«Лингвистический анализ учебно-научных текстов части А ЕГЭ по русскому языку»
методическая разработка по русскому языку по теме

Гурченкова Ирина Александровна

 

Данную разработку и предложенные в ней формы работы по формированию универсальных учебных действий  при обучении лингвистическому анализу учебно-научных текстов можно использовать как на отдельно взятом уроке русского языка или его части, так и в системе уроков в 10-11 классах по подготовке к сдаче итоговой аттестации в формате ЕГЭ. Конструкт содержит описание основных универсальных учебных действий (УУД) в соответствии с требованиями ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) основного общего образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lingvisticheskiy_analiz_tekstov_po_russkomu_yazyku.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гурченкова Ирина Александровна (240-238-194)

 

«Лингвистический анализ учебно-научных текстов части А ЕГЭ по русскому языку»

Приоритетным направлением в образовании становится обеспечение развивающего потенциала новых ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартов) не только начального, но и основного общего образования, где отмечается, что  «развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование  универсальных учебных действий (УУД)». Поэтому необходимо, чтобы в процессе обучения на каждом уроке учащиеся овладели определенными универсальными учебными действиями. Это позволит им самостоятельно успешно усваивать  новые знания, овладевать умениями и приобретать в процессе учения определенные компетентности.  Четкое выделение универсальных учебных действий позволит учителю уделить им приоритетное место в рамках изучения конкретного учебного предмета. На уроках русского языка развитие универсальных учебных действий  происходит при работе с языковыми фактами и явлениями.

Лингвистический анализ учебно-научных текстов в части А ЕГЭ по русскому языку (задания А7-А12) предполагает формирование следующих основных умений, проверяемых на итоговой аттестации (см.кодификатор ЕГЭ):

  1. Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов.
  2. Использовать основные виды чтения в процессе работы с текстом.
  3. Извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов.
  4. Владеть основными приёмами информационной переработки текста.
  5. Осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц.

В таблице представлена система работа над лингвистическим анализом текста.  Предложенные формы работы можно использовать как на отдельно взятом уроке русского языка или его части, так и в системе уроков в 10-11 классах по подготовке к сдаче итоговой аттестации в формате ЕГЭ.

Задание  ЕГЭ

Элементы содержания,

проверяемые заданиями КИМ

Формы работы, используемые при изучении содержания

Универсальные учебные действия (УУД)

А7

Текст. Смысловая и

композиционная целостность

текста. Последовательность предложений в тексте.

  1. Анализ учебно-научного текста.
  2. Составление логографа (графической схемы) текста в соответствии с развитием мысли автора.
  3. Определение темы и ее развитие в тексте (составление тематической цепочки).
  4. Работа с терминами конкретной науки для понимания содержания текста.
  5. Расположение разрозненных предложений в соответствии с предлагаемой схемой, планом.
  6. Проверить понимание текста можно с помощью:
  1. ключевых слов;
  2. самостоятельного конструирования вопросов к тексту;
  3. ответов на заданные вопросы;
  4. сжатого или подробного пересказа.

Познавательные:

  1. смысловое чтение;
  2. анализ объекта (текста) с целью выделения признаков;
  3. умение находить и представлять нужную информацию;
  4. подведение информации под понятия (текст, тема текста, основная мысль текста, тематическая цепочка);
  5. синтез как составление целого из частей;
  6. умение структурировать информацию и моделировать  с помощью схемы;
  7. умение адекватно передавать содержание текста.

Коммуникативные: 

  1. умение полно и ясно выражать свои мысли
  2. умение ставить вопросы и отвечать на них

Регулятивные:

  1. контроль в форме сличения способа действия и его результата

А8

Средства связи предложений

в тексте.

  1. Составление схем цепной и параллельной связи. Составлять схему связи предложений в конкретном тексте.
  2. Метод семантического анализа средства связи (значения противопоставления, следствия, причины, вывода, примера и т.д.)
  3. Виды средств связи между предложениями в тексте (местоименная замена, наречия,  однокоренные слова, формы одного и того же слова, вводные слова и т.д.)  и их определение в тексте.
  4. Прочитайте пары предложений, определите, какое обозначает причину названного в них явления, а какое – следствие.
  5. Найдите в тексте слова, которые помогают определить последовательность действий.
  6. Найдите в тексте предложения, которые противопоставлены друг другу.
  7. Найдите в тексте предложения, одно из которых поясняет суждение, высказанное в предыдущем.

Познавательные:

  1. выбор оснований для сравнения, классификации объектов;
  2. установление причинно-следственных связей;
  3. подведение информации под понятия (цепная и параллельная связь, виды средств связи).

Коммуникативные: 

  1. умение полно и ясно выражать свои мысли
  2. умение ставить вопросы и отвечать на них

Регулятивные:

контроль в форме сличения способа действия и его результата

А9

Предложение.

Грамматическая

(предикативная) основа

предложения. Подлежащее и

сказуемое как главные члены предложения.

  1. Графический анализ предложения (конструирование схемы).
  2. Лингвистический анализ языковой единицы по алгоритму (вопрос, значение, от чего зависит в предложении).
  3. Работа над видами односоставных предложений.
  4. Работа по формированию  различий между подлежащим и дополнением в винительном падеже.
  5. Работа с союзными словами в роли подлежащего.
  6. Работа над видами сказуемых, способами их выражения.

