Урок-исследование "Предложения с обращениями"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Андрианова Людмила Валентиновна

Предстваленный конспект урока позволяет совместить изучение нового материала и использование здоровьесберегающих технологий на уроке русского языка в 8 классе по программе В.В.Бабайцевой и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc71 КБ

Предварительный просмотр:


Урок-исследование «Предложения с обращениями»

Цели: углубить понятие об обращении, полученное в 5-м классе; развивать умение видеть обращения в текстах, правильно выделять их, чувствовать стилистические особенности обращений в художественной литературе и интонационные нюансы обращений в разговорной речи; показать способы использования обращений в различных стилях речи; учить детей гордиться родным языком, уважительно и бережно относиться к нему.

Ход урока

1.Оргмомент. Здравствуйте, ученики 8А класса и уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас на уроке, посвященном изучению обращения, которое рассматривается в учебнике как элемент, не входящий в структуру предложения, не являющийся его членом и остающийся внутренне чуждым «приютившей» его синтаксической конструкции.

Сегодня на уроке мы повторим уже знакомые нам сведения об обращении, научимся правильно выделять их в предложении и покажем способы использования обращений в различных стилях речи.

2. Упражнение-активатор «Комплимент». А чтобы начать наш урок на позитивной ноте, предлагаю выполнить упражнение «Комплимент»- сделайте комплимент своему соседу, употребляя при этом обращение по имени.

На уроке мы будем использовать рабочие карты, после выполнения каждого задания вы сможете оценить себя, при успешной работе получить дополнительные баллы и поставить себе отметку за урок (запись темы урока в тетрадь). Слайд 2

3.  Проверка домашнего задания: РК 1 взаимопроверка (блиц-опрос) по самостоятельно прочитанному дома материалу, касающемуся обращений (на данном этапе урока предполагается проверить осмысленность подготовки учащихся к теме урока). Обращаем внимание на теоретическую подсказку, выполненную вами дома самостоятельно.

 Основные вопросы:

  1. Что такое обращение?
  2. Чем выражаются обращения?
  3.  Какова основная интонация обращений?
  4. Какова синтаксическая функция обращений?
  5. Какие знаки препинания ставятся при обращении? Слайд 3

(Необходимо, чтобы учащиеся отметили следующие моменты: нюансы интонирования обращений, особенности падежа, в котором употреблено обращение, способы выражения обращений.

Укажите неверные утверждения.

      1. Обращение – это слова или сочетания слов, называющие того, к кому обращаются с речью.

      2. Обращение произносится с особой, звательной интонацией.

      3. В предложении обращения могут быть главными членами предложения.

      4. Обращение имеет форму именительного падежа.

      5. Обращения могут быть распространенными и нераспространенными.

      6. Обращения могут быть только одушевленными именами существительными.

      7. Обращение может находиться в любой части предложения.

      8. Обращение выделяется запятыми или восклицательным знаком. Слайд 4

 Ребята, цветотерапия играет большую роль в повышении работоспособности человека.

N.B.0 Цветотерапия.  Желтый цвет тонизирует, бодрит и стимулирует деятельность мозга. Установите на столе предметы желтых тонов или повесьте на стену картину той же цветовой гаммы. Периодически отвлекайтесь от работы и созерцайте их. Во избежание перевозбуждения желтым цветом оттеняйте его зеленым. Слайд 5

4. Углубленная работа над новым материалом:

1) Нюансы интонирования обращений (обращается внимание на то, что интонация обращений не только звательная. Обращения, используемые нами, могут быть окрашены различными чувствами и выражать отношение к собеседнику.)

Задание. РК2 Прослушайте предложения, найдите обращения, определите, какими чувствами окрашены.

Василий Федорович, вы употребляете в пищу сырые овощи?

Света! Почему ты громко слушаешь музыку?

Я с удовольствием расскажу вам, ребята, о пользе  правильного питания.

Друзья! Ирина Березина заняла первое место в областном конкурсе «Рифмы о здоровье».

Не курите, девочки!

Кумушка, мне странно это? Да работала ль ты лето?

Помолись, Наташенька, помолись, чтобы Бог тебе здоровья дал.

Приятель мой, здорово! Слайд 6

Словами какой части речи выражено обращение? В каком падеже?

2) Особенности падежа, в котором употреблено обращение (необходимо сказать о том, что обращение может стоять не только в именительном падеже, иногда — что возможно только в разговорной речи — обращение может употребляться в другой падежной форме, когда обращаются к человеку не по имени или какому-либо социальному названию, а описательно, подмечая в нем яркую, отличительную деталь: Эй, в гимнастерке, подойди сюда! Там, в шляпе, вы оплатили проезд?).

Задание исследовательского характера

Предположите, в каком падеже употреблено обращение в примере:

Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?».

Справка: существительное старче употреблено в звательном падеже, который в современном языке отсутствует.

3) Способы выражения обращений (желательно перечислять способы выражения обращений таким образом, чтобы просматривалась определенная система). Слова, словосочетания, предложения.

 1) Цветите, юные! И здоровейте телом! (С.Есенин)
2) – Здорово, шестая! – послышался густой, спокойный голос полковника.
(А.Куприн)
3) Уже перед утром стихли шумы погрузки, и негромкий голос сказал: – Уезжающие, садись.
(В.Кетлинская)
4) Разве ты не хочешь, персиянка, увидать далекий синий край?
(С.Есенин)
5) Дорогие, что со мною сталось?
(А.Прокофьев)
6) Эй, стонущий, работай и не плачь, для мнительных работа – лучший врач.
(Пословица)
7) Спящий в гробе, мирно спи, жизнью пользуйся, живущий. (В.Жуковский) С
лайд 7

Задание по группам. РК3.Придумайте примеры предложений, касающихся соблюдения режима дня и правил безопасности, употребляя обращения так, чтобы их в качестве  выступали имя, отчество, фамилия; наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям; неодушевленные предметы. Сделайте вывод, какие слова могут выступать в качестве адресата речи. Слайд 8

Работа со словами АДРЕСАТ, АДРЕСАНТ. Слайд 9.

Знаете ли вы, мои дорогие ученики, что гимнастика для глаз способствует снятию напряжения и расслабляет глаза.

N.B.1. «Гимнастика для глаз» по материалам офтальмолога В. Ф. Базарного  Упражнение 1. Сделайте 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево, затем слева-направо.Упражнение 2. 15 колебательных движений глазами по вертикали — вверх-вниз и вниз-вверх.Упражнение 3. Тоже 15, но круговых вращательных движений глазами слева-направо.Упражнение 4. То же самое, но справа-налево.Упражнение 5. Сделайте по 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую стороны, как бы вычерчивая глазами уложенную набок цифру 8.(см. схему слайда 10)

Задание.РК4. Запишите предложения, определите, в каких предложениях есть обращения и какими членами предложения являются выделенные слова в остальных примерах.

  1. Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.
  2. Сыплет черемуха снегом, зелень в цвету и росе.
  3. Спой мне, иволга, песню пустынную, песню жизни моей.
  4. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
  5. Пока лета не отогнали невинной радости твоей,
    Спи, милый! Горькие печали не тронут детства тихих дней.
  6. Простите мне, я так люблю Татьяну милую мою.
  7. Прощай, письмо любви! Прощай: она велела...
  8. Татьяна то вздохнет, то охнет;
    Письмо дрожит в ее руке.
  9. Ах ты, старый конюх, неразумный,
    Разгадаешь ли, старый, загадку?
  10. Прекрасной дочерью своей гордится старый Кочубей.
  11. Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч...
  12. Свищет ветер, серебряный ветер,
    В шелковом шелесте снежного шума.

Итак, мы выявили следующие признаки обращений:

  1. оно называет лицо, к которому обращаются с речью;
  2. адресатами речи могут выступать фамилия, имя, отчество лица; наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям; кличка животного; неодушевленные предметы;
  3. обращение произносится чаще всего со звательной интонацией, но может быть восклицательная интонация, интонация вводности, а также интонация, помогающая передать различные чувства и настроения говорящего;
  4. обращение не является членом предложения;
  5. чаще всего обращение употребляется в форме именительного падежа, однако могут встречаться и другие формы.

N.B.2.Ребята, знаете ли вы, что ароматы цитрусовых (апельсин, лимон, мандарин, грейпфрут), геспериды, а также древесные ароматы (сосна, пихта, эвкалипт) усиливают кровообращение мозга, поэтому ароматизируйте свое рабочее место. Лучшим решением будет аромалампа, запахи натуральных эфирных масел.

3. Выявление роли обращений в художественном тексте

Обращения важны для нас не только потому, что нам необходимо запомнить вышеперечисленные признаки, но и потому, что они играют большую роль в тексте, помогают создать образ того или иного литературного героя.

Задание. РК5.Вам необходимо  выбрать обращения из  предложений. Слушаем и записываем все обращения, которые услышим.

- Спички ты, внучок, не трожь!

Как-то бабушка сказала.

- А не то весь дом сожжешь!

Но пока она вязала,

Домовенок тут как тут:

Спички взял и газ включил –

Видел он, как спички жгут,

Но огонь как подскочил!!!

Почему-то получилось

Все совсем не как у взрослых!

Все вокруг воспламенилось,

Начался пожар серьезный!

Побежал огонь по полкам,

Воет, рвется он к окну,

Занавески злобным волком

Он в один момент слизнул!

Домовенок испугался:

- Ой, бабуля, мы горим!

Но на помощь тут примчался

Весь отряд пожарный к ним!

Командир сказал:

- А ну-ка, Вы чего тут натворили?

Смотрит бабушка на внука:

- Ведь тебе же говорили,

Спички в руки не бери

И с огнем ты не играй,

А иначе все сгорит

И поедем жить в сарай!

N.B.3.Физминутка Вы, ребята, все устали.

                                   Много думали, писали.

                                   Отдохнуть уже пора!

                                   Физминутке пришла пора!»

Задание. Составьте предложения в соответствии с предложенными схемами, используя обращения. Слайд 16. Слайд 17.

N.B.3. «Массаж активных точек». Дорогие ученики, чтобы  включить защитные силы, активизировать иммунную систему, можно помассировать точки, расположенные на лице, это поможет вашему организму, Сначала легко проведите по лицу ладонями, словно вы умываетесь. Затем переходите к точкам. 

Наиболее популярные в акупрессуре точки на лице, это: точка (1), расположенная чуть выше переносицы (в районе “третьего глаза”), симметричные точки (2) у начала бровей, еще одна пара симметричных точек (3) находится около крыльев носа, и последняя точка (4) – на подбородке, под нижней губой. Слайд 18

N.B.4.Восьмиклассники, в качестве источника быстрых углеводов приемлемо небольшое количество горького шоколада, которым я угощу вас на уроке литературы..

4. Жизнь обращений сегодня.

Обращения широко используются в художественном тексте, помогают создать образ героя, увидеть уровень его развития; используются с целью создания комического эффекта, вводят в обстановку повествования, создают исторический фон, помогают увидеть социальное неравенство людей, их классовую принадлежность, их место на общественной «лестнице», а также их отношение друг к другу. Слайд 19.

А мы с вами поработаем с публицистическим стилем, со статьями газеты «Северный рабочий» и определим функцию обращений.

Задание. РК 6. Найдите обращения в тексте статей газеты «Северный рабочий», укажите местоположение обращений и их функцию в тексте. Слайд 20.

Итак, подведем итог урока.  Подсчитайте полученные баллы, сдайте рабочие карты.

Закончите фразы. Слайд  21.

Обращение называет того, к кому ________________;

Обращение обычно бывает выражено ____________________________;

Обращение произносится с особой (_________________)__________________  ;

Обращение обычно выражено той же формой имени существительного, что и ___________, поэтому при разборе предложения его нередко __________.

Чтобы не ошибиться, нужно помнить, что обращение не входит в _________________________ , не является ________________________________ (к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого) и произносится с_______________________________ .

N.B.5.Дорогие дети, используйте приглушенную музыку, повышающую работоспособности. Польза музыки очевидна. С песней когда-то работали в поле, на заводе, а сейчас - в офисе или дома (особенно способствует повышению работоспособности музыка Моцарта – доказано учеными).

Моцарт «Музыка ангелов» (прослушайте фрагмент, подумайте, какие слова надет для вас самый близкий человек, что он пожелает вам, каких ошибок заставит избежать, что посоветует). Слайд 21.

  1. Домашнее задание:

Напишите дома сочинение от лица своей матери  в жанре письма с использованием обращений  «Напутствие». Каждый получает  вопрос исследовательского характера:

1. Что представляют собой обращения типа: Галь! Вань! Кать! Шурк! Людк! Оль, а Оль! Мам, а мам!
2. Как менялась сфера употребления обращения товарищ в течение XX века?
3. В чем разница между обращениями типа: браток, брат, братишка, братец?
4. Есть ли возрастные ограничения для использования в качестве обращения слова старик?
5. По отношению к кому и когда мы используем обращения мать, отец, мамаша, дочка и т.д.?
6. Какой интонацией могут быть окрашены обращения типа: дорогой, милый?
7. Какие возможные варианты ласкательных, ласковых обращений можно образовать от имен близких и дорогих вам людей?
8. Национальной формой именования взрослого человека и обращения к нему являются русское имя и отчество. А как мы обратимся к англичанину, американцу, жителям кавказских республик?
9. Понаблюдайте, как обращаются учителя, работающие в вашем классе, к ученикам. Сделайте вывод: когда учителя обращаются к вам по имени, а в каких случаях – по фамилии?
Слайд 22.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе по теме "ПОНЯТИЕ ОБ ОБРАЩЕНИИ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ»

На уроке проводится закрепление умения проводить пунктуационный анализ предложений с обращениями, отрабатывается умение использовать этикетные формы обращения в собственной речи,...

Обращение. Знаки препинания при обращении

Краснодарский крайУсть-Лабинский районг. Усть-Лабинскмуниципальное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 6ул.Энгельса,71      ОТКРЫТЫЙ...

Жестокое обращение с детьми. Привлечение лиц, допустивших жестокое обращение с детьми.

К сожалению, жестокое обращение с детьми имеет место быть в нашем обществе, и, как не прискорбно мне сейчас об этом говорить, данное явление мы наблюдаем и  в  семьях некоторых наших у...

урок в 5 классе Обращение. Знаки препинания при обращении.

Урок по теме "Обращение. знаки препинания при обращении" в 5 классе по программе Львова. На уроке использовалась презентация. Урок прошёл на высоком уровне. Учащимся урок очень понравился....

ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ.

Урок по теме: "Обращение и знаки препинания при обращении".материал учит детей находить предложения с обращениями, использовать обращение как средство оценки того, кто говорит и того, к кому обращаютс...

Обращение. Знаки препинания при обращении. Обращения в лирике ненецких писателей.

Урок русского  языка в 5 классе по программе М.М. Разумовской Тема урока: Обращение. Знаки препинания при обращении.Обращения в лирике ненецких писателей.Презентация к уроку....