Сложносочиненное предложение.
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Цхварадзе Татьяна Викторовна

В помощь учителям русского языка. В основе урока - использование информационно-коммуникационной технологии (компьютерной технологии) на уроке русского языка в 11 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon binarnyy_urok1.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Бинарный урок        

 Предмет :            русский язык, информатика

 Класс:                  11 класс 

Учитель:              Цхварадзе Т.В.

Тема:                     Сложносочинённые предложения (ССП)

Примечание:        В основе урока- использование информационно-коммуникационной

                               технологии(компьютерной технологии)на уроке русского языка в 11 кл.;

                               -уроки проводятся в мультимедийном кабинете (использование

                                мультимедийной доски, часть заданий выполняется на компьютерах;

                               -материал рассчитан на 2 академ. часа (2 урока)

                                             Тема урока

                           Сложносочинённые предложения

Цели: -усилить внутрипредметные и межпредметные связи в усвоении рассматриваемых

            дисциплин;

           -отрабатывать навыки работы на компьютере;

           -закрепление знаний орфограммы «НЕ с разными частями речи»;

           -обобщение знаний по теме: «Сложные предложения»;

           -отработка навыков пунктуации в сложных предложениях, части которого

             соединены союзной связью. (С использованием электрон. заданий);

           -готовиться к ЕГЭ;

           -выявить навыки по поиску и оценке информации.

                                            Ход урока

                         I. Проверка домашнего задания

1) Правописание НЕ с разными частями речи. Работа по карточкам (материал распечатан)    /Слитно или раздельно?/        

    (не)скрывая удивления; (не)доумевая; (не)мог встретить; затаить (не)нависть;

    (не)годовать от возмущения; (не)деревянный дом; (не)дёшево стоить;

    (не)дисциплинированный ученик; река (не)широкая, но холодная; долго (не)домогат;

    (не)далёкий, а близкий; (не)шестьдесят; (не)гласный закон; (не)дожжённый костёр;

    (не)довыполнить план; (не)достать до полки; проявить (не)доверчивость;писать(не)чем

    (не)за кем бежать; наесться (не) досыта; (не)задолго до встречи; настоящая (не)дотрога;

    никем (не)замаскированный; (не)запоминающееся лицо; (не)ряшливый вид; проявить

    (не)корректность; (не)навидящий; (не)вежество; чувствовать себя (не)ловко;

    (не)пришёл никто; (ни)рыба (ни)мясо.

2) Фронтальный опрос.

   - Какие предложения называются сложными?

   - Какие типы сложных предложений вы знаете?

   - На какие группы делятся союзные предложения (по характеру союзов)?

   - Какие предложения называются сложносочинёнными (ССП)?

   - Какие предложения называются сложноподчинёнными (СПП)?

   - Всё вышесказанное вами о сложном предложении можно представить в виде схемы.

     Задание: составить схему в тетради, используя ст. «Учебный словарь» (ЦОР «Сложные

                     Предложения», п.25 (стр. 2)

   - ЦОР «Сложные предложения» № 27 (в п.3), прокомментировать.*

      «Распределите сложные предложения в таблице»

                   ССП                       СПП                      СБИ

   - № 28 (в п.4)(«Определить вид СП (ССП, СПП, СБИ)», прокомментировать, в тетрадях

     составить схемы.**

                       

  II. Работа по теме урока.

1) Работа в тетрадях.

    - Запишите предложение (1 чел. у доски)

      Звёзды ещё сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть.

                                                                                                            (Б.Полевой).

  - подчеркните грамматические основы, определите вид сложного союзного предложения,

    составьте схему).

       (ССП, [- =], но [- =] )

  - давайте ещё раз повторим, какие предложения называются сложносочинёнными?

2) –записываем тему урока в тетрадях

                         Сложносочинённое предложение

                   1. Части равноправны по смыслу.

                   2. Соединены сочинительными союзами

 а) - давайте вспомним, на какие группы делятся ССП по характеру союза и значению.

  Самостоятельная работа – обращение к «Учебному словарю» (ЦОР п.144 (стр.8))

 б) – конспектирование статьи по образцу

         /Н-р: Виды союзов:

                  соединительный: и, да, да(и), а(и), тоже, также…/

 в) – Напоминаю, что части ССП могут выражать различные значения:        

         - Одновременность действий;

         - последовательность действий;

         - причинно-следственные связи;

         - противопоставление;

         - чередование событий.

     /запись на доске и в тетрадях/

     - Проверьте себя, насколько хорошо вы знаете эту тему:

        Работа с компьютером: электрон. задание № 168 в п.5 (стр.9) (самопроверка). * 

 г) – Объяснительный диктант (В ССП обозначить грамматические основы и объяснить

         постановку знаков препинания). Какими союзами связаны части ССП?

        Охарактеризовать смысловые отношения между частями ССП.

        -Пугачёв подал знак, и меня тотчас развязали и отпустили.

        -Ему стало жарко, и он распахнул полушубок.

        -Все мои друзья учились, я также поступил в колледж.

        -Буран стих, зато установился сильный мороз.

        -Пусть перебираются в деревню, или я переберусь отсюда.

     - С какими видами орфограмм в словах работали?

     - Найдите слова, соответствующие схеме:

        приставка+корень+суффикс+суффикс+окончание

     - В 5-м предложении укажите слова, в которых букв больше, чем звуков.

        Прокомментируйте свой выбор.

  д)  Между частями СПП перед соединительными, противительными, разделительными,

        присоединительными союзами ставится запятая. Но есть такие ССП, где запятая

        перед союзом И не ставится.

      - запись в тетрадях.

                     Запятая не ставится /на доске/

         Общ. вт.чл.   

1) Направо белела низменная песчаная коса и темнела груда дальних гор.

   [ -.-. = - и - =]

   (если простые предложения в составе сложного имеют общий второстепенный член).

                     

                                  Общ.придат.пред.    

2)( Пока он рассматривал всё убранство), отворилась боковая дверь и вошла та же

        самая ключница.

   ( - = ), [ = - и - =]       (есть общее придаточное предложение).

              Ввод.сл. 

  3) По словам лесника, реки обмелели и вся рыба вывелась

     [ + + + + , - = и - =]  

      (есть общее в.в. слово или др. вводная конструкция)

   4) Закрепление темы. (Работа на компьютере. Электрон. задан. №136, 137, 138 стр7).

*136    *137    *138 

                       III Обобщение и закрепление пройденного

а) Какую тему рассматривали на уроке? и т.п.

б) Работа на компьютере. Выполнение заданий п.271 (9 вопросов). *271

    -«Какой союз можно вставить на месте пропуска?» (стр.14)

    - п.203 (5 вопросов) стр11 «Знаки препинания в ССП»  *203

    - п.248, 249 (стр.13) «Отличие простых предложений с однородными членами иССП»

*248    *249

                       IV  Домашнее задание  

1. ЦОР «Сложные предложения», стр.13 п. 250,251

2. Подобрать примеры (из художеств. текстов) ССП с различными видами сочинительных

    союзов.

3.*Сборник заданий: п. 589, 590, 620-624.

4. Подготовить сообщение на тему «Сложноподчинённое предложение».  

                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Урок русского языка в 11 классе по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении". На уроке обобщаются знания, полученные в 9 классе, углубляются знания о знаках препинани...

Подготовка к ЕГЭ. Тест по теме "Пунктуация в сложносочиненных предложениях и предложениях с однородными членами"

Материал предназначен для учащихся и учителей при подготовке к ЕГЭ с довольно сложным материалом. Алгоритм и практический материал, который для удобства копируется в презентации и в документе, поможет...

Урок русского языка в 11 классе по теме "Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении."

Урок русского языка в 11 классе по теме "Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении."...

Урок русского языка по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Конспект урока составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся, требованиями методики проведения занятий....

Тесты по теме "Пунктуация в сложносочиненном предложении и простом предложении с однородными членами"

Тесты предназначены для использования на уроках русского языка в 9 классе и при подготовке обучающихся 11 классов к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ....

Подготовка к ГИА (КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ», «СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»)

Тестовое задание позволяет проверить знания данных тем с точки зрения готовности к ГИА по русскому языку.Тестовое контрольное задание имеет следующую структуру:-   10 заданий 1 уровня (...