Познавательные:

  1. умение структурировать информацию и моделировать  с помощью схемы;
  2. анализ объекта (грамматической основы) с целью выделения признаков;
  3. умение находить и представлять нужную информацию;
  4. подведение информации под понятия (виды ОСП, сказуемых, части речи, члены предложения);
  5. выбор оснований для сравнения, классификации объектов. 

Коммуникативные: 

  1. умение полно и ясно выражать свои мысли
  2. умение ставить вопросы и отвечать на них

Регулятивные:

контроль в форме сличения способа действия и его результата

А10

Предложение. Виды

предложений по количеству

грамматических основ. Виды

сложных предложений по

средствам связи частей.

Сложные предложения

с разными видами связи.

см. формы к предыдущему заданию

  1. Синтаксический анализ простого и сложного предложения
  2. Работа по классификации сложных предложений, средств связи в них.
  3. Составление схем и таблиц.
  4. Конструирование предложений:
  1. составьте из двух предложений одно (простое осложненное, сложносочиненное);
  2. образуйте сложноподчинённое предложение из приведённых простых и т.д.
  1. Подбор видов предложений из художественной и публицистической литературы с обязательным обоснованием их типа и структуры).

Познавательные:

  1. умение структурировать информацию и моделировать  с помощью схемы;
  2. анализ объекта (грамматической основы) с целью выделения признаков;
  3. умение находить и представлять нужную информацию;
  4. выбор оснований для сравнения, классификации объектов.

Регулятивные:

контроль в форме сличения способа действия и его результата

Коммуникативные: 

  1. умение полно и ясно выражать свои мысли
  2. умение ставить вопросы и отвечать на них

Познавательные:

выдвижение гипотез и их обоснование( почему именно это предложение выписали?)

А11

Части речи.

  1. Морфологический анализ слова.
  2. Классификация частей речи (таблицы, схемы).
  3. Работа по алгоритму (вопрос, значение, морфологические признаки, синтаксическая роль).
  4. Работа с омонимичными частями речи.
  5. Упражнения на узнавание лексических единиц: найдите в данном тексте существительные (глаголы, прилагательные и т.д.).

Познавательные: 

  1. анализ объекта (части речи) с целью выделения признаков;
  2. умение находить и представлять нужную информацию;
  3. выбор оснований для сравнения, классификации объектов.

Коммуникативные: 

  1. умение полно и ясно выражать свои мысли
  2. умение ставить вопросы и отвечать на них

Регулятивные:

контроль в форме сличения способа действия и его результата

А12

Лексическое значение слова.

  1. Работа со словарями различных видов: толковый, иностранных слов, синонимов.
  2. Упражнения на узнавание слова по семантическому признаку (найдите синонимы, антонимы, заполните пропуски подходящими по смыслу словами.)
  3. Работа со значениями многозначного слова, с прямым и переносным значением слова.
  4. Объяснение значений заимствованных слов (особенно терминов конкретной науки).

Познавательные: 

  1. выбор оснований для классификации объекта;
  2. умение находить и представлять нужную информацию;
  3. выдвижение гипотезы и ее обоснование;
  4. синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты (слова);
  5. анализ объекта (многозначного слова) с целью выделения признаков (оттенков значений).

Коммуникативные: 

  1. умение полно и ясно выражать свои мысли
  2. умение ставить вопросы и отвечать на них

Регулятивные:

контроль в форме сличения способа действия и его результата


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к написанию части С ( ЕГЭ по русскому языку ) по тексту Д. Гранина

Цели урока: подготовить к написанию сочинения по заданию части С; (научить умению излагать мысли о тематике текста, поднимаемой проблеме, позиции автора;- обучать умению выражать собственное мне...

Лингвистический тренажёр. Выполнение задания типа В8 на ЕГЭ по русскому языку «Анализ средств выразительности»

Данный лингвистический тренажёр поможет оценить уровень сформированности у старшеклассников умения  оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения...

Урок-практикум "От анализа текста - к сочинению" (11 класс, русский язык - подготовка к ЕГЭ)

Создать условия для закрепления знаний учащимся по выполнению элементов комплексного анализа текста и написанию творческой работы по предложенному тексту в связи с заданиями ЕГЭ по русскому языку част...

Работа с текстом на основе заданий части В ЕГЭ по русскому языку

Данную работу с текстом (6 вариантов по 12 заданий в каждом + ответы) можно предложить в начале урока для быстрой проверки и своевременной корректировки знаний учащихся 10 - 11 кл. ...

Комплексный анализ текста(подготовка к гиа по русскому языку).

Методическая разроботка урока по русскому языку по теме "Комплексный анализ текста"....

«Комплексный анализ текста». Подготовка к ОГЭ по русскому языку.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обучение работе с текстом: умение вычленять главную мысль, определять стиль и тип речи текста; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому...

Комплексный анализ текста (подготовка к ОГЭ по русскому языку)

Материал представляет собой конспект урока, презентацию и раздаточный материал, используемый для урока повторения в начале 9 классаи и включающий в себя элементы работы по подготовки к ОГЭ....