Однородные члены предложения
план-конспект урока русского языка (5 класс) по теме

 

 

 

 

Расширить первичное представление об однородных членах предложения и прийти  с учащимися к понятию однородных членов , способах их соединения и разделения знаками препинания, сформировать понятие опознавательного признака для однородных членов предложения

                                                       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_odnorodnye_chleny_predlozheniya.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изучения нового материала.

Тема : Однородные члены предложения .

Цели:  

а) образовательная :   расширить первичное представление об однородных членах предложения и прийти  с учащимися к понятию однородных членов , способах их соединения и разделения знаками препинания, сформировать понятие опознавательного признака для однородных членов предложения ;

б) развивающая : развитие умений находить однородные члены предложения , соблюдать правильную интонацию при чтении предложений  с однородными членами ;  обосновывать знаки препинания и составлять схемы однородных членов;

в) воспитательная : воспитать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Задачи :

а) провести языковую разминку ;

б) обеспечить актуализацию знаний ;

в) подвести учащихся к понятию однородных членов  и опознавательного признака методом развивающего обучения;

г) обеспечить закрепление полученных знаний , умений , навыков.

Технические средства :  учебник ,доска ,мультимедийный проектор, тесты, Красная книга.

Ход урока :

Орг.момент : «Добрый день, ребята . Я рада видеть вас . Вижу, вы готовы начать наш урок и отправиться  навстречу к новым знаниям. Прежде чем начать работу посмотрите на эти пейзажи. Эти удивительно красивые пейзажи  созданы  Иваном Ивановичем Шишкиным , который жил в городе Елабуга нашей Республики.

Языковая разминка: (предложение проецируется через проектор )

- Нравятся вам эти пейзажи?

- Давайте попробуем продолжить начатое предложение таким образом , чтобы были в предложении перечисления.  А помогут вам эти репродукции.

Как красив лес ! Я иду по нему и любуюсь … (продолжите предложение таким образом , чтобы в нем были перечисления )

Актуализация знаний:

На втором слайде : Как красив лес ! Я иду по нему и любуюсь  величественным дубом ,высокой  сосной, душистой липой. (вставьте буквы , объясните орфограммы и прочитайте предложение , соблюдая правильную интонацию)

-Ребята, а вы заметили, что  некоторые буквы подчеркнуты . Как вы думаете, на что они указывают?(что здесь есть орфограмма).

-Орфограммы в словах можно найти по особым приметам. Их называют опознавательные признаки. Опознавательный от слова  опознать .Давайте узнаем ,  что же оно означает? Прочитайте , как раскрывается значение этого слова?  

Словарная работа.

Опознать-узнать по каким-нибудь признакам, приметам.  

-Проговорите слово по слогам , поставьте ударение и составьте с ним словосочетание.

Постановка учебной цели.( учитель сам читает , обращая внимание на интонации.)

- Как вы думаете , почему я  обратила внимание на интонации? Как это связано с темой нашего урока? ( ответы учащихся)

- А как вы думаете , чему мы сегодня должны научиться (уч-ся определяют задачи урока)

- Запишите число , классную работу и  тему нашего урока.

Сотворчество:

- А теперь вернемся к нашему предложению . (уч-ся выполняют разбор слова  сосной  и синтаксический разбор по алгоритму). В последнем пункте алгоритма я говорю, что в этом предложении есть однородные члены. Это однородные сказуемые и однородные дополнения.

Все вопросы, задаваемые учителем, проецируются на экране .

-  А теперь посмотрим  на  какие  же вопросы отвечают однородные члены нашего предложения ?(они отвечают на одни и те же вопросы) А к чему относятся?

А на слайде в это время :  Я ( что делаю?) иду и любуюсь(чем?) дубом,сосной,липой.

- Назовите, каким членом предложения являются однородные члены этого предложения?( сказуемыми, дополнениями)

А на слайде : Я иду и любуюсь (чем?) дубом, сосной, липой.

- Какой вывод мы можем сделать ? (учащиеся делают вывод).

- Если они отвечают на один и тот же вопрос , являются одним и тем же членом предложения ,  относятся к одному и тому же члену предложения , кто  же из них главный?(они равноправны)

- с какой интонацией мы их произносим? (перечислительной).

А на слайде : Перечислительная интонация.

-Давайте сделаем вывод: какие же члены предложения называются однородными?

Теперь откройте учебники и сравните свои предположения с правилом в учебнике.(уч-ся зачитывают правило).

Рефлексия

Первичное закрепление( работа с учебником стр.155). Учащиеся читают предложения и рассказывают о знаках препинания при однородных членах с союзами. Схемы предложений выходят на проекторе.

Ребята, как вы думаете, в последнем предложении что будет опознавательным признаком однородных членов предложения? (перечислительная интонация).

А для остальных? ( наличие союза)

Письменное задание: «Проверь друга» по вариантам.(учащимся дается задание: выписать предложения только с однородными членами и расставить запятые).Карточки.

1в: 1)Скоро взойдет над рекой и лесом веселое солнце.    

       2)Наступила поздняя зима, и выпал снег.

       3)На улицах грязь и лужи.

       4)Охотник не пошел в лес а свернул к озеру.

       5)лебеди очень привязаны к своим озерам.

2в: 1) На востоке показалась ранняя зорька.

       2) Над лесами полями горами летели журавли.

       3) легкий туман окутал деревья, и я ничего не видел.

       4)  Митя нырнул но дна не достал.

       5) каждый веселился на свой лад.

-Взаимопроверка. Поставьте друг другу свои оценки карандашом.

Физминутка

Мы с вами отдохнули , а теперь поиграем в  Игру « Кто быстрее».

Перед вами три группы слов. Какие из них могут быть однородными членами предложения?

1.Орел, чайка, думал, хищный, бежать, воробей;

2. Сидеть, рисовать, дом, каменный, раскрашивать, краски.

3.Румяный, веселый, река, горько, он, шумный.

В чем допущена ошибка в употреблении однородных членов ? Исправьте предложения.

1.Шел дождь и два студента.

2.Пили чай с булочками и с удовольствием.

3.Он был в отчаянии и в плаще.

Творческое задание. ( учащимся предлагаются составить предложения по картинкам на тему: «Лес» , используя однородные члены предложения).

Учащиеся зачитывают свои предложения..

-Ребята, вы написали очень красивые предложения, а помогали вам в этом однородные члены предложения. Они помогают более ярко передать содержание описываемых событий, картин природы или других сторон действительности. Это краткий выразительный прием.

Еще раз посмотрите на эти картинки , как прекрасна природа  и как много она нам дает. Но она сегодня посылает нам сигнал   .Какой это сигнал?(сигнал о помощи кораблей, терпящих бедствие).Природа просит вас о помощи. Почему? Все сигналы        записаны в этой книге. Учитель показывает Красную книгу.

Берегите природу. Учитель зачитывает стихотворение.( играет мелодия с голосами природы)

Любите родную природу-

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобой на ней.

Так будем же, дети, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

Подведение итогов.

Вот и подошла к концу наша теплая встреча. Мне очень было приятно работать с вами.

А вам понравилось  на уроке? А что нового унесете вы сегодня с нашего урока?.  Мы с вами очень приятно пообщались , а ведь в этом помогли нам  однородные члены предложения.

 

-Комментирование оценок.

Домашнее задание: 1група: Задание 2 стр 48 в проверочных тетрадях; 2 группа: Выписать из толкового словаря словарную статью о слове однородный  и составить с ним предложения. Подумать над вопросом: почему этим словом называются однородные члены предложения?. Что у них общего?3 группа: напишите сочинение-миниатюру на тему»Листопад».Постарайтесь использовать в качестве средства выразительности однородные члены предложения.

Ой ,ребята ,посмотрите , вновь на экране появились схемы однородных членов , а это что за круглешок и почему он плачет? Он отличается от них и ищет свое место. А , я догадалась –это обобщающее слово  при однородных членах и , где его расположить , вы узнаете на следующем уроке.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Однородные члены предложения.Знаки препинания при однородных членах предложения"

Однородные члены предложения - одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса - однородности,которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.В блоке однородных членов е...

Учебное занятие: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными...

презентация к учебному занятию: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данная презентация помогает сделать занятие более эффективным, усилить мотивацию обучающихся к изучению русского языка...

Учебное занятие по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами".Учебное занятие сопровождается мультимедийной презентацией.

Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.Образовательные цели: - закрепление знаний об однородных членах предложения;- формирование умения находить однородные чл...

8 класс Однородные члены предложения. Знаки препинания между однородными членами предложения.

8 класс Однородные члены предложения. Знаки препинания между однородными членами предложения....