Урок по развитию речи для 5 класса.
план-конспект урока русского языка (5 класс) по теме

Мурзагалиева Гульнара Махсатовна

Очень интересный  получился интегрированный урок на тему "Описание декоративной игрушки". (2 часа).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_razvitiya_rechi_i_izo_na_temu.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ИЗО НА ТЕМУ:
«ТЫ, КАК ДУША У НАРОДА, КРАСИВА».

(Описание декоративной игрушки).

Цели урока: развивать устную и письменную речь учащихся, учить художественному видению окружающего мира; создать целостное представление о роли игрушки в жизни русского народа; закрепить знания, полученные на уроке ИЗО.

Оборудование: дымковские и филимоновские игрушки (поделки), выставка детских рисунков.

                                               Ход урока.

  1. Слово учителей русского языка и ИЗО.

Учитель русского языка.

Ребята, мы совершаем увлекательное путешествие в страну знаний. Сегодня оно будет интересным и увлекательным, так как наш урок необычный. Это интегрированный урок. Обратимся к толковому словарю и выясним значения слова « интегрировать».

Вот и наш урок объединяет несколько учебных предметов: русский язык, изобразительное искусство и музыку; и проведем мы его в школьном музее.

Учитель ИЗО.

Как вы думаете, почему мы проводим наш урок в школьном музее?

Мы сегодня говорим о старинной русской игрушке. А уголок русской избы в нашем музее поможет передать атмосферу того времени.

Учитель русского языка.

Откройте тетради, запишите число, тему урока. Начать урок хочу со старинной пословицы:

«Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго».

(Запишите эпиграф к уроку). Эта старая пословица отражает отношение народа к своим умельцам. А какие пословицы о народных умельцах знаете вы? (Каков мастер, такова и работа).

Земля наша испокон веков славилась добрыми мастерами, творившими яркое самобытное искусство. Это и создатели храмов, и народные сказители, и вышивальщицы, и кузнецы.

Учитель ИЗО.

Сегодня мы познакомимся с историей филимоновской  и дымковской игрушек, сравним их и сделаем вывод о том, чем они отличаются друг от друга, определим место игрушек в жизни  русского народа.

Учитель русского языка.

Подводя итог всему сказанному, увиденному на уроке, вы напишите сочинение «Ты, как душа у народа, красива». Вам сегодня предстоит стать художниками и писателями одновременно. Как художники вы должны в простом предмете увидеть нечто замечательное, свойственное только ему. Это не очень просто, ведь кроме зорких глаз здесь нужна фантазия. Записать свои впечатления, найти нужное слово тоже непросто. Поэтому давайте учиться.

  1. Речевая разминка.

Сейчас прозвучит загадка, послушайте внимательно.

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут,

Отгадайте, как зовут?

  1. Какой предмет спрятался в загадке?
  2. Какие слова помогли  вам разгадать загадку?

Ребята, обратите внимание на ваши работы, которые вы рисовали на уроках изобразительного искусства. (Демонстрация матрешек).

Учитель ИЗО.

Оказывается, всем хорошо знакомая « девочка в платочке», «кукла в кукле» пришла к нам из Японии, но так хорошо прижилась в России, что считается русской, любимой русской игрушкой, русским сувениром. Самые крупные экземпляры включают до 60 матрешек.

  1. Работа с текстами.

Деревенский мастер наградил матрешек чисто русской красотой- соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Их синие глаза он прикрыл такими длинными ресницами, что от одного взмаха должны были вдребезги разбиваться мужские сердца.

                                                            ( К. Паустовский).

Матрешка - полая, внутри деревянная, ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры; в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера.

                                                           ( Словарь С. И. Ожегова).

  1. Какой тип речи используется в этих текстах?
  2. Что характерно для описания?
  3. Чем отличаются предложенные описания?
  4. Как вы определили стиль этих текстов?
  5. Какие языковые приметы художественного стиля вы обнаружили?
  6. В каком стиле вы будете писать свою работу?

Учитель русского языка.

Для того, чтобы ярко, выразительно описать предмет в художественном стиле, необходимо собрать богатый словесный материал. Вы сможете это сделать сегодня, если будете очень внимательными, чуткими, зоркими.

  1. Выставка игрушек.

Учитель ИЗО.

Посмотрите, сколько интересных игрушек на нашей выставке! Что за чудо кони! Петушок-золотой гребешок! Барышни-красавицы!

Игрушка пришла к нам из глубокой древности и первоначально имела глубокое значение: женская фигура олицетворяла плодородие, конь считался слугой солнца, птицы предвещали весну и лето. Позже игрушки стали делать для забав и утехи, для украшения. Игрушки так же, как сказки и песни, передавали ребенку понятия о добре и зле, о счастье и красоте, издавна развивалось это удивительное рукотворное мастерство.

Учитель русского языка.

Ребята, как вы понимаете, что означает слово «рукотворный»?

Запишите однокоренные слова к слову «рукотворный». Сколько корней в этом слове?

Учитель ИЗО.

В 1909 году в Москве впервые состоялась кустарная выставка декоративной игрушки. (Ребята, найдите по толковому словарю значение слова «кустарный»). Когда вы работали со словарями, вы, наверное, обратили внимание, что слово «кустарный» многозначное. К нашему уроку подходит такое лексическое значение: «кустарный»-производимый или относящийся к производству домашним, ручным не фабричным способом.

