Урок русского языка в 8 классе. Тема: Значение имени существительного.
материал (8 класс)

Сойнова Анна Валентиновна

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе. Тема: Значение имени существительного.

Цель:

-развитие орфографической зоркости, навыков самостоятельности, самооценки и взаимопроверки.

Задачи:

1.Образовательные:

-обобщить и систематизировать знания обучающихся по данной теме через использование опорных схем и ИКТ;

2.Коррекционно-развивающие:

- развивать устную и письменную речь обучающихся;

- коррекция мышления через использование упражнений в анализе, синтезе и обобщении;

-коррекция памяти, внимания через выполнение практических заданий, опираясь на опорные схемы на доске и в презентации;

3. Воспитательные:

-воспитание интереса, положительного отношения к учению, нравственных качеств личности.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент:

«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо)
-Девочки, мальчики, садитесь, пожалуйста.
-Какой урок сейчас?
-Проверяем готовность.
-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?
-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.
2.1Проверка домашнего задания.

Гимнастика для глаз.

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

Посмотри на кончик носа

И в «межбровье» посмотри.

Круг, квадрат и треугольник

По три раза повтори.

Глазки закрываем,

Медленно вдыхаем.

А на выдохе опять

Глазки заставляй моргать.

А сейчас расслабились

На места отправились.

https://fhd.multiurok.ru/8/9/8/898ae107033882c0e9edf413c7236bbae827be67/konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida-v-8-klassie-znachieniie-imieni-sushchiestvitiel-nogho_1.png

Слайд 2

- Тему урока определите самостоятельно, указав какой частью речи являются данные слова.

Слайд 3

2.2Объявление темы урока. Записать в тетрадь.

Сообщение задач урока.

3.Воспроизведение знаний по частям.

3.1 Слайд4 «Исключи лишнее» https://fhd.multiurok.ru/8/9/8/898ae107033882c0e9edf413c7236bbae827be67/konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida-v-8-klassie-znachieniie-imieni-sushchiestvitiel-nogho_2.png

Физминутка

«Дружно маме помогаем»
Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем,
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
(Подражательные движения по тексту.)

3.2Слайд 5-12 Разгадать ребусы (ответы записать)

https://fhd.multiurok.ru/8/9/8/898ae107033882c0e9edf413c7236bbae827be67/konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida-v-8-klassie-znachieniie-imieni-sushchiestvitiel-nogho_3.png

- Чем похожи слова?

- Какое слово лишнее? Подчеркнуть.

- На какой вопрос отвечают имена собственные? Почему?

- На какой вопрос отвечают нарицательные существительные?

Слайд 13

4. Обобщение

https://fhd.multiurok.ru/8/9/8/898ae107033882c0e9edf413c7236bbae827be67/konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida-v-8-klassie-znachieniie-imieni-sushchiestvitiel-nogho_4.png

- Что еще вспомните об имени существительном? Назовите его грамматические признаки.

- Как определить род имен существительных?

Слайд 14

https://fhd.multiurok.ru/8/9/8/898ae107033882c0e9edf413c7236bbae827be67/konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida-v-8-klassie-znachieniie-imieni-sushchiestvitiel-nogho_5.png

- Вспомните три типа склонение имен существительных.

Динамическая пауза:

Мы немного отвлечёмся и гимнастикой займёмся.

С места не вставая, головой вращая, по углам взирая, дружно наблюдая. Написать в воздухе носом буквы О, С, Н, Я

  Немного размялись, пора снова в путь

Вниманье, старанье с собой не забудь.

Слайд 15

https://fhd.multiurok.ru/8/9/8/898ae107033882c0e9edf413c7236bbae827be67/konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida-v-8-klassie-znachieniie-imieni-sushchiestvitiel-nogho_6.png

5. Выполнение практических заданий

(1 подгруппа работает на компьютерах, 2 подгруппа – по слайдам презентации, затем меняются).

Индивидуальная работа на ПК

п/групповая работа с презентацией

Тест «Имя существительное»

  1. Выбери верное утверждение и подчеркни его:

Имя существительное – это…

1.часть слова

2 часть речи

3 член предложения

  1. Выбери верное утверждение и подчеркни его:

Имя существительное – часть речи, которая обозначает…

1 признак предмета

2 действие предмета

3 обозначает предмет

3.Подчеркни имена существительные:

свет, бежать, доброта, зеленый, лисица, рисует, печенье.

4.Подчеркни имена существительные, отвечающие на вопрос кто?

встреча, клоун, игра, Павел, счастье

5. Подчеркни имена существительные множественного числа:

Ребята шли по лесной тропинке. Пахло грибами и листвой. Стайка крикливых дроздов слетела с рябины.

6.Вставь пропущенные окончания:

В деревн…, на речк…, в альбом…, в печал…, от радост…, с ветк…, по Сибир…, в город…, у постел…, в чашк…

  1. Аукцион пословиц

Слайд 15

Дополнить пословицы.

Записать только ту пословицу, где все слова являются именами существительными, указать их грамматические признаки (обратить внимание на существительное «время»)

Самопроверка ( на полях поставить «+» , если все верно, «- «, если неверно

Слайд 16

  1. Слайд 17

Указать грамматические признаки существительных, вставить окончания

Взаимопроверка

Слайд 18

  1. Слайд 19

Исправь ошибки в окончаниях

Самопроверка

Слайд 20

6.Домашнее задание: индивидуальные поуровневые карточки.

7Итог урока. Комментирование отметок.

Слайд 22

Приложение

Домашнее задание. Карточки-тесты.

1,2 уровень.

Выбери правильный ответ и допиши.

1.Имя существительное – это..

1.часть речи;

2.часть предложения;

3.слово.

2. Имя существительное обозначает…

1.предмет;

2.признак предмета;

3.действие предмета.

3. Имя существительное отвечает на вопросы…

1.какой? какая? Какие?

2.кто? что?

3.что делал? что делает?

4. Если имя существительное обозначает людей или животных, оно отвечает на вопрос…

1.кто?                 2.что?

5.Если имя существительное отвечает на вопрос кто? что?, оно является в предложении…

1.подлежащим;                             2.второстепенными членами.

6. Если имя существительное обозначает один предмет, оно стоит в форме…

1.единственного числа;                2.множественного числа.

7. Укажи имена существительные женского рода.

Магазин, солдат, яблоко, фамилия, комната, шёпот.

8. Найди ошибку.

М.Р. – скрипач, аккордеон, метель.

Ж.Р. – земляника, зеркало, жизнь.

СР.Р – Геннадий, желание, подземелье.

3 уровень.

Выбери правильный ответ и допиши.

1.Имя существительное – это..

1.часть речи;

2.часть предложения;

3.слово.

2. Имя существительное обозначает…

1.предмет;

2.признак предмета;

3.действие предмета.

3. Имя существительное отвечает на вопросы…

1.какой? какая? Какие?

2.кто? что?

3.что делал? что делает?

4 уровень.

Спиши и подчеркни только имена существительные женского рода.

Магазин, солдат, яблоко, фамилия, комната, шёпот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Конспект урока по русскому языку 6 класс "Морфологические признаки имени существительного".

Разработка урока по русскому языку по ФГОС, технологическая карта учащегося прилагается....

Конспект урока русского языка. 6 класс. Тема: «Суффикс существительных -чик- (-щик-) со значением «Профессия», или Джаз, джазист и суффикс -чик-»

Теоретический и практический материал урока  связан с профессиями как исчезнувшими, так и современными, востребованными сегодня на Ямале. Физкультминутка, как и  тема урока, связана с музыка...

Урок русского языка 6 класс Тема: «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».

Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.Цель: повторить и систематизировать изученный материал; развитие коммуникативной компетенции; воспитание познавательного интереса.Задачи:- обобщить по...

Методическая разработка : ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 5 КЛАСС Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»

Цель деятельности учителя — Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Имя существительное" .Тип урока-урок систематизации и обобщения знаний и умений .Планируемы...