Разработка урока по русскому языку "Имя существительное"
план-конспект урока русского языка (5 класс) по теме

Разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме "Имя существительное". На уроке использованы информационные технологии. Разминка и проверка д\з осуществлялась по методике Ю.А.Поташкиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_po_teme_imya_sushchestvitelnoe.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Тема:  «Обобщающий урок по теме «Имя существительное»

Цель:

  1. организовать деятельность обучающихся по обобщению знаний по теме

«Имя существительное»;

  1. развивать умение логически мыслить;
  2. воспитывать чувство уважения друг к другу;
  3. совершенствовать навыки работы с текстом;
  4. сформировать умение безошибочного опознавания существительных в речи, показать широкое использование возможности слов этой части речи

 

Тип урока: урок обобщения знаний и способов деятельности

Оборудование: компьютер (презентация, тренажер, видеоролик, занимательная игра, тестирование)

Наглядность: карточки, раздаточный материал

Ход урока

  1. Орг момент Слово учителя.

Прозвенел звонок для нас:

Вы зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо,

Все легонечко вздохнем,

И урок мы наш начнем.

  1. «Кластер»

Слово учителя

- Ребята, посмотрите вокруг себя. Вглядитесь внимательно в наш класс. Скажите, что вы видите и кого видите?

Каждое слово, вами названное, можно отнести к какой-либо части речи. Слов какой части речи прозвучало больше? (имен существительных)

-Верно, про себя мы уже можем сказать, что с существительными на «ты». Поднимите руки, кто согласен?. И сегодня мы еще раз в этом убедимся и совершим путешествие по огромной стране «Имя существительное»

3 Проверка д/з. Дежурные по д\з

уважение – фонетический разбор (1 человек)

уважение – словообразовательный разбор (1 человек)

Из предложения слово уважение разобрать морфологически

 (1 человек)

толкование слова «уважение»

 (1 человек)

1 ученик подготовил видеоролик на тему «Как понимают слово «уважение» в нашей школе?»

4 Разминка   /1 человек – работа по карточке, 1 человек – работа с тренажером

  1. Восстанови начальную форму перед тобой, читаю –прочитаю, книгой, о кукле
  2. Разведи по значению и написанию

Румяный плод – управляемый плот

  1. Подобрать антонимы к словам

Враг -, ложь -, грубость-

  1. Чем осложнено предложение?

Дети, помогайте друг другу в трудную минуту

Маша сказала Кате: «Если понадобиться помощь, то ко мне можешь всегда обращаться»

  1. Сколько простых предложений в составе сложного?

Шумел вершинами плотный лес, в просветах виднелось бледно-голубое небо, вспыхивали светлой изнанкой листья осин, солнечный теплый свет дрожал на толстых сумрачных стволах

  1. Расставьте ударение в словах

Жалюзи, каталог

  1. Словарная работа

Неправда, батальон, цыпленок, рожь, шорох, у речки, карманчик, комочек

5 Работа по теме

  1. Фронтальный опрос по теме «Имя существительное»/   1 человек – на компьютере (игра «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».
  2. Работа с текстом

- о чем этот текст?

- определите тему текста и основную мысль

- тип речи

- какие существительные вы выписали дома из этого текста?

- зачитать афоризмы, пословицы и поговорки об уважении (из домашнего задания)

  1. Повторение Собственные и нарицательные имена существительные

Распределительный диктант (работа в парах)

Дождь, луна, Илья Муромец, Катя, Байкал, Шарик, камыш, Александр, журнал «Мурзилка», человек, Орел, орел, шарик.

- Кто был внимательным, тот заметил, что одно слово написано дважды . Почему?

  1. Род имен существительных

Работа по картине №15

  1. Склонение имен существительных

- Выполнение упражнения 726   /2 человека – написать разносклоняемые имена существительные (взаимопроверка)

- выполнение упражнения 715 (работа со словарем)

  1. Образовать ед. число м.р и ж.р

Индейцы (индеец, индианка)

Казахи (казах, казашка)

Финны (финн, финка)

Поляки (поляк, полька)

Французы (француз, француженка)

  1. Повторение  «Не с именами существительными»

-  Как называют грубого невоспитанного человека? (невежа)

-  Как называют мало знающего человека?  (невежда)

- Тот, кто не доучился?  (недоучка)

- Невежда – невежа (паронимы)

- Комментированное письмо (из «Сборника диктантов»)

Подобрать синонимы к словам с приставкой  НЕ

Беда – (несчастье)

Ложь –(неправда)

Противник – (неприятель)

Отсутствие – (неявка)

Свобода – (независимость)

Враг – (недруг)

Горе – (несчастье)

Рабство – (неволя)

  1. Работа по группам «Выборочный диктант» (говорит диктор) Выписать имена существительные . Определить постоянные и непостоянные признаки имени существительного.
  2. «Минута творчества» Сочинить стихи  (даны слова урок, звонок, уважение, терпение)

Например:

Прозвенит скоро звонок,

И закончится урок.

Было у учеников терпение.

И заслужили все уважения

  1. Работа с учебником литературы

Прочитать отрывок из стихотворения «Крестьянские дети». Сказать, за что Некрасов уважает крестьян? В чем и как проявляется уважение. Выписать имена существительные (3-4) и определить непостоянные признаки

6 Домашнее задание :

  1. Написать творческую работу, имена существительные подчеркнуть как член предложения на тему :  «Хочешь уважения – не начинай с оскорбления», «Что прилично, то достойно уважения, а что достойно уважения, то всегда прилично»  (по желанию обучающихся)
  2. Повторить определения по теме «Имя существительное»
  3. Выполнить задание по карточкам (кто не будет писать творческую работу)

7 Подведение цели урока. Итог урока. Оценки за урок и их анализ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе «Род имен существительных».

повторение изученного в начальной школе о роде  имени существительного...

Разработка урока по русскому языку "Имена существительные мужского рода"

                     Тип урока – урок изучения новой темы...

Методическая разработка урока по русскому языку с элементами исследовательской деятельности .Тема:"Несклоняемые имена существительные".

Данная разработка предназначена для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната....

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме «Хочу всё знать об имени существительном» (в форме устного журнала)

Целью данного урока является обобщение  и систематизация знаний учащихся  5 класса по теме  «Имя    существительное».  Материал занятия расширит представления учащих...