Слова состояния.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Урок усвоения новых знаний, на котором новая информация не дается в готовом виде: учащиеся путем наблюдений, сравнения, сопоставления сами делают выводы. Используется технология развития критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slova_sostoyaniya.doc | 58.5 КБ |
prilozhenie_slova_sostoyaniya.ppt | 1.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок усвоения новых знаний в 6 классе.
Слова состояния.
Цель: познакомить учащихся с новым понятием «слова состояния», учить отличать слова состояния от других частей речи.
Задачи:
учить самостоятельно делать выводы, используя метод наблюдения;
развивать навыки составления концептуальной таблицы;
совершенствовать навыки работы с учебником, применяя инсерт;
совершенствовать навыки построения ответа-рассуждения;
учить видеть выразительность слова и красоту живописи
Ход урока.
I. Повторение и закрепление знаний.
1) Устный диктант по теме: «Правописание наречий» с использованием сигнальных карточек: «С» - слитно, «Р» - раздельно, «Д» - через дефис (Двое получают индивидуальные задания).
Нырнуть вглубь, войти в глубь леса, по новому мосту, работать по-новому, сделать точь-в-точь, идти бок о бок, лететь навстречу, на встречу с другом, встретили по-русски, по русскому обычаю, было давным-давно, начать сначала, с начала года.
2) Индивидуальная работа по карточкам.
_______________________________________________________________
Карточка №1
Раскрыть скобки.
Идти (по)прежнему пути, тосковать (по)настоящему делу, (по) настоящему отдохнуть, думать (по)своему, (по)своему плану, (во)время урока, прийти (во)время.
_________________________________________________________________
Карточка № 2.
Разобрать предложение по членам, объяснить правописание наречий
Неохотно и несмело3 солнце смотрит на поля.
__________________________________________________________________
3) Коллективная работа с классом. Запись предложения с объяснением орфограмм. Синтаксический разбор предложения.
Легко дышится после дождя!
- Почему в предложении нет и не может быть подлежащего? (сказуемое - безличный глагол).
II. Работа по новой теме.
- Сегодня нам предстоит встретиться с новым понятием, с новым словом. А чтобы встреча состоялась, нам необходимо повторить знания о частях речи. Отступите одну строчку для записи нового понятия, мы постараемся добыть новые сведения без обращения к учебнику. Учебник понадобиться для проверки собственных выводов.
1) Проблемный вопрос: «Одинаковой ли частью речи являются выделенные слова?»
Утро сегодня радостно.
Глаза светились радостно.
Учащиеся ставят вопросы к словам, определяют синтаксическую роль. Делаем выводы: в первом предложении радостно - прилагательное, во втором - наречие.
Закрепляем знания:
- По каким признакам мы отличаем наречие от кратких прилагательных?
- Ваши ответы внесем в сравнительную таблицу.
Примечание. Если у ребят есть опыт работы по составлению концептуальной таблицы, такая работа не займет много времени. Если такая работа проводится впервые, целесообразно предложить готовую таблицу и заполнить последнюю графу
Линия сравнения | Объекты сравнения | ||
Прилагательное радостно | Наречие радостно | Незнакомец | |
каково? | как? | ||
изменяется по родам, числам, падежам. | не изменяется | ||
есть | нет | ||
радостно | радостно |
- Определите линии сравнения.
Учитель дополняет, возможно, корректирует предложения детей. Заполняется графа «Линии сравнения».
Линия сравнения | Объекты сравнения | ||
Прилагательное радостно | Наречие радостно | Незнакомец | |
вопросы | каково? | как? | |
морфологические признаки | изменяется по родам, числам, падежам. | не изменяется | |
морфемные признаки | есть | нет | |
синтаксические признаки | радостно | радостно |
2) Представление Незнакомца.
- А сейчас я хочу представить вам необычное слово, нам пока незнакомое, но очень похожее на известные части речи.
На душе у ребят радостно.
- Давайте сравним слово с известными частями речи. Дополним таблицу.
По ходу заполнения таблицы учитель задает наводящие вопросы. Выводы записываются в таблицу.
- Задайте вопрос к новому слову. В чем необычность?
- Попробуем изменить слово в предложении: «На душе у ребят радостно». Изменяется ли оно?
- Будет ли у слова окончание?
- Постарайтесь определить синтаксическую роль.
- Проверьте себя
Линия сравнения | Объекты сравнения | ||
Прилагательное радостно | Наречие радостно | Незнакомец радостно | |
вопросы | каково? | как? | как? и каково? |
морфологические признаки | изменяется по родам, числам, падежам. | не изменяется | не изменяется |
морфемные признаки | есть | нет | нет |
синтаксические признаки | радостно | радостно | радостно |
- Запишите признаки нового слова.
- Сделаем выводы: что же общего у нашего Незнакомца с известными частями речи?
- А что же отличает его от других слов?
3) Сравнительный анализ предложений
Утро сегодня радостно.
На душе у ребят радостно.
- Чем различаются предложения? (Во втором нет подлежащего)
- Попробуем подобрать подлежащее. Сделаем выводы. (Не может быть подлежащего).
- Вспомните, при изучении какой части речи мы уже встречались с подобными конструкциями?
- С какой частью речи схоже наше слово? (с безличными глаголами)
- Мы уже много узнали о нашем Незнакомце, но давайте проверим себя по учебнику, узнаем, что же за слово перед нами.
III. Работа с учебником § 120.
1) Самостоятельное чтение материала с использованием инсерта, маркировки текста значками (Слайд 8):
- уже знал
+ новое
- думал иначе
? есть вопросы
2) Беседа:
- Как же называется новое слово? Запишите на пропущенной строчке.
- Какие значки вам пригодились?
- Что мы с вами выяснили и без учебника (уже знал)?
- Что нового? Что дополняет учебник к нашим наблюдениям (новое)?
IV. Закрепление знаний.
1) Тест. Какими частями речи являются выделенные слова в предложениях? Соотнесите предложения и названия частей речи (слайд 9)
1. Цветущее дерево красиво.
2. В лесу весной красиво.
3. Красиво плывут облака.
а) наречие, б) прилагательное, в) слово состояния
Ответ: 1- б, 2- в, 3- а.
2) Связный ответ - рассуждение: «Докажите, что в предложении «В лесу весной красиво» использовано слово состояния. Приведите не менее двух аргументов»
3) Работа с художественными текстами. Выразительное чтение стихотворений А. Твардовского «Утро» и Б. Слуцкого «В городе и за городом» (упражнение 553 и 561, по вариантам). После выразительного чтения проверяем задания:
К упражнению 553:
-Что обозначает слово состояния светло? Каким членом предложения является?
К упражнению 561:
-Какие слова состояния нашли? (освещенней, светлей, голубовато, зелено, багряно, розово).
- Почему в этом тексте так много слов состояния?
- Какая картина рисуется? Какую роль играют слова состояния в тексте?
VI. Рефлексия
Д/з Творческая работа. Сочинение-миниатюра «Весна в нашем городе!» с использованием слов состояния
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
- Одинаковой ли частью речи являются слова? Утро сегодня радостно. Глаза светились радостно. Задайте вопросы Попробуйте изменить Определите синтаксическую роль
- Определите линии сравнения Линии сравнения Объекты сравнения Прилагательное радостно Наречие радостно Незнакомец каково? как? изменяется по родам, числам, падежам. не изменяется есть нет радостно радостно
-Сравните слово радостно из предложения «На душе у ребят радостно » с известными частями речи. Заполните последнюю графу таблицы Линии сравнения Объекты сравнения Прилагательное радостно Наречие радостно Незнакомец радостно вопросы каково? как? морфологические признаки изменяется по родам, числам, падежам. не изменяется морфемные признаки есть нет синтаксические признаки радостно радостно
- Проверьте себя. Линии сравнения Объекты сравнения Прилагательное радостно Наречие радостно Незнакомец радостно вопросы каково? как? как? и каково? морфологические признаки изменяется по родам, числам, падежам. не изменяется не изменяется морфемные признаки есть нет нет синтаксические признаки радостно радостно радостно
- Заполните таблицу. На душе у ребят радостно Сходные черты прилагательное наречие безличный глагол ? ? ? ? ? ?
Проверьте себя На душе у ребят радостно Сходные черты прилагательное наречие безличный глагол Каково? Как? Сказуемое без подлежащего сказуемое Не изменяется Нет
- Самостоятельно прочитайте § 120, используя значки. ٧ уже знал + новое - думал иначе ? есть вопросы
Соотнесите название частей речи и предложения 1. Цветущее дерево красиво. А) наречие 2. В лесу весной красиво. Б) прилагательное 3. Красиво плывут облака. В) слово состояния
Весна в нашем городе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по русскому языку с применением ЭОР "Слова категории состояния" 7 класс
План-конспект урока по русскому языку 6-7 класс "Слова категории состояния" с применением ЭОР и ЦОР....
Слова категории состояния
Конспект урока русского языка . 7класс. УМК под редакцией Ладыженской.Слова категории состояния....
Изучение синтаксических конструкций с простыми сравнительными формами наречий, слов категории состояния, имён прилагательных на примере литературного материала
Наречие, категория состояния, имя прилагательное в произведениях О. Мандельштама....
Сказочная срана беспризорных слов (Урок-путешествие по теме "Слова категории состояния")
Урок-путешествие по теме "Слова категории стстояния"....
«Слова на «о»: наречие, краткое прилагательное, краткое причастие, слова категории состояния».
Цель урока: научиться различать в предложении наречия, краткие прилагательные, слова категории состояния....
Слова категории состояния; их значение, морфологические особенности и синтаксическая роль в предложении . Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи.
Маршрутный лист дистанционного урока...
Степени сравнения наречий, их образование. Распознавание морфологических омонимов: прилагательных, наречий, слов состояния. Морфологический разбор наречия
Маршрутный лист дистанционного урока...