Интегрированные уроки как средство формирования метапредметных навыков .
методическая разработка по русскому языку

В работе содержатся разные примеры интеграции таких предметов как русский язык, литература, история.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon интегрированный урок64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Желтинская средняя общеобразовательная школа»

Интегрированные уроки

как средство формирования метапредметных   навыков

учащихся.

Учитель русского языка и литературы

Шаульская Е.Л.

        

2018 год

Люди разных стран равны в одном:

Им дорого  и любо всё новое,

Хоть новое и лепят из старого.

У. Шекспир.

В Федеральном  Государственном  образовательном  стандарте выделяют  три группы компетенций, которыми должны овладеть учащиеся.  

Введение метапредметного подхода в образовании - попытка осторожно, постепенно, без всяких резких революционных реформ развернуть образование навстречу новым потребностям и новым вызовам.(слайд 3)

Выделение в Стандарте межпредметных связей способствует интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся.

Под словом «интеграция» мы понимаем объединение разных частей в одно целое, их взаимовлияние и взаимопроникновение, а также слияние учебного материала двух дисциплин.

С точки зрения целесообразности, интеграция способствует усилению межпредметных связей, снижению перегрузок учащихся, расширению учащимися сферы получаемой информации, подкреплению мотивации в обучении, исключая дублирование и освобождая учебное время для изучения другого явления.(слайд 4)

 В новой версии ФГОС впервые сказано о необходимости и о требованиях к метапредметному образовательному результату обучения в средней школе.

 Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. (слайд5)

Обратимся к слову метапредметный. «Мета» - «за», «через», «над», выход за рамки собственно предмета

Метапредметный подход - это очень хорошее знание своего предмета, что, собственно, и позволяет деятельностно пересобирать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания. Метапредметный подход хотя и помогает избежать опасностей узкопредметной специализации, при этом не предполагает отказ от предметной формы, но, напротив, предполагает развитие ее на рефлексивных основаниях.

Выделяется два вида интегрированных уроков: межпредметный и бинарный уроки.

Межпредметный урок: - эта форма занятий, которая применяется на всех ступенях обучения.

Его особенности – изучаемый учебный материал иллюстрируется сведениями из других предметов, обеспечивая при этом синхронность обучения по пересекающимся линиям (темам) нескольких предметов, которые разделены по времени на месяцы, годы.

 Межпредметный урок может вести один учитель. Чаще всего эта форма учебных занятий используется на I, II ступенях обучения.  объединяет учебные дисциплины и так близкие между собой:

  • Русский язык и литература 
  • Физика и математика 
  • Химия и биология 
  • История и общество 

Бинарный урок – это учебное занятие, объединяющее содержание двух предметов, это форма реализации межпредметных связей. (слайд6)

Метапредметные образовательные технологии решают проблему разобщенности научных дисциплин и учебных предметов.

Пока не созданы в достаточном количестве интегрированные учебники, отбор и систематизация материала – нелёгкая задача для учителя.

(слайд7)

Метапредметный подход в преподавании – это передача учащимся не просто знаний, а способов работы со знаниями. (слайд 8)

Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим.

                                             Б.Паскаль

 Допустим, мы работаем  на уроке с понятием «государство». Предлагая учащимся разные источники, мы можете показать, что это понятие у разных мыслителей предстает по-разному, в основе разных конструкций понятия лежат совершенно разные ряды различений: у Ленина - один, у Платона - другой, у Осипа Мандельштама - третий. И хотя мы имеем в первом случае дело с текстом политика, во втором - философа, а в третьем - поэта, анализируя их тексты, мы вычленяем некое универсальное метапредметное правило: понятие создается на основе различений. Это правило можно потом проверить при работе с любым другим понятием на любом другом предметном материале.

(слайд 9)

Зададимся вопросом: так в чем же принципиальная разница традиционного  предметного образования и  метапредметного подхода ? Традиционное преподавание в совокупности с работой со сведениями дают разрозненные предметные знания , не взаимосвязанные между собой, а метопредметный подход в преподавании предмета  и  работа с предметными формами мышления позволяют увидеть устройство предмета в целом. (слайд 10)

Интегративная технология как путь к формированию метапредметных знаний

ЦЕЛИ:

Познавательные. Научить искать связи между фактами, событиями, явлениями, делать выводы.
Развивающие. Научить анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать

Воспитательные. Научить ребят извлекать нравственные уроки из осмысления произведений и событий литераторами, историками,  искусствоведами.(слайд 11) Одним из самых существенных результатов интегрированных уроков является единство в формировании у школьников ценностей, изучаемых в разных предметах: язык и речь, культура, взаимоотношения людей, физическое и нравственное здоровье, состояние здоровья как нормы жизни.
Что дает данная работа учителю?
· Рождение нового уровня мышления – глобального, интегрированного, а не замкнутого в своей узкой специализации.
· Освобождает учебное время для изучения другого явления.
· Исключает дублирование учебного материала.
· Усиление межпредметных связей.
Что дает данная работа ученику?
· Активизация мыслительной деятельности.
· Интенсификация учебного материала.
· Расширение сферы получаемой информации.
· Подкрепление мотивации в обучении.
· Умение сопоставлять и анализировать отдельные явления с различных точек зрения, рассматривать их в единстве взглядов.
· Снижение перегрузок.

