Внеклассное мероприятие по русскому языку «Почему мы так говорим?»
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Куракина Ольга Васильевна
 "Родной язык - величайший наставник", - звучат непреложной истиной слова великого педагога К. Д. Ушинского. Действительно, язык и до школы, и в школе обогащает и развивает духовный мир ребенка, приобщает его к нравственным нормам жизни, к традициям и воззрениям народа. Внеклассные мероприятия по русскому языку позволяют  привить навыки практической русской речи, вызвать интерес к предмету. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 30557.docx49.8 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку

«Почему мы так говорим?»

(праздник фразеологизмов)

План

 

1.     В чем силы фразеологизма.

2.     Игра «Кто быстрее».

3.     Конкурс «Найди пару».

4.     Игра «Поле чудес».

5.     Супер  игра для победителей предыдущих конкурсов.

6.     Награждение знатоков русского языка.

 

 

 Нет слова, которое было бы так замашисто,

бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца,

так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

                                                                               Н. В. Гоголь.

I. ВЕДУЩИЙ:

Русский язык очень богат фразеологизмами. Так, например, только с одним словом рука имеется более пятидесяти фразео логических оборотов. Вот некоторые из них:

Валится из рук          — «не клеится, не работается»;

голыми руками взять           — 'легко одолеть';

дать по рукам            —'наказать, отучить;

дать руку на отсечение        —'поручиться';

из рук в руки —'непосредственно';

как без рук     —'беспомощно';

легкая рука    —'удачное начало';

мастер на все руки  -'умелец';

не покладая рук        —'неустанно';

подать руку   —'помочь'.

Приведенные примеры показывают, что фразеологизм и сло во могут соотноситься по своему лексическому значению как синонимы.

 

Задания для учащихся проецируются на экран.

 

  1. Просмотрите сценку и ответьте на вопросы. (Выступление участников театрального кружка «Теремок»). 

 

Поссорились на перемене ребята. Один кричит: — Я тебе покажу, где раки зимуют!

А второй ему:

—Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!

Тут подбежал к ребятам дежурный и давай их расталки вать. А они на него напустились:

- Все, следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами!
А дежурный вдруг как крикнет:

- Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки!

- Какие такие загадки? — удивились ребята и разжали ку лаки.

- А   вот  какие,  слушайте!   Первая:   «Где  раки- зимуют?» Вторая: «Кто из своей кожи   вылезет?»   Третья:   «Кто   спит   с открытыми глазами?»

                                                                                                          (Н. С л ад ков.)

2. Заменить фразеологические обороты словами-синонимами:

В час по чайной ложке; рукой подать; кривить душой; пове сить нос; себе на уме; гонять лодыря; во все лопатки; раз, два и обчелся; куры не клюют; кожа да кости.

Слова для справок. Быстро, мало, лгать, много, мед ленно, худой, близко, хитрый, бездельничать, грустить.

 

II. Игра «Кто быстрее?».

Подобрать по десять (можно  больше) фразео логизмов с общим для них словом (существительным).


 
 

Нос

Задирать (задрать)  нос;.

вешать (повесить)  нос;

водить за нос;

зарубить на носу;

встретиться носом к носу;

клевать  носом;

не видеть дальше своего носа;.

бояться нос показать;

не показывать носа;

остаться с носом;

держать нос по ветру.

 

Глаз

Мозолить глаза (кому-нибудь);

хлопать глазами;

говорить в глаза (кому-нибудь, что-нибудь);

пускать пыль в глаза (кому-нибудь);

глазом не моргнуть;

с глазу на глаз;

хоть  глаза  выколи;

смотреть чужими глазами;

открыть   (кому-нибудь) глаза;

как бельмо на глазу.

 

Нога

Унести ноги;

встать на ноги;

встать с левой ноги;

 потерять почву под ногами;

падать с ног; сбиться с ног; путаться под ногами;

ног под собой не чуять,

-одна нога здесь, другая там.

 

Язык

Язык проглотил;

прикусить язык;

найти общий язык;

сорваться с языка;

язык не поворачивается;

развязать  язык;

не сходить с языка (у кого-нибудь);

острый на язык;

язык до Киева доведет;

тянуть .за язык (кого-нибудь),

держать  язык   за  зубами.

 

 

Голова

Человек с головой;

морочить голову (кому-нибудь) ;

вскружить голову;

потерять голову;

не сносить головы;

отвечать головой (за что-нибудь, перед кем-нибудь);

как снег на голову;

голова идет кругом;

свалить с больной головы на здоровую;

постоять головой (за что-нибудь) .

Зуб

Говорить сквозь зубы;

иметь зуб;

зуб на зуб не попадает;

в зубах навязло;

положить зубы на полку;

ни в зуб ногой,

скалить зубы;

попасть на   зуб (кому-нибудь);

зубы заговаривать.


  

III. 1.  «Найди пару». Из данных идиом составьте антонимичные пары:


хоть иголки собирай

заваривать кашу

по чайной ложке

коломенская верста

чуть свет

повесить нос

жить душа в душу

сидеть сложа руки

ни зги не видно

воспрянуть духом

на ночь глядя

от горшка два вершка

как кошка с собакой

одним духом

расхлебывать кашу

не покладая рук


 
 2. На плакате — надпись: «Запишите по одной идиоме, связанной с этими представителями   животного   мира»  — нарисованы комар, мышь, свинья, курица,  кот, рак, бык.

В своих ответах ребята называли такие идиомы:

как мышь на крупу, кот наплакал, когда на горе рак свистнет, брать быка за рога, комар носа не подточит, метать бисер перед свиньями,  носиться как курица с яйцом и т. п.

 

IV. Игра «Поле чудес».

 

Ведущий объявляет условия игры: на игровом поле лежат разные предметы (камень, горошек, ступа, решето, шляпа, рог, лыко), крутится вертушка. Играющий должен назвать фразеологизм, содержащий название предмета, на который указала стрелка вертушки.

 

V. Суперигра.

 

Игрокам предлагаются четыре картины. На первой изображен ве селый чертик и подпись: у черта на кулич ках; на второй — древнегреческий воин с сияющей пяткой и подпись: ахиллесова пя та; на третьей — буква «ять» и подпись: знать на ять; на четвертой — несколько насекомых и подпись: показать кузькину мать. Участники суперигры должны объяс нить значение и происхождение выражений у черта на куличках, ахиллесова пята, знать на ять, показать кузькину мать.

Варианты ответов:

У черта на куличках — очень далеко. Пер воначальное значение выражения «где-то далеко в лесу» Кулички, кулига — расчищенная лесная поляна.

Ахиллесова пята — уязвимое место. Мать Ахилла богиня Фетида держала сына за пятку, окуная в воды волшебной реки, чтобы сделать его неуязвимым. Лишь пятка Ахилла не коснулась воды. А убит он был стрелой в пятку.

Знать на ять — знать очень хорошо. «Ять», буква в дореволюционном русском алфавите, произносящаяся, как «е». Тот, кто писал пра вильно слова с «ять», считался грамотным челове ком.

Кузькина мать (показать кузькину мать) — жестоко наказать. Кузька — небольшой хлебный жучок, безобидный на вид, но очень прожорли вый. Считался бичом крестьян: налетал на хлеб ные злаки и высасывал молодые зерна.

 

VI.

Подведение итогов, награждение победителей – активных участников игр и конкурсов.

Интеллектуальная игра-конкурс (внклассное мероприятие по русскому языку для 5 класса)

Игра -конкурс по русскому языку предназначен для учащихся 5 класса.Можно провести как на уроке, так и во внеурочное время.С помощью игры можно проверить степень овладения программным материалом, развивать познавательный интерес к предмету

Цели мероприятия:

  1. с помощью интеллектуальной игры проверить степень овладения программным материалом учащимися 5-х классов;
  2. развивать познавательный интерес к русскому языку;
  3. воспитывать навык взаимодействия во время игры в группе (команде).

ХОД ИГРЫ:

Учитель:

Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наше соревнование поможет вам найти много чудесного и таинственного, что прячется за словом русский язык.

Вот начнется состязание сейчас,

Вот болельщики, а вот жюри,

Путь к победе труден, что ни говори,

Нам доверено с тобой

Провести удачно бой,

Чтоб находчивость и знания проверить.

Конкурс 1 – Разминка.

Я уверена, все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Сейчас чтобы немного размяться мы будем их вспоминать. (Ведущие зачитывают начало пословицы, а команда должна продолжить. За верный ответ- 1балл.)

1 Что посеешь, … (то и пожнешь).

2 Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).

3 Кончил дело – … (гуляй смело).

4 Волков бояться – … (в лес не ходить).

5 С кем поведешься – … (от того и наберешься).

6 Как аукнется – … (так и откликнется).

7 За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).

8 Тяжело в учении – … (легко в бою)

9 Любишь кататься - …(люби и саночки катать)

10 Учение – свет, … ( а неученье тьма)

Конкурс 2 «Фонетический»

1.  Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону?

2.  В имени какого богатыря гласных больше, чем согласных?

Ведущий раздает карточки с заданием.

(Илья Муромец, Алеша Попович)

3. Продолжаем нашу фонетическую разминку.

Команде необходимо найти слово, в котором есть звук [ с ]

(слушать, просьба, синий, косьба, сиять, синеть)

Ответ: слушать.

Конкурс 3 «Остров Антиподов».

Мы попали на остров Антиподов. Здесь живут люди, которые говорят не так, как мы, а наоборот. Что это значит?

А вот что! Каждое слово они понимают с точностью до наоборот. Например, как вы думаете, что означает такая фраза: С бездельем утопишь слона в поле

.Оказывается, что так на острове Антиподов звучит известная пословица:

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Наши команды сейчас займутся переводом на наш родной язык известных фраз, пословиц или поговорок, а может и загадок.

(На карточках)

1 команде:

Потеряй 1 копейку и не потеряешь 1 врага.

(Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей)

Идет юноша из светлицы и хвост под домом.

(Сидит девица в темнице, а коса на улице.)

2 команда

Ненавидишь гулять пешком, и ненавидь и велосипед толкать.

(Любишь кататься – люби и саночки возить).

Упала тыква, можно выплюнуть.

(Висит груша, нельзя скушать.)

Конкурс 4 «СЛОВА-ЗМЕЙКИ».

1. На доске слова: 1-ой команде - КОМ, 2-ой команде - СОМ.

Члены команд (один за другим) подходят к доске записывают каждый по слову (существительные - единственного числа, именительного падежа), начинающиеся с последней буквы слова, написанного предыдущим учеником. Например: ком-мак-колба-…

Через 3 минуты жюри производит подсчет слов. Каждое слово – 1 балл.

На доске слова: 1-ой команде - КОМ, 2-ой команде - СОМ.

2. Ваша задача состоит в том, чтобы быстрее написать по 5 слов, начинающихся с буквы, входящей в это слово.

С – сокол, сито, сосна, старик, сарай и т.д.

О – облако, осень и т. д.

В – вилка

А – арфа

Конкурс 5 «СОБЕРИ СЛОВА».

Соберите слова, которые спрятались в других словах. За каждое слово 1 балл

1-ой команде. (На карточках)

1) Приставка в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень в слове СНЕЖИНКА, суффикс –ЛЕСНИК, окончание – УЧЕНИКИ ( подснежники)

2) Корень в слове – МОЛОДОЙ, суффикс – ПАЛЬЦЫ, окончание – ТРАВЫ (молодцы)

2-ой команде.

1) Приставка в слове ЗАХОД, корень - ГОРОДА, суффикс – СТОРОНКА, окончание – ЗИМА (загородка)

2) Корень в слове – ДВОРНИК, суффикс – СТОЛОВАЯ, окончание – ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый)

Конкурс 6 «Словообразовательный»

1. От корня слов так же, как и от дерева, идут новые ростки – однокоренные слова. Чьё дерево ветвистее, та команда получает 2 очка

(Исходное слово: «говор»)

2. За 1 минуту запишите 10 слов, состоящих из 3 букв.

(Победитель тот, у кого больше слов.)
3. Составьте самое длинное слово из букв:
б а д у р з т к ь а в.

Конкурс 7 «Синтаксический»

1. Вы должны правильно написать слова и расставить знаки препинания.

1 команда

1. Язык (до) Киева (до) ведет.

2. Мой сын (–) летчик.

          3. Я побывал в городах (:) Ростове, в Москве, в Киеве.

2 команда 

1. Хорошее слово (до) сердца (до) йдет.

2. Пословица (–) народная мудрость.

3. В корзине лежали ягоды (:) малина, земляника.

2. Составьте предложение, выполнив предварительные действия:

1.     Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.

2.     Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».

3.     Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.

4.     Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».

5.     Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».

6.     Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.

Конкурс 6 «Блиц-опрос»

Команды по очереди отвечают на вопросы ( за каждый правильный ответ – 1 )

1. Часть речи, обозначающая предмет (Существительное)

2. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (Антонимы)

3. Он бывает между корнем и окончанием в слове (Суффикс)

4. Неопределённая форма глагола. (Инфинитив)

5. Изменение глагола по лицам и числам. (Спряжение)

6. Часть слова без окончания. (Основа)

7. Член предложения, отвечающий на вопрос, какой? чей? (Определение)

8. Предложение с двумя грамматическими основами. (Сложное)

9. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы. (Фонетика)

10. Сколько букв в русском алфавите? (33)

Вопросы для болельщиков

Пока команды выполняют задание, у болельщиков появилась возможность помочь своей команде. Предлагаем вам ответить на несколько вопросов:

·        Как правильно сказать?

У рыб нет зуб.

У рыбов нет зубов.

У рыбей нет зубей.

Ответ: У рыб есть зубы.

·        Какую строчку не может прочитать ни один учёный?

Ответ: Строчку, прошитую на швейной машине.

·        В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?

Ответ: Суббота

·        Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом?

Ответ: Именительный падеж

Какую часть слова можно в земле найти? (Корень.)

Каким членом предложения является обращение? (Обращение не является членом предложения.)

Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон…)

Подведение итогов

Внеклассное мероприятие по русскому языку

 Лингвистическая конференция

 «Сколько слов в русском языке?»

 

План

 

1.     Что такое слово.

2.     Выступление учащихся.

            Слова, вышедшие из широкого употребления.

            Заимствованные слова.

            Синонимы.

            Антонимы.

            Слова, совпадающие по звучанию.

            Фразеологизмы.

3. Подведение итогов.

 

 

 

I. Вступительное слово учителя

Слово дано для того человеку,

чтобы свои понятия сообщать другому.

М.  В. Ломоносов.

Народная мудрость гласит: «Слово дано человеку, живот ным — немота». Что  такое  слово? Загляните в толковый словарь. Вы найдете там такое определение слова: это «единица речи, представляющая собой зву ковое выражение понятия о предмете или явлении».

Язык состоит из множества отдельных слов, каждое из ко торых употребляется в речи как самостоятельное целое (едини ца). «Когда мы произносим какое-нибудь слово, — пишет В. Г. Белинский, — то соединяем с ним, в уме нашем, поня тие о каком-нибудь предмете (разрядка моя.— Л. Г.); так, например, произнося слово огонь, мы представляем себе эту стихию, со всеми ее признаками, т. е. светом, жгу честью и горением, хотя бы в то время, как мы говорим, мы и не видели бы огня; когда мы говорим слово лошадь, то пред ставляем себе умственно это животное, со всеми его признаками, т. е. отличительною фигурою, гордою поступью, быстротою бега, хотя бы и не видели перед собою лошади, когда о ней го ворили. Из этого видно, что слова суть не что иное, как услов ные знаки понятий, выражаемых посредством различных соче таний звуков голоса...». Говоря словами К. Паустовского, «для всего, что существу ет в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».

Как известно, все слова языка образуют его словарный состав,   или его   лексику.

Изучая словарный состав, мы узнаем, что одни слова, ранее существовавшие в языке, исчезли, другие появились, третьи изменили свое значение, а некоторые, едва успев появиться, быст ро устарели

 

II. Выступление учащихся.

 

Первый ученик.

 

Так же, как из году в год меняют леса свои листья

— старые падают, — так и сло ва ветшают а гибнут.

Пусть! Но родятся и крепнут, как дети, на смену другие.

                                                                           Гораций.

СЛОВА, ВЫШЕДШИЕ ИЗ ШИРОКОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ

С развитием техники многие орудия труда, вещи и предметы домашнего обихода и общественного хозяйства выходят из упо требления или заменяются другими, более совершенными. А так как язык живет и развивается вместе с обществом, он отражает эти изменения.

Так, например, в далеком прошлом, когда еще не было же лезных дорог, длинные путешествия через всю Россию соверша ли на лошадях, т. е. конным транспортом. Вот что мы находим у А. С. Пушкина: «Долго ль мне гулять на свете то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете, то в телеге, то пешком?» Зна ете ли вы, что представляла собой коляска, кибитка, карета и телега?

Коляска — рессорный четырехколесный экипаж с откидным верхом, кибитка — крытая дорожная повозка; карета — большой крытый четырехколесный экипаж на рессорах; телега — четырех колесная повозка для перевозки грузов конной тягой.

Путешествовали на долгих, т. е. на одних и тех же лошадях ехали до конечной почтовой станции. Почтовая станция называ лась ямом; отсюда — ямщик.

Мы лучше поспешим на бал,

Куда стремглав, в ямской карете

Уж мой Онегин поскакал.

«Дуня села в кибитку гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали».

(А. С. Пушкин.)

ЗАДАНИЯ

 

1. После Октябрьской революции наша страна перешла на новую метрическую систему мер. Установите, что пришло на смену чему и какие слова вышли из употребления без замены.

Километр, метр, пуд, верста, десятина, килограмм,, вершок, аршин , фунт, грамм, гектар.

2. Какие две эпохи отражают следующие слова?

Помещик, лакей, товарищ;   городовой,   милиционер;   гимна зист, школьник; чиновник, служащий.

3. Назовите известные вам пять-шесть слов, вышедших из употребления .

4. Почему указанные ниже слова стали устаревшими?

Кучер,   соха,   крепостной,   подорожная,  лавочник,   поручик,  урядник, пристав, сажень.

 

Второй ученик.

Все народы меняются словами

и   зани мают их друг у друга.
В. Г. Белинский.

ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА

Заимствованные слова есть во всех языках, потому что на роды, общаясь, «меняются словами».

По исследованиям ученых, заимствованные слова в лекси ке современного русского литературного языка составляют 10% всего его словарного состава. В своем подавляющем большин стве иноязычные слова были заимствованы вместе с вещью, яв лением, понятием и т. д. (зонтик — из голландского языка, мар ка— из немецкого, диктор — из латинского, бульвар — из фран цузского) .

Н. М. Шанский пишет, что «взятое извне перерабатывалось в русским языке, подчиняясь законам русской фонетики и грам матики, правилам русского словопроизводства и семантической системы».

При переходе слов из чужого языка в русский происходят процессы освоения. Слова осваиваются: 1) графически, 2) фо нетически, 3) грамматически, 4)лексически.

            Лексическое освоение заимствованного слова — это освоение его значения. Лексически освоенным слово можно считать тогда, когда оно называет вещь, явление, свойственное нашей русской действительности, когда в значении его не остается ничего, что указывало бы на его иноязычное происхождение. Так, например, слово пальто заимствовано из французского языка, но сам пред мет, названием которого служит это слово, так прочно вошел в  быт, что, конечно, не осознается как французская одежда.

            А вот история слова вокзал. Оно появилось в XVIII веке. Не кая дама по имени Джейн Во (Vaux) превратила свою усадьбу на берегу Темзы в окрестностях Лондона в место общественных увеселений и построила там павильон, назвав его «Воксхолл» — зал госпожи Во. Впоследствии так стали называть и другие увеселительные заведения с садами. По примеру лондонского «Воксхолла» такие же сады появились в других городах Евро пы— в Париже, Мюнхене. В конце XIX века «воксхолл» уже значило «концертный зал на железнодорожной станции». Такой зал в Павловске под Петербургом стали называть вокзалом. Когда была построена железнодорожная линия из Петербурга в Павловск, конечную остановку назвали Вокзал. Позднее так стали называть и другие железнодорожные станции России.

 

 

 

ЗАДАНИЯ

 

1.         Укажите  вначале исконно русские слова, затем заимствованные.

Листовка, чистильщик, портфель, люстра, вуаль, парашют, реплика, ландшафт; цирюльник, огнетушитель, зажигалка, мать, сестра, сосна, дуб, шляпа, циферблат, пенсне, кофе.

 

2.         Замените выделенные словосочетания одним  иностранным "словом,  равным   по
значению выделенным словам.

1. Незабываемая картина — торжественный смотр физкультурников на Красной площади. 2. Мама связала теплую фуфайку с высоким воротом. 3. Старший брат получил документ, удо стоверяющий его полномочие как депутата. 4. В нашем районе выстроили помещение для стрельбы в цель.

Слова  для  справок. Свитер, тир, мандат, парад.

 

3.         Определите,   из  какого  языка   пришли   в  русский   язык   выделенные
слова  .

В последнем вкусе туалетом,
Заняв ваш любопытный взгляд
Я мог бы пред ученым светом,
Здесь описать его наряд;
Конечно б, это было смело,           
Описывать мое же дело;
Но панталоны, фрак, жилет
Всех этих слов на русском нет;
А вижу я, винюсь пред вами,
Что уж и так мой бедный слог 
Пестреть гораздо б меньше мог 
Иноплеменными словами,
Хоть и заглядывал я встарь
В Академический словарь.

                                                                                                                    (А.  С.  Пушкин.)   

(Слова панталоны, фрак, жилет заимствованы в XVIII веке из французского языка.)

 

Третий ученик

...Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости,

с которой все выражается на нем...

А. И. Герцен.

СИНОНИМЫ

В языке существуют не только одинаковые по звучанию сло на, обозначающие названия совершенно различных предметов действительности и отношений, но и обратное явление, когда один и тот же предмет, вещь, явление можно назвать различ ными словами, когда для обозначения одного и того же качест ва или действия существует не одно, а несколько слов, сходных но смыслу, но разных по звучанию.

Например, человека, не испытывающего страха, можно назвать смелым и храбрым, а человека, состоящего с кем-либо, по враждебных отношениях, - врагом, неприятелем, противни ком. Сравните: Смелый (храбрый) скачет, а трус плачет. Храб рый (смелый) побеждает, а трусливый погибает. Не верь смеху врага (неприятеля, противника) Недруг поддакивает, а друг спорит. Противник (враг, недруг) силен, пока не повален. (Пословицы.)

Нужно помнить, что тождественных слов в языке почти не существует. Называя одно и то же, синонимы обычно характе ризуют предмет или явление несколько по-разному. Разнообра зие оттенков, свойственных синонимам, требует особого внима ния к выбору нужного слова из синонимического ряда.

 

 

 

ЗАДАНИЯ

 

1. Каждое предложение содержит по два синонима. Укажите, какой из синонимов употреблен для уточнения.

1. Лошадь, старая разбитая кляча, вся в мыле, стояла как вкопанная. (А. М. Горький.) 2. Ах ты, конь мой, конь, ло шадь добрая. 3. Но вместо твердой цели во всем была неяс ность, путаница. (Ф. М. Достоевский.) 4. Одет он был в довольно ветхий, старенький пальтишко, «из  которого уродливо вырос. (Ф. М. Достоевский.) 5. У парадной двери стоит швейцар Марк, старый и дряхлый, одетый в изъеденную молью ливрею (А. П.. Чехов.)

