Интегрированные уроки как средство формирования метапредментных навыков учащихся
методическая разработка по русскому языку по теме

Герасимова Светлана Васильевна

 

Сейчас в стандарты общего образования вводится метапредметный подход. Что такое метапредметный подход - мало кто знает, а я считаю, что именно этот вопрос стал чрезвычайно актуален, поэтому хочу рассказать, в чем именно состоит суть метапредметного подхода, как сценировать и проводить учебное занятие с использованием принципов метапредметного подхода. Кстати, уже второй год участники Всероссийского конкурса «Учитель года России» активно осваивают этот подход, так как введена специальная номинация «Учебное метапредметное занятие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integr_ur_kak_sred_form_metapredm_navyk_uch_chernovik.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Герасимова   Светлана Васильевна

Алданский район, город Томмот

МБОУ - СОШ № 23

Учитель русского языка и литературы

Квалификационная  категория: первая (2007 год)

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………..

3 стр.

Основная часть…………………………………………………………………………

4 стр.

Практические результаты……………………………………………………………..

12 стр.

Заключение …………………………………………………………………………….

15 стр.

Выводы………………………………………………………………………………….

19 стр.

Использованная литература…………………………………………………………...

20 стр.

Приложения…………………………………………………………………………….

21 стр.

Интегрированные уроки как средство формирования метапредментных навыков учащихся.

Сейчас в стандарты общего образования вводится метапредметный подход. Что такое метапредметный подход - мало кто знает, а я считаю, что именно этот вопрос стал чрезвычайно актуален, поэтому хочу рассказать, в чем именно состоит суть метапредметного подхода, как сценировать и проводить учебное занятие с использованием принципов метапредметного подхода. Кстати, уже второй год участники Всероссийского конкурса «Учитель года России» активно осваивают этот подход, так как введена специальная номинация «Учебное метапредметное занятие».

Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Отпуская ученика в другой кабинет на другой урок, мы, как правило, имеем слабое представление о том, как там дальше будет проходить его развитие, развитие мышления, способности воображения или развитие способности самоопределения. Мы имеем очень слабое представление о том, как учащийся будет связывать для себя систему понятий «нашего» учебного предмета с системой понятий другого или как он будет работать с моделями - так же, как на нашем предмете, или как-то по-другому? А как мы, кстати, делаем это сами? Если честно, то очень часто никак. Если ученик нас спросит, как связывать один учебный предмет с другим, он, к сожалению, не получит от нас ясного ответа.

Углубляясь в свой предмет, мы сами порой очень плохо ориентируемся в другом  предмете. Мы считаем, что главное - хорошо знать свою область предметного знания и поменьше «тыкаться» в чужую. Особенно глубокая пропасть пролегает между гуманитариями и представителями естественнонаучных дисциплин. Но и учителя, казалось бы, не столь далеких друг от друга предметов, например, химии и физики, истории и литературы, математики и физики, очень часто не понимают, какие конкретно способы работы со знаниями они передают учащимся; как эти способы связаны друг с другом и на развитие каких именно способностей они направлены. Ответ на эти вопросы требует как раз скоординированной метапредметной работы и введения метапредметной составляющей в программы традиционных учебных предметов.

Введение метапредметного подхода в образовании - попытка осторожно, постепенно, без всяких резких революционных реформ развернуть образование навстречу новым потребностям и новым вызовам.

В конце XX - начале XXI веков в отечественном образовании начали интенсивно развиваться разные направления интегративной работы, возникло много разных типов интеграции. Педагоги-теоретики и педагоги-практики стали активно искать, как преодолеть взаимное отчуждение учебных предметов. В качестве одного из вариантов решения был разработан метапредметный тип интеграции, связанный в первую очередь с разработкой нового содержания образования.

Есть несколько особенностей такого типа интеграции.

