Мои уроки.
план-конспект урока русского языка (7 класс) по теме

Каштанкина Светлана Николаевна

Открытый урок - это праздник творчества!

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kinoscenariy.zip1.77 МБ
Файл lingvisticheskaya_pesa..docx40.5 КБ
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_6_kl..doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

Ульяновской области г. Ульяновска.

Русский язык
в 7 классе.

«Как создавать киносценарий по рассказу»

подготовила

Каштанкина Светлана Николаевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории.

г. Ульяновск

 2012 г.

Тема: «Как создавать киносценарий по рассказу».

Цели:

Образовательные:

  1.  знакомство с новым видом работы с текстом – написание киносценария по рассказу;
  2.  развитие умения составлять диалоги, оформлять киносценарий, пользоваться профессиональной лексикой.

Воспитательные:

  1. воспитание интереса к урокам русского языка;
  2. воспитание культуры речи;
  3. воспитание бережного, уважительного отношения к живому;
  4. воспитание культуры работы в группах.

Развивающие:

  1. развитие творческих способностей;
  2. совершенствование  устной  и письменной монологической и диалогической речи;
  3. формирование и закрепление навыков внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную мотивацию поведения.

Форма урока: теле - урок.

Методы обучения: экспериментальный.

Ход урока.

1. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня у нас необычный урок  развития речи.  Его тема - «Как создавать киносценарий по рассказу?» Это урок творческого взаимодействия, потому что  мы  будем равноправными партнерами.  Вместе готовили материал для этого

урока. В итоге вы сами  приняли решение:  какой сценарий создать, как осуществить съемку, как подобрать актеров.

Сегодня же мы выясним: каковы основные  составляющие киносценария, легко ли быть режиссером, оператором,  что главное в их работе, что надо знать, чтобы создать киносценарий.

Написание сценария и будет целью нашего сегодняшнего урока.

Что же такое сценарий?

Сценарий— литературно - драматическое произведение, написанное как основа для постановки кино- или телефильма. Сценарий в кинематографе, как правило, напоминает пьесу и подробно описывает каждую сцену и диалоги персонажей. Иногда сценарий представляет собой адаптацию отдельного литературного произведения для кинематографа, иногда в этом случае автор романа бывает и автором сценария (сценаристом).

2. Актуализация знаний.

– Кто участвует в создании художественной  картины?

– Какие средства кинематографии мы можем использовать для создания картины?

 – Перед работой вспомним основные термины, которые мы сегодня будем использовать.

Кинокадр (от фр. сadre – рама)

Сценарный кадр – изложение содержания и подробное описание снимаемого кадра, происходящего в нём действия, диалогов, а также звукового сопровождения, изобразительного и постановочного решения.

Монтажный кадр – составная часть фильма, содержащая какой либо момент действия.

-А что такое монтаж?

– Это очень важная и ответственная работа. При соединении содержание предыдущего кадра может повлиять на последующий.

План – расположение в пространстве и масштаб изображения объекта в кадре.

По расположению объекта различают:  первый, второй, дальний план.

По масштабу: крупный, средний, общий.

Смена планов – основная форма построения изобразительно-монтажной  композиции сцен и эпизода фильма.

Ракурс – изображение объекта с различных точек зрения как неподвижной, так и   движущейся камерой.

Элементы сценария.

  1. Описательная часть (ремарка или сценарная проза).
  2. Диалог.
  3. Закадровый голос.
  4. Титры.

Описательная часть сценария (ремарка) не нумеруется, границы планов не обозначаются, но на основании авторского решения можно представить себе монтажную последовательность кусков.

Ремаркой называется словесное воплощение непрерывного действия сценария и фильма. Так же как и театральная ремарка (описательная часть в пьесе), сценарная ремарка должна отвечать на вопросы: где?; когда?; кто?; что свершится?; каковы связи данного действия с предыдущим? Но театральная ремарка очень кратка, так как дает лишь необходимый минимум информации, оставляя режиссёру и актёрам простор для импровизации. В то время как сценарная ремарка не просто называет действие, а дает его образно-кинематографическое, литературное прочтение, оставаясь точной и зримой, так как при чтении сценария мы должны видеть действие.

Титр в кино — надпись в фильме; бывают заглавные, или вступительные, промежуточные и заключительные титры, а также внутрикадровые надписи — субтитры, использующиеся при демонстрации кинокартин на иностранных языках, выпускаемых без дублирования. В «немом» кино титры передавали содержание диалога, сообщали об изменении времени и места действия, помогали раскрытию авторского замысла. В звуковом кино сохранили значение преимущественно заглавные и заключительные титры. Также в звуковом кино титры обычно сопровождаются музыкальным оформлением. Часто в качестве музыкального оформления используются саундтреки к тому или иному фильму/телесериалу.

