Лексическая работа на уроках русского языка.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Черенков Геннадий Александрович

Развитие речи самая сложная область методики преподавания русского языка. Несмотря на то, что появились многие научные исследования, раскрывающие лингвистические, методические и психологические основы развитие речи, еще многие учителя испытывают трудности в организации этого процесса: зачастую мы видим, что речь сегодняшних школьников по-прежнему бедна, невыразительна, однообразна, засорена нелитературными словами. Ответы детей на уроках, а также письменные творческие работы говорят о бедности лексического запаса, не развиваются умения владеть словами, близкими и противоположными по значению, чувствовать и понимать переносные значения слов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лексическая работа на уроках русского языка

 

1. Методические основы организации работы над словарным составом русского языка в начальной школе.

Слово – основная единица речи, от богатства и мобильности словаря зависит качество речи и успешность общения. С точки зрения механизмов речи перед школьниками, по мнению М.Р.Львова, стоят две задачи: задача качественного накопления в памяти ребенка достаточно большого количества слов (у семилетнего ребенка, по результатам обследований, этот запас колебания от 3 до 8 тысяч слов) со всеми оттенками их значений; задача активности, готовности словаря в речевой деятельности, т.е. быстрого и точного выбора слов, включая их в предложения и текст в прямом и переносном значении.

Исследования ученых показывают, что к окончанию начального обучения школьник имеет в своем словарном запасе от 7-8 до 10-15 тысяч слов. Благодаря урокам русского языка и литературы, ребенок усваивает, по мнению исследователей, более половины этих слов. Следовательно, от качества работы учителя над лексическим составом русского языка на прямую зависит уровень владения школьниками словарными единицами (словами и фразеологическими оборотами).

По мнению Львова М.Р., для обогащения и активизации словаря школьников, на каждый урок следует планировать работу над 5-7 словами и значениями. А также работу над многозначностью, над оттенками значений, эмоциональными окрасками, сочетаемостью и особенностями употребления, важно, чтобы усвоение новых слов проходило не стихийно, чтобы учитель управлял этим процессом и таким образом облегчал его для учащихся, обеспечивал правильность, полноту усвоения слов.

Развитие речи самая сложная область методики преподавания русского языка. Несмотря на то, что появились многие научные исследования, раскрывающие лингвистические, методические и психологические основы развитие речи, еще многие учителя испытывают трудности в организации этого процесса: зачастую мы видим, что речь сегодняшних школьников по-прежнему бедна, невыразительна, однообразна, засорена нелитературными словами. Ответы детей на уроках, а также письменные творческие работы говорят о бедности лексического запаса, не развиваются умения владеть словами, близкими и противоположными по значению, чувствовать и понимать переносные значения слов.

Причин такого положения несколько: учитель иногда недостаточно хорошо владеет словом; не всегда в распоряжении учителя имеется достаточное количество специально разработанных лингвистических заданий по теме “Лексика”. Одной из главных причин является то, что не у каждого сложилось модель работы со словом на лексическом уровне, как в лингвистическом, так и в методическом аспектах.

В программе начальной школы слово рассматривается в лексическом и грамматическом плане. Программ “Русский язык” (1-4) Т. Г. Рамзаевой предусматривает лексическую работу в течение всех четырех лет обучения. Дети занимаются грамматикой и правописанием, наблюдают, что слова обозначают те или иные предметы и явления действительности, имеют определенные значения, что, попадая в разные предложения, тексты, особенно в связанной речи, слова могут быть близкими или противоположными по значению. То есть происходит практическое ознакомление с лексическим значением слова, с простейшими случаями многозначности слова, со словами противоположными и близкими по значению. Таким образом, лексическая работа носит пропедевтический характер, то есть подготавливает учащихся к систематическому изучению лексики.

Для успешного осуществления такой работы учителю надо хорошо знать основные теоретические положения лексикологии, уметь раскрыть сущность теоретических понятий лексикологии на практическом материале. Важнейшими понятиями лексикологии являются понятия: “слово”, “значение слова”, “лексическое значение”, “многозначность”, “омонимия”, “синонимия”, “антонимия”.

Методические основы организации работы на лексическом уровне наиболее убедительно раскрыты М.Р.Львовым в учебном пособии “Методика преподавания русского языка в начальных классах”. М.Р.Львов определяет две главные задачи, стоящие перед учеником и учителем:

  1. задача обогащения словаря учащихся;
  2. задача активизации словаря.

В системе обогащения словаря автор обращает внимание на необходимость учета источников, которые влияют на речь детей, называет среди них по степени значимости такие, как:

  1. речевая среда в семье, среда друзей;
  2. речевая среда: книги, газеты, радио, телевидение;
  3. учебная работа в школе (учебники, речь учителя);
  4. словари, учебники.

Наилучшим источником обогащения речи является живое общение и литература, где слово сверкает всеми своими гранями. Важны в рамках данной работы приемы объяснения значений слов. Их классификация (по М.Р.Львову) такова:

  1. самостоятельные, то есть без прямой помощи учителя: значение слова выясняется детьми по картинке, по сноске в книге, по словарю в учебнике, по толковому словарю или словарям смысловых системных связей слов, по контексту, в результате морфемного анализа слова;
  2. с помощью учителя: подбор синонимов, антонимов, паронимов; объяснение значений и оттенков учителя, введение слова в текст, который разъясняет его значение, выяснение значений слова через этимологический или словарнообразовательный анализ; помощь учителя в поиске слов по словарю; обучение использованию словарей и справочников.

Важно определить перечень лексико-семантических тем, которые могут быть раскрыты на лексическом уровне в начальной школе. В этот перечень входит работа:

  1. синонимами, омонимами (термин можно не вводить);
  2. с антонимами, с паронимами, с устаревшими словами, имеющими оттенки значения и экспрессию;
  3. с фразеологизмами.

Существенным для организации лексической работы является определение содержания и поэтапности работы над лексическими явлениями. М.Р.Львов выделяет четыре ступени работы над лексико-семантическими объектами:

  1. обнаруживание слова, нуждающегося в толковании в тексте, исследование особенностей слова: так возникает познавательная задача, мотивация, цель работы;
  2. семантизация (объяснение значений слова) – одним или несколькими способами; занесение слова в словарик;
  3. выполнение ряда упражнений со словами данной лексико-семантической группы: составление синонимических рядов, градация синонимов, замена слова синонимом и другие;
  4. введение новых слов в текст, свою речь, то есть их активизация, употребление в коммуникативных целях;

Важным для организации словарной работы является выбор соответствующих данному направлению учебных упражнений. С целью активизации словаря современная методика рекомендует такие упражнения:

  1. толкование нового слова, его запись; подбор синонимов к слову, антонимов, выявление значений, если слово многозначно;
  2. составление словосочетаний с изучаемым словом, практическая проверка сочетаемости с другими словами;
  3. составление предложений с изучаемым словом;
  4. словесное или графическое рисование в связи с изучаемым словом;

Уместны также словарные игры, кроссворды, ребусы, шарады. Важным является положение о том, что начальное обучение может быть построено на целых системах творческих решений и открытий. Наблюдения за языковыми явлениями способствуют развитию творческого потенциал детей, самостоятельности их мышления, формированию познавательного интереса младших школьников.

Система заданий, ориентированных на активное участие детей.

Цель этих заданий (при изучении лексики), позволяет детям самим раскрыть тайны значений русского слова, познакомиться с явлениями многозначности и синонимами в процессе самостоятельного поиска. Содержание заданий формировалось в соответствии с содержанием теоретической информации о лексическом составе русского языка, заложенной в программе “Русский язык” (1-4). Системность заданий определялась поэтапностью их применения и последовательностью раскрытия сущности лексических явлений, заложенной в программе.

Задание 1. Объедини слова в группы. Объясни, по каким признакам произошло объединение:

Стрела, пчела, крокодил, щука, коршун, жук, бабочка, яхта, воробей;

Аквариум, стол, река, чайник, плита, табурет, озеро, нож, ложка, раковина, бассейн.

Задание 2. Найди лишнее слово. Объясни, почему.

Стул, диван, кровать, тарелка.

Щука, карась, окунь, рак.

Ромашка, ландыш, сирень, колокольчик.

Саша, Маша, Коля, Лена, Егоров.

Ветка, яблоня, цветок, птичка, виноград.

Заяц, волк, лось, кабан, овца.

Ухо, лицо, нос, рот, глаз.

Рысь, медведь, тигр, кошка, лев.

Гусь, лебедь, павлин, курица, кролик.

Задание 3. Назови как можно больше слов, обозначающих то, что может: идти, лететь, спать.

Например, лететь может – самолет, парашют, планер, птица и т.д.

Задание 4. Назови слово по его значению.

  1. подпись на письме, посылке, телеграмме, которая указывает, куда и кому посылают письмо и т.д. (адрес)
  2. учреждение, где приготовляют и дают лекарства (аптека)
  3. часть суток от конца дня до начала ночи (вечер)
  4. загородный дом для летнего отдыха (дача)
  5. детеныш собаки (щенок)
  6. фрукты и ягоды, сваренные в сахарном сиропе (варенье)
  7. помещение для стоянки и ремонта автомобилей (гараж)
  8. лиственное дерево с белой корой (береза)
  9. торжественный день в честь или память кого-либо, чего-либо (праздник)

Задание 5. определи предмет по его описанию (каждый ребенок составляет описание своего предмета, а затем предлагает классу, не называя предмета). Помни правило: сначала надо сказать, к какому классу принадлежит предмет, а затем назвать его отличительные признаки.

Задание 6. Опиши значения слов “лиственница”, “ястреб”. Сравни с толкованием этих слов в “Толковом словаре”. Какой способ толкования этих слов используется? Найди в словаре примеры толкования, устроенных таким же образом.

Эти задания, направленны на практическое усвоение способа толкования значения через указание родового понятия и видового отличия.

Все приведенные ниже задания представляют собой своего рода загадки, которые являются благодатным материалом для развития творческого мышления.

Задания, направленные на самостоятельное осознание синонимических отношений.

Задание 1. Прочитайте текст, исследуйте его и найдите слова близкие по смыслу. Докажите, что эти слова близки по смыслу.

a) Наши отважные путешественники даже не почувствовали, как шар поднялся в воздух.

- Какой храбрый малыш! – Подумать только, полетел на воздушном шаре!

b) Мы вам (Незнайке) верили, - думали, что вы на самом деле умный, честный и смелый, а вы оказались жалким обманщиком и презренным трусишкой.

c) Малыши обнимали и целовали отважных путешественников, а малышки засыпали всю дорогу лепестками маргариток.

d) Но есть у нас всех и у тебя тоже храбрые защитники – славные летчики наши.

e)

Но нет, коварный Брундуляк (индюк)!
Я шпагой доблести моей
Всех заколдованных людей
От злой погибели спасу!
Вот какой он храбрый и бесстрашный
Маленький Мой Бибигон.

Задание 2. Сравни два текста. К выделенным словам из первого текста найдите близкие по значению слова из второго текста. Объясните, почему вы выбрали эти слова.

Чиста небесная лазурь.
Теплей и ярче солнце стало:
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго
миновала.

Осень…время раздумий и грусти. Посмотри на небо. Его голубизна кажется далекой волшебной мечтой. Где ты, яркое солнце? Иссякла твоя сила. И все вокруг безмолвно говорит мне о том, что лето прошло.

Задание 3. Объедини слова так, чтобы в каждой группе были слова, близкие по значению. Объясните свое распределение. Что общего между словами, входящими в каждую группу. А есть ли между ними какие-то отличия?

Жестокий, безжалостный, беспощадный, свирепый, кровожадный, неуклюжий, нескладный, мешковатый, жестокосердный, немилосердный, неловкий;

Желать, сообщение, хотеть, новость, задира, весть, драчун, известие.

Задание 4. Выберите слова-синонимы, сгруппируйте их. Докажите, что это слова, близкие по значению.

родина

вьюга

дряхлый

буран

метель

отчизна

опрятный

караульный

аккуратный

ветхий

отечество

сторожить

старый

дозорный

лелеять

пурга

сторожевой

стеречь

холить

караулить

охранять

ласкать

скорбеть

не жить

горевать

печалиться

грустить

тужить

Задание 5. Объясните значение слов. Что общего в значении слов каждой строчки? А чем они отличаются? (выясни по толковому словарю).

- рассказ, повествование, история;

- лодка, челн;

- старый, дряхлый, ветхий.

Задание 6. Определите по толковому словарю значения слов – идти, шагать, брести, плестись. Есть ли различия в значениях? Покажите эти различия, подобрав наиболее подходящий глагол к существительным: спортсмены, отряд, старушка, лошаденка.

Задание 7. Выберите одно из близких по смыслу слов. Объясните, почему выбрали именно это.

Работа, дело, труд.

Настоящее счастье для народа в …

Я помог товарищу в этом трудном…

Хорошо человеку, которому нравится его…

Задание 8. Объясните, что обозначают выделенные слова. Какие у них общие значения?

Кто любит труд, того люди чтят.

Работа и кормит, и учит.

Вьюги да метели, под февраль налетели.

Задание 9. Подберите к прилагательным-синонимам подходящие существительные:

Пунцовый, кумачовый (флаг, привет).

Багряная, алая (листва, роза).

Горячий, знойный (лето, вода, привет).

Задание 10. Расположите синонимы по возрастающей или убывающей степени какого-либо признака:

- микроскопический, крохотный, маленький;

- большой, громадный, огромный;

- злость, раздражение, гнев, ярость, бешенство.

Задание 11. Удачно ли употреблены глаголы в следующих сочетаниях. Внесите свои изменения и объясните их.

Тихо реветь

Как белуга плакать

Слегка трепетать

От страха робеть

Задание 12. Выберите наиболее точное слово из нескольких синонимов. Дан текст: “В осеннем лесу”.

“Я шел по лесной дорожке. Под моими ногами тихо шумели? шелестели? хрустели? шуршали? опавшие листья.

Подумайте и скажите, какое слово подходит в этом случае? Почему?

Задание 13. Отредактируйте текст, написанный вашим одноклассником. Какой недостаток надо устранить вашему товарищу?

Из нитей Знайка велел сплести большую сетку. Другому отряду Знайка велел сделать большую корзину из тонкой березовый коры. Все жители Цветочного города приходили и смотрели на большой шар.

Задание 14. Найдите в “Словарике синонимов и антонимов” синонимы к словам: дорогой, вспыхивать, иногда, умолять, пламя (для домашней работы).

Задания для осознания антонимических отношений, направленные на: 

  1. выявление слов с противоположным значением и осознание сущности лексического явления антонимов;
  2. самостоятельный подбор антонимов;
  3. знакомство с устройством и содержанием словарей антонимов;
  4. формирование умения использовать антонимы в речи.

Задание 1. Отгадайте загадку. Установите, с помощью, каких особенных слов характеризуется этот предмет. В чем особенность этих слов. Как они называются?

Бывает он и в холод,
Бывает он и в зной,
Бывает он и добрый,
Бывает он и злой.
В открытые окна
Неожиданно влетит
То что-то прошепчет,
То вдруг загудит.
Притихнет, умчится,
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять…

Задание 2. Найдите слова с противоположным значением.

Трус умирает сто раз, смелый – живет вечно. Хороша вещь, когда новая, а друг – когда старый. В умной беседе ума набираешься, а в глупой – свой растеряешь. Ученье свет, а неученье – тьма. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине.

Задание 3. Подберите к данным словам антонимы и составьте с ними предложения.

Холод, ночь, смелый, высокий, твердый, добро, верх, спокойный, забывать, радостный.

Проверьте свои ответы по “Словарю антонимов”.

Задание 4. Подберите антонимы и запишите их в свой “Словарик синонимов и антонимов”.

Дружба –

Белый –

Отнимать -

Мир –

Богатый –

Засыпать –

Плюс –

Старый –

Нагревать –

Радость –

Полезный –

Подниматься –

День -

Узкий –

Родиться –

Свобода –

Ясный –

Удаляться –

Добро –

Мокрый –

Одеваться –

Родина –

Больной –

Помогать –

Правда –

Полный –

Ложиться -

Задание 5. Правильно ли подобраны антонимы в следующих предложениях? Объясните, в чем ошибка? Дайте правильные ответы.

На тарелке лежало два яблока: одно зеленое, а другое - кислое. Было у одной воды две дочери: одна была красивая и работящая, другая – сварливая и злая. У бабочки крылья большие, а у стрекозы – прозрачные. У стрижа хвост короткий, а у ласточки - красивая шейка. Лист клена резной, а лист рябины – зеленый. Белый гриб с толстой ножкой, коричневой шляпкой, а мухомор – несъедобный. У меня собака большая и умная, а у тебя – маленькая и некрасивая.

Задание 6. Подберите к слову “веселый” сначала слова близкие по значению, а затем противоположные. Сверьте свои ответы по “Словарику синонимов и антонимов”.

Задание 7. Подумайте, в какие группы можно объединить следующие слова: смеяться, хлопать, болеть, плакать, поправляться, хворать, реветь, выздоравливать?

Задание 8. Подберите антонимы к прилагательному “легкий” в следующих сочетаниях слов:

Легкий чемодан –

Легкий мороз –

Легкая задача –

Почему антонимы получились разные? Как вы думаете, с чем это связано?

Задание 9. Решите, для чего здесь использованы антонимы в таком большом количестве?

“Сыплет белый снег на черную землю. На белых дорожках – белые лужи. На черно-белых березах, черно-белые сороки сидят…черное озеро и белые берега. Черные пни в белых шапках”.

Задание 10. Постройте самостоятельно свои предложения с противопоставлением, используя следующие пары антонимов:

богатый - бедный

сила - слабость

да – нет

родина - чужбина

добро – зло

широкий - узкий

дружба – вражда

умный – глупый

жарко – холодно

вперед – назад

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Задания, подготавливающие детей к процессу толкования значений слова.

Задание 1. Назови все движения, из которых состоит действие. Например: шить, брать, продевать, втыкать, протыкать, протаскивать, вытаскивать, натягивать, смотреть…

Убирать:....

Учить:        

Данное задание учит выделять существенные признаки действий, способствует развитию мышления.

Задание 2. По данным признакам назовите предметы:

  1. Трехструнная, звонкая, русская (балалайка).
  2. Оранжевый, вкусный, сочный (апельсин).
  3. Красна, сладка, душиста, растет низко, к земле близко, (земляника).
  4. Красивый, голубой, полевой, (василек).
    Какими будут толкования отгаданных вами слов?
               
    Задание 3. Узнай предмет по описанию.
  5. Угадай, о ком этот рассказ:
               «Что вы за птица?»

К нашей кормушке каждый день прилетает птичка, Головка у нее черненькая. Щечки беленькие. Спинка и крылья зеленовато-серые. Грудка желтая, с черным галстуком. (Синица).

«Кого я видел в зоопарке?»

В клетке спал большой лохматый зверь. Шерсть у него густая, темно -коричневая. Уши маленькие. Хвост почти не виден. Лапы мощные с когтями. Морда вытянутая, с черным, как будто кожаным, носом. (Медведь).

Какое толкование вы дадите словам «Синица», «медведь» Какие признаки вы отметили в толкованиях?

Эти упражнения мы использовали при работе над частями речи на уроках русского языка.

Материал для фрагмента урока.

Цель: ознакомить с толковым словарем и устройством словарной статьи.

Каждый из нас знает и понимает множество слов - несколько тысяч. Но понимать слово - мало: надо дать его толкование, то есть объяснить его значение. Это сделано в толковых словарях. В них исследованы значения слов.

Далее учитель рассказывает о вступительной статье, обращенной к ученику и учителю, что с ее помощью учат детей быстро находить нужное слово, пользуясь алфавитом, формирует умение находить слова по первой букве алфавита, затем по второй, третьей.

Затем рассматривается структура словарной статьи. В ней после исходного слова идут грамматические пометы: часть речи и основные грамматические пометы. Лексическое значение слова раскрывается после пометы - кружочек с точкой.

Прямое или основное значение слова раскрывается в словарной статье под цифрой 1. Если у слова несколько значений, то они раскрываются пол следующими цифрами. Большая часть слов многозначные, но есть и однозначные слова: береза, пороша, маляр, мавзолей.

Рассматриваются образцы толкования слов.

Образцы толкования слов:

Зелень         имя существительное. Листва на деревьях, зеленые

растения, овощи. Деревья оделись густою зеленью. На рынке - горы зелени: петрушка, укроп...

Озимые     имя прилагательное. Высеваемый осенью, зимующий под снегом (о ржи, о пшенице). В конце сентября зазеленели поля озимых хлебов.

Скользить глагол. Легко и плавно двигаться по гладкой поверхности.

Лыжи легко скользят по накатанной лыжне.

- Из каких частей состоит толкование слова?

Во-первых, само слово.                

Во-вторых, - какая часть речи.

В-третьих, объяснение значения, то есть само толкование            

В-четвертых, примеры употребления слова в  речи, в предложении.

Так и вы составляйте свои словарики.

В ходе работы над значением слов мы предлагали ребятам памятку, которая содержит доступные детям сведения о значении слов.

Узелки на память, (о значении слов).

  1. Каждое слово в русском языке имеет определенное значение.
  2. Очень важно знать значение слова, чтобы не допускать ошибок в
    речи.
  3. Если слово непонятно, надо попросить взрослых объяснить его
    значение или посмотреть толкование в словаре.

Материалы к работе над многозначностью слова.

Задание 1. В тексте слово может проявлять разные значения. Найдите в тексте слово, которое проявляет неизвестное вам значение.

«Взгляд незнакомца скользил по лицам людей в толпе, не останавливаясь, не задерживаясь».

Дети: Автор здесь хотел сказать, что незнакомец смотрел на людей в толпе невнимательно, безразлично переводил с одного человека на другого. Это переносное (непрямое) значение.

Задание 2. Исследуйте значения подчеркнутых слов в следующих текстах: прямые они или переносные.

«Старые деревья давно облетели, и только молодые березки сохраняют еще свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого солнца». (Сергей Тимофеевич Аксаков).

Прощай свободная стихия1

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой...

(Александр Сергеевич Пушкин)

Нивы сжаты, рощи голы.

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

(Сергей Александрович Есенин).

Задание 3. Сравните значения слов в сочетаниях:

Бегут года - бегут ручьи;

Камень на дороге – золотые руки;

Горячий чай - горячий привет;

Задремал лес - задремал человек.

- Какое значение прямое, а какое переносное?

Задание 4. Подберите слова, имеющие 2, 3 или 4 разных значения.

Например:

Язык - 1-е значение: русский язык, мы на нем разговариваем, его изучаем;

            2-е значение: орган человеческого тела, находится во рту.

            3-е значение: языки пламени у костра;

            4-е значение: вид печенья, в буфете продают языки.

Дальше подбирайте сами!

Сравните найденные вами значения с теми, которые даны в толковом словаре.

Задание 5. Начните составление своего толкового словаря. Пусть он будет толковым, а не бестолковым. Подскажем вам несколько слов, имеющих по 2-3 значения:

встреча

увлечь

класс

земля

корень

надеть

окно

лес

герой

горячий

доска

глухой

граница

сердце

крепкий

крутой

В качестве итога работы над многозначными словами мы предлагали использовать составленную нами памятку, которая может быть образно названа «Узелки на память».

«Узелки на память» (о многозначности слов.

  1. У слова может быть не одно, а несколько значений.
  2. Новое значение у слова может появиться, если один предмет чем-то
    похож на другой.
  3. Надо различать значения одного и того же слова. Это поможет
    лучше понимать прочитанное.

                 

                 Развитие у учащихся умения «Чувствовать» не только прямые, но и образно-переносные значения слов и выражений происходит не только на уроках русского языка. Эта работа продолжается на уроках чтения. Анализируя прочитанные тексты, третьеклассники, не только практически знакомятся со сравнениями, метафорами, олицетворениями, но и используют их в своей речи при пересказе прочитанного произведения, написании сочинения и изложения.

Работа над стихотворением С. Есенина «С добрым утром», которое построено на олицетворении, помогла детям понять не только смысл самого стихотворения, но и авторские отношения к описываемому в нем.

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона.

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо «С добрым утром!»

После вторичного прочтения детьми стихотворения мы провели с ними беседу.

- Как автор описывает начало нового дня?

- Почему поэт пишет, что «звезды задремали»? Что значит «задремли»?

(Задремали - это значит уснули.  Когда наступает утро, то звезды гаснут, то есть становятся невидимыми на небе).

            - В прямом или переносном значении употреблено слово «задремали»? Почему вы так думаете?

(Это слово употреблено в переносном значении, ведь они не живые, они не могут задремать).

-        С чем сравнивает автор поверхность затона? Почему?

(Есенин сравнивает поверхность загона с зеркалом, потому что в нем, как в зеркале, все отражается).

-        «Свет румянит сетку небосклона»?

В каком значении употреблен глагол «румянит»?

(Свет румянит: это значит окрашивает небо в розовый цвет. Рано утром, когда появляется солнышко из-за горизонта, небо приобретает розовый оттенок, похожий на румянец).

-        С чем сравнивает Есенин ветви березы?

(С растрепавшимися шелковыми косами, как у девочек).

-        Почему поэт называет росы серебряными? Каким образом они могут
гореть?

(Росы - капельки воды, очень прозрачны и на солнце сверкают, как серебро. Росы горят- это, значит, блестят, сверкают).

Как описывает Есенин «Заросшую» крапиву? Может ли крапива шептать?

(Крапива обрядилась ярким перламутром, т.е. блещет в солнечных лучах, переливается разными цветами. Слово «шепчет» употреблено в переносном смысле, шепчет - значит, шумит, шуршит листьями, когда качается).

Ребята, каких слов очень много в этом стихотворении?

Слов с переносным значением: задремали, обрядились, шепчет.

  1. Какой изображает автор природу с помощью этих слов? (Есенин
    изображает звезды, березки, крапиву так, будто они живые).
  2. С какой целью поэт «оживляет» природу?

            (Чтобы было интересно, чтобы можно представить себе, какие звезды, какая роса, какие березки). Такое описание очень красиво и необычно.

Материалы к работе над синонимами и антонимами.

Термин «Синонимы» в начальных классах первоначально не вводится. Используются такие названия синонимов: слова-друзья, слова-братья.

Задание 1. Для знакомства с термином «Синонимы» можно предложить детям беседу о синонимах с использованием грамматических сказок.

Грамматическая сказка «Слова-братья».

«Старые люди рассказывают, что в древнем государстве языкознание встречались бродячие слова. Они появлялись-то здесь, то там одинаково смотрели на людские горести и радости. Сказывают, что даже на одном языке разговаривали. Много у этих слов было общего. А счастья не было. Словно тени, слонялись они по стране, одинаковые, несчастные, нигде не находили они пристанища. И что самое грустное - они никак не могли встретиться друг с другом

Но однажды по стране прошел слух, что в городе Синонимии появился волшебник, который всех одинаковых и неприкаянных делает счастливыми. Со всей страны съехались разные слова в этот город. Очень уж хотелось им найти поскорее друзей. Волшебник (а он был очень мудрым человеком) выстроил их в один синонимический ряд, объединил наших знакомых под флагом Синонимики, повелел им друг друга братьями величать и не обижаться на то, что, приняв клятву, они стали называться одним словом - синонимы. Ведь все равно каждый из них не потерял своей красоты, яркости, а только лучше стал, как счастливый».

Как помог волшебник словам-братьям?

Задание 2. Найдите все синонимические ряды, встречающиеся в отрывке из сказки.

Из какой сказки этот отрывок? Кто ее написал?

Ласточка спустилась и посадила девочку на широкий лепесток. Но что за чудо. В чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, как будто он был из стекла. Когда ласточка подлетела к цветку, эльф совсем перепугался. Он был такой крошечный, ласточка такая большая. Но он очень обрадовался, когда увидел ...

(Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»).

Задание 3. Найдите синонимы. Дополните синонимический ряд другими синонимами.

В тексте опущены все слова «обозначающие цвет». Прочитайте его. Выберите для вставки подходящие слова.

На лугу.

Как пышно цветет и зеленеет луг. Он похож на ...ковер. Много здесь разнообразных трав и цветов. Вот дикий овес золотится на солнце. Из земли  выглядывают ... И головки мака. Качаются ... Колокольчики.

Слова для справок:

пестрый, разноцветный; красные, алые, кумачовые; белые, белоснежные, лилейные; синие, лазурные, бирюзовые.

Когда нам легче представить себе описанную картину?

 Задание 4. Соотнесите слова из левого столбика с их синонимами из правого:

неразговорчивый                           бесплодный

непрестанный                               безуспешный

невнимательный                            беспрерывный

ненормальный                            буйный

неистовый                                   ошибочный

неплодородный                              рассеянный

неудачный                                      молчаливый

Придумайте предложения с каждой парой синонимов.

Для показа третьеклассника

умелого использования писателями глаголов-синонимов, какую выразительность придает тексту их употребление, мы предложили обратиться к отрывку из повести «Золотая роза»

К. Паустовского. В книге для чтения этот отрывок носит название, «Какие бывают дожди». После прочтения отрывка и разбора трудных слов или незнакомых для детей в процессе анализа произведения мы попросили ребят выбрать из текста предложения, в которых говорится о том, как идет дождь.

Дети выбрали следующие предложения: «Дождик собрался.

...Но вот начинают крапать первые капли. Потом дождь расходится. Дождик припустился. Дождик траву обмывает. Дождь льет отвесно, сильно. А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Дождь льет, как говорится «стеной».

-        Какие различные глаголы использовал автор при описании дождя?
(Крапает, сыплется, расходится, льется).

-        Каким словом автор передает начало дождя? Что значит «начинают
крапать первые капли»?

(Крапать народное слово, оно хорошо придает возникновение дождя, когда дождевые капли очень редкие еще).

Объясните значение выражений «дождик расходится», «дождик припустился».

(Это значит, что дождь пошел еще быстрее и сильнее).

-Что значит «грибной дождь сонно сыплется»? Видели ли вы когда-нибудь грибной дождь? Опишите его.

(Дождь этот идет очень медленно, капли его частые и мелкие. Он идет очень тихо, будто трогает его мягкой лапкой то один лист, то другой).

-        Приходилось ли вам видеть дождь, который льет стеной? Какой это
дождь? Как его еще называют?

(Льет стеной, значит идет очень сильно. Дождливые капли крупные и частые. Когда идет такой дождь, то все становится серым).

- Что вы можете сказать обо всех этих глаголах? (Что они отличаются, но близки по смыслу).

Представьте на минутку, что Паустовский в этом отрывке употребил бы только выражение «идет дождь» или «льет дождь». Понравился бы он вам?

Зачем же писатель использовал в своем произведении так много синонимов? (Чтобы оно было более ярким, образным и интересным).

Вы, ребята, тоже постарайтесь, когда вам придется рассказывать о чем-либо, использовать в своей речи не одно слово, а разные, но с одним значением (синонимы).

Задание 6. В отрывке из рассказа «Свидание И.Тургенева, который в книге для чтения «Осенний день в березовой роще», содержатся очень интересные синонимы к слову «шум».

«Листья чуть шумели над моей головой; по одному шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, но долгий говор лета, не робкое и холодное лепетание поздней осени, а едва слышная дремотная болтовня».

После разбора значений новых слов, встретившихся в тексте, учитель дает задания.

-        Прочитайте текст еще раз и найдите отрывок, в котором списывается,
какие звуки услышал автор в роще?

В прямом или переносном значении употреблены слова «трепет, шушуканье, говор, лепетание, болтовня» в тексте? (В отрывке они употребляются в переносном значении, так как шушукаться, болтать и т.д. могут только живые существа).

-        Какое общее значение имеют эти слова в тексте? (Общее значение -
шум).

Весной, когда листочки на деревьях еще очень маленькие, их шум очень тихий, легкий, похожий на шушуканье. Летом густые кроны деревьев, покачиваясь, создают шум, похожий на долгий говор, будто деревья беседуют о чем-то важном. Осенью листья начинают опадать, и их долгий говор переходит в слабый, чуть слышный, робкий, как лепетание, шумок.

-        Каким словом близким по значению можно заменить слово «шум»
листвы? (шелест).

Задание 7. При работе над синонимами необходимо выработать у третьеклассников умение грамотно употреблять в речи средство межфразовой связи, как синонимическая замена.

-        Подберите слова близкие по смыслу к слову «хитрая».
Составляется синонимический ряд - хитрый, проворливый, лукавый,

плутоватый.

-        При описании, какого животного можно употребить эти слова?
Читается записанный на доске текст.

«Хитрая лиса».

«Нет более хитрого животного, чем лиса. Она может обмануть и голодного волка и охотника. Хитрая лиса живет в норе и для многих животных является врагом».

Вопросы после прочтения текста «

1. Какой недостаток вы заметили в этом рассказе о лисе?

2. Часто ли повторяется слово «хитрая» и как устранить этот
недостаток? (заменить синонимами)

3. Спишите текст и замените слово «хитрая», где это нужно,
словами, которые записаны на доске

Опорой для третьеклассников при работе над синонимами послужит своеобразная памятка «Узелки на память», которую мы разработали.

«Узелки на память» (о словах-синонимах).

1. Слова, близкие по значению, - синонимы, они по-разному называют один и тот же предмет (горе, печаль), один и гот же признак (горестный, печальный), одно и то же действие (горевать, печалиться).

2. Синонимов в одном ряду может быть два, три, и больше
(горестный, печальный, невеселый, грустный), (тайный, секретный,
потайной).

  1. Чтобы не повторять одно и то же слово каждый раз, нужно
    использовать в речи синонимы
  2. Чтобы правильно употреблять синонимы в речи, нужно точно знать
    различия в оттенках значений слов-синонимов.
  3. Чем больше человек знает слов-синонимов, тем точнее он выражает
    свою мысль.        

           В разделе «Устное народное творчество» большое число пословиц построены на противопоставлении и в них включены антонимы. Например:

Что можно сделать сегодня, не откладывайте на завтра.

Умный себя винит, глупый своего товарища.

Весной сверху печет, а снизу - морозит.

Работая над пословицами, учитель отмечает, что эти короткие высказывания - есть образец народной мудрости. В своих мудрых высказываниях народ очень точно отмечал и людские достоинства и людские пороки, очень противопоставлял их друг другу

  1. Как вы думаете, с какой целью? (Чтобы люди могли ясно увидеть,
    что хорошо, а что плохо).
  2. Как вы понимаете основную мысль пословицы: ученье свет, а не
    ученье – тьма? (будешь учиться, будешь много значь, и наоборот).
  3. Какие два  явления  противопоставляются в этой пословице, что
    лежит в основе противопоставления? (свет и тьма).
  4. Найдите еще пословицы, в которых бы противопоставлялись свет и
    тьма.
  5. Или, какая мысль заключена в пословице: весной сверху печет, а
    снизу морозит. (Нельзя полагаться на весеннее тепло. Хоть солнце и
    припекает, но земля еще холодная).

           - Есть ли в этой пословице противоположные но смыслу слова? Назовите их. (Сверху - снизу, морочит - печет).

Что же противопоставляется с помощью этих слов? (противопоставляются дна признака весны: тепло, идущее весной от солнца и холод, мороз - от земли).

С какой целью дается это противопоставление? (Чтобы можно было ярче представить себе особенности этого времени года, изменчивость и обманчивость весны).

Кроме того, противопоставления добра и зла, прекрасного о безобразного содержатся в русских народных сказках. В сказках очень четко разделены добро и зло, хорошее и плохое.

Работая над антонимами, мы использовали памятку, которая называется «Узелки на память».

«Узелки на память» (о словах-антонимах).

  1. Слова с  противоположным значением называются антонимам»,
    например: щедрый-скупой, щедрость-скупость, расщедрился-поскупился.
  2. Противоположными по значению могут быть не только слова с
    разными  корнями  (плюс-минус, юноша-старик, дружба-вражда), по и
    однокоренные слова (ушел-пришел, счастье-несчастье, одеваться-
    раздеваться).

3. Не нее слова имеют противоположные им по значению слова (антонимы). Их нет, например, у слов: стул, обои, кровать, газета, т.е. слов имеющие только одно значение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методические основы организации работы над словарным составом русского языка

Слайд 2

Главные задачи задача обогащения словаря учащихся; задача активации словаря.

Слайд 3

Степень значимости Речевая среда в семье, среда друзей; Речевая среда: книги, газеты, радио, телевидение; Учебная работа в школе (учебники, речь учителя); Словари, учебники.

Слайд 4

Система заданий, ориентированных на активное участие детей. Задание №1. Объедини слова в группы. Объясни, по каким признакам произошло объединение: стрела, пчела, крокодил, щука, коршун, жук, бабочка, яхта, воробей. Задание №2. найди лишнее слово. Объясни почему: стул, диван, кровать, тарелка. Задание №3. назови как можно больше слов, обозначающих то, что может: идти, лететь, спать. Задание №4. назови слово по его значению: детёныш собаки (щенок),лиственное дерево с белой корой (берёза), фрукты и ягоды, сваренные в сахарном сиропе (варенье), помещение для стоянки и ремонта автомобиля (гараж).

Слайд 5

Самостоятельное осознание синонимических отношений. Прочитать текст, найти слова близкие по смыслу. Сравнить два текста. К выделенным словам из первого текста найти близкие по значению слова из второго текста. Объединить слова близкие по значению. Выбрать слова- синонимы, сгруппировать их. Работа с толковым словарём. Объяснить значение выделенного слова. Подобрать к прилагательным-синонимам подходящие существительные. Расположить синонимы по возрастающей или убывающей степени какого-либо признака.

Слайд 6

Осознание антонимических отношений, направленных на: Выявление слов с противоположным значением и осознание сущности лексического явления антонимов; Самостоятельный подбор антонимов; Знакомство с устройством и содержанием словарей антонимов; Формирование умения использовать антонимы в речи.

Слайд 7

1.Отгадай загадку. Бывает он и в холод, Бывает он и в зной, Бывает он и добрый, Бывает он и злой. В открытые окна Неожиданно влетит То что-то прошепчет, То вдруг загудит. Притихнет, умчится, Примчится опять, То вздумает по морю Волны гонять…

Слайд 8

2. Найди слово с противоположным значением. Трус умирает сто раз, смелый – живёт вечно. Хороша вещь, когда новая, а друг старый. В умной беседе ума набираешься, а в глупой – свой растеряешь. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Слайд 9

3.Подвери антонимы и составь с ними предложение. Холод, ночь, смелый, высокий, твердый, добро, верх, спокойный. (проверь свои ответы по «Словарю антонимов»)

Слайд 10

Подбери антонимы и запиши их в свой «Словарик синонимов и антонимов». Дружба – отнимать - Мир – засыпать - Плюс – нагревать- Радость – родиться - День – помогать - Правда – ложиться - Белый – удаляться -

Слайд 11

5.Правильно ли подобраны антонимы? Дайте правильные ответы. На тарелке лежало два яблока: одно зеленое, а другое – кислое. У бабочки крылья большие, а у стрекозы – прозрачные. У стрижа хвост короткий, а у ласточки – красивая шея. Лист клена резной, а лист рябины – зеленый.

Слайд 12

6.Подбери антонимы к прилагательному «легкий» Легкий чемодан –тяжелый чемодан; Легкий мороз – сильный мороз; Легкая задача – трудная задача.

Слайд 13

Из каких частей состоит толкование слова? Во – первых, само слово. Во-вторых,- какая часть речи. В – третьих, объяснение значения, то есть само толкование. В – четвертых, примеры употребления слова в речи, в предложении.

Слайд 14

так и вы составляйте свои словарики!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексическая работа на уроках русского языка и литературы 5-8 кл

Изучение лексики в школе очень важно, оно имеет как познавательные, так и практические цели.  Развивают эстетический и языковой материал. Изучение лексики помогает учащимся овладеть богатством ро...

СЛОВАРНАЯ (ЛЕКСИЧЕСКАЯ) РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.

Задачи преподавания русского языка в школе заключаются в том, чтобы научить учащихся содержательно, логически последовательно, грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме , для чег...

Лексическая работа на уроках русского языка

Материал для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы....

«Лексика. Лексические средства выразительности» Урок русского языка в 5 классе

v Цели урока: закрепить понятие «лексика»v совершенствовать навыки использования полученных знаний, формирование метапредметных, регулятивных и коммуникативных УУДv научить подбирать к словам синонимы...

Лексическая работа на уроках английского языка в аспекте требований ФГОС

Центром общения всегда является передача мысли для выражения которой нужно не только знать слово, но и владеть им. Данное обстоятельство обуславливает актуальность решения проблемы эффективного развит...

«Лексическая работа на уроке английского языка в аспекте требований ФГОС»

СТАТЬЯ НА ТЕМУ «Лексическая работа на уроке английского языка  в аспекте требований ФГОС»...