СПП с одним придаточным".
Обобщающий урок по теме: "Сложноподчиненное предложение с одним придаточным"....
"Способы словообразования в русском языке" (разработка урока по русскому языку в 10 классе)
"Способы словообразоваяния в русском языке" (разработка урока по расскому языку в 10 классе)...
Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"
Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...
Разработка урока по русскому языку в 11 классе по теме «Принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания»
Представлена разработка уровка по русскому языку в 11 классе...
Разработка урока по русскому языку в 6 классе. Тема урока: "Неопределенные местоимения"
Урок русского языка в 6 классе с применением технологии проблемного обучения.Тема: Неопределённые местоимения. Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.Цели...
Разработка урока по русскому языку в 10 классе Русский язык в современном мире (по учебнику Власенкова А.И.)
Разработка содержит презентацию и приложения для групповой работы....
Методическая разработка урока по русскому языку Происхождение и употребление лексики современного русского языка
Методическая разработка урока по русскому языку предназначена для проведения занятия у студентов первого курса, обучающихся специальностям СПО при повторении раздела «Лексика и фразеология&raqu...