Урок русского языка в 6 классе по теме: "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе"
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме

Урок повторения и обобщения имеющихся знаний по теме: "Имя прилагательное "  в 6 классе с презентацией к уроку. Задания подобраны с учетом поэтапного повторения о прилагательном как части речи, синтаксической роли, значимости в языке, грамматических признаков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya1.pptx1.56 МБ
Microsoft Office document icon urok1.doc56 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Давайте , друзья, улыбнёмся друг другу! Улыбки подарим гостям! К уроку готовы! Тогда - за работу! Удачи желаю я Вам!

Слайд 2

Чтобы узнать предмет, точно его охарактеризовать , слова какой части речи потребуются?

Слайд 3

Имена прилагательные

Слайд 4

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. Повторение изученного в 5 классе.

Слайд 5

Опорные фразы: 1. Повторить изученное о … 2 . Учиться … … в речи 3 . Определить … роль … в …

Слайд 6

Правдин (экзаменующий). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? Митрофан. Дверь, котора дверь ? Правдин. …Вот эта. Митрофан. Эта? Прилагательна. Правдин. Почему же? Митрофан . Потому что она приложена к своему месту. Д.И.Фонвизин «Недоросль»

Слайд 7

Как он был хорош, весь освещенный весенним солнцем, на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки.

Слайд 8

О лосе

Слайд 9

В ечер. Синь становится все незаметнее в зареве заката . Дымкой сгущаются по горизонту сумерки. На отмелях голосят хоры, слышатся всплески рыб, крики чаек. На отмель опустилась стая ласточек. Каждая в сюртуке с манишкой. И трудно поверить, что для своих гнезд эти птички роют норы в обрывах.

Слайд 10

Летний вечер. Поднебесная синь становится все незаметнее в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. На отмелях голосят лягушачьи хоры, слышатся всплески рыб, плаксивые крики чаек. На песчаную отмель опустилась стая длиннохвостых ласточек. Каждая в серо – каштановом сюртуке с белоснежной манишкой. И трудно поверить, что для своих гнезд эти птички роют двухметровые норы в прибрежных обрывах.

Слайд 11

? - конура - холод ? - кольцо - характер ? - нервы - прутья

Слайд 12

Три друга пошли в сильный лес за развесистыми грибами. Они собирали грибы и перекликались большими голосами. Вдруг первое небо потемнело и пошёл голубой дождь. Миша, Коля и Ваня спрятались под веселым деревом.

Слайд 13

Три друга пошли в большой лес за первыми грибами. Они собирали грибы и перекликались весёлыми голосами. Вдруг голубое небо потемнело и пошёл сильный дождь. Миша, Коля и Ваня спрятались под развесистым деревом.

Слайд 14

Ответы к тесту 1 б; 2 б; 3 в; 4 в; 5 б; 6 в; 7 г; 8 а; 9 б; 10 А

Слайд 15

Определяю я предметы, Они со мной всегда приметны. Я украшаю Вашу речь, Меня Вам нужно знать, беречь!



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Тема: «Имя прилагательное как часть речи».  Повторение изученного в 5 классе.

Цель урока: повторить изученное об имени прилагательном как части речи.

Задачи урока:

  1. образовательные:

 - углубить понятие о роли имени прилагательного в речи;

 - формирование умения обосновывать выбор падежных окончаний прилагательных;

 - определять синтаксическую роль прилагательных в предложении.

  1. развивающие:

 - развивать мыслительные способности учащихся при выполнении логических операций распознания имён прилагательных в тексте

  1.  воспитательные:

 - привить любовь к языку через выразительные возможности прилагательных, помочь учащимся понять эстетическую функцию слова, использовать прилагательные в устной и письменной речи

Тип урока: урок повторения пройденного

Методы и приемы, используемые в ходе урока:

- наглядно – иллюстративный

- проблемный

- частично – поисковый

 Оборудование: 

- доска

-  мультимедийный проектор

- ноутбук

- презентация

Литература: 

- учебник «Русский язык» для 6 класса татарской школы,

- поурочные разработки по русскому языку для 6 класса (Г.А.Богданова),

- тексты из художественной литературы.

Ход урока:

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы! Тогда - за работу!

Удачи желаю я Вам!

I.       Организационный момент

- приветствие

- чтение эпиграфа.  (1 слайд)

 

  1. Мобилизующий этап.

            Начнём урок со сценки в магазине.

Мама, покупая Кате материал на платье, обратилась к продавцу: «Мне вон ту ткань, пожалуйста»

- Понял продавец маму? (Нет, т.к. не названы признаки понравившейся ткани)

- Действительно, продавец задал вопрос: «Какую?»

        -Красную, в белую полосочку, - пояснила покупательница.

        Вы оказывались в подобной ситуации?

- Итак, чтобы узнать предмет, точно его характеризовать, потребуются слова какой части речи? (прилагательные)  (2 слайд)   (3 слайд)

III. Формулирование темы, цели и задачи урока:

Значит, тема урока: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. Повторение изученного в 5 классе.  (4 слайд)

            По опорным фразам сформулируйте цель, задачи урока.

Опорные фразы: 

  1. Повторить изученное о…

2.  Учиться .……   ..….. в речи.

3. Определить …..   роль …. в …  .   (5 слайд)

IV. Актуализация знаний учащихся

        Прежде чем повторим изученное об имени прилагательном, я приглашаю Вас на экзамен, на котором мальчик, по имени Митрофан, демонстрирует своё знание имени прилагательного.

Правдин (экзаменующий). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин. …Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту.

 (Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

- Правильно ответил Митрофан, что такое имя прилагательное? (Нет)

- Дайте точное определение имени прилагательного как части речи.

Если вы внимательно слушали сценку из комедии Фонвизина «Недоросль», то в нелепом ответе Митрофана уловили долю истины.  Найдите в реплике Митрофана главное слово, которое относится к имени прилагательному. (прилагается) (6 слайд)

- К словам какой части речи прилагается прилагательное?

- Почему к именам существительным? (существительное обозначает предмет, а прилагательное - признак предмета)

Действительно, прилагательные неотделимы от существительных и следуют за ними «как нитка за иголкой». В этом вы убедитесь в течение урока.

V. Повторение изученного, выполнение тренировочных упражнений.

Упражнение 1

Отгадайте, о каком животном идёт речь в тексте Г. Скребитского?

Как он был хорош, весь освещенный весенним солнцем, на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки.  (о лосе) (7 слайд) (8 слайд)

- Какие слова помогли вам узнать лося, хотя в тексте ни разу о нём не упомянуто? (длинная горбоносая морда, тяжёлый, грузный, ноги высокие, стройные, тёмно-бурый).

- Возникло у кого-нибудь предположение, что это олень?

Олень – красивое, стройное животное, с высокими ветвистыми рогами.

Лось – огромное животное, с широкими, развесистыми рогами.

        Если провести количественный анализ частей речи в этом отрывке, то 15 слов - имена прилагательные. Почему? (чтобы указать отличительные признаки лося)

-  задание к тексту. (из текста нужно выписать прилагательные, которые характеризуют животное)

  1. По цвету: тёмно-бурый, белые
  2. Форме: горбоносая морда, стройные, вывороченные
  3. Размеру, росту: длинная, огромная, высокие
  4. Весу: тяжёлый, грузный
  5. Авторской оценке (отношение автора): своеобразный, хорош.

- Сделаем вывод: для чего же служат прилагательные? (чтобы обозначать различные признаки предмета, характеризовать предмет с разных сторон, выделить из ряда подобных, заключают в себе авторскую оценку)

Неслучайно прилагательные говорят о себе так:

С существительными подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить.

Одни и те же прилагательные могут по-разному употребляться в речи, получая различные значения.

Упражнение 2

 

  Вначале текст читается без имен прилагательных, затем – авторский текст. (9 слайд)

           Летний вечер. Поднебесная синь становится все незаметнее в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. На отмелях голосят лягушачьи хоры, слышатся всплески рыб, плаксивые крики чаек. На песчаную отмель опустилась стая длиннохвостых ласточек. Каждая в серо – каштановом сюртуке с белоснежной манишкой. И трудно поверить, что для своих гнезд эти птички роют двухметровые норы в прибрежных обрывах. («Юный натуралист».)

 (10 слайд)

-Какой текст понравился больше?

Неслучайно Константин Паустовский писал: «С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».

