Разработка урока по русскому языку в 6 кл. на тему: «Словообразование имен существительных и прилагательных».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Березина Елена Борисовна

Урок - исследование. 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsp_otkr_uroka_slovoobr_imen_sushch_i_pril_1.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по русскому языку в 6 кл. на тему: «Словообразование имен существительных и прилагательных».

Цели: 1. Предметные  - научиться исследовать текст с т. зр. заданной темы.

2. личностные – формировать устойчивую мотивацию к творческой деятельности.

3. коммуникативные – формирование интереса к чтению.

4. регулятивные – преодоление затруднений в ходе работы.

5. познавательные –объяснять языковые явления, выявленные в ходе написания.

Структура урока:

  1. Орг. момент
  2. Актуализация знаний
  3. Постановка учебной задачи
  4. Усвоение новых знаний
  5. Физ. минутка
  6. Закрепление изученного материала
  7. Рефлексия (итоги урока)
  8. Д/з
  9. Выставление оценок

Оборудование:

  1. Худ. Текст
  2. Памятка со значением суффиксов

Тип урока – урок – исследование

1.Орг. момент, мотивация к учебной деятельности

Добрый день, ребята! Наш урок мне хотелось бы начать такими словами:

Если дождь стучит по крыше,

Если в жизни все не так.

Улыбнитесь, развеселитесь

Ведь улыбка – это клад!

Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем урок. С хорошим настроением откроем тетради, запишем число, классная работа.

Сегодня нам предстоит очень интересная работа, мы будем в роли исследователей.

  1. Актуализация знаний.

-Что значит слово исследователь? (человек, занимающийся научными исследованиями).

-Каково значение слова исследование?

В словаре С.И. Ожегова дано 2 значения:

  1. Подвергнуть научному изучению
  2. Осмотреть для выяснения, изучения (Именно этим мы  и займемся).

- Обратите внимание, с помощью каких морфем образовалось это слово (приставки и суффикса)

- На предыдущих уроках мы изучили тему способы словообразования. Материалом нашего исследования будет отрывок из рассказа Вячеслава Карпенко «Вожаки».

Вячеслав Михайлович Карпенко наш современник. Родился в 1938 году в г.Харькове. Работал в геологических экспедициях, учился в мореходном училище, затем заочно окончил ЛГУ. Занимался литературной и искусствоведческой критикой (театр, живопись, кино).

Прочитаем отрывок из рассказа.

-О чем этот отрывок? Докажите, что это текст.

-Какова тема текста?

-К какому типу текста относится данный отрывок?

- К какому стилю?

- Какие части речи чаще всего встречались в тексте? (сущ. и прил.)

3. Постановка учебной задачи

- Как вы думаете, как данный текст связан со словообразованием? (много слов с разными способами словообразования).

- Попробуем сформулировать тему урока, если мы уже знаем, что в тексте встречаются преимущественно сущ. и прил. (Словообразование сущ. и прил.)

Запишем тему урока Словообразование имен существительных и прилагательных.

Перед собой мы поставим следующие цели:

  1. Научиться находить слова в незнакомом тексте, образованные разными способами
  2. Узнать, какую роль играют суф.  или приставки в словах, что они обозначают?
  3. Обогатить словарный запас новыми словами.
  4. Научиться выполнять правильно словообразовательный разбор.
  5. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

- Найдите в 1 – 3 абзацах 1вариант – сущ, 2 вариант – прилагат.

- Назовите способы образования слов

- Из 1-3 абзацев 1 ряд выписывает слова на приставочный способ (нескладеныш, неровным); 2 ряд – суф. способ (волчонка, горный, олененка, волчица, головастый, материнских); 3 ряд – сложение (водопадом, розово – каменной, черно – рыжей, нескладеныш – щенок, черно- рыжей).

- Скажите, на какой способ словообразования оказалось больше всего слов (суф.)

- Сделаем вывод, с какой целью автор употребляет много слов с суф. уменьшительно – ласкательными? (придают тексту большую выразительность; автор передает идею текста, автор выражает свое отношение к происходящему).

 - Как относится? (с любовью, восхищается их непосредственностью).

- Найдите в тексте прилагательные с другими суф.

 - ин – материнских (принадлежность, чей)

 - ск – райская (принадлежность)

 - н – горной, отвесной (относятся к чему либо)

 -аст –головастой (имеющий какое – либо свойство)

 - ист – волнистой (имеющий какое либо свойство)

 - ян – багряной ()признак, материал)

- Вспомним, что такое словообразовательная модель? (схема, образец построения слова).

- О чем могут рассказать следующие словообразовательные модели. Приведите примеры из текста.

кореньО корень ОМ (сущ. м.р. 2 скл.ед.ч. ТВ.п. - водопадом)

корень ИЦА (сущ. ж.р.1 скл. Ед.ч.им.п - волчица)

корентО – кореньЕЙ (прил.сложение, ж.р.ед.ч. тв.п. – черно - рыжей)

прист корень ОМ (сущ. м.р.2 скл.ед.ч.тв.п – полетом)

корень СКАЯ (прил.ж.р.ед.ч им.п - райская)

  1. Физминутка
  2. Закрепление изученного материала

Вам даны слова и схемы слов. Вы должны найти соответствие слова и схемы.

Олененок

Плоскогорье

Ветром

Раскосые

Силенки

Разноцветьем

- Как вы думаете, для чего нужен словообразовательный разбор? (правильно выполнять морфемный разбор, ведь правильный разбор – верное написание).

Сделаем словообразовательный разбор нескольких слов

Радостно(кр прил) – радостный (суф) – радость (суф ост) – рад (суф)

Трещина – трещать – треск (суф)

Водопад – вода+падать (сложение)

8.Рефлексия

- Чему вы научились на уроке?

 Ответы учеников:

- Мы исследовали текст и узнали, что в нем много  слов с различными суф., которые придают тексту особую выразительность.

- Исследуя текст, поняли, что данный текст интересен не только содержанием, но и своим языком.

-  Научились составлять словообразовательную цепочку.

- Тема понятнее тогда, когда понятнее текст.

- Для правильного написания слова необходимо знать и уметь выделять части слова.

- Как вы считаете, мы достигли целей, которые перед собой поставили?

У вас на столах лежит оценочный лист. Пожалуйста, оцените сегодняшний урок, себя на уроке и закончите данные фразы.

Если вы достигли поставленной цели, когда будете уходить, в вазу поставьте красный цветок (заранее лежат на столах у детей) , если что-то осталось непонятным, не все цели достигнуты – поставьте желтый цветок. Спасибо за активную работу.

9.Д/з

Рассказ прочитать полностью. Стр.153 – проверяем себя – письм.

10.Выставление оценок

Спасибо за урок! Урок закончен, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 5 классе Тема: «Образование имён существительных при помощи суффиксов»

Урок по русскому языку в 5 классе Тема: «Образование имён существительных при помощи суффиксов»...

Урок русского языка в 4 классе Тема: «Склонение имен существительных».

Урок русского языка в 4 классеТема:  «Склонение имен существительных». Цель: познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – склонение....

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России". Тема: Число имён существительных. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественном, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Число имён существительных. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественномЦели деятельности учителя: ознакомление с имен...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Связь имени прилагательного с именем существительным, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Связь имени прилагательного с именем существительнымЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о смысловом значении имен прилагательных, ...

Разработка урока по русскому языку в 6 классе "Не с именами прилагательными"

Разработка урока по русскому языку в 6 классе " Не с именами прилагательными" поможет при планировании и проведении урока- усвоения новых знаний...