Роль прилагательных в речи.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Цели урока соответствуют месту урока в целостной теме.

Тип урока: повторение и обобщение полученных знаний учащихся при изучении темы «Имя прилагательное как часть речи»

 Тип урока соответствует его цели. Логика урока согласуется с его типом.

Задания расположены по степени возрастания уровня сложности.Показатели реального результата обучения:учащиеся были активны на уроке.

Учитывались индивидуальные особенности учащихся. Несмотря нато что  класс небольшой, учитель использует на уроке разные виды деятельности. Учитель на уроке максимально учитывает индивидуальные особенности учеников, использует на уроке разные виды разные виды деятельности.

 Использование дифференцированного обучения помогает работать  с детьми, испытывающими трудности в обучении, но и на  одаренных.. Задания были даны разных уровней сложности с целью развития каждого ученика.

В работе на уроке принимали участие учащиеся различных уровней подготовки, что говорит о готовности детей к уроку, о заинтересованности предметом, а также внимательности и осознанности усвоенных знаний.

Содержание этапов урока соответствует поставленным дидактическим задачам, методы, выбранные на различных  этапах урока, позволили успешно их решить.

Учитель использовал  связь с литературой, которая обеспечила соответствующую активность и дополнительный интерес  на уроке.

Очень логично один этап работы переходил в другой этап. Временныеэтапы каждой работы были нормированы с учетом тех задач, которые перед ними ставились.

Учащиеся показали умение продуманно работать, анализировать, делать выводы.

Учитывая возможности класса, учитель оптимально выбрал   также  элементы  технологии учебного диалога. Дети умеют вести диалог, размышлять, давать развернутое монологическое высказывание.

Для домашнейработы были  предложены задания двух уровней сложности. Необходимый инструктаж учащиеся получили.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_5_kl..docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока

русского языка в 5 классе

Роль прилагательных в речи

                                                                                       МБОУ «Старо-Матакская СОШ»

                                                                                   Алькеевского муниципального района

                                                                                        Республики Татарстан

                                               

                                                                                               Пожарской З.А.

Тема урока: Роль прилагательных в речи

Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков

Вид урока: коммуникативно- развивающий

Цели:  1.Углубить понятие о роли прилагательных в речи;

2.Формирование умения использовать в речи имена прилагательные;

3.Развитие коммуникативных и речевых способностей учащихся;

4.Воспитание внимательных и доброжелательных отношений.

Задача урока: познакомить  учащихся с ролью прилагательных в речи.

Оборудование: плакаты с цитатами и эпиграф к уроку

Советы Д. Карнеги

  1. Высказывайте свое одобрение людям.
  2. Улыбайтесь!
  3. Придерживайтесь дружелюбного тона.

Слайд

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей,

Но зло творится без труда,

Низами.

 Добро творить трудней.

           Ход урока

  1. Эпиграф: Сосуд добра не исчерпать до дна
  2. Б.Окуджава.

1.Сообщение темы и цели урока Актуализация опорных знаний учащихся. Вступительное слово учителя. Здравствуйте, ребята, я рада видеть ваши светлые глаза и лучезарные улыбки. Когда мы произносим здравствуйте и добрый день ,то искренне желаем тем ,с кем встречаемся , добра и радости .Объявляется тема и цель урока. Чтение отрывка из стихотворения Суслова ( задание опережающее)

Где красота- там доброта

Их разлучить никто не может.

Любая светлая мечта

На двух подруг всегда похожа.

И нам без них не обойтись

Ни светлым днем, ни днем дождливым,

И если хочешь быть красивым,

То  добротою  поделись!

Вопросы  к классу

1.Как вы думаете, почему эти строчки стихотворения имеют непосредственное отношение к уроку?(учащиеся связывают с эпиграфом стихотворения).

2.Есть ли в данных предложениях прилагательные?( ответы учащихся)

3.Что обозначают имена прилагательные?

4.На какие вопросы они отвечают?

5. Использование  каких художественных средств помогает поэту создать яркую и образную картину?

6.Произведите морфемный разбор слова светлая.

7.Подберите антонимы к слову светлая.

2.Формирование новыхзнаний Запись предложения.

Пусть добрым будем ум у вас, А сердце умным будем.( С. Маршак).

1.Из данного предложения выпишите словосочетания прилагательное+ существительное. 2.Каким членом предложения они являются ?  3.С какой частью речи они согласуются?

Обобщение С какой частью речи согласуются прилагательные?

4.Подберите проверочное слово к слову сердце(сердечко)

5.Выполнение опережающего задания. Определение по толковому словарю лексическое значения слова сердце 1. Значение слова-Сердце- центральный орган кровообращения  в виде мускульного мешка( у человека  в левой стороне грудной  полости).  Переносное значение слова  - Этот орган символ переживаний , чувств, настроений человека.

