Сложные предложения и ... степь в произведениях донских писателей
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Беликова Галина Андреевна

Урок построен на материале из произведений донских писателей 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНТЕГРАТИВНЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Беликова

Галина

Андреевна

МБОУ ОСОШ №2

Учитель русского языка и литературы

Тема: Сложные предложения и …степь в произведениях донских писателей.

               

Класс: 11                        

Тип: урок повторения и обобщения материала

Оборудование: карточки: словарная работа, карточка для самопроверки, тексты из произведений М.Шолохова, В.Закруткина.

Цели:

Образовательные:

Повторить и систематизировать знания:

  1.  об изобразительных и выразительных средствах языка и речи
  2.  о сложноподчиненном предложении как единице синтаксиса

Развивающие:

  1. развивать быстроту и точность зрительного восприятия печатного текста
  2. развивать произвольное внимание
  3. способствовать развитию зрительной памяти, логическому мышлению
  4. развивать письменную и устную связную речь
  5. учить контролировать  правильность грамматического строя речи

Воспитательные:

  1. учить видеть прекрасное
  2. прививать интерес к урокам литературы
  3. развивать коммуникативные навыки работы в малой группе
  4. воспитывать любовь к родному краю

Ход урока.

             I  Организационный момент.

    1. Сообщение темы, цели урока

                                                     В родной степи шумят моря и реки,

                                                                                  Цветут сады, колышутся поля,

                                                                                  Очаровала ты меня навеки,

                                                                                  Моя донщина, родина моя.

                                                                                    И.Федоров

                У нас сегодня необычный урок, поэтому, как вы понимаете, тема тоже не должна быть обыкновенной. В качестве эпиграфа я взяла слова поэта И.Федорова.

                                                                                 

       II Лингвистическая разминка. Работа с эпиграфом.

   

- Выразительное чтение эпиграфа

-Скажите, о чем это стихотворение, какую основную мысль хотел донести до нас автор?

-Охарактеризуйте данное предложение

- Всмотритесь в эпиграф, назовите все виды орфограмм

        III Актуализация знаний

  1. Слово учителя.

            Урок мы начали со строк донского поэта И.Федорова, а продолжим свою работу по теме:

«Сложное предложение», опираясь на творчество эамечательных донских писателей.              

                   Дон… Земля донская… донские казаки… Произнесешь эти слова, и перед мысленным взором встанут ковыльные степи, Дон-батюшка, образы Ермака и Платова, Разина и многих других дончан, прославивших Дон и Россию своими делами.

- Назовите известных в стране и мире писателей и поэтов донской земли.

                 

                  Донская земля всегда была богатой на литературные таланты. На ней родились, жили, учились или работали такие известные в стране и мире писатели, как Константин Тренев, Александр Серафимович, Александр Фадеев, Анатолий Калинин, Вера Панова, Александр Солженицын, Виталий Закруткин, Михаил Шолохов поэт Николай Доризо и многие другие.

                  Великим сыном Донской земли, безусловно, можно считать Михаила Александровича Шолохова. «Я родился на Дону, рос там, формировался как человек и писатель, писал Шолохов. -  И, будучи патриотом своей великой, могущественной Родины, с гордостью говорю, что являюсь и патриотом своего родного Донского края… Святая обязанность – любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать.»

                   Наш донской край необыкновенно красив своими бескрайними ковыльными степями.

         Перелистывая страницы «Тихого Дона», испытываем и печаль, и радость, и ненависть, и , конечно, любовь. Трепетную любовь к своему донскому краю.

                 

            IV Работа с текстом

           

                  1. Текст №1        

                  Послушайте отрывок из «Тихого Дона»:

         «Степь родимая! Горький ветер, оседающий на гривах косячных маток и жеребцов.На сухом конском храпе от ветра солоно, и конь, вдыхая горько-соленый запах, жует шелковистыми губами и ржет, чувствуя на них привкус ветра и солнца. Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу…Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая степь!»

  1. Укажите способ образования слова  ПО-СЫНОВЬИ
  2. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании НИЗКО КЛАНЯЮСЬ
  3. Дайте синтаксическую характеристику выделенных предложений
  4. Найдите предложение(-я) с обособленным обстоятельством
  5. Укажите назывные предложения
  6. Найдите сложносочиненное предложение, произведите синтаксический разбор, начертите схему

 2. Текст №2

       Как можно остаться равнодушным к следующим строкам из романа.

         «Вызрел ковыль. Степь на многие версты оделась колышущимся серебром. Ветер упруго приминал его, наплывая, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к западу сизо-опаловые волны. Там, где пробегала текучая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился, и на седой его хребтине долго лежала чернеющая тропа».

- Укажите средства выразительности, используемые автором в данном отрывке

- Дайте характеристику данных предложений.

 3. Текст №3  

   Не остался равнодушным к донским степям и Виталий Закруткин: « Больше всего я люблю родную землю с ее полями, лесами, реками, люблю мудрый, добрый народ наш, его чаровной, несравненный по красоте и силе язык»

Еще французский философ Декарт говорил: «Определите точно каждое слово и вы избавитесь от половины заблуждений»

- Все ли слова писателя вам понятны?

- Выпишите из толкового словаря значение слова ЧАРОВНОЙ

 

   4.Лингвистический эксперимент. Текст №4

     1)   Мы проведем небольшой лигвистический эксперимент: вам необходимо восстановить фрагмент из произведения Закруткина «О неувядаемом», вставив вместо точек пропущенные прилагательные.

       Обдонье.  …зори над … , … рекой. Просмоленные рыбацкие баркасы у песчаных закосов. Окаймленные вербовой порослью ерики. …мережа виноградников на … правобережье в низинах. … разнотравье … займищ, набитые колесами дороги-летники с бурьяном по обочинам. … стерня убранных полей, на которых маячат … скирды.

          Для учителя. Обдонье.  Утренние зори над тихой , спокойной  рекой. Просмоленные рыбацкие баркасы у песчаных закосов. Окаймленные вербовой порослью ерики. Зеленая мережа виноградников на крутом  правобережье в низинах. Густое  разнотравье широких займищ, набитые колесами дороги-летники с бурьяном по обочинам. Желтовато-бурая стерня убранных полей, на которых маячат высоченные скирды.

- Охарактеризуйте первое и второе предложения

- Какова роль односоставных предложений в произведениях Закруткина?

     5. Цифровой диктант. Текст №5

- Выберите из отрывка рассказа Закруткина «Млечный путь», который я прочитаю,  СПП с придаточным определительным, запишите номер(а) этих предложений.

        1.В степи стояла та глухая тишина, какая бывает только вдали от больших городов и от железной дороги. 2.Эта степная тишина не была мертвым безмолвием – ночная степь жила своей жизнью.3.Но в ней не было того невнятного, бесконечного гула, который в городе не прекращается ни днем ни ночью.4.Общая тишина ночи только подчеркивала и оттеняли немногие звуки в степи. <…> 5.Степь лежала тихая, окутанная сумраком августовской ночи, и над степью сияло высокое темное небо, на котором мерцали звезды.

      ФИЗМИНУТКА (для глаз)

-Предлагаю вам взглянуть в окно. Кто нарисует нам словесную картину степи зимой.

6. Орфографическая работа

Описания степи являются благодатным материалом для того, чтобы повторить орфографию на уроке русского языка.

        В ст.пи ст.яла та глухая тиш.на, какая быва.т только (в)дали от больших городов и от ж.лезной дороги. Эта ст.пная тиш.на (не) была мертвым бе.молвием – ноч(?)ная степь жила своей жизнью. Но в ней (не) было того (не)внятного, бе.конеч(?)ного гула, который в городе (не)прекращ.ется(н.) днем (н.) ночью. Общая тиш.на ночи только по.черкивала и оттеняли (не)многие звуки в степи. <…> Степь лежала тихая, окута(нн              .н)ая сумраком августовской ночи, и над степью сияло высокое темное небо, на котором мерцали звезды.

     Выполнить самопроверку по карточке с ключом.

  -Кто не допустил ни одной ошибки при заполнении пропусков?

  - В какие словах были допущены ошибки?

  - Какие вопросы по правописанию остались?

V Творческая работа

Я предлагаю вам следующее задание. Оно имеет важное значение, потому что вам скоро сдавать ЕГЭ, а там, как вы помните, есть задание С, которое вызывает большое затруднение. Следующее задание – еще один шаг к успешной сдаче экзамена.

Задание. Напишите сочинение-миниатюру, отталкиваясь от словосочетания «малая родина»

VI Исследовательская работа

-Завершающим заданием будет задание не менее интересное, чем предыдущее.

Я предлагаю определить авторство отрывков.

 1) Степь на многие версты оделась колышущимся серебром. Ветер упруго приминал его, наплывая, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к западу сизо-опаловые волны. Там, где пробегала текучая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился, и на седой его хребтине долго лежала чернеющая тропа. (Шолохов)

2)А за Доном, все дальше на юго-восток, - неоглядная, бездорожная, испещренная солонцовыми западинами степь. В степи горьковатый душок прогретой солнцем полыни, колыхание ковыля, темные накрапы жесткой верблюжьей колючки. (Закруткин)

        VII Подведение итогов урока.

   - Какую задачу мы ставили в начале урока?

   - Удалось ли ее выполнить?

   - Как литературный материал помог повторить сведения о сложноподчиненных предложениях?

  - Оцените себя сами. Свою готовность к ЕГЭ: «знаю, умею» - 1 балл, «сомневаюсь, не уверен»       - 0 баллов. Не огорчайтесь – вам будет над чем поработать.

    VIII. Выполнение тестового задания.

  -У  вас есть еще возможность проверить, насколько успешно вы повторили материал по  русскому языку. Отметка за тестовое задание будет вашей отметкой за сегодняшний урок.

  - Выполнить электронный тест ( на интерактивной доске)

      IX  Рефлексия

- Какими словами описали бы вы свое состояние после урока?

« Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли».

« Ах, как я устал от этой суеты…».

« Готовиться к ЕГЭ не так-то просто».











Использованная литература:



  1. В.Закруткин. О неувядаемом. Издательство «Современник»,1973 .

  1. В.Закруткин. Плавучая станица. Издательство «Современник» ,1973 .
  2. М.Шолохов. Тихий Дон. Издательство «Молодая гвардия», 1980.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка Тема: « Предложения неопределенно-личные. Р.К. Работа с текстами из произведений кубанских писателей»

Урок русского языка для учащихся 8 класса по теме  « Предложения неопределенно-личные. Р.К. Работа с текстами из произведений кубанских писателей»...

«Образ атамана М.И.Платова в произведениях УНТ, Донских писателей и сказе «Левша» Н.С.Лескова».

6-й класс. Урок литературы с использованием регионального компонента....

Урок русского языка.Деформированный текст по произведению донского писателя Ю. А. Жданова «Подсолнух»

Речь на уроке идет о растении- подсолничнике. Проводятся упражнения на дыхание, зрение, развитие артикулляционного аппарата. Используются стихи о подсолничнике. перед выполнением письменной работы про...

Научная работа: «Диалогические единства и соотносимые с ними структуры сложных предложений (на материале произведений И. А. Бунина и Ф.А Абрамова)».

Основная цель работы заключается в анализе и выявлении особенностей ДЕ, представленных в произведениях Бунина и Абрамова, и сопоставлении с ними структур сложных предложений....

Повторение обособленных членов предложения на материале произведений русских писателей.

Повторение темы: Обособленные члены предложения" на материале проиведений русских писателей....

Устный журнал «Красота души русского человека» (по произведениям донских поэтов и писателей о Великой Отечественной войне).

Цель: преумножение и сохранение нравственных, патриотических и культурных традиций, связи поколений и уважительного отношения к истории своей Родины, к истории Донского края.Задачи:пропаганда идей пат...

Казачество в произведениях донских писателей 11 класс

Программа адресована обучающимся 11 классам...