3.  Распределение обязанностей.

Создание спектакля – это творческий, трудоёмкий процесс, в котором участвует большое количество людей разных профессий. Попробуем «примерить» на себя эти роли.

Режиссер интерпретирует сценарий и придаёт отдельным фрагментам кинофильма единство и законченность художественного произведения (режиссёрский сценарий).  Режиссера можно уподобить дирижеру большого оркестра

1 группа – сценаристы.

Важна работа сценаристов: они создают композицию спектакля, определяя, из каких

эпизодов он будет состоять, пишут сценарий к фильму.

2 группа – операторы – постановщики.

3 группа – художники-декораторы.

Важна работа художников-декораторов, которые должны создать обстановку, на фоне которой будет разворачиваться действие спектакля.

4 группа – художники по костюмам.

Художники по костюмам тщательно продумывают детали одежды для актёров, учитывая, когда происходит действие.

5 группа – звукооператоры.

При создании фильма необходимо продумать звуковое и музыкальное сопровождение: шумовые эффекты, музыку.

6 группа – актёры.

Актёры воплощают авторский замысел на сцене, привнося своё  понимание в образ.

4. Вступительное слово о писателе И.С. Соколове-Микитове.

Увлекательные рассказы о русской природе, написанные старейшим советским писателем, давно полюбились юному читателю. Этот сборник - миниатюрная энциклопедия подмосковного леса, в ней рассказывается о всем том, что круглый год живет в лесу: о птицах и животных, о цветах, травах и деревьях.

   Рассказы, помещенные в книге, позволяют нам полней и ярче ощутить многообразие жизни, увидеть красоту леса, разгадать его тайны, лучше понять прелесть родной природы, стать ее другом.

5. Работа над написанием сценария.

 Представьте себе солнечный зимний день (звучит музыка А. Вивальди).

Учитель читает текст упражнения 355 (учебник “Русская речь”).

1) выделение темы и идеи.

- Что главное в киносценарии?

Главное в киносценарии: тема, идея.

Тема: любовь и гуманное отношение ко всему живому.

Идея: тот, кто из беды выручит, навсегда останется другом.

Придумайте название кинофильму.  (Вороненок Яшка.)

2) Круг действующих лиц: охотник, мальчики, Коля.  Дадим всем действующим лицам имена.

Действующие лица.

Минин Анатолий Иванович  – охотник - натуралист, мужчина средних лет, добрый, внимательный, изучает жизнь животных и птиц.

Геннадий Петрович – сосед Ивана Семеновича, мужчина лет 50, заядлый охотник

Коля – главный герой, мальчик 11 лет,  любознательный, добрый,  с чувством юмора, помогает животным и птицам.

Стас – мальчик 12 лет, бойкий и шустрый, общительный и дружелюбный, отлично учится, любит быть во всём первым.

Лёша – мальчик 8 лет, младший брат Коли. Во всём ему подражает.

Наташа – девочка 12 лет, весёлая и добрая, учится с Колей в одном классе, они лучшие друзья.

Воронёнок Яшка – питомец Коли.

3) Композиционная схема рассказа.

- От чьего имени ведется повествование?

(Повествование ведется от лица героя – рассказчика.)

Соколову-Микитову была близка реалистическая основа творчества русских классиков, глубокое знание народной жизни, владение простым, но ярким и образным языком,  любовь к родной земле и ее природе. Описывая события, людей и природу,  он прежде всего пользовался личным восприятием, впечатлением «из первых глаз», его проза исполнена авторским чувством, она очень лирична и изобразительна.

Повествование разворачивается традиционно, как рассказ, воспоминание о прошедшем, за которым может последовать неожиданный переход, нарушающий последовательность событий.

Завязка: возвращение охотника из леса.

Развитие действия: знакомство охотника с ребятами.

Кульминация: смелый вороненок.

Развязка: дружба Коли и вороненка.

Экспозиция: история о выпавшем из гнезда вороненке.

Экспозиция – введение в действие, изображение условий и обстоятельств, предшествовавших непосредственному началу действий.

Экспозиция в конце рассказа знакомит с персонажами, обстановкой, временем  и обстоятельствами действия.

4) Написание диалогов к сценарию. Исследовательская работа с текстом.

На основе какого основного компонента пишут сценарии? (Диалог, полилог)

Как мы оформляем диалоги в сценарии? (Реплики, ремарки).

В тексте диалогов нет, но мы их можем придумать.

Где по смыслу можно вставить диалоги?

“Охотник прислушивался к веселым разговорам ребят”.

“Ребята обступили мальчика и стали кормить ворону”.

“Подойдя, охотник стал расспрашивать ребят”.

Обратить внимание детей на то, что повествование в рассказе ведется от первого лица, в сценарии – от третьего, нужно прослеживать употребление местоимений и глагольных форм.