Упражнение 3

        Выпишите 3- 4 словосочетания «прилагательное + существительное» и разберите их.

      Назовите морфологические признаки прилагательного (род, число, падеж).

  1. Как  их определить? (по существительному)

 

  Упражнение 4      Синтаксическая 5 – ка:

Ослепительной змейкой блеснула молния, и над головой оглушительными раскатами прокатился гром.

 

- Запись предложения на доске

 - Проверка

 - Разбор предложения

- Выявление синтаксической роли прилагательных.

Упражнение 5

- Сформулируйте задание к упражнению. (нужно вставить прилагательные, которые согласуются со всеми существительными)

                   - конура

        ?         - холод

        - кольцо

        ?                 - характер

       

        ?         - нервы

                  - прутья           (11 слайд)

        

  1. Собачья конура, собачий холод;
  2. Золотое кольцо, золотой характер;
  3. Стальные нервы, стальные прутья.

- Сгруппируйте словосочетания по одному общему признаку. Сколько групп получилось? Какие прилагательные входят в первую группу, какие – во вторую?

- Внимательно посмотрите на словосочетания в переносном значении во второй группе. Как называются устойчивые сочетания в переносном значении? (фразеологизмы)

- Назовите фразеологизмы. (собачий холод)

- Как называются образные определения, выраженные прилагательными? (эпитеты) Назовите их (золотой характер, стальные нервы)

- Вы используете фразеологизмы и эпитеты в речи? Составьте предложения с ними.

  Вывод: какую роль играют слова в переносном значении? (уместное употребление слов в переносном значении делаю речь поэтичнее, ярче, выразительнее)

VI. Самостоятельная работа.

 

    Начался урок со сценки в магазине, а теперь предложу сценку из школьной жизни.

Вова Синичкин не слушал учительницу, которая объясняла тему имя прилагательное. И  когда Полина Ивановна попросила вставить вместо пропущенных слов имена прилагательные Вова  с надеждой посмотрел на соседа Ваську. Васька написал прилагательные на листке и бросил Синичкину. Вот что у него получилось:

        

Три  друга пошли в сильный лес за развесистыми грибами.  Они собирали  грибы и перекликались большими голосами. Вдруг первое небо потемнело и пошёл голубой дождь. Миша, Коля и Ваня спрятались под веселым деревом.   (12 слайд)

        Почему вы заулыбались?

        Вставьте в текст нужные имена прилагательные.

   

           Три друга пошли в большой лес за первыми грибами. Они собирали грибы и перекликались весёлыми голосами. Вдруг голубое небо потемнело и пошёл сильный дождь. Миша, Коля и Ваня спрятались под развесистым деревом.    (13 слайд)

       

- Сравните 2 текста. Что вы можете сказать о роли прилагательных? (неуместное употребление  прилагательных искажает текст)

         

  VI. Тест по прилагательным

   

 - Проверка  (14 слайд)

    - Оценивание

VII. Итог урока.

- В соответствии с кластером  составьте высказывание на тему: «Имя прилагательное».

- Подберите по 1 прилагательному, выражающему ваше впечатление от урока.

- Оценки.

- Д.з.: упр.485  стр.187

И закончить урок мне хочется напутственным словом от прилагательного:  (15 слайд)

Определяю я предметы,

Они со мной всегда приметны.

Я украшаю Вашу речь,

Меня Вам нужно знать, беречь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по русскому языку в 6 классе "Именины у прилагательного" (повторение изученного о прилагательном).

Повторение изученного о прилагательном в начальной школе. Определение морфологических признаков части речи....

Урок русского языка в 7 классе. Тема урока: « В стране изученных наречий» Тип урока : обобщающее повторение по теме « Наречие».

Цели  урока : 1) обобщить знания по теме « Наречие» ; 2)развивать умения  правильно  применять изученные правила ; 3) совершенствовать умения и навыки , связанные с нахождением наречий ...

Урок русского языка в 9 классе.Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».

Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».Цель: 1.       Общеобразовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподч...

Урок русского языка в 9 классе.Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».

Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».Цель: 1.       Общеобразовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподч...

Урок русского языка в 9 классе. Тема: «Повторение и систематизация изученного материала».

Урок русского языка в 9 классе.Тема: «Повторение и систематизация изученного материала»....