Казачество в произведениях донских писателей 11 класс
рабочая программа по краеведению (11 класс)

Сычева Наталья Викторовна

Программа адресована обучающимся 11 классам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kazachestvo_2020-11.doc151 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальная бюджетная общеобразовательная организация

Пухляковская средняя общеобразовательная школа

 имени Анатолия Вениаминовича Калинина

УТВЕРЖДАЮ:

директор

_______________(Д.В. Заберов)

Приказ № _____

от «___»            ________2020 г

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

                          Казачество в произведениях донских писателей_____________

(указать предмет, курс, модуль)

           Среднее общее образование     11 классы

Количество часов __34 часа           

Уровень ______элективный курс_____________

                                                                                                                                             

Учитель   Сычёва  Наталья Викторовна_________________________

    Программа элективного курса разработа на составлена  на основе

 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г. ст.48 п.1., основной образовательной программой среднего общего образования МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина, учебного плана (приказ МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина № 102 от 27.08.2019 г.),  сборника программ « Литература Дона и о Доне» под редакцией В.Я. Рыбниковой.- Ростов н/д: Изд-во РО ИПК и ПРО , 2007 г. учебного плана МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина на 2020-2021 учебный год

 

2020-2021 уч. год

РАССМОТРЕНА

на заседании

методического объединения

общественно-гуманитарного цикла

наименование методического объединения по приказу

Протокол № _1____

от «_28__»___августа__2020 г.

Председатель

методического объединения

________________(_______________)

СОГЛАСОВАНА:

заместитель директора

по учебной работе

_______________(А.В. Папина)

от «___»___________2020 г.

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Рабочая программа по элективному курсу

Адресность программы

Программа адресована обучающимся 11 классам МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина

Разработчик программы

 Сычева Н.В., учитель

УМК  

Сборника программ « Литература Дона и о Доне» под редакцией В.Я. Рыбниковой.- Ростов н/д: Изд-во РО ИПК и ПРО , 2007 г.

Место предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина на изучение элективного курса  определено час  в неделю (34 часа в год).

Внесенные изменения и их обоснование

1. Пояснительная записка.

 Рабочая программа элективного курса «Казачество в произведениях донских писателей» составлена  на основе:

--Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г. ст.48 п.1.;

-   Сборника программ « Литература Дона и о Доне» под редакцией В.Я. Рыбниковой.- Ростов н/д: Изд-во РО ИПК и ПРО , 2007 г.

-учебного плана МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина на 2015-2016 учебный год

    Цели  и задачи образования с учётом специфики элективного курса Казачество в произведениях донских писателей»

         Рабочая  программа  элективного курса Казачество в произведениях донских писателей» имеет художественно-эстетическое направление и рассчитана на учащихся 10-го класса общеобразовательной школы 

Цели занятий:

- способствовать развитию и становлению творческой личности обучающихся;

      - приобщить учеников к творчеству писателей Донского края, традициям малой Родины, ее людям;

    - раскрыть учащимися гуманистический пафос, духовно – нравственные ценности произведений А.П. Чехова, М.А. Шолохова, А.Калинина, В. Закруткина, Н. Туроверова, Б. Куликова, А. Сафронова  о мире и войне, толерантность многонациональных жителей Дона;

       - сформировать эмоциональное восприятие художественных текстов, образное и аналитическое мышление у учащихся, творческое воображение, читательскую культуру и понимание авторской позиции;

    -развитие читательской культуры, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений Дона и о Доне.

Реализация поставленных целей будет способствовать решение следующих задач:

- проследить историю жизни и творчества донских писателей;

- ввести обучающихся в мир художественных образов писателей и поэтов;

-раскрыть особенности творческой лаборатории А.П. Чехова, М.А. Шолохова,  В. Закруткина, А.Калинина;

-развивать образное мышление, устную речь;

- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции обучающихся.

  1. Общая характеристика элективного курса

На фоне компьютерных технологий и Интернета книги перестают быть потребностью современного подростка. Данная проблема является самой  актуальной в настоящее время. Кружок «Литературная гостиная» приобщает обучающихся  к чтению и воспроизведению художественной литературы, так как во всем мире чтение рассматривается как технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем.