 

.

2. Определите,   на   противопоставлении   каких   слов    строится    данный разговор.(Инсценировка)

- Как кликать-то тебя,  мальчик?

- Андреем зовут меня, дедушка.

- Ну-ка, Андреюшка, вечерять идем.

- Да я уж поужинал, дедушка.

- Али наше угощение хаешь?

-Не браню,  а сыт я, дедушка.

- Ну и ладно, а то бабы бают, что больно гордый ты.

- Что ты, дедушка! Разве можно так говорить? Да и нечем мне гордиться!

-Не знаю я. Намедни на сходе сказывали, что больно  ты строгий.

- Не строгий я, дедушка, а справедливый. А   на   собрании напрасно про меня толкуют.

 

Четвертый ученик.

Русский язык чрезвычайно богат,

гибок и живописен для выражения простых,

естественных понятий,

В. Г. Белинский.

АНТОНИМЫ

Как известно, слова с противоположным значением называ ются антонимами. Антонимы употребляются для большей выразительности, для сопоставления и противопоставления. «Основой антонимии является наличие в значении слова ка чественного признака, который может возрастать или убывать и доходить до противоположного... Многозначность слов обус ловливает наличие у одного и того же слова не одного, а не скольких антонимов» (низкий забор — высокий забор, низкий поступок — благородный поступок). Различают словарные ан тонимы и антонимы контекстуальные.

 

Вопросы и задания

 

1. Объясните значение антонимов в данных пословицах.

Правой рукой строит, а левой   разрушает.   Велик   день  для лодыря, а для ударника мал.   Ученье — свет,   неученье — тьма.  Кто хочет много знать,  тому  надо мало  спать.   Корень ученья  горек, да плод его сладок. Сытый голодного не разумеет. Полный  колос к земле клонится, пустой к  небу тянется.

 

2. К каждому выделенному слову отыщите его пару  (антоним), сгруппируйте пары слов-антонимов по частям речи.

Друг, развязать,  длинный, сладкий, убавить,   ложь,  приба вить, недруг, завязать, короткий, правда, горький.

 

3. Могут ли вне текста выделенные слова быть антонимами?

 1. Они сошлись: волна   и камень,                                       2. Дедушка  быстро слезает с седла,

Стихи и проза,   лед   и пламень                                            Внука    сажает   верхом на осла.

Не столь различны меж собой                                               — Ишь ты! — вдогонку кричит пешеход                                                                                                   Маленький едет, а  старый идет.

            (А.  С.  Пушкин.)

                                                                                                          (С. М а р ш а к.)

 

 

 

 

 

Пятый ученик

Борьба за чистоту, за смысловую точ ность,

за остроту языка есть борьба за ору дие культуры.

А.  М. Горький

 

СЛОВА,   СОВПАДАЮЩИЕ  ПО ЗВУЧАНИЮ (ИЛИ НАПИСАНИЮ), НО РАЗНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ

ОМОНИМЫ

Как известно, слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению, называются омонимами.

Вопросы и задания

I. Сравните предложения. Одно ли и то же значение у одинаково звуча щих и одинаково написанных слов?

1.Гляжу я на тебя, дедушка, и думаю: везде-то ты был, весь-то свет исходил.

(Ф. Гладков.)

Шорох   исходил  из  кустов. (М.   Шолохов.)

2.Всю комнату заставил   ме белью. 

Накрапывающий дождь за ставил меня вернуться в палатку,

(В. Арсеньев.)

3. Дед, умер от грудной   жабы.   

На сырой   земле,   как будто прилипнув к ней плоским брю хом, сидела серая жаба.

(М.   Гаршин.)

II. Составьте словосочетания с приведенными омонимами.

Бак

сосуд для жидкости;

 носовая часть верхней палубы.

Бокс

мужская стрижка;

вид спорта;

отгороженная часть помещения   в   лечебных

учреждениях для изолированного содержания больного

Блок

грузоподъемное устройство;

объединение государств, партий, организаций,

группировок для совместных действий.

Гладь

ровная, гладкая поверхность;

вышивка  сплошными,  плотно прилегающими

друг к другу стежками.

Заставлять

принудить кого-то что-нибудь сделать;

загородить, закрыть чем-нибудь поставленным

Кок

вид мужской прически;

повар на судне.

Клуб

общественная организация, объединяющая лю дей определенного круга, профессии для сов местного отдыха — развлечений, занятий спор том и т. п.;

масса чего-нибудь движущегося, летучего, принявшего форму шара.

Кулон

женское шейное украшение;

единица измерения количества электричества.

Среда

день недели;

окружающая обстановка, общество.

Повод

предлог, причина;

ремень, узды.

Свет

лучистая энергия, испускаемая каким-либо телом (горящим, раскаленным и т. п.); земной шар, Земля со всем существующим на ней.

III. Просмотрите инсценировку из рассказа «Овсянка» Н. Сладкова, указите в нем омонимы.

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

 - А у меня дома овсянка!

- Подумаешь, — сказал     Матвей, — у     меня    дома     тоже овсянка.

- Люблю я овсянку! — добавил Сашка.

- И я люблю! — сказал Матвей.

 -Она желтая, красивая такая!

- И вкусная. Особенно с молоком!

- Как    это — вкусная?  Как    это — с    молоком? — удивился Сашка.

- Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.

- Да ты про что говоришь? — всплеснул руками Сашка.

- Как это —про что? Про овсянку! — ответил Матвей.
— Про какую овсянку?

- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

- И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

- Каша песни пела?! — изумился Матвей.

 

Шестой ученик.

 

„.Нет слова, которое быт бы так замашисто, бойко,

так вырвалась бы из-под самого сердца,

так бы кипело я животрепетало, как метко сказанное русское слово.

Н. В. Гоголь.

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

Русский язык очень богат фразеологизмами. Так, например, только с одним словом рука имеется более пятидесяти фразео логических оборотов. Вот некоторые из них:

Валится из рук                                      —'не клеится, не работается';

голыми руками взять                           — 'легко одолеть';

дать по рукам                                                   —'наказать, отучить';

дать руку на отсечение                        — 'поручиться';

из рук в руки                                    —'непосредственно';

как без рук                                            —'беспомощно';

легкая рука                                           —'удачное начало';

мастер на все руки                               - 'умелец';    -

не покладая рук                                    —'неустанно';

подать руку                                          —'помочь'.

Приведенные примеры показывают, что фразеологизм и сло во могут соотноситься по своему лексическому значению как синонимы.

К фразеологическим выражениям большинство ученых относят пословицы, поговорки, меткие и яркие выражения писателей, ученых, общественных деятелей, ставшие крылатыми. Одни из них употребляются в переносном значении. Например, говорят Цыплят по осени считают, когда хотят сказать, что о результатах следует судить по окончании дела. Другие пословицы и поговорки употребляются в прямом значении: Живи для людей, поживут и люди для тебя. Не давши слова — крепись, а давши —держись. Недруг поддакивает, а друг спорит.

 

III. Подведение итогов конференции, награждение самых активных участников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку: «Берегите язык, наш великий русский язык!»

Цель данного мероприятия: дать учащимся представление о позитивных и негативных явлениях в современном русском языке, повысить эффективность работы по развитию речи. С помощью интересных, позавательны...

План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов

Сценарий поможет заинтересовать прекрасным  миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе ФГОС " Школа России" "Лексиколёт - 1" Лексика 5 клВнеклассное мероприяти разработано на основе системно-деятельностного подхода в обучении русскому языку

Внеклассное мероприятие по лексике в 5 классе разработано на снове системно-деятельностного подхода к обучению русскому языку. используются элементы игры. ИКТ. Ребусы. Работа в группах....