Это обязательно работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями и соответственно деятельностных единиц содержания. Например, понятие может рассматриваться в качестве деятельностной единицы содержания. Об этом замечательно писал выдающийся российский психолог Василий Давыдов - основатель деятельностного подхода в отечественном образовании. За каждым понятием можно восстановить способ его порождения, если учитель раскрывает для учащегося такой способ и передает его последнему как средство его собственного действия, то можно утверждать, что учитель работает с понятием как с деятельностной единицей содержания образования. Подход Давыдова впоследствии был развит его учениками,  коллективом ученых-разработчиков, который возглавляет доктор психологических наук, профессор, директор НИИ ИСРОО Юрий Громыко. Было обнаружено: в качестве деятельностных единиц содержания могут быть рассмотрены не только понятия, но также модели, идеализации, схемы, различения, системы и систематики знаний, задачи, проблемы и разные другие мыследеятельностные образования. Все они имеют универсальный (метапредметный) характер. Говоря это, я имею в виду, что, если мы, работая с определенным предметным понятием, передаем учащемуся, кроме данного предметного материала, обобщенный способ работы с любым предметным понятием, или с моделью как с особого типа мыследеятельным образованием, или с идеализацией, то мы поднимаемся с предметного уровня на метапредметный.

Допустим, мы работаем  на уроке истории или обществоведения с понятием «государство». Предлагая учащимся разные источники, мы можете показать, что это понятие у разных мыслителей предстает по-разному, в основе разных конструкций понятия лежат совершенно разные ряды различений: у Ленина - один, у Платона - другой, у Осипа Мандельштама - третий. И хотя мы имеем в первом случае дело с текстом политика, во втором - философа, а в третьем - поэта, анализируя их тексты, мы вычленяем некое универсальное метапредметное правило: понятие создается на основе различений. Это правило можно потом проверить при работе с любым другим понятием на любом другом предметном материале.

Метапредметный подход - это очень хорошее знание своего предмета, что, собственно, и позволяет деятельностно пересобирать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания. Метапредметный подход хотя и помогает избежать опасностей узкопредметной специализации, при этом не предполагает отказ от предметной формы, но, напротив, предполагает развитие ее на рефлексивных основаниях.

Ориентация на развитие способностей как основной показатель качества образовательной работы также определяет специфику метапредметной интеграции.

Новаторство в плане использования разного типа методических приемов.

 Мы сейчас активно используем такие методические формы, как неделя метапредметного осознания, занятие с рефлексивными остановками, занятие на выстраивание личной учебной стратегии детей, дискуссии с метапредметными комментариями, коллективная игра в мыслительный эксперимент и многие-многие другие.

Хорошее знание своего предмета крайне необходимо при проведении метапредметного учебного занятия. Метапредметный разворот не означает, что нужно делать грубые предметные ошибки и показывать незнание своего учебного предмета.

Учитель должен быть готов к импровизации. Настроенность на передачу определенного деятельностного способа и формирование способности предполагает, что он в своей работе будет опираться не просто на тематический план урока, но прежде всего на его сценарий. Отличие педагогического сценирования от планирования состоит в том, что в первом случае учитель сохраняет свободу педагогического действия, во втором нет. Когда он будет сценировать свое учебное занятие, важно учитывать эти особенности. Знание их позволит учителю не путать метапредметный тип интеграции с другими. Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения. Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания, но он при этом открывает новые перспективы развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие. Более того, учебный предмет как образовательная форма, конечно, не умрет, но будет развиваться лишь в той мере, в какой эта образовательная форма будет пронизана метапредметным подходом.

Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития, при котором  школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача современного учителя.

Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение, школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться – существенный фактор повышение эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания.  Но он при этом открывает новые перспективы развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие.

Таким образом, Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, метадеятельности. Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками.