Сегодня уже никто не спорит о необходимости глубокого освоения региональной культуры как части великого русского наследия. Донская земля была всегда  многонациональной. На Дону проживают народы 120 национальностей. Исторически сложилось и возрождается казачество,  которое определило особый, менталитет жителей Дона. Свобода, личная независимость, межнациональное согласие, любовь к земле, трудолюбие, ответственность за семью, судьбу Дона и всей России, чуткое понимание красоты родной природы – вот те черты, которые всегда отличали жителей нашего региона.

         Глубокое постижение творчества писателей Дона, осознание школьниками  нравственного и эстетического мира писателей, проникновение в необычную яркость изображенной жизни на Дону в разные эпохи определяют формы поведения занятий.

 Элективной  курс   «Казачество в произведениях донских писателей»

- призван способствовать обеспечению духовного, нравственного роста подрастающего поколения,

 - ориентирован на стимулирование творческой активности обучающихся 10  класса, реализации в различных видах литературной деятельности, активизации связей школы с родителями, учреждениями и организациями для решения целей воспитания и образования, осуществления поддержки одаренных учащихся, развития мотивации и самоопределения.

Формы занятий: беседы, практикумы, интернет, просмотр отрывков кино, спектаклей, ролевые игры, работа в группах, экскурсия в театр, дискуссии, открытый микрофон, проведение литературно-музыкальных композиций, мероприятий, викторины и др.

Принципы работы.

1. Принцип психологической комфортности.

Нормой общения становится внимательное выслушивание любой точки зрения участников, уважительное отношение к чужому мнению. Позиция учителя приближается к позиции собеседника, партнера. Каждый участник должен чувствовать себя нужным и значительным.  

2. Принцип опоры на художественный метод, стилистическую манеру писателя и поэта.

Этот принцип позволяет формировать целостное художественное восприятие, как всего литературного процесса, так и отдельного художественного произведения. Здесь значение имеет внимание к замыслу автора, к его концепции времени и человека, к воплощению этой концепции в системе образов и структуре произведения.

3. Принцип интеграции и диалога искусств.

Этот принцип позволяет развивать и углублять способность воспринимать искусство в художественной целостности и неповторимой значимости. Он помогает воспитанию нравственной и эстетической культуры подростка путем общения с различными областями искусства.

4. Принцип сохранения индивидуальности, обеспечивающий свободу творческого поиска.

Собственный творческий поиск учащихся — это результат личностного, эмоционально-ценностного восприятия художественного произведения. Он позволяет соотносить разные варианты восприятия литературного произведения, героя и произведения, открывать путь к самопознанию.

Выбор элективного курса  мотивирован тем, что он

- соответствует   социальному заказу родителей;

- построен с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

 - способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся, предоставляет им возможность проявить свои творческие способности.

Учащиеся смогут использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

- для создания связного текста на необходимую тему;

- для участия в диалоге или дискуссии;

- для самостоятельного знакомства с явлениями художественной литературы и культуры Дона и оценки их эстетической значимости;

- для определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

Деятельность элективного курса   реализуется через проекты:

 -творческие: самостоятельное написание сценариев для литературных праздников, вечеров; работа в творческих группах (сценарная, оформительская и т.д.);

-игровые: участие в театральных инсценировках, самостоятельное создание «своей» роли (литературного персонажа или выдуманного героя);

-информационные: сбор информации о писателе, его жизни и творчестве, её анализ и обобщение фактов.

  1. Место элективного курса  в учебном плане.         

Предмет    

Учебный план

Количество

Часов в год

Количество часов в неделю

Класс

Инвариантная часть

Вариативная часть

Казачество в произведениях донских писателей

0

1

34

1

11

IV.Календарно-тематическое планирование курса

п./п

Дата

Тема занятия, тема контрольных работ.

Кол-во

час

Основные виды

учебной деятельности

Требования к результатам

1.

4.09

Литературная палитра Дона. А.В. Калинин. Военная журналистика

1

Активное слушание, выступления обучающихся. Выразительно чтение,

Беседа  по вопросам, интерпретирование текста.

Развивать навыки монологического высказывания.

2.

11.09

А.В. Калинин сборник очерков «От военного корреспондента»

1

 Уметь охарактеризовать героев. Выполнить практическую работу,  работать с текстом, с иллюстрациями,  с понятиями - выразительные средства языка.

Знать очерки  А. Калинина  Уметь проникнуть в образный мир произведения.

3.

18.09

А.В. Калинин. Повесть «Эхо войны»

1

Охарактеризовать героев. Выполнить практическую работу,  работать с текстом, с иллюстрациями,  с понятиями - выразительные средства языка.

Развивать навыки монологического высказывания.

Уметь давать развёрнутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении вопросов касающихся литературы Дона

4.

25.09

А.В. Калинин. Повесть «Эхо войны»

Наталья Калинина рассказ «Приблудная»

1

Охарактеризовать героев. Выполнить практическую работу,  работать с текстом, с понятиями - выразительные средства языка.

Знать проблематику произведения, владеть различными видами чтения и пересказа

5,6

2.10

9.10

Певец донского края. Жизнь и творчество М.А. Шолохова. «Донские рассказы»

2

Просмотр и обсуждение видеофильма «М.А. Шолохов». Беседовать по вопросам,  используя различные виды чтения.

Знать биографию и творческий путь М.А. Шолохова.

Уметь проникнуть в образный мир произведения.

7.

16.09

Роман «Тихий Дон» Традиции казачества

1

Беседовать по вопросам,  используя различные виды чтения.

Знать содержание романа «Тихий Дон»; приемы анализа эпизодов текста.

8.

23.10

Тема истории донского казачества, его быта, традиций в творчестве М.А. Шолохова.

1

Охарактеризовать героев. Выполнить практическую работу,  работать с текстом, с иллюстрациями,  с понятиями - выразительные средства языка.

Знать содержание романа «Тихий Дон»; приемы анализа эпизодов текста.

Уметь: сопоставлять эпизоды романа; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному.

9.

6.11

Образ степи в произведениях донских писателей . А. Краснов «Степь»

Знать содержание .Развивать навыки монологического высказывания

10.

13.11

Тема подвига человека на войне в рассказе М. А. Шолохова «Наука ненависти».

1

Исследовательская работа с текстом рассказа «Наука ненависти, использовать  комментированное чтение, вести аналитическую беседу, пересказывать фрагменты.

Знать проблематику произведения, владеть различными видами чтения и пересказа

11.

20.11

Литературная палитра Дона и о Доне.

1

Активное слушание, выступления обучающихся с рассказом о традициях, обычаях жителей Дона с использованием высказывания видных людей России о культуре и литературе Дона..

Развивать навыки монологического высказывания.

Уметь давать развёрнутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении вопросов касающихся литературы Дона.

12.

27.11

Истоки духовной культуры Дона.

1

Конкурс эрудитов «Что ты знаешь о  культуре Дона?» Прослушивание казачьих песен, просмотр видеофильмов о Доне

Развивать навыки монологического высказывания.

Уметь давать развёрнутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении вопросов, касающихся литературы Дона.

13.

4.12

Богатство и разнообразие жанров, тематики и проблематики произведений

1

Аукцион-реклама - «Я хочу рассказать о…», «Мною прочитанная книга интересна и удивительна, потому что…». Выразительно читать,

беседовать по вопросам, интерпретировать.

Знать творчество А.Калинина, М.Шолохова, П.Лебеденко, А.Недогонова, Н. Скребова, А.Софронова.  Уметь определять и выражать свою собственную позицию

14

11.12

Русские поэты о Доне и донском крае

1

Выразительно читать,

беседовать по вопросам, интерпретировать.

Знать традиции  классической литературы, разнообразие жанров, проблематики, тематики их произведений.

15

18.12

Поэзия Дона. Тематика и проблематика лирических произведений донских поэтов.

1

Чтение учащимися стихотворений донских писателей. Прослушивание музыкальных произведений о Доне (Д. Долинского, Л.Лопухиной, С. Халаимова).

Совершенствовать навыки выразительного чтения, формировать у учащихся эстетический вкус и любовь к поэзии.

16

25.12

Написание сочинения «Мой край родной – земля донская»

Создавать собственный текст

Совершенствовать навык анализа лирического текста

17

15.01

«Звенела песня казака». Поэзия Николая Туроверова.

1

Выразительно читать стихотворения казачьего поэта. Определять темы и мотивы в лирическом стихотворении.

Провести исследовательскую работу с текстом лирического произведения. вести беседу.

Совершенствовать читательские способности учащихся через самостоятельную работу, развивать умение вести беседу, соблюдая правила этикета.

18-19

22.01

29.01

Образ родной страны в стихах Анатолия Софронова.

2

  Выразительно читать стихи: «Откуда Дон берёт начало»,«Табунщик», «Бочонок». Составить отзыв о стихотворении, дать его интерпретацию. Читать стихотворение наизусть. Организовать и осуществить учебные действия. Анализировать текст.

Знать основные мотивы стихотворений поэта,

уметь выразительно читать лирический текст, владеть анализом лирического произведения, находить ключевые слова и словосочетания из текста при ответе на вопрос.

20-21

5.02

12.02

«Хочу…не просто быть!» Поэзия Бориса Куликова.

2

Выразительно читать стихи:«Донские песни», «Донщина», «Старая шашка», «На старом подворье», анализировать.

Наблюдать. Беседовать.

Развивать умение анализировать лирическое произведение, высказывать свою точку зрения, давать оценку героям, их поступкам

22

19.02

Образ жизни и творчества писателей Дона Место творчества В.А. Закруткина в литературе Дона.

1

Составить устное высказывание,  творчески прочитать, отвечать  на вопросы. Участвовать в учебном диалоге. Совершенствовать навыки монологической речи.

Знать национальные традиции, формирующие проблематику и образный строй литературы Дона. Уметь характеризовать литературу Дона в контексте русской литературы. Знать о месте творчества  В.А.

23

26.02

Публицистика военных лет. «Кавказские записки»  В.А. Закруткина – документальная книга о войне

1

Комментированное чтение глав «Горькая дорога», «В горах главного хребта», «Терский рубеж», «Дорога славы». Анализ эпизодов.  Выявление проблематики книги, сзывающей главы в одно целое

Знать этапы биографии  В.А. Закруткина, разнообразие жанров,  художественные открытия  В.А. Закруткина.

Уметь определять тематику, проблематику, нравственно – эстетические ценности произведений.

24

5.03

В.А. Закруткин. Книга очерков «Лик земли». Стремление восславить трудовые свершения  современников.

1

Чтение текста, анализ понравившихся эпизодов. Определение темы и идеи, связывающих очерки и книгу. Работа с литературоведческими  понятиями: публицистика, очерк, репортаж, пейзаж. Написание сочинения «Люди нашего города, хутора».

Знать проблематику и основную мысль рассказа. Учить учащихся определить жизненную позицию героев произведения. Показать мастерство  В.А. Закруткина. как рассказчика, поэта в прозе.

25

12.03

Высокая поэзия труда, народные характеры в романе В.А. Закруткина «Плавучая станица».

1

Выступать в группах,  работать с  мини-презентациями. Читать по ролям. Вести беседу и наблюдение. Анализировать сцены. Устное словесное рисование. Художественный пересказ фрагмента.

Знать своеобразие сюжета, глубину психологического анализа, авторскую позицию. Определить черты притчи в повести.  Уметь сопоставлять героев  произведений  близкой тематики, выражать свою позицию по проблемам произведения.

26-27-28

19.032.04

9.04

А.В. Калинин.  «Цыган». Поиски нравственной красоты в современниках.

3

Читать по ролям, участвовать в литературной беседе, обогащать словарный запас.

Знать историю создания романа «Цыган», Уметь определить проблематику и тематику романа. Рассуждать, участвовать в литературной беседе.

29

16.04

А. Калинин. «Реквием» - гимн великому сыну Дона, писателю М.А. Шолохову.

1

Работать с текстом,  использовать комментированное чтение, беседа. Выполнить словарную работу. Учиться выразительно читать текст «Реквиема».

Совершенствовать навыки выразительного чтения, формировать у учащихся эстетический вкус и любовь к поэзии; совершенствовать навык анализа лирического текста

30

23.04

Особенности поэтического языка Виктора Петрова.

1

Интерпретировать  стихотворения. Дать устное словесное рисование. Работать с иллюстрациями. Анализировать лирический текст.

Развивать умения и навыки анализа лирического текста

31-32

30.04

7.05

Литературный журнал «ДОН»

2

Знакомство с журналом «Дон», с его основными рубриками

Развивать умения и навыки анализа текстов любого типа

33-34

14.05

21.05

Критическая литература Дона

2

Работать с текстом,  использовать комментированное чтение,  обогащать словарный запас.

Видеть лучшие образцы критических статей

V.Содержание программы

Вклад литературы Дона в общенациональную культуру. Особенности       Литературная палитра Дона и о Доне

Истоки духовной культуры Дона. Богатство и разнообразие жанров, тематики и проблематики произведений донских писателей. Устный журнал «Гордость и слава Дона»

           Певец донского края

Жизнь и творчество М.А. Шолохова. События и их герои. Война в её праве на страницах книг Шолохова. Тема подвига человека на войне в рассказе М. А. Шолохова «Наука ненависти». Судьба человека в трагических испытаниях истории. Изображение простого русского человека в романе М.А. Шолохова «Они сражались за Родину». Тема истории донского казачества, его быта, традиций в творчестве М.А. Шолохова. Творческий проект по творчеству М.А. Шолохова.

              Поэзия Дона

        Тематика и проблематика лирических произведений донских поэтов «Звенела песня казака». Поэзия Николая Туроверова. Образ родной страны в стихах Анатолия Сафронова. «Хочу…не просто быть!» Поэзия Бориса Куликова. Проба пера. Лирический дневник.

В.А. Закруткин

Место творчества В.А. Закруткина в литературе Дона. Книга очерков «Лик земли». Стремление восславить трудовые свершения  современников. Практическая работа. Художественное исполнение понравившихся эпизодов. Повесть «Матерь Человеческая» - произведение высокого гуманизма. Нравственные истоки подвига на войне. Роман «Плавучая станица» - голос автора в защиту народных богатств. Высокая поэзия труда, народные характеры в романе. В.А. Закруткин – художник «шолоховского притяжения». «Цвет лазоревый» книга о жизни и творчестве М.А. Шолохова. Инсценирование эпизодов. Творческий практикум. Литературно-музыкальная композиция «В.А. Закруткин- писатель, воин, сын земли донской».

                  А.В. Калинин (22ч)

           Жизнь и творчество А.В. Калинина. «Цыган». Поиски нравственной красоты в современниках. Художественное своеобразие романа А.В. Калинина «Цыган». Система образов. Подготовка к литературной гостиной по творчеству А.В. Калинина. Создание презентации. Практическая работа. Методика написания сценария мероприятия. Тема войны в произведениях А.В. Калинина. Тема героического подвига  и предательства в повести  А.В. Калинина. «Эхо войны». Психологизм и художественное своеобразие повести. «Гремите, колокола!» Проблема отцов и детей. Нравственные проблемы в романе. Поиски смысла жизни Натальей Луговой. Жизнеутверждающий пафос повести А.Калинина «Возврата нет». Галерея женских образов. Выразительное чтение фрагментов художественных произведений. Поэтическое творчество А.В. Калинина. «Реквием» - гимн великому сыну Дона, писателю М.А. Шолохову. Особенности поэтического языка. Новая Россия в конце XX в начале XXI века. Поэма «Послесловие к роману «Цыган». Творчество А.Калинина в фарватере шолоховских традиций. Инсценирование фрагментов  художественных произведений. Практическая работа. Литературно-музыкальная композиция «Анатолий Калинин –писатель Донского края».

VI. Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса .

Основная литература.

1. Литература Дона и о Доне. Сборник программ под редакцией В.Я. Рыбниковой. – Ростов на/ Д.: Издательство РО ИПК и ПРО, 2007г- 63 с.

2 Край родной: Хрестоматия для чтения учащихся 8-9 классов средней общеобразовательной школы ( на региональном материале). Составители: Небратенко В.Б., Яцык В.Д.- М.: «БАО –ПРЕСС»; Ростов-на – Дону: Издательство БАРО –ПРЕСС», 2007г. -368с.

3. Литература Дона: Хрестоматия для чтения в 8-9 классах. - Ростов-на – Дону, ЗАО «Книга», 2005.- 215с.

Дополнительная литература.

1. Большой толковый словарь донского казачества, -М.: Русские словари,АСТ,2003г.

2. Фразеологический словарь русского языка для школьников/авт. –сост. .М.А. Котова.- М.:РИПОЛ классик,  2005.

3. Проблемы изучения языка и стиля М.А. Шолохова/Рост гост.пед. ун-т Лингвист. Ин-т. –Ростов н/Д: Издательство РГПУ, 2008г.

4.А.Калинин. А на рассвете грянул гром: Поэмы. Ростов на/Д.: Приазовский край, 2008г.

5.М. Мирошниченко. Шолоховское притяжение: Заметки о современной донской литературе. Ростов на/Д.: Книжное издательство, 2004.

6. Виталий Закруткин в книгах и в жизни. Слово о писателе. Ростов на/Д., 2008.

7. Б. Куликов. Дом в станице. Ростов на/Д., 2003.

Образовательные электронные ресурсы 

1.Сайт "К 100-летию М. А. Шолохова". Донской государственной публичной библиотеки - http://www.sholohov.dspl.ru

2.24 мая 1905 года родился МИХАИЛ ШОЛОХОВ -http://www.ruscenter.ru/1611.html

3.К биографии М.А. Шолохова – http://www.cbs1vao.ru/sholgizn/001-biograf.htm

4.Михаил Александрович Шолохов - http://www.peoples.ru/art/literature/story/sholohov/history1.html

5.Государственный Музей-Заповедник М. А. Шолохова -   http://www.sholokhov.org/splash.html

6.ШОЛОХОВ, МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1905-1984) - http://www.mikhailsholohov.ru/lr-sa-aaa-134/

7.http://www.cbs1vao.ru/sholgizn/005-nobel.htm - Владимир ВАСИЛЬЕВ Шолохов и Нобелевская премия: история вопроса

8. Творчество А. Чехова. Автор/создатель: Гуманитарный Фонд «Чеховский центр» http://antonchekhov.ru/ 

9. Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. http://www.openclass.ru/node/267976

10. Творческая и жизненная позиция донского писателя А.В. Калинина. http://www.razdory-museum.ru/kalinin-credo.html

11. Жизнь и творчество В. Закруткина. http://zakrutkin.ru/

Библиотеки:

http://www.bibliogid.ru   или   http://www.bibliotekar.ru

Электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений. Статьи и книги по литературе, истории, мифологии, религии, искусству, прикладным наукам, художественные галереи и коллекции.

http://litera.edu.ru

Коллекция: русская и зарубежная литература для школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"

Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...

Сложные предложения и ... степь в произведениях донских писателей

Урок построен на материале из произведений донских писателей...

Брошюра "Писатель и время" (уроки внеклассного чтения по произведениям зарубежных писателей)

Брошюра "Писатель и время" (уроки внеклассного чтения по произведениям зарубежных писателей)...

«Образ атамана М.И.Платова в произведениях УНТ, Донских писателей и сказе «Левша» Н.С.Лескова».

6-й класс. Урок литературы с использованием регионального компонента....

Урок русского языка.Деформированный текст по произведению донского писателя Ю. А. Жданова «Подсолнух»

Речь на уроке идет о растении- подсолничнике. Проводятся упражнения на дыхание, зрение, развитие артикулляционного аппарата. Используются стихи о подсолничнике. перед выполнением письменной работы про...

Устный журнал «Красота души русского человека» (по произведениям донских поэтов и писателей о Великой Отечественной войне).

Цель: преумножение и сохранение нравственных, патриотических и культурных традиций, связи поколений и уважительного отношения к истории своей Родины, к истории Донского края.Задачи:пропаганда идей пат...

Урок по родной литературе в 9 классе Тема: Донские писатели 19 века. Д.Л. Мордовцев в контексте литературного процесса. Роман «Лжедмитрий»

Урок по родной литературе в 9 классеТема: Донские писатели 19 века. Д.Л. Мордовцев в контексте литературного процесса. Роман «Лжедмитрий»...