  1. Групповая работа.
  1. Выступление режиссёра.

Режиссер интерпретирует сценарий и придаёт отдельным фрагментам кинофильма единство и законченность художественного произведения.  Режиссера можно уподобить дирижеру большого оркестра. Он должен уметь руководить людьми, осуществлять контроль, спрашивать с них, заставлять выполнять свои указания, оставаясь при этом в хороших отношениях со всеми участниками кинопроцесса.

  Во время производства кинофильма режиссер руководит не только актерами. Он также дает рекомендации оператору-постановщику, инструктирует основной технический состав, управляет массовками,  решает вопросы, связанные с бюджетом. Режиссер - главное ответственное лицо за все происходящее на съемочной площадке.

  1. Выступление сценаристов.

Важна работа сценаристов: они создают композицию спектакля, определяя, из каких

эпизодов он будет состоять, пишут сценарий к фильму.

В сценарии 4 кадра:

  1. возвращение охотника из леса;
  2. знакомство охотника с ребятами;
  3. смелый вороненок Яшка;
  4. история знакомства Яшки и Коли.
  1. Выступление операторов – постановщиков.

Оператор – постановщик отвечает за качество фотографической съёмки и за «кинематографичность» действия картины. Он воплощает замыслы сценариста и режиссера в зрительные образы – в изображение. Для того чтобы зритель мог испытать нужные режиссеру эмоции, оператор-постановщик, используя знание методов освещения, типов объективов, кинокамер и фотографических эмульсий, придает каждому кадру соответствующие настроение, атмосферу и визуальный стиль. Работая в тесном контакте с режиссером-постановщиком, оператор-постановщик выбирает для каждого плана ракурс съемки, выстраивает композицию, а также схему движения съемочной камеры. Оператор-постановщик также подбирает осветительную аппаратуру, определяет тип и число необходимых для съемки камер. Для достижения желаемого эффекта оператор-постановщик заказывает осветительные приборы, дает указания по организации освещения, и расположению камер на площадке.

Рекомендации оператора.

1 кадр.  Общий план. Зимний лес. Тишина. Сквозь запорошенные снегом деревья  пробиваются лучи света, лес как в туманной дымке. Крупный передний план – охотник с лыжами на плече идет по накатанной снежной дороге.

2 кадр. Камера движется, показывает шумную толпу ребят, выбегающих из школы.  Общий план – ребята, остановившиеся у колодца, на втором плане – охотник, прислушивающийся к веселым разговорам ребят. Камера движется на задний план, показывая  ворон, сидевших на вершине березы. Потом  крупным планом Колю, махавшего шапкой.

3 кадр. Общий план: ребята обступили Колю, достали из сумок кусочки хлеба, ждут ворону. Крупный план – ворона медленно спускается с березы и садится на плечо Коли. Камера движется на задний план, показывая сначала ворон, наблюдавших за смелым вороненком, а потом охотника, тоже с удивлением смотревшего на всё это. 

4 кадр. Общий план: охотник подходит к ребятам и начинает их расспрашивать про вороненка. Камера поочередно крупным планом показывает участников диалога, а потом радующегося вороненка.

  1. Выступление  художников - декораторов.

Важна работа художников-декораторов, которые должны создать обстановку, на фоне которой будет разворачиваться действие спектакля.

Декорации:

  1. зимний лес;
  2. здание школы, недалеко от неё – горка;
  3. береза, на которой сидят вороны;
  4. вдалеке трактор, который чистит снег.
  1. Выступление портретистов -  костюмеров.

Художники по костюмам тщательно продумывают детали одежды для актёров, учитывая, когда происходит действие.

Действие в рассказе происходит зимой. Мальчики в шапках-ушанках, на ногах валенки, одеты  в теплое  пальто.  Наташка в вязаной шапочке и в кроличьей шубке.

Все ребята с портфелями, так как идут из школы.

Охотник тоже тепло одет: теплый ватник, шапка-ушанка, на ногах валенки. За спиной у него лыжи, потому что он не охотился, а ходил наблюдать за  жизнью леса.

  1. Выступление звукооператоров.

При создании фильма необходимо продумать звуковое и музыкальное сопровождение: шумовые эффекты, музыку.

Опишите, какие звуки мы слышим:

Охотник выходит из леса и любуется красотой зимнего дня. (Муз. Вивальди.)

Когда заканчивается урок. (Звонок.)

 На деревенской дороге. (Звук работающего трактора, крики детей, бегущих из школы.)

Когда летит стая ворон. (Карканье ворон.)

В  качестве музыкального оформления используются саундтреки во время показа титров.

  1. Выступление актеров.

Актёры воплощают авторский замысел на сцене, привнося своё  понимание в образ.

Сценарий к рассказу.

Кадр № 1.

Анатолий Иванович: Здравствуй, Петрович.

