Инновационный проект
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Данный инновационный проект был представлен на республиканский конкурс "Планета открытий", где ззанял третье место.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovacionnyy_proekt.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5


426 000, г.Ижевск, ул. К.Маркса, 427, тел. 43-60-93

Инновационный проект на тему:

« Подготовка к ЕГЭ по русскому языку».

Конспект урока

 « Средства выразительности

( выполнение задания ЕГЭ В8)».

Выполнила:

учитель русского языка и литературы

 высшей квалификационной категории

МОУ СОШ № 5

О.С.Порцева

Ижевск, 2009

Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений  и оттенков мысли.

В.Короленко

Проблемы, решению которых будет способствовать проект:

       Чтобы проверить качество знаний о выразительности речи и уровень сформированности умений видеть способы авторского выражения мыслей и чувств, в экзаменационные материалы ЕГЭ включены задания с кратким ответом, имеющим повышенный уровень сложности. Выполнение задания сводится к восстановлению пропущенных в тексте фрагмента рецензии слов-терминов.

       Это будет возможно, если экзаменуемый внимательно прочитал два текста – исходный авторский текст и фрагмент рецензии с пропусками. Но это только минимальное условие: следует осознать, каким образом автор добивается взаимодействия с читателем, как передает смысл и собственные чувства, оценки, как добивается яркости и образности читательского восприятия. Кроме того, следует не ошибиться в названии указанного средства, а это значит, что подготовка к выполнению тестового задания должна иметь надежную теоретико-практическую базу. При этом усвоение материала не должно сводиться к заучиванию слов-определений типа «метафора», «Синекдоха», «перифраз» - важно понять их суть, специфику построения и роль в речи, научиться их дифференцировать. На решение всех этих проблем и направлен данный проект.

Цель  проекта:

- подготовить обучающихся к выполнению особого задания, связанного с анализом выразительности русской речи. Это задание направлено на проверку лингвистической  компетенции экзаменуемых. Для того чтобы выполнить такой анализ, нужно овладеть целым комплексом знаний и умений.

Задачи: 1.формирование необходимых для выполнения задания В8 ЕГЭ по русскому языку знаний и умений.

Ученик должен знать

Ученик должен уметь

- что такое выразительность речи

- с помощью каких средств достигается выразительность речи

- какими выразительными возможностями располагает русская фонетика, лексика, фразеология, грамматика

-что такое тропы речи и каковы их основные виды

-что такое фигуры речи и каковы их виды

- понимать авторский  текст

- различать информативную  и выразительную функцию языковых единиц

- давать оценку выразительности текста и находить в нем те средства, которые способствуют наиболее точной, яркой, образной передаче автором мыслей и чувств

- понимать роль избранных автором средств выразительности в тексте

- правильно идентифицировать и называть фигуры и тропы речи, иные средства выразительности

2. обучение умению работать самостоятельно с информацией

3. развитие информационных знаний и умений

4. развитие коммуникативных навыков

5. привлечение учащихся к занятиям познавательной деятельностью

Актуальность проекта заключается  в подготовке обучающихся к новой форме итоговой аттестации по русскому языку  в форме Единого Государственного Экзамена  с использованием современных  педагогических

технологий: личностно-ориентированный подход, информационно- коммуникационные технологии, метод проектов. В результате его осуществления обучающиеся получают возможность эффективной подготовки к экзамену.

Новизна проекта . Данный проект позволяет  осуществить обучение ребят не «методом натаскивания», а путем осознанного подхода к освоению материала. Теоретический материал подобран, систематизирован и представлен в форме презентации самими обучающимися, т. е не учитель объясняет тему, а сами дети. В условиях и в соответствии с современными требованиями к уроку учащиеся работают с информацией, самостоятельно добывая знания и проверяя их получение на практике. Практическое задание направлено на развитие внимания, проверку полученных знаний, вместе с тем оно реализует и здоровьесберегающие технологии (проводится в непринужденной обстановке).

   Продолжительность реализации проекта: два года.

Механизм реализации: обучающиеся получают заблаговременно задание на создание электронных учебников по русскому языку для подготовки к ЕГЭ по отдельным темам . Затем при прохождении определенной темы представляют свою работу, проводя практическую апробацию электронного пособия на уроке русского языка. Данный проект представляет собой описание одного урока в системе уроков русского языка по подготовке к ЕГЭ, апробирован на практике.

Перспективы дальнейшего развития проекта: продолжить создание  электронных учебников по русскому языку. Использование созданных учебников зарекомендовало себя с самой лучшей стороны. Качество знаний на ЕГЭ по русскому языку в классах, в которых они использовались, составило 90%.

Возможности его распространения в других образовательных учреждениях.

Данный проект был представлен на районной научно-практической конференции учащихся, республиканской конференции, был взят рядом учителей для использования в практической работе.

Конспект урока на тему: «Средства выразительности».

1.Вступительное слово учителя.

      Слово «выразительность» образовано от прилагательного «выразительный», связано со словами «выражать», «выражение».

     Что же означает термин «выразительность речи»? Это и умение точно, понятно, подробно, а иногда и лаконично, передать информацию, и умение выразить  собственные чувства. Но главное в понятии «выразительность» - это способность составителя текста оказывать на читателя эмоциональное, эстетическое воздействие, создавать яркие образы людей, описывать внутренний мир и состояние человека, поэтические картины природы и т.п.                Выразительный текст  впечатляет, его интересно читать, он надолго остается в памяти. Образные выражения позволяют понять ход мыслей автора. Вспомним А.С.Пушкина: Унылая пора! Очей очарованье! Индивидуально-авторский  перифраз много может сказать об отношении автора к осени: да, поэт соглашается с тем, что мало радостного в осеннем пейзаже, однако очаровывается глаз, созерцая разноцветье осенних красок. Емкость фразы не вызывает сомнения: всего четыре слова и два пунктуационных знака, но мир пушкинской осени стал доступен и понятен читателю.