5. А что может сказать о сердце человека врач? Как мы говорим о сердце человека с добрыми глазами? В словаре эпитетов русского литературного языка Горбачевича  и Хабло более ста прилагательных к слову сердце.

На фоне тихой музыки учащиеся работают по группам : первая группа подбирает 5 прилагательных, вторая-десять.

Далее делается вывод: Какова роль прилагательных в данных словосочетаниях? ; Каких людей мы называем людьми с золотым сердцем?; Что вы знаете о добрых  и отзывчивых людях?; Назовите имена литературных героев , которые показали себя только с хорошей стороны?

Отрывок из стихотворения Матвеевой « Солнечный зайчик»

Я не беру, не отнимаю,

Я отдаю, я отдаю,

Я всех люблю! Всех понимаю!

Для всех танцую! Всем пою!

( По данному стихотворению пишут письмо по памяти).в данных предложениях находят грамматические основы

6. Работа с текстом Слайд ( Отрывок из повести Короленко « В дурном обществе» Маруся всякий раз всплескивала  ручонками .И глаза ее загорались радостным огоньком . Бледное лицо девочки вспыхивало румянцем.  Она смеялась .Смех нашей маленькой приятельницы отдавался в наших сердцах .Это было бледное крошечное создание. Ступая кривыми ножками .Несмотря на свои четыре года , она ходила еще плохо , неуверенно .  Руки ее были прозрачные и тонкие .Голова покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика. Платье у нее было грязное и старое, но волосы были длинные и роскошные. 1 К какому типу речи отнесете этот текст ?2.Найдите в тексте эпитеты, какова их роль?

Обобщение  Прилагательные могут быть использованы при описании внешности человека, его внутреннего мира.

ФизкультминуткаВыразите свое доброе отношение к одноклассникам, используя при этом прилагательные. Вы увидели как много неприятностей можно преодолеть таким образом. Но ведь не все люди такие.

-Как называют людей , которые имеют другие жизненные позиции?

- К прилагательным доброе, беспокойное подберите слова с противоположным лексическим значением( попутное повторение буквы з и с на конце приставок)

- Чем же страшно ледяное сердце?

-Назовите литературных героев, имевших» ледяное сердце»?( « Снежная королева» Андерсена, « Тир толстяка» Олеша).

- Кото из известных литературных героев хотел заменить железное сердце другим? ( чтение отрывка из книги Волкова « Волшебник Изумрудного города»).

Работа над формированием умения употреблять прилагательные в речи Первая группа пишет сочинение- миниатюру на тему: «Памятник Доброму человеку», вторая группа отвечает на вопрос: Какие качества  я ценю в людях?

Итог урока

-Что нового мы сегодня узнали о роли прилагательных в речи?

-согласуются с существительными в роде, числе и падеже;

-обозначают признак предмета, отвечают на вопрос какой? Чей?;

-часто используются в портретном описании;

-прилагательные могут быть использованы не только для обозначения признака по цвету ,запаху ,но и для передачи впечатления человека о предмете

Заключение Может быть поэтому в старой азбуке ,когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами: З –земля. Л-люди,М- мыслите, Д- добро. Азбука как бы призывала : Люди, Земли, мыслите, думайте, творите добро.

Лучами земля опоясана,

 Цветами земля опоясана,

Ходите дорогами ясными,

Летайте высокими трассами,

Орбитой любви и привета

Пусть мчится вся наша планета.

Стремитесь открыть хоть однажды

 Звезду человечности в каждом.

Домашнее задание.1 группа – Составить юмористический рассказ

« И все засмеялись»;

2группа-Составить связный рассказ о роли прилагательных в речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока письма и развития речи для 6 класса "Роль прилагательных в речи".

В ходе урока использовано произведение  А.С.Пушкина "Зимнее утро"....

роль прилагательных в речи

данный материал подготовлен для учащихся 6 класса....

Роль прилагательных в речи

Урок русского языка в 10 классе...

Урок Письмо и развитие речи «Роль прилагательных в речи», 6 коррекционный класс 8 вида

Урок Письмо и развитие речи  «Роль прилагательных в речи», 6 коррекционный класс 8 вида...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Повторение по теме «Имя прилагательное». Роль прилагательных в речи. Меткие, озаряющие слова".

Данный конспект урока предназначен учителю, работающему в 6 классе. Это урок повторения и обобщения знаний, полученных при изучении темы "Имя прилагательное". Ценность данной работы в том, что на...

Открытый урок 5 класс (коррекционный VIII вида) Тема: Изменение имён прилагательных по родам. Роль прилагательных в речи.

Тип урока:Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)Авторы УМК для коррекционных школ:Э. В. Якубовская, Н. Г. ГалунчиковаЦели урока: Цель. Формирование умения определять род имён пр...