Геннадий Петрович: Привет, сосед. Как поохотился?

Анатолий Иванович: Я сегодня не охотился. Ходил погулять, подышать свежим воздухом, да понаблюдать за зайцами и лисами. Славный денек сегодня!

Геннадий Петрович: Да, красотища какая! А я вот поохотиться хочу.

Анатолий Иванович: Удачной тебе охоты.

Геннадий Петрович: Спасибо. Надеюсь, мне сегодня повезет. Смотри, сколько снегу намело, все следы видно.

Анатолий Иванович: Ну, бывай, дружище. А то вечером заходи, посидим, поговорим.

Кадр № 2.

Коля: Ребята, пойдемте сегодня с горки кататься.

Стас: Давайте только попозже пойдем, а то мне маме по дому помочь надо.

Леша: Ага, а  мне назавтра много уроков задали. Я сейчас быстренько сделаю и пойдем.

Наташка: А мне можно с вами на горку?

Коля: Конечно, можно.

Наташка: Тогда я побегу и оденусь потеплее.

Стас: Наташ, санки не забудь взять.

Кадр №3.

Леша: Ребята, смотрите сколько ворон, всё дерево облепили.

Стас: Коля, а где наш Яшка?

Коля: Не знаю. Я его сегодня не видел.  Яшка! Яшка!

Наташка: Коля, вот он летит. Какой он хорошенький!

Лёша: Давайте его покормим.

Коля: Я его каждый день кормлю.

Наташка: А сегодня кормил?

Коля: Нет, еще не успел.

Стас: У кого хлеб есть?

Наташка: У меня пирожок остался.

Коля: Давай-ка его сюда, я покрошу.

Лёша: Яшка! Лети скорей. Обедать будешь.

Стас: Ешь, Яшенька, небось проголодался.

Кадр № 4.

Охотник: Что же это за чудо такое? Вороненок вас совсем не боится. Ишь вон, с рук ест.

Коля: Конечно, ведь Яшка наш друг.

Охотник: Как же вам удалось приручить вороненка?

Наташка: Да тут целая история. Коля, расскажи.

Охотник: Расскажи, расскажи, Коля, мне будет интересно послушать.

Коля: Я с удовольствием расскажу. Это было прошлым летом, когда я возвращался из школы. Вдруг заметил маленького вороненка, который выпал из гнезда. Я принес его домой.

Лёша: Коля в сенях избы устроил из палок небольшую загородку. Ведь вороненку тоже  нужен домик.

Коля: Я стал его кормить. Это было интересно. Мы назвали вороненка Яшкой.

Наташка: Это я выбрала ему имя. Правда, хорошее?

Охотник: Да, очень. Ну что же дальше было?

Коля: Вороненок очень скоро ко мне привык, узнавал меня. Когда я подходил к нему, он радостно каркал и махал крыльями.

Стас: Представляете, Коля стал выпускать его на волю, но Яшка всегда возвращался.

Охотник: Неужели никогда не улетал?

Лёша: Нет. Наш Яшка любит полакомиться. Он влетал в открытое окно дома и съедал приготовленное для него угощение.

Наташка: А осенью Яшка присоединился к другим воронам. Мы думали, что он больше не прилетит.

Охотник: А правильно понял, что, увидев тебя, он всегда садится на плечо?

Коля: Конечно.

Стас: Тот, кто из беды выручит, навсегда останется другом.

Охотник: Удивительно! Чудесный у тебя вороненок. Хорошо ты его воспитал.

Коля: Мы его вместе воспитали, да, ребята?

Наташка: А то как же!

Охотник: Доброе у вас сердце, ребята. Берегите себя и своего Яшку. Ну, до встречи. Надеюсь, еще увидимся.

Ребята: До свидания. Приходите кормить Яшку.

  1. Итог урока.

Вы все очень хорошо потрудились. Что вы узнали нового на уроке? Что вам особенно понравилось и запомнилось? Что вам может пригодиться в будущем?

Все творчество Соколова-Микитова, исполненное авторского чувства, всегда адресовалось читателю-другу с надеждой на установление с ним некоей духовной связи. Он считал, что любой писатель должен принести своим читателям радость пробуждения любви к миру и к людям, сделать читателей лучше.

Список использованной литературы.

  1. Горбачев И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003.
  2. Беркалиев Т.Н.  Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы, Спб. 2007.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы.

  1. http://ru.wikipedia.org/ 
  2. classic-online.ru 
  3. ru.wikipedia.org 
  4.  http://sitename.ru




Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

Ульяновской области г. Ульяновска.

Русский язык
в 7 классе.

Лингвистическая пьеса.

подготовила

Каштанкина Светлана Николаевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории.

г. Ульяновск

 2012 г.

Тема: Лингвистическая пьеса  «В гостях у предлога».