Актуальность проблемы, связанной с необходимостью реализации проекта инновационных изменений в преподавании гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной школе, заключается: 

Формирование  предметных компетентностей на уроках  гуманитарного цикла:

составляющие

умения

коммуникативная:

письменная коммуникация

оформить свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации;

изложить тему, имеющую сложную структуру, и грамотно использовать вспомогательные средства

выступление перед аудиторией сверстников

определить содержание и жанр выступления в соответствии с заданной целью коммуникации и целевой аудиторией; использовать вербальные средства для выделения смысловых блоков своего выступления; невербальные средства или наглядные материалы

диалог

высказать свое мнение и узнать мнение партнера в рамках диалога

групповая коммуникация

самостоятельно договориться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; задать вопросы, позволяющие уточнить и понять идеи друг друга, сопоставить свои идеи с идеями других членов группы, развить и уточнить идеи

информационная:

планирование информационного поиска

указывать какая информация требуется для решения поставленной задачи; в источниках какого типа следует искать заданную информацию

извлечение  информации

извлечь информацию по заданному вопросу из статистического, исторического источников, художественной литературы

обработка

информации

систематизировать извлеченную информацию в рамках сложной структуры

проектировочная:

целеполагание и планирование деятельности

ставить задачи, адекватные заданной цели; самостоятельно планировать характеристики продукта своей деятельности на основе заданных критериев его оценки

рефлексивные умения

указать причины успехов и неудач в своей деятельности; назвать трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предложить пути их преодоления в дальнейшей деятельности

планирование ресурсов

умение планировать ресурсы, необходимые для решения поставленной задачи

оценочные навыки

самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своей деятельности; оценить продукт своей деятельности по критериям, самостоятельно определенным в соответствии с целью деятельности

Требования к результатам образования, имеющие универсальное, метапредметное  значение: 

1.Умения организовывать свою деятельность:

определять ее цели и задачи,

выбирать средства реализации цели,

применять их на практике,

взаимодействовать в группе в  достижении общих целей,

оценивать достигнутые результаты.

2. Ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности:

обобщенные способы решения учебных задач,

исследовательские, коммуникативные и информационные умения,

умение работать с разными источниками информации.

3. Готовность к профессиональному выбору:

умение ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования с учетом собственных интересов и возможностей.

 Интегративная технология как путь к формированию метапредметных знаний. При остром дефиците гуманитарной составляющей в социальном поле нашей культуры огромное значение имеет синтез разных учебных предметов и прежде всего предметов гуманитарного цикла в парадигме культуры, разработка интегрированных курсов, взаимосвязью и взаимопроникновение всех школьных дисциплин. Не удивительно, что идеи интеграции все настойчивее проникают в школьную практику. В школе целесообразно проводить работу над созданием системы интегрированных наук, к которым, безусловно, относятся предметы гуманитарного цикла. Такая работа проводится поэтапно: согласование учебных программ, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени изучения, взаимные консультации, планирование тематики и конспектов интегрированных уроков. В процессе интеграции гуманитарных наук формируются метапредметные умения:

  1. аналитические,
  2. учебно-информационные,
  3. коммуникативно-речевые.

На интегрированных уроках, анализируя факты и явления, учащиеся активно познают действительность, находят причинно-следственные связи, происходит формирование следующих умений:

  1. умения сопоставлять явления и факты;
  2. умения выделять главное;
  3. умения составлять из отдельных элементов целую картину;
  4. умения формулировать общую проблему;
  5. умения делать философские, экономические, политические, нравственные выводы.

Интегрированные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно-информационные умения:

1.  умение извлекать информацию из различных источников;

2.  умение составлять план;

3.  умение отбирать материал по заданной теме;

4.  умение составлять письменные тезисы;

5.  умение подбирать цитаты;

6.  умение составлять таблицы, схемы, графики.

Формируются необходимые коммуникативно-речевые метапредметные умения:

  1. умение составлять связное устное высказывание;
  2. умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;
  3. умение выделять интонационно-значимые части высказывания;
  4. умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения;
  5. умение сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах;
  6. умение использовать различные средства наглядности;
  7. умение выражать свое мнение и аргументировать его;
  8. умение оформлять научно-исследовательские работы;
  9. умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);    
  10.  умение вести дискуссию.

