Частицы
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

 

          Данный урок проводится в 7-м классе во IV четверти при изучении темы "Частицы». Урок построен на сочетании традиционных форм и компьютерных технологий, что позволяет активизировать познавательную активность учащихся и добиться прочного и осознанного усвоения учебного материала. В уроке используются  пословицы и поговорки фольклорный материал),   инсценирование сказки заранее подготовленной творческой группой учащихся,  в качестве примеров для анализа – тексты Пу
шкина и Крылова
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chasticy.doc70.5 КБ
Office presentation icon chasticy.ppt1.73 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка с компьютерной поддержкой в 7-м классе по теме: "Смысловые группы частиц»

Цели урока:

  1. Обучающие (познавательные). 
  1. Познакомить со смысловым (модальным) значением частиц,  их употреблением в разных стилях речи.
  2. Совершенствовать умения и навыки
  1. обнаруживать частицы, отличать их от других  служебных частей речи,  правильно их писать;
  2. определять вид частиц, различать формообразующие и смысловые группы частиц;
  3. правильно и уместно использовать частицы в речи, исходя из их стилистической окраски.
  1. Развивающие. 
  1. Развивать
  1. навык грамотной устной и письменной связной речи;
  2. аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств;
  3. общую культуру, кругозор учащихся.
  1. Воспитательные. 
  1. На основе  пословиц, поговорок, произведений Пушкина и  Крылова прививать читательский интерес к литературе и фольклору.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Нацелить обучающихся на работу.

Здравствуйте!                                                                                                                           Я рада видеть вас, друзья!                                                                                                    И пусть зима ещё прохладой в окна дышит,                                                                     Нам здесь уютно,                                                                                                                Ведь наш класс друг друга любит, чувствует и слышит.

- Эпиграфом к уроку я взяла восточную мудрость.                                                                  -  Как вы понимаете  эти слова?

        Расскажи мне, и я забуду.
        Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки, и я научусь.
                                                                        Восточная мудрость

В очередной раз урок  русского языка проводим здесь, в компьютерном классе.   Сегодня я постараюсь вовлечь вас в учебный процесс,  чтобы вы смогли получить  с удовольствием новые знания.

II. Рефлексия.                                                                                                                       - Обратите внимание на 1-й слайд. Выберите мимический рисунок, передающий ваше настроение. В конце урока посмотрим, изменилось ли ваше настроение.  

СЛАЙД 2. - Я знаю, что вы уже взрослые, но, несмотря на это, одним из любимых персонажей мультфильмов по-прежнему остаются Вини Пух и его друзья. Сегодня на уроке мы побываем в необычной школе, на необычном уроке русского языка, который ведёт мудрая тётушка Сова.

        СЛАЙД 3. - Все знают, что перед школой необходимо плотно позавтракать. Уж если кто из вас об этом забывает,  то Вини помнит об этом всегда. Интересно побывать в гостях у Винни? Заглянем в гости  к медвежонку  на кухню, посмотрим, что предлагает он на завтрак другу.

                                        II. Повторение правописания Н и НН в прилагательных, отглагольных прилагательных и причастиях

СЛАЙДЫ  4-6.

III. Подготовка к новому материалу.

Случается, засидевшись  столом с Пятачком,  медвежонок опаздывает в лесную школу.  Это утро не стало исключением. «Успеть бы к началу урока,- подумал он, пускаясь бегом на урок

СЛАЙД7.  Винни подоспел как раз в том момент, когда Заяц записывал тему урока: «Частицы».

-Что называется частицей? – сразу же спросила Сова опоздавшего горе-ученика? (Посмотрим, правильно ли он ответил? )

СЛАЙД 8.

-А для чего служат формообразующие частицы?- опять задаёт вопрос Сова

Слайд 9. Сова попросила Винни-Пуха найти  частицы в этой куче. Помоги ему в этом.

Слайд 10. Новый материал.

IV. Сообщаю тему, цель урока.. Знакомство с материалом параграфа учебника.

1.Работа в группах.

I группа знакомит нас с вопросительными, восклицательными, указательными частицами;

II группа – с усилительными, отрицательными, уточняющими;

III группа – выражающими сомнение,  выделительно-ограничительные.

Слайд 11

V. Закрепление.

Записать под диктовку предложения.  Найти частицы, определить функцию и оттенки их значения. Проверить («по цепочке»)

Слайд 12.

1.Лисе её же шкура приносит несчастье.  (Пословица)

2. Что за прелесть эти сказки! (А.С. Пушкин)

3.Без топора не плотник, без иглы не (отриц.) портной.                               (Поговорка)

4.  Стрекоза уж  не (отриц.) поет!     (И.Крылов)

5. Я ль  на свете всех милее, всех румяней и белее?    (А.С. Пушкин)

 - Посмотрите ещё раз на записанные предложения. Попробуем определить, какие частицы и в каких стилях речи  могут использоваться.

Слайд 13. Рассматриваем таблицу.

VI. ТЕСТИРОВАНИЕ (выполнено на компьютерах, использована оболочка теста)

1.Укажи оттенки значений частиц.

1)Да здравствуют музы! Да здравствует разум!

2)Уж сколько раз твердили миру, что лесть  гнусна, вредна.

3)Стрекоза уж не поёт…

2. Найди «лишнее» слово

1) Не,  пусть, зато, вот

2) Именно, ни, из, ведь

3) Под, уж,  вряд ли, разве

VII.Дом. задание.

     С использованием восклицательных частиц что за, как, указательных вот, вот и, вопросительных разве, неужели, ли напиши хвалебное слово Русскому Языку.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

ПАНИГИРИК – (греч.): 1) у древних греков и римлян – патриотическая речь, в которой восхвалялись подвиги предков, доблесть народа и т.д. позднее – хвалебное слово оратора в честь кого – либо;

2) восторженная и неумеренная похвала.

                                               Словарь иностранных слов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Определи своё состояние, выбрав соответствующий рисунок

Слайд 2

Винни-Пух в стране Орфографии

Слайд 4

Выбери правильный ответ! Б. деревянный стол Б.земляной пол А.землянной пол А.серебрянная ложка Б.серебряная ложка А.деревяный стол

Слайд 5

Выбери правильный ответ! Б.топлёное молоко А. топлённое молоко А.испечённый торт Б.испечёный торт Б. овсяная каша А. овсянная каша Б. лимонный сок А.лимоный сок

Слайд 6

Частица Служебная часть речи, которая служит для образования форм слова и вносит в предложение различные оттенки значения

Слайд 7

ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ служат б, бы пусть пускай да давайте 2. Степеней сравнения прилагательных и наречия более, менее, самый 1. для образования форм условного и повелительного наклонения наклонения:

Слайд 8

ну если Сова попросила Винни-Пуха найти частицы в этой куче. Помоги ему в этом. ну с или же тоже Как будто бы правильно неужели ни Ошибки

Слайд 9

Частицы ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ СМЫСЛОВЫЕ

Слайд 10

смысловые вопросительные: неужели, разве, ли (ль) восклицательные : что за, как; указательные: вот(а вот), вон (а вон); усилительные: даже, даже и, ни, же, ведь, уж, всё–таки, то; отрицательные: не, ни, вовсе не, отнюдь не; уточняющие: именно, как раз; выражающие сомнение: вряд ли, едва ли; выделительно-ограничительные: только, лишь, почти исключительно

Слайд 11

1. Лисе её же (усилит.) шкура приносит несчастье. (Пословица) 4. Стрекоза уж ( усилит.) не поёт… (И.Крылов) 3. Без топора не (триц.) плотник, без иглы не портной. (Поговорка) 5. Я ль (вопросит.) на свете всех милее, всех румяней и белее? (А.С.Пушкин ) 2 . Что за (восклиц.) прелесть эти сказки! (А.С.Пушкин)

Слайд 12

Использование частиц в различных стилях речи Разговорный стиль Ли, ль, да, ну, вот, разве, авось, же, чай и т.п. Публицистический стиль Да, что за, вот, как, пусть, ли и т.п. Художественный стиль Используются все частицы

Слайд 13

Вот и закончилось наше путешествие, надеюсь, вам было весело с Винни-Пухом. Но на этом мы не прощаемся, ждите новых приключений!

Слайд 14

Определи своё состояние, выбрав соответствующий рисунок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок 7 класс Частицы. Разряды частиц

Урок для учащихся 7 класса  разработан с использованием модульной технологии. Модуль позволяет ученику, включенному в общую деятельность, последовательно, по частям производить осознанные в...

Урок русского языка по теме "Правописание частиц. Частица НИ"

Урок по русскому языку в 7 классе по теме "Правописание частиц" (учебное пособие Разумовской)....

Урок русского языка в 7 классе "Отрицательные частицы. Различение на письме частиц НЕ и НИ"

Тема урока: Отрицательные частицы. Различение на письме частиц НЕ и НИЦель: сформулировать правило разграничения на письме частиц НЕ и НИ и составить алгоритм рассуждения для решения данной орфографич...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Функциональные омонимы: тоже (союз) – то же (местоимение с частицей); также (союз) – так же (местоимение с частицей); чтобы (союз) – что бы (местоимение с частицей) и др.»

Урок русского языка в 7 классе по программе В.В.Бабайцевой (В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская «Сборник заданий. 6-7 класс» к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы») посвящен одной из тру...

Повторение изученного по частицам (Всякая всячина о частицах)

Конспект урока в форме устного журнала. Разные страницы по теме урока, сказки, стихи о частицах, тесты, работа с текстами, викторина - всё это есть в конспекте урока....

конспект урока по теме "Разряды частиц.Формообразующие частицы"в 7 классе

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ "рАЗРЯДЫ ЧАСТИЦ.ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ ЧАСТИЦЫ!"УРОК ПРОВЕЛА СЕГОДНЯ!РЕБЯТАМ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛСЯ.  РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНО И ПРЕЗЕНТАЦИЯ...