Цели урока.

Обучающие:

  1. обобщить знания о предлоге, о его роли в предложении через лингвистическую пьесу;
  2. развитие письменной и устной речи учащихся.

Развивающие:

  1. развивать творческие способности учащихся;
  2. развивать языковые и лингвистические компетенции;
  3. способствовать формированию компонентов информационной культуры;

Воспитательные:

  1. воспитывать уважительное отношение к русскому языку;
  2. воспитывать умение работать в группе самостоятельно.

Оборудование урока:

  1. мультимедийная установка, компьютер, экран;
  2. презентация в MS PowerPoint  «Служебные части речи. Предлог»;
  3. приложение.

Ход урока.

  1. Вступительное слово президента класса.  (Сообщение темы и цели урока.)

Учебная лингвистическая пьеса - профессионально значимый для нас речевой жанр, представляющий собой систему сюжетно взаимосвязанных научно-популярных диалогов, содержащих лингвистическую информацию и сопровождаемых актёрской игрой и сценическим действием.

     Использование лингвистических сказок и рассказов на уроках русского языка поможет   оживить, «очеловечить» слово, показать существование неповторимого, удивительного мира, в котором слово или его части, языковые явления, факты живут, ссорятся, решают свои языковые проблемы, борются с несправедливостью, подчиняются решениям беспощадного Правила.        

Лингвистическая пьеса на уроках  русского языка - это путь в мир неограниченных возможностей слова, в мир строгих законов и закономерностей, в мир любви к своему родному языку

Сказки почитай ты, друг,

 И заполни свой досуг!

 Станешь нравственно богаче

 И писать ты будешь  краше!

Собирайся-ка, народ,  возле сказочных ворот!!!  

Здесь  сказка про Предлог живет.

Автор:

Жил-был могучий Русский язык, и было у него много детей: Фонетика, Орфография, Лексика, Фразеология, Грамматика, Морфология, Орфография, Синтаксис, Пунктуация и Орфоэпия. Каждый правил в своем городе.  Всё дети как дети, а Орфоэпия отличалась особенными талантами и способностями. Она красиво выражалась, правильно ставила ударение.

 Великий и могучий Русский язык, опытом своим умудрённый, решил проверить детей на сплоченность, дать им возможность показать себя и других посмотреть.

Объявил он турнир. Собрал накануне всех своих деток и молвил.

Русский язык:

- Дорогие мои дети, вот и пришёл час показать,  чего вы достигли, в чём выросли, помудрели, пришло время проявить себя. Будьте дружны, сплочённы, в этом и будет победа ваша".

На следующий день дети поехали на турнир. Они были уверены, что их сестра, маленькая Орфоэпия,  не так уж важна в их победе, поэтому не взяли ее с собой. Порадовали дети могучий Русский язык. Но в заключительном задании  необходимо было правильно произнести слова и проявить себя в красноречии.  И только теперь они поняли, что их победа зависит от сестры - Орфоэпии, что без неё они не целая команда, а всего лишь часть. Братья и сестры попросили прощение у Орфоэпии. И вот она  величественно вышла на сцену и с улыбкой на лице  сказала добрые красивые слова, которые наполняли Русский язык своим светом.

Орфоэпия:

 - Каждый язык уникален, но уникальность его не в том, что он считает себя лучше другого, а в том, что он целый, наполненный дружбой людей - его носителей, сплочёненный  и чувственный к прекрасному в каждом его слове".

Учитель: 

- Ребята, давайте поприветствуем Орфоэпию и покажем, как мы ее ценим и уважаем.

  1. Орфоэпический диктант.

Пишем мы диктант словарный,

Выделяем слог ударный:

Правильное ударенье

ЗакрепИт наше уменье.

Задание: запишите слова и правильно расставьте ударение.

Торты, атлет, дремОта,  кремЕнь, каталОг, жалюзИ, бАнты.

Сначала  на кусочки режьте.        Со спортом дружен много лет,

А следом – открывайте рты –        Он выносливый атлЕт.

И с наслажденьем ТОрты ешьте!

Ошибкой будет Есть тортЫ!

Этот камень очень сильный        Как работать неохота -

И достаточно красивый.        Одолела нас дремОта.

Бей его хоть целый день.

Не расколется  - кремЕнь.

Чтоб скорей в библиотеке

Отыскать ты книгу смог,

В ней бывает картотека,

Специальный каталОг.

                                                                                 

   Если есть в тебе таланты,                       Солнце. Жарко. Привези

  Завяжи на праздник бАнты.                   Нам для окон жалюзИ.

  Без талантов если ты,

Повяжи себе бантЫ.

Спор подлежащего и сказуемого.

Автор:

Синтаксис  после турнира понял, что сила в единстве и решил воспитывать своих детей так же, как воспитывал его отец. Как он был разгневан, когда услышал спор своих детей  Подлежащего и  Сказуемого.