      Выразительность речи может достигаться разными способами и средствами: фонетическими, морфологическими, словообразовательными, лексическими, синтаксическими.

     Чтобы сделать изображение персонажа, характера, явления, предмета более выразительным, чтобы показать свое отношение к изображаемому, чтобы вызвать у читателя эмоциональный отклик, сформировать у него определенную оценку того, что изображено, автор использует специальные средства. Основными средствами, создающими выразительность художественной речи, являются тропы и фигуры.

     Тропы речи – это обороты, основанные на употреблении слова или выражения в переносном значении.

      Фигуры речи – это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается  экспрессивность речи, увеличивается сила её воздействия на  адресата.

      Таким образом, русский язык располагает значительным арсеналом средств, способствующих усилению образности и выразительности высказывания, созданию неповторимой авторской манеры выражения мыслей и чувств.

2.Далее обучающимися записывается тема урока. Учитель формулирует цели и задачи на данный урок. У каждого ученика имеется таблица с перечнем знаний и умений, которыми он должен овладеть ( представлены выше).

3.Слово предоставляется ученицам, подготовившим электронный учебник о средствах выразительности.( Презентация прилагается).

        По ходу их рассказа обучающиеся заполняют таблицу в тетради.

Класс поделен на три группы: одна группа заполняет таблицу определениями,  другая группа – примерами  из предложенной презентации , третья группа – из раздаточного материала  «Опорные таблицы и схемы по литературе и русскому языку».

4. После изложенного теоретического материла класс выполняет задания, предложенные ученицами. 

       Проводится совместная работа, ученики из каждой группы комментируют свой текст, создатели учебника оценивают их работу.

5. Следующая практическая работа предлагается учителем. 

       Учащимся предлагаются тексты художественных произведений, с тем чтобы дети выписали из них примеры в свои таблицы по каждому средству выразительности.

6.Практическая работа на оценку.

      Учащиеся должны просмотреть юмористический мультфильм по произведению М.Горького «Песня о буревестнике» и по ходу просмотра записать услышанные средства выразительности на листочки. Работы сдаются учителю.

7. Подведение итогов урока. 

-  Чему научились?

- Какие цели и задачи были достигнуты?

- Какие знания и умения приобретены?

Домашнее задание: 

1. На следующий урок  составить подробную таблицу о средствах выразительности, дополнив недостающий материал  материалами одноклассников из других групп.

2.Перспективное задание на неделю:

А. каждому – составить задание по типу задания В8 ЕГЭ по материалам изучаемого на литературе произведения Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Б. задание группе – найти фрагмент художественного фильма или мультфильма, где бы звучал текст с использованием художественных средств выразительности, представить одноклассникам на одном из последующих уроков.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5


426 000, г.Ижевск, ул. К.Маркса, 427, тел. 43-60-93

                                                                     Утверждаю

                                                                              Директор школы

                                                                                   ___________В.А.Сучкова  

                                                                                31 марта 2009 г

Заявка

 на участие  в республиканском конкурсе «Планета открытий».

Номинация –«Лучшая методика использования новых информационных технологий» при изучении предметов гуманитарного цикла.

Ф.И.О конкурсанта

Порцева Ольга Семеновна

Должность

Учитель русского языка и литературы

Общий педагогический стаж

17 лет

Педагогический стаж по данному предмету

17 лет

Сведения о повышении квалификации в области информационных технологий

« Партнерство в образовании», курс 72 часа в 2008 году в АНО «Учебный центр информационных технологий».

Наименование и номер образовательного учреждения, его полный адрес, телефон, электронная почта

МОУ СОШ № 5, 426000, г.Ижевск,

Ул.К Маркса, 427. Тел. 43-61-89

E-mail: school5izevsk@mail.ru

Наименование предмета, класса и темы представляемой работы

Русский язык, 10-11 классы

Урок по теме «Средства выразительности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание инновационного проекта "Инновационный подход как основа формирования положительной мотивации при обучении русскому языку"

Разработка системы обучения русскому языку, направленная на формирование положительной мотивации учения за счет реализации инновационного подхода и опоры на резервы эмоциональной сферы школьников....

Инновационный проект: «Инновационное образовательно – воспитательное пространство как ресурс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья ».

Паспорт проекта .Инновационное образовательно- воспитательное пространство как ресурс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья....

Инновационный проект «Инновационные технологии в методике музыкального воспитания в условиях сельской школы»

Инновационный проект «Инновационные технологии в методике музыкального воспитания в условиях сельской школы»...

План реализации целевых инновационных проектов в рамках деятельности региональной инновационной площадки

План реализации целевых инновационных проектов в рамках деятельности региональной инновационной площадки...

Инновационный проект "Внедрение инновационной деятельности в образовательное пространство муниципального района"

Инновационная деятельность в образовательном учреждении — это один из аспектов его работы в режиме развития, под которым понимается последовательность определенных стадий процесса...

Приложение 2 к приказу о реализации инновационного проекта. План-график реализации инновационного проекта «Студия графического дизайна «ТЕТРА-АРТ» как средство формирования профессиональных компетенций школьников»

План-график реализации инновационного проекта  «Студия графического дизайна «ТЕТРА-АРТ» как средство формирования профессиональных компетенций школьников»...