В музее были собраны интереснейшие экземпляры: это и деревянные, и глиняные, и пряничные, и соломенные игрушки. А со временем таких выставок становилось все больше и больше, интерес к ним возрастал. У нас сегодня тоже своеобразная выставка игрушек. А с работами учащихся вас познакомят мои помощники-экскурсоводы.

Учитель русского языка.

Слушайте внимательно рассказы экскурсоводов.

1 экскурсовод. Почему современная игрушка мало отличается от древней?

Сейчас 2 экскурсовод познакомит вас с дымковской игрушкой. В чем особенность дымковской игрушки?

Следующий экскурсовод познакомит нас с историей филимоновской игрушки. Что интересного запомнилось?

Ребята, вы внимательно слушали выступления экскурсоводов. Теперь давайте сделаем выводы по сказанному и запишем это в тетради. Это будет опорным материалом для вашего сочинения.

V.Ярмарка.

Учитель ИЗО.

Мы продолжаем наш урок. Ребята, перед вами репродукции картин известных русских художников. (Рассказ о них).

Мастер сделал игрушку, как вы думаете, хочет он ее показать людям?

А куда он ее повезет? Где он ее может показать? Хочет продать ли ее?

Учитель русского языка.

Хотели бы вы побывать на ярмарке? Давайте мысленно туда перенесемся.

Сейчас зазвучит русская народная музыка («Ой, полна, полна моя коробушка…»), а вы попытайтесь увидеть, что там происходит.

Что помогла увидеть вам музыка? А услышать? Что происходит на ярмарке? Вот такие красивые игрушки вы видели.

Русский художник Б. Кустодиев очень любил народные праздники, гулянья, ярмарки. Посмотрите, как он изобразил одну из таких ярмарок на картине «Ярмарка».

Какое настроение создает картина? (Радостное, веселое).

За счет чего возникает такое настроение?

Какими словами-эпитетами вы бы определили, охарактеризовали эту ярмарку?

А товары, которые нам продают?

VI.Физкультминутка.

Ребята, давайте немного отдохнем. Мы мысленно находимся на русской ярмарке. На всех ярмарках устраивались развлечения, состязания, катались на каруселях, устраивали кукольные театры. Все это делали для того, чтобы завлечь покупателей.

1. Силачи.

2.Важные купцы.

3.Петрушка.

4.Хлопки.

5.Медвежья походка.

Учитель ИЗО.

Вот такие красивые игрушки, как вы видели на выставке,  везли на ярмарку. А зазывали шутками- прибаутками, приглашали полюбоваться игрушками.

Сценка «На ярмарке».

Учитель русского языка.

Вы совершили небольшое путешествие на русскую ярмарку, но больше наблюдали со стороны. А теперь попробуйте сами превратиться в народных умельцев, которые предлагают свои товары на ярмарке.

Вам даны были карточки со словами, с помощью которых можно составить закличку. Сейчас мы посмотрим, что же у вас получилось. Ребята, читайте выразительно, весело, громко так, чтобы нам всем захотелось купить у вас товар.

Вот послушайте закличку.

Этой ложкой благодать

Из тарелки щи хлебать!

Эта ложка так легка,

Что не чувствует рука.

Есть с нее не горячо!

Покупайте - на еще!

Забирай - всего алтын!

Зато будет рад твой сын! (Дети зачитывают заклички).

А теперь давайте коллективно составим план нашего сочинения.

Составление плана.

Давайте вспомним, с чего мы начинали наше путешествие?

О чем говорили экскурсоводы?

Из рассказов экскурсоводов мы узнали, где и когда появилась игрушка, т.е. познакомились с историей создания игрушки.

  1. История создания игрушки.

На что обратили внимание экскурсоводы?

II.Оригинальность игрушки:

А) форма;

Б) роспись.

Для чего же делали игрушки?

III.Назначение игрушки:

А) украшение интерьера;

Б) оберег;

В) игра и забава.

Какой план у вас получился? (Сложный).

Я предлагаю прослушать примерное сочинение дымковской игрушки.

VII.Итоги урока.

Вот и подошел к концу урок. Интересно вам было на уроке? Что же вы нового узнали?

Д/З: по русскому языку: написать сочинение-описание;

          По ИЗО: нарисовать любимую игрушку.

Спасибо за урок!

В работе использовала «Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла» под редакцией А. Б. Малюшкина. ТЦ «Сфера»., М.2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по развитию речи. 6 класс

Презентация иллюстрирует подготовку учащихся 6 класса к написанию сочинения - описания с использованием языковых художественных средств...

Урок по развитию речи, 8 класс

Изложение с элементами сочинения для 8 класса...

Урок по развитию речи, 5 класс.

Урок по развитию речи, 5 класс. "Я пишу тебе письмо"....

Конспект урока по развитию речи. 4 класс ."Петя и волки".

формировать умение составлять связный рассказ из деформированного текста...

конспект урока по развитию речи 3 класс: Дикие дивотные: ёж

На  уроке необходимо  пополнить знания детей   о внешнем виде  ежа, его повадках;   развивать словарный запас детей через многозначность слова "иголка"...

Урок по развитию речи. 8 класс. Обучающее изложение с творческим заданием "Лес - источник жизни".

Тип урока: урок развития речи.  (Обучающее изложение с творческим заданием).  Цели урока:Обучающие: закрепить знания учащихся о публицистическом стиле, его особенностях; продолжи...

Конспект урока по развитию речи 4 класс «Начало зимы. Зимние забавы детей».

Конспект урока про развитию речи "Начало  зимы.Зимние забавы" для детей с умеренной умственной отсталостью,на уроке использованы наглядно-дидактический материал:сюжетные , опорные схемы,предметны...