Подлежащее:

- Я главнее тебя. Ведь именно я называю то, о чем говорится в предложении. Недаром мое второе имя - Субъект.

Сказуемое:

-Нет,  ты неправильно говоришь. Ведь без тебя может быть предложение, а без меня нет.

Подлежащее:

- Как это “нет”? Например, предложение “Зима”. Ведь тебя в нем нет!

Сказуемое:

- Ты ошибаешься. Просто я здесь в нулевой форме. А возьми другие формы этого предложения: “Была зима”, “Будет зима”. Видишь, я и появилось. А вот я могу без тебя в предложении обойтись. Например, “На улице холодно”. В этом предложении только сказуемое, а подлежащего нет, да оно здесь и не нужно.

Подлежащее:

-А я-то думало, что я главное.

Синтаксис:

- Сказуемое, ты опять обижаешь Подлежащее!  Не расстраивайся, Подлежащее, ведь когда ты есть в предложении, именно ты указываешь, в какой форме стоять Сказуемому.  Вы оба главные. Ведь недаром вас называют грамматической основой предложения, или предикативным ядром. Вам подчиняются  все: определения, дополнения и обстоятельства.

        

2. Синтаксический разбор предложения.

В течение нескольких часов я сижу неподвижно, глядя на  играющее море, которое лежит густой темно-синей полосой, чуть-чуть подернутой дымкой.

Автор:

- Порадовали дети могучий  Великий Русский язык своими знаниями, решил он навестить свою старшую дочь Морфологию  и посмотреть, как она правит своей страной.

Морфология  устроила  бал в честь отца и пригласила на него все части речи. Никто не отказался от приглашения, все поспешили на праздник.

Вот зазвучала музыка, Гости разбились по парам: Существительное с Прилагательным, Глагол с Наречием, Местоимение с Предлогом, Союз с Частицей.

Потанцевали они, повеселились, а затем затеяли спор:

Глагол:

 - Кто из них важнее и нужнее?

Автор:

- Чуть до драки дело не дошло.

Морфология:

- Кто из вас сумеет рассказать о нашем городе Морфологии с помощью только своей части речи, тот и победит в споре.

Автор:

- Все части речи попытались это сделать, но у них ничего не вышло, рассказ не получился.

Морфология:

- Теперь вы убедились в том, что все части речи важны и нужны. И больше никогда не ссорьтесь в моём городе!

Автор:

- На улице служебных частей речи в городе Морфологии проживали Предлоги, были они драчуны, забияки и задиры, и всегда они старались кого-нибудь задеть или обидеть.

Морфология:

- Особенно доставалось существительным и местоимениям. Поэтому, когда их ставили рядом с предлогами, бедняги старались отодвинуться подальше, так, чтобы между ними порой умещались целые прилагательные. Предлоги поссорились с обидчивыми словами и даже перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно из-за дурной репутации они отдалились от всех слов – все старались держаться от них на расстоянии.  Так предлоги стали отдельными словами.

Русский язык:

- Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек, решили записать в Книгу Правил это событие, и появилось правило: Предлог – это слово, и с другими словами пишется всегда раздельно”.

Автор:

- Но опять неймется Предлогам. Им мало того, что они стали писаться с другими словами раздельно, они хотят, чтобы их было больше.

Пошли они к Великому Русскому Языку, взмолились.

Предлог 1:

- О Великий Могучий Русский Язык, помоги нам, дай еще слова для предлогов!

Русский язык:

- Нет у меня лишних слов, все раздал.

Предлог 2:

- Что же нам делать?

Русский язык:

- А вы идите к другим частям речи, попросите, может, кто-то и откликнется на вашу просьбу.

Автор:

- Пришли Предлоги к Глаголу.

Предлог:

- Глагол, дай нам слов.

Глагол:

- Нет, не могу, самому слов недостает.

Автор:

- Пришли к Имени Прилагательному.

Предлог1:

- Имя Прилагательное, дай нам слов?

Прилагательное:

- Я тоже не дам слова, они у меня такие красивые, жалко.

Предлог 2:

- Что же нам делать? У кого просить слова?

Существительное:

- Так и быть, подарю я вам свои слова, у меня их много. С ближними делиться надо.

Предлог 1:

- Теперь я предлог В течение, а вы – В продолжение, Вследствие, Наряду, Насчёт.

Наречие:

- Пожалуй, я тоже дам вам слова. Теперь вы предлоги Около, Впереди, Позади.

Деепричастие Благодаря:

- Не хочу я делиться словами.

Автор:

- Опасаясь, что возьмут в оборот, Деепричастие Благодаря старалось поменьше показываться. Этот страх перед деепричастным оборотом дошёл до того, что оно боялось отвечать на самые простые вопросы. Более того у него появилась какая-то робость перед другими словами, даже теми, которые были Деепричастию подчинены.