Таким образом, интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.    Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни. В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость  различных наук. Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.

      Интеграция является относительно новым веянием в образовательном процессе (это понятие в российскую педагогику пришло в 80-е годы и стало обозначать высшую форму межпредметных связей) и становится востребованным в современной школе, где развернуты активные поиски инновационных педагогических технологий.
При интеграции появляется возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать, как всё в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения своего предмета.
      В конечном счете, интеграция должна способствовать воссоединению целостности мировосприятия – единство мира и человека, живущего в нем и его познающего. Процесс интеграции имеет общегуманистическую основу – современный человек должен понимать своё место и свою роль в природной и социальной среде. Исследуются сложные связи человека и общества, человека и природы, человека и искусства, выясняются общечеловеческие, национальные, региональные ценности и особенности этих связей. Основным фактором, интегратором является человек с его проблемами в сложном мире.
  Интеграция идет по нескольким направлениям и на разных уровнях. Принято выделять внутрипредметную и межпредметную интеграцию.
Известно, что многие школьные предметы издавна имеют интегративный характер, здесь уместно говорить о внутрипредметной интеграции: литература и русский язык, химия и биология, история и общество, физика и математика.
  Внутрипредметная интеграция, на мой взгляд, необходима, т.к. ученики, к сожалению, каждый предмет воспринимают изолированно, и наша задача показать, что это неверное восприятие, что, наоборот, всё взаимосвязано.
  Межпредметная интеграция - это не просто соединение близких понятий из разных предметов для прочных знаний, это объединение разных предметов при изучении одной темы, целого блока тем в одно целое на основе общего подхода.

ЦЕЛИ, КОТОРЫЕ СТАВЯТСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ:

Познавательные (содержательно – информационные). Научить искать связи между фактами, событиями, явлениями, делать выводы.
Развивающие (информационно – деятельностные). Научить анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать.
Научить ребят извлекать нравственные уроки из осмысления произведений и событий, явлений литераторами, историками, искусствоведами.
   Одним из самых существенных результатов интегрированных уроков является единство в формировании у школьников ценностей, изучаемых в разных предметах: язык и речь, культура, взаимоотношения людей, физическое и нравственное здоровье, состояние здоровья как нормы жизни.
Что дает данная работа учителю?
· Рождение нового уровня мышления – глобального, интегрированного, а не замкнутого в своей узкой специализации.
· Освобождает учебное время для изучения другого явления.
· Исключает дублирование учебного материала.
· Усиление межпредметных связей.
Что дает данная работа ученику?
· Активизация мыслительной деятельности.
· Интенсификация учебного материала.
· Расширение сферы получаемой информации.
· Подкрепление мотивации в обучении.
· Умение сопоставлять и анализировать отдельные явления с различных точек зрения, рассматривать их в единстве взглядов.
· Снижение перегрузок.
Кроме того, интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для ученика и учителя в процессе обучения.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

   Интегрированные уроки использую в своей работе давно. Прежде всего, это внутрипредметная интеграция. Школьный курс литературы сам по себе уже является интегрированным, т.к. содержит в себе науку о литературе (литературоведение), читательский опыт учащихся, основы сочинительства, т.е. явления разного порядка, связанные между собой на основе целеполагания.
     Во-первых, интеграция русского языка и литературы. Государственный образовательный стандарт по русскому языку ориентирован не только и не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников, умение грамотно думать и хорошо говорить и писать в разных условиях общения. Поэтому естественной становится интеграция русского и литературы и создание русской словесности, предмета, синтезирующего знания учащихся по языку с проникновением в мир художественной литературы. Такие уроки дают замечательную возможность закреплять знания, полученные на уроках русского языка, и углублять мотивацию к учению. В основе таких уроков - интересный текст, способствующий духовному развитию ученика, соответствующий возрастным особенностям школьника, вместе с тем содержащий что-то новое в интеллектуальном и эмоциональном плане, насыщенный орфографически, грамматически, пунктуационно и по возможности актуальный на момент использования.
   При подборе дидактического материала для уроков русского языка стараюсь отыскивать такие тексты и предложения, чтобы дети спросили: «А откуда это? Кто автор?», а ещё приятно, когда дети говорят: «Так это мы читали».
Конечно же, не уйти на уроках литературы от интеграции с историей: изучения биографии писателя или фактов, описанных в произведении, требуют опоры на определённую историческую эпоху, на информацию об исторических деятелях. Как раскрыть образ Пугачёва в повести Пушкина «Капитанская дочка» без опоры на исторический материал о Пугачёвском бунте и личности предводителя? Как показать трагедию Григория Мелехова, не затронув реальной судьбы донского казачества?
    На таких уроках уместно использовать исследовательский метод обучения, давая учащимся индивидуальные и групповые опережающие задания. Это позволяет не только расширять знания, но и воспитывать познавательный интерес, повышая мотивацию обучения.
   Мой интерес к путешествию и  живописи  позволяет передать этот интерес  и своим ученикам. Здесь тоже не обходится без интеграции: литература и ИЗО, русский язык и ИЗО, КНЯ - ИЗО (творческие пятиминутки). Готовясь к урокам развития речи по описанию картин, активно использую иллюстративный материал. Как правило, все учащиеся получают задание приготовить сообщение, презентацию  о художнике, чью картину будут описывать на уроке. И потом, собирая материал к сочинению, каждый получает возможность рассказать об авторе и его работах, рассказать устно и письменно – во вступлении к сочинению. При этом достигаются следующие цели: расширение кругозора, совершенствование умения извлекать главное, композиционно правильно строить сочинение, решается и коммуникативная задача – воспитание умения слушать собеседника.
Ребята знакомятся с несколькими работами художника, отражающими его мастерство и индивидуальность манеры. Кстати, на таких уроках не обходится и без интеграции с литературой и музыкой, историей (в этом учебном году, кроме своих предметов,  я веду историю, обществознание и КНЯ): ведь описывая природу, художник использует краски, поэт – слова и образы, композитор – ноты.
  Важную роль играет живопись и на уроках литературы. Это, конечно, в первую очередь иллюстрации разных художников к произведениям, которые развивают у детей образное мышление, эстетический вкус, умение сравнивать и анализировать.
 Рассказывая биографию писателя, использую свои презентации, стараюсь иллюстрировать свой рассказ портретами, написанными разными художниками, изображающими писателя в разные моменты его жизни. Именно так ребёнок может получить целостное восприятие не только о личности, но и об эпохе, а как здесь не обойтись без истории как предмета.
    Стараюсь интегрировать  все предмет (в этом учебном году, кроме своих предметов,  я веду историю, обществознание и КНЯ):  КНЯ и литературу,  КНЯ и ИЗО, историю и литературу, географию (А. Н.
 Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» театрализованный интегрированный  урок – размышление)  русский язык и общество, чтобы они унесли с урока  представление о том, что всё, что нас окружает, взаимосвязано.

     Не так давно в 8 классе мы изучали рассказ Л.Н. Толстого «После бала». На уроке мы говорили не только о характере главного героя, не только о пейзажных зарисовках, деталях, звуках и мастерстве писателя, но и об исторической эпохе. 

      На таких  уроках главной, наверно,  не столько образовательная и развивающая цель, сколько воспитательная: воспитание нравственных качеств в человеке, развитие интереса и уважения к культуре другого народа, формирование умения работать в группах, умения прислушиваться к мнению других.
Методической основой интегрированного подхода к обучению является установление межпредметных связей. Подготовка к интегрированному занятию начинается с определения конкретной темы, учебной группы и места проведения. Но главное выбор напарника, с которым необходимо достичь определенной психологической совместимости. Поэтому такие уроки планируются только с тем коллегой, который вызывает личную симпатию. Поскольку ход интегрированного урока непредсказуем, то и роли педагогов динамично меняются.
      На следующем этапе совместно определяется вид интегрированного урока: урок-беседа, урок-экскурсия, урок-лекция, лабораторно-практическое занятие и т.п.
Каждый вид урока предполагает свое целеполагание, конструирование и структурирование учебного материала.
      Педагогическая технология подготовки интегрированного урока включает в себя:
- Согласование педагогами содержания и методики преподавания;
- Характер общения и отношений с учащимися и между собой в ходе занятия.
Проще говоря - это несколько предметов в одном уроке....

Учителю, готовящемуся проводить интегрированный урок, следует учитывать, что интеграция - это не просто сложение, а взаимопроникновение двух или более предметов. И поэтому на одном уроке не могут быть представлены в равной степени литература и история, физика и химия, литература и музыка. Одному из них надо потесниться, вобрав в себя второй, и, осветившись им, по-новому раскрыть себя. В противном случае польза от интегрирования сомнительная, а вред (хотя бы в виде перегрузки) явный. Чем же отличается интегрированный урок от обычной формы урока? Сравнительный анализ показывает, что отличие прежде всего состоит в специфике учебного материала, на нем рассматриваемого или изучаемого. Чаще всего предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах. Например, на уроке по литературе рассказать об истории, к примеру, урок по "Евгению Онегину" и рассказать о том времени, о людях, нравах, дуэлях, а если еще обратить внимание на использование французских слов в романе, то это уже будет связь с уроком иностранного языка.

Нам предстоит в ходе коллективной работы дать определение метапредметного урока, назвать его признаки, отличия от интегрированного урока и урока с межпредметными связями (если они имеются).

Метапредметный урок- это урок, целью которого является 

обучение переносу  теоретических знаний по предметам в практическую жизнедятельность учащегося  

 подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы;

 - формирование ключевых компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой и компетенции личностного самосовершенствования

 - формирование метапредметных  и  универсальных учебных   действий с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании.   

- ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом учащихся. 

 - получение учащимися знаний, которые могут быть применимы не только в рамках образовательного процесса, но и в реальных жизненных ситуациях.

- формирование универсальных учебных действий

- ориентация на развитие у школьников базовых способностей, выработка метапредметных знаний на примере столкновений позиций науки и искусства

необходимые знания используются не  только для запоминания, но и как знания для осмысленного использования

-  умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта

- создание условий для активизации мыслительных процессов ребенка и для проведения анализа составляющих этого процесса

- формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, пересекающихся в  одном предмете или сочетающихся в нем, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности

- формирование в каждый момент урока у ученика понимания   того, какими способами он достиг нового знания и  какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает 

Метапредметный урок- это урок, на котором

происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире

обязательно  происходит работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями  и, соответственно,  деятельностных единиц содержания проявляются универсальные способности учащиеся,

проявляются в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности.

 школьники учатся общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом

учитываются реальные потребности  и интересы школьников. 

  происходит включение ребенка в разы на виды деятельности, важные для конкретного ребенка

организована поисковая деятельность учащихся, разновидностью которой бывают: постановка проблемы, генерация идей, коммуникативно-диалоговая деятельность,   необходимо "в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения" 

развивает личность ученика

многообразие методических приёмов и форм позволяет получить метапредметные результаты

ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность

ученик 1)промысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. 2)  затем анализирует сам способ своей работы с этим понятием

ученик проживает историю открытия явления, то есть воспринимает одномоментно весь необходимый для этого опыт

ученик осваивает способы, даже не деятельности – ЖИЗНИ

Метапредметный урок- это урок, с помощью которого

...происходит не только познавательное, но и личностное развитие учащегося, а также формирование у него собственной системы мировоззрения.

происходит сохранение и отстаивание культуры мышления и культуры формирования целостного мировоззрения

обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания

можно подготовить ребенка к реальной жизни. 

в общее содержание образования включается метапредметное содержание путем:

- выделения отдельных учебных дисциплин (метапредметов "проблема", "знание", и др.)

- включения в обычные учебные предметы фундаментальных образовательных объектов (отражающих единство мира)

можно выяснить умение учащихся строить логическое рассуждение, делать умозаключения и выводы, организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, применять полученные знания вне школы.

не просто учить решать задачи по физике, а показывать действие основных физических законов, например закона Ньютона в жизни, объяснять, как может ребенок применить полученные знания по химии и биологии, зачем нужна геометрия и алгебра. И тогда у наших детей появится главное: желание и смысл учиться

обучение превращается в процесс саморазвития  ученика и расширяет кругозор  его познания

  ребенок включается в разные типы деятельности, связанных  с анализом своеобразных способов действия каждого конкретного ребенка, тем самым создает условия для его личностного роста

учитель подводит ребенка к рефлексии процесса его деятельности на уроке (или вообще деятельности)  по восстановлению генезиса того или иного понятия

вся сложность мира представляется через изучаемый предмет

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

     

  Метапредметные технологии были созданы для того, чтобы начать культивировать другой тип сознания и учащегося, и учителя, который не «не застревал» в информационных ограничениях одного учебного предмета, а  работал с взаимосвязями и ограничениями знаний каждой из дисциплин. Это  возможно благодаря тому, что на метапредметных и учебных занятиях с использованием элементов метапредметных технологий происходит выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, которым является сама  деятельность ученика и учителя.

Используемая литература
1.  Вагина Светлана Григорьевна, Гливинская Ольга Викторовна, Михайлюк Яна Владимировна. Реализация метапредметного подхода в преподавании гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной школе.

2.   Валькова Г., Зайнуллина Ф., Штейнберг В. Логико-смысловые модели - дидактическая многомерная технология / В. // ДИРЕКТОР ШКОЛЫ: науч.-метод. журн. для рук. учеб. заведений и органов образования. - 2009. - № 1.
3   Канаева М.В. Развитие универсальных учебных действий

4.   Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б., Татур О.А. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ. /www. standart. edu. ru/.

5.  Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. 

6.    Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2.

7.    Масюкова Н.Г., зав. Кафедрой гуманитарных дисциплин СКИПКРО
Методические рекомендации в помощь слушателям курсов в номинации «Учитель года» по истории и обществознанию.

8. Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов  метапредметности. / fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.

9. Словарь-справочник по педагогике. Автор-составитель В.А. Мижериков, под ред. П.И. Пидкасистого, М. 2004.

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=824 http://www.apkpro.ru/content/view/804/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: Технология французские мастерские, как средство формирования коммуникативных навыков учащихся начальной школы.

В соответствии с ключевыми  задачами современного образования одним из основных видов УУД  являются коммуникативные навыки. Для успешной реализации формирования коммуникативных на...

Интегрированный урок как средство формирования метапредметных навыков

Современные условия выдвигают особенные требования к подготовке обучающихся к жизни. Необходимо вооружить их не только и не столько знаниями, но и способами овладения ими-научить учиться, т.е. выработ...

Интегрированные уроки как средство формирования метапредметных навыков .

В работе содержатся разные примеры интеграции таких предметов как русский язык, литература, история....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ

В условиях глобального экологического кризиса, переживаемого человечеством, возникла необходимость в непрерывном экологическом образовании, основная цель которого состоит в формировании нового типа от...

Проект "Самостоятельная работа как средство формирования «мягких» навыков учащихся на уроках биологии"

Проект "Самостоятельная работа как средство формирования «мягких» навыков учащихся на уроках биологии"...

Проект "Самостоятельная работа как средство формирования «мягких» навыков учащихся на уроках биологии"

Проект "Самостоятельная работа как средство формирования «мягких» навыков учащихся на уроках биологии"...

Развитие математической грамотности через устную работу на уроках как средство формирования вычислительных навыков учащихся.

Развитие математической грамотности через устную работу на уроках как средство формирования вычислительных навыков учащихся....