С.А.Леонов отмечает: «Интеграция на уроке представляет собой рассмотрение предмета изучения в единстве и целостности, при сопоставлении точек зрения,  выраженных  представителями разных наук или средствами различных видов искусств». На данной схеме представлены предметы, с которыми интегрируется курс литературы , и «области» развития личности учащегося. Среди всех предметов я выделяю такой предмет как история, так сам курс литературы тесно взаимосвязан с историей общества. Курс  литературы в старшей школе  - изучение историко-литературного процесса 19 и 20 века. Курс литературы в 8 классе предваряет  введение « Литература и история».  Все произведения, изучаемые в 8 классе, связаны с историей России, начиная с древнейших времен по наши дни.  (слайд12)

Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.    Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни. В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей.

        

Для примера обратимся к рассказу В.П. Астафьева « Васюткино  озеро» .(слайд 13)

Тема урока « Выживание в тайге главного героя рассказа В.П. Астафьева « Васюткино озеро».   « Не удивляйтесь и не думайте, что все озера уже известны и что у каждого есть свое название. Много, очень много в нашей стране безымянных озер и речек. Потому что велика наша Родина, и сколько по ней не броди, всё будешь находить что-нибудь новое, интересное», - написал В.П. Астафьев.

На данном уроке литературы прослеживается взаимосвязь с географией ,биологией и ОБЖ. Мальчик Васютка  заблудился в тайге. Выясняем с учащимися, какой лес называют тайгой? Где в России расположена тайга? Как живут люди в тайге и чем занимаются? Исходя из проблемных вопросов вытекает два направления в работе : как выжил мальчик в тайге и каков животный и растительный мир заполярной тайги в рассказе? (слайд 13)   Данные вопросы привели к созданию двух проектов:

  • Животный и растительный мир заполярной тайги в рассказе В.П. Астафьева « Васюткино озеро».
  • Памятка для человека, заблудившегося в лесу:
    «Как выжить, оказавшись в лесу одному?»

Если ты заблудился:

  • Не паникуй, успокойся
  • Прекрати бесполезное движение
  • Осмотри место, где находишься
  • Собери хворост, дрова для костра (на ночь)
  • Разожги костёр, приготовь пищу
  • Подготовь из веток, травы место для ночлега

Спокойно ожидай спасателей, родственников

(слайды 14,15)

Одной из форм проведения интегрированного урока литературы является сочетание её с элементами метапредметной технологии. Так организую работу по теме «Сатира на советскую действительность в повести «Собачье сердце». Метапредметом на данном уроке будет понятие «разруха». В форме диалога объясняем это понятие, отвечая на вопросы:

Что такое разруха? Как вы понимаете это слово?

В каких ситуациях его употребляют?

Как избежать разрухи?

Следующим этапом будет работа с учебником истории по теме «Советская действительность 20-х годов 20 века». Ребята должны дать оценку следующему суждению:

В 20-х годах в Советской России, после Гражданской войны, в хозяйственной жизни…повсеместно разруха. Политика Нэпа имела крайне противоречивый характер. Разрушенное за годы войны производство восстанавливалось медленно. Страна голодала. Рост уровня жизни тормозили высокие цены, нехватка товаров первой необходимости. Жилищный вопрос, несмотря на проводимые «уплотнения буржуазии», не только не был решён, но и обострился.

Понятие «разруха» ребята переносят в историческое время. Здесь предлагаю ученикам объяснить, как понималась «разруха» в 20-е годы.

В повести «Собачье сердце» Булгаков даёт ответ на вопрос, поставленный в начале урока: Как избежать разрухи? Он критически оценивает ситуацию в обществе. Как продолжатель традиций русской сатиры, мастерски высмеивает сложившийся порядок.

Результатом данной работы учащихся  будет эссе « Как победить разруху в головах»?

Учащиеся приобретают опыт работы с понятием и использовании его на разном материале: историческом, художественном, философском.

(слайды 18,19,20).

Другой метод обобщения полученных знаний из разных  предметов – это составление интеллект карт.

Характерная черта интегрированных уроков — это поиск необычного способа решения поставленных проблем, что развивает оригинальность мышления. Новые подходы к известной ситуации, нестандартные способы решения проблемы, возможность выбора решения данной проблемы способствуют развитию гибкости мышления. Сопоставление решений развивает активность, критичность, организованность мышления, что способствует развитию всех ключевых компетенций. Это можно показать на примере урока по рассказу «После бала». Анализируя поступок героя не служить, обращаемся к предмету обществознание, работаем с понятиями «закон» и «справедливость». Выполняем практико-ориентированное задание по карточке:

Многие исследователи основу конфликта этого рассказа видят в изображении двоедушия полковника. По их мнению, полковник на балу изображён в маске, а после бала – в истинном свете. Так ли это? Выскажите свою точку зрения.

Искренен ли полковник на балу? А после бала, на плацу, когда по его приказу жестоко избивают солдата?

Дайте оценку закону, который позволял за побег избивать до смерти солдата. Правильно ли это? А как нужно поступать с дезертирами?

не вмешивается в происходящее?

Почему главный герой после изображённых событий « так нигде и не служил…»?

Изменится ли общество, если каждый человек будет стремиться к самосовершенствованию?

Размышляя над прочитанным и выполняя задание, ребята учатся позиционировать себя в окружающем мире, отстаивать свою жизненную позицию, что является непременным условием для формирования ключевых компетенций.

Развёрнутый портрет исторической личности, с привлечением искусствоведческого материала составляем на уроке «Образ царя Ивана Грозного» (по поэме «Песня…про…купца Калашникова»).

Организую работу в группах, где ребята рассматривают личность Ивана Грозного, опираясь на документальные отрывки из «Истории государства Российского» ; литературный образ из поэмы и полотно В. Васнецова «Иван Грозный». Ученики ищут закономерности, сходства и различия в трактовке великой личности. Проникая в особенности характера царя, ребята учатся давать свою характеристику, сравнивать её с общепризнанной, решать поставленные задачи.

Таким образом , интеграция  таких  предметов как литература, история и основа православной культуры  формируют нравственно-этические ценности учащихся. (слайд 21)

Интеграция в обучении   дает возможность развития метапредметных

 компетенций учащихся, предполагает прежде всего существенное

 развитие и углубление межпредметных связей.

(слайд 22)

Учитель должен быть готов к импровизации. Настроенность на передачу определенного деятельностного способа и формирование способности предполагает, что он в своей работе будет опираться не просто на тематический план урока, но прежде всего на его сценарий. Отличие педагогического сценирования от планирования состоит в том, что в первом случае учитель сохраняет свободу педагогического действия, во втором нет. Когда он будет сценировать свое учебное занятие, важно учитывать эти особенности. Знание их позволит учителю не путать метапредметный тип интеграции с другими. Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения. Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания, но он при этом открывает новые перспективы развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие. Более того, учебный предмет как образовательная форма, конечно, не умрет, но будет развиваться лишь в той мере, в какой эта образовательная форма будет пронизана метапредметным подходом.

Необходимо знать особенности устройства своего предмета, методы его конфигурирования с другими предметами и зоны его прорывного развития.

(слайд 23)

Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития, при котором  школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача современного учителя.

ЛИТЕРАТУРА


1.  Вагина Светлана Григорьевна, Гливинская Ольга Викторовна, Михайлюк Яна Владимировна. Реализация метапредметного подхода в преподавании гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной школе.

2.   Валькова Г., Зайнуллина Ф., Штейнберг В. Логико-смысловые модели - дидактическая многомерная технология / В. // ДИРЕКТОР ШКОЛЫ: науч.-метод. журн. для рук. учеб. заведений и органов образования. - 2009. - № 1.
3   Канаева М.В. Развитие универсальных учебных действий

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированные уроки как средство формирования метапредментных навыков учащихся

Сейчас в стандарты общего образования вводится метапредметный подход. Что такое метапредметный подход - мало кто знает, а я считаю, что именно этот вопрос стал чрезвычайно актуален, поэтому хочу...

Интегрированные уроки как средство формирования универсальных учебных действий

Интегрированные урокикак средство формирования универсальных учебных действий. Современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами...

«Интегрированный урок - как средство формирования позитивной мотивации в обучении школьников»

Главная цель интеграции - создание у школьника целостного представления об окружающем мире, т.е. формирование мировоззрения. В данном докладе приведены  некоторые возможности при интегрированном ...

Интегрированный урок как средство формирования метапредметных навыков

Современные условия выдвигают особенные требования к подготовке обучающихся к жизни. Необходимо вооружить их не только и не столько знаниями, но и способами овладения ими-научить учиться, т.е. выработ...

Презентация на тему: «Интегрированный урок - как средство формирования метапредметного подхода в обучении школьников на уроках математики»

laquo;Интегрированный урок - как средство формирования метапредметного подхода в обучении школьников на уроках математики»...

Развитие математической грамотности через устную работу на уроках как средство формирования вычислительных навыков учащихся.

Развитие математической грамотности через устную работу на уроках как средство формирования вычислительных навыков учащихся....