Деепричастие:

- Главная моя забота – ни с кем не испортить отношения, буду всех благодарить.

Автор:

 - Но когда в тексте появилась фраза "Благодаря допущенной ошибке, снижена оценка", всем сразу стало ясно, что Деепричастие не на месте.

Ошибка:

- Деепричастие, это за что ты меня благодаришь? Я сама понимаю, что меня не за что благодарить.

Морфология:

- Деепричастие Благодаря, я исключаю тебя из членов предложения и перевожу на должность служебного слова. Отныне ты – Предлог.

Также предлогами будут следующие слова:  в продолжение, вследствие, ввиду, в течение, согласно, вокруг, несмотря на, вместо и т.п. Эти предлоги, а также предлог благодаря, как вы знаете, относятся к производным предлогам.

Предлог 1:

- Как же теперь различать «старичков» и «новичков»?

Морфология:

- Те Предлоги, которые существовали издревле, будут называться «непроизводными», а те, которые появились позже, - «производными», так как они произведены из других частей речи (из существительных, наречий и деепричастий).

Предлог 2:

- Теперь мы  поняли, что без Самостоятельных частей речи  не можем обойтись, и поэтому решили жить с ними дружно. Предлоги нашли своих кровных родственников Частиц, Союзов и Междометий. А в благодарность за красивые слова, подаренные Существительным, Наречием и Деепричастием,  даже согласились им служить.

Предлог:

Служить мы  рады…»

Предлоги, союзы, частицы –

Все встаньте  в один хоровод,

Служебные, важные лица –

На редкость серьезный народ.

Без нас обойтись невозможно,

И знаем об этом все мы.

Всегда и во всем осторожны:

Нигде не гуляем  одни.

Но исподволь и незаметно

Значенье свое принесем,

Здесь свяжем, а рядом разделим,

Укажем  и силу даем.

Русский язык:

Самолюбивые предлоги

Гордиться не переставали,

И впереди предметов многих

Они всегда с тех пор вставали.

Да и сейчас вы в каждой книжке

Найдёте множество предлогов:

Они стоят перед словами,

Имеют все значений много.

Автор:

- С тех пор все самостоятельные части речи в городе Морфология стали жить дружно.

3. Составление плейкаста «Подарок Предлогу».

По своей сути «плейкаст», от английских слов рlay - играть, исполнять и broad Cast - широковещание, - это файл, созданный на основе трех основных компонентов (музыки, текста, картинки), предназначенный главным образом для того, чтобы сделать оригинальный подарок.

Подарок Предлогу.

"Песенка друзей" (Ничего на свете лучше нету) - муз. Ген. Гладкова - м/ф "Бременские музыканты"

Хуже нет на свете, чем изжога

от правописания предлогов.

Мало нам еще от них тревоги,

и приставки косят под предлоги.

И приставки косят под предлоги.

Я скучаю по (какому) другу -

по - предлог, а вот в словах подруга,

помоги, получишь и поправка...

тут вопрос не вставишь, по- - приставка.

Раз вопрос не вставишь, то приставка.

Любят ставить двойки педагоги

нам за производные предлоги.

Вследствие, ввиду (в значении из-за) -

слитно "в", и никаких сюрпризов.

Слитно "в", чтоб не было сюрпризов.

Слитно пишутся предлоги вместо,

наподобие, насчет - "на" вместе.

Пишутся раздельно: в продолжение,

в целях, по причине и в течение.

В целях, по причине и в течение.

4. Коллективная работа. Повторение теоретической части.

- Что же за часть речи предлог?

Предлог — служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании, а значит, и в предложении.

В предложении на службе

С падежом всегда он в дружбе,

На него показывает

И слова все связывает.

- Какова синтаксическая роль предлогов?

Предлоги не являются членами предложения.

Он членом предложения не бывает,

Но дело этот малый твердо знает.

Не изменяется, один не может жить,  

Но вот с глаголами не захотел дружить.

Словам он руки помощи дает.

Им помогает, связи бережет.

И пишется от слов всегда отдельно.

Считает: приставать к ним очень скверно.

- Как изменяется предлог?

Предлоги не изменяются.

Они неделимы и целы,

Корней и приставок в них нет,

Нельзя отыскать в них морфемы –

И в этом их главный секрет!

- Какие предлоги бывают по структуре?

По структуре.

Простые                                          Сложные                                Составные 

 состоят из одного                          из – за, из - под                       состоят из 2-ух              

слова: от, к, для.                                                                             или более слов:      

                                                                                                           исходя из,                         

                                                                                                           в зависимости от.      

- Какие бывают предлоги по происхождению?

Непроизводные                                                                    Производные

слова, которые не соотносятся                               образовались из самостоятельных

с самостоятельными частями        частей речи: возле дома, спустя год

речи: в, на, о, от, под, через, при.

Наречные: согласно, накануне, вблизи,

                        внутри, наперекор, навстречу.

   Отыменные: ввиду, в виде, в силу, во имя,

                   вследствие, за исключением,

                      на протяжении, путем, за счет.

                                    Деепричастные: благодаря, исключая, спустя.

5. Практическая часть.  Свободная форма работы.

1)  Диктант – тест.

Правильно напишите  орфограммы и пунктограммы.

Старый князь, (не)смотря на старческую слабость, не счел себя вправе отказываться от должности дававшей ему возможность (в)течение (не)которого времени знать все (на)счет положения дела. Дачные поезда проносящиеся (в)близи старого дома пр…дают пейзажу еще большую прелесть заволакивая желт…зну лесов облаками паровозного пара. Тяжелый и м…гучий Енисей падал (на)встречу бурлил уходя под днище теплохода.  Трудно было понять  какое удобство имел (в)виду столяр загибая так (не)милосердно спинки стульев.

Старый князь, несмотря на старческую слабость, не счел себя вправе отказываться от должности, дававшей ему возможность в течение некоторого времени знать все насчет положения дела. Дачные поезда, проносящиеся вблизи старого дома, придают пейзажу еще большую прелесть, заволакивая желтизну лесов облаками паровозного пара. Тяжелый и могучий Енисей падал навстречу, бурлил, уходя под днище теплохода.  Трудно было понять, какое удобство имел в виду столяр, загибая так немилосердно спинки стульев.

2)  Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, определить части речи, объяснить.

(Не)смотря на привычку, (не)взирая на погоду, (в)следствие снега, (не)смотря в окно, (в)продолжении… двух дней, (в)месте с голосам, (в)месте затмения, беспокоился (в)отличи… (от)меня, (на)встречу мальчикам, (на)встречу с мальчиками, иметь (в)виду, (в)течени… урока, (в)следстви… болезни, (в)силу обстоятельств, (по)причине неустроенности.

Несмотря на привычку, невзирая на погоду, вследствие снега, не смотря в окно, в продолжение двух дней, в месте затмения, беспокоился в отличие от меня, навстречу мальчикам,  на встречу с мальчиками, иметь в виду, в течение урока, вследствие болезни, в силу обстоятельств, по причине неустроенности.

3) Тест. Предлог.

1. Предлог – служебная часть речи, которая:

1) выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении;

2)  вносит различные оттенки в предложение;

3) связывает однородные члены  и простые предложения в составе сложного;

2.Найдите словосочетание с производным предлогом:

1) отступать от темы;

2) стоять около школы;

3) надпись на конверте;

3. Найдите словосочетание с простым предлогом:

1) жить у моря;

2) поступать  в силу обстоятельств;

3) в продолжение ночи;

4.Найдите словосочетание с составным предлогом:

1) пойти в театр;

2) в течение дня;

3) прибавить к двум;

5. Найдите словосочетание с непроизводным предлогом:

1) жить при станции;

2) растет около забора;

3) ходить вокруг дома;

6. Какую букву нужно вставить? ВСТРЕТИТЬСЯ ПО ПРИБЫТИ

1)   И                  2)   Ю            3) Я

7. Найдите предложение, в котором выделенное слово  - предлог.

1) Все ушли, БЛАГОДАРЯ  хозяйку за гостеприимство.

2) Ребята не пошли в лес ВВИДУ ненастья.

3) ВПЕРЕДИ шел командир отряда.

Оценки.

За 7 правильных ответов  - «5»; за 6 – «4»; за 5 – «3»; за 4 – «2».

6)  Игровая деятельность.

Игра «Редактор»

Ученик принес в редакцию свои заметки о школьных делах. Помогите редактору исправить ошибки в употреблении предлогов.

По приезду  домой я устроился на новую работу.

Чувствуется в нем уверенность в победу.

Благодаря болезни я пропустил двести уроков.

Мы писали рецензию о сочинении товарища и отзыв на рассказ.

Я удивляюсь вами.

Ввиду подготовки к карнавалу ребята украсили зал гирляндами.

Настя вернулась с города довольная, с покупками.

Поезд пришел согласно расписания.

Мать сильно беспокоилась за сына.

(По приезде, уверенность в победе, из-за болезни, рецензия на сочинение, отзыв о рассказе, удивляюсь вам, в связи с подготовкой, из города, согласно расписанию, беспокоиться о сыне.)

 «Дешифровщики»

Прочитайте шифровку. Разделите запись на слова. Объясните правописание предлогов.

Иззаголовкаиззазабораиззадачиизподворотниизподворотиззагримаиззаводаиззаглавияиззазависимостииззавистииззаглушкииