Урок русского языка Тема: « Предложения неопределенно-личные. Р.К. Работа с текстами из произведений кубанских писателей»
методическая разработка (русский язык, 8 класс) по теме

Мамай Татьяна Александровна

Урок русского языка для учащихся 8 класса по теме  « Предложения неопределенно-личные. Р.К. Работа с текстами из произведений кубанских писателей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_sayta_otkr_ur_3.12.11.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение

средняя  общеобразовательная   школа  №5   ст. Бриньковской

Приморско-Ахтарского  района    Краснодарского края

                 Урок русского языка  

                              Тема:                                                                      « Предложения неопределенно-личные.                          Р.К. Работа с текстами из произведений кубанских писателей»

                                                          Класс:  8-А

                                                                                  Учитель: Мамай Т.А.

                                                                                     

 

Урок русского языка в  8 «А»                                            

Тема: « Предложения неопределенно-личные.                                                         Р.К. Работа с текстами из произведений кубанских писателей»

Цель:  дать понятие о неопределенно-личных предложениях;

           отработать умение видеть их в тексте, употреблять в речи.

Ход урока.

  1. Лингвистическая разминка. Повторение. Тире между подлежащим  и сказуемым.

Таблица №20.(слайд).                 Учебник  стр.80

     В нашей повседневной речи, чтобы убедить в чем-то собеседника , мы обращаемся к помощи пословиц и поговорок. На Кубани меткое слово всегда ценилось. И пословицы, и поговорки, бытующие в нашем крае, отражают жизнь людей, учат жить, обогащают нашу мысль и душу.

Индивидуальные задания (ИКТ. Программа-тренажер «Фраза» )

     Записать кубанские пословицы, расставить знаки препинания и объяснить.

                         сущ.                            сущ.

Мудрое слово - делу основа.

Вора помиловать – доброго погубить.

  Человек без родины что соловей без песни.

  1.      Проверка усвоения изученного на предыдущем уроке (Учебник стр.106, таблица «Односоставные предложения»). Развитие синтаксического слуха. Учитель читает предложения, называя их номер. Учащиеся записывают только номер: справа – односоставных определенно-личных предложений, слева – двусоставных предложений.
  1. Люблю тебя, Петра творенье.
  2. С Швабриным я помирился в первые дни моего выздоровления.
  3. Сижу за решеткой в темнице сырой.
  4. Ложился на поля туман.
  5. Башкирцы разогнали народ, и мы были предоставлены Пугачеву.
  6. Кавказ подо мною. Один в вышине.

Стою над скалами у края стремнины

Все предложения взяты из произведений А.С.Пушкина

     Мы гордимся тем, что имя великого русского поэта А.С.Пушкина связано с Кубанью.( слайд №1 «Русские писатели на Кубани»)

     Поэт в 1820 году побывал на Кубани (слайд №2 «Памятник А.С.Пушкину в г. Краснодаре, стихотворение « Кавказ»)

Краткое сообщение о пребывании А.С.Пушкина на Кубани (1 ученик)

(слайд №3 «Картина И.К. Айвазовского «Пушкин на берегу Черного моря»»)

  1.  Изучение новой темы. Понятие о неопределенно-личных предложениях вводится при анализе предложений, записываемых на интерактивной доске учениками.
  1. Жители станицы Бриньковской готовятся  к  Дню Победы.

3 л. мн.ч.

     (двусоставное предложение) – В станице Бриньковской готовятся к

       Дню Победы .(односоставное предложение, неопределенно-

      личное) (фотослайд №1.Установка баннера к Дню Победы )

  1. На площади строители возвели задние нового храма.(двусоставное  

    3 л. мн.ч.

     предложение) - На площади возвели задние нового храма.

    (односоставное предложение, неопределенно-личное)

 ( фотослайд №2. Храм ст.Бриньковской)

    Изучение правила по учебнику стр. 108-109

    Закрепление темы по таблице «Односоставные предложения»

Вывод: В неопределенно-личных предложениях подлежащее можно восстановить, но оно будет неопределенным. Подлежащее оказывается не излишним, как в определенно-личных предложениях, а ненужным. Важно само действие, а не лицо, которое его производит.

  1.     Тренировочные упражнения.

  Попутешествуем по нашей станице, используя неопределенно-личные предложения (для всех учащихся.) Индивидуальные задания (карточки с текстом из произведения кубанского писателя В.Н.Логинова «Витюшкино детство» см. приложение)

 

 1. По фотографии № 1 на экране (памятник Г.Я. Бахчиванджи) составить неопределенно-личное предложение.

                                                            3 л. мн.ч

    Возле памятника Г.Я. Бахчиванджи посадили красивые тюльпаны.

 2. По фотографии № 2 на экране (здание школы) составить неопределенно-личное предложение.

   3 л. мн.ч

    Мозаичное панно на здании школы восстановили.

 3. По фотографии № 3 на экране (школьный стадион) составить неопределенно-личное предложение.

 3 л. мн.ч

    Возле школы построили спортивный стадион.

 4. По фотографии № 4 на экране (станичный музей) составить неопределенно-личное предложение.

3 л. мн.ч

   Здание нашего музея отремонтировали вовремя

  1.     Изучение примечания к правилу о ноепределенно-личных предложениях (самостоятельно) по учебнику стр.109

      Например:  

      Дни поздней осени бранят обыкновенно. (А.С.Пушкин)

 Итог урок: 1.На какие основные группы делятся односоставные  предложения?

2.Какие предложения называются неопределенно-личными?

3.Какие предложения могут иметь значение обобщенного лица?

       Оценки:

       Домашнее задание:  

                    Приложение.

Подчеркнуть грамматическую основу предложений,  указать, к какой группе относятся односоставные предложения.й1        

Мать покачала головой и сказала:

 - Унеси туда, где взял. Хорошие яблоки, но они чужие. А на чужое никто у нас никогда не зарился.

    Витюшка молча сунул яблоки в карманы штанов и вышел из дому.

В.Н.Логинов «Витюшкино детство»

______________________________________

Подчеркнуть грамматическую основу предложений,  указать, к какой группе относятся односоставные предложения.

   Вообразишь горы – и вот уже стоят перед тобой горы. Представишь море – и вот оно, плещется у ног море. Но откроешь глаза – и снова погожий сентябрь на дворе, оранжевые шапки рябин и караваны облаков над деревней… Далеки, недоступны теплые страны!

В.Н.Логинов «Витюшкино детство»

                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема: "Главные члены предложения. Подлежащее".

Урок русского языка для учащихся 5 классов. Повторение изученного в начальной школе, подача нового материала....

УРОК – ЗАЧЕТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ ПО ТЕМЕ: “ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ”

УРОК – ЗАЧЕТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ ПО ТЕМЕ: “ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ”...

Урок русского языка. Тема: "Обстоятельство как член предложения". 8 класс. Презентация к уроку

Презентация к уроку "Обстоятельство как член предложения". 8 класс...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе «Подготовка к ВПР. Работа с текстом».

Цели урока:Обучающая: совершенствовать навык работы с текстом; умение определять основную мысль и тип речи. отвечать на поставленный вопрос, определять лексическое значение слова, стилистическую окрас...

Технологическая карта урока русского языка Тема: Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

Тема: Сложные предложенияс различными видами связи. Знаки препинанияв сложных предложенияхс различными видами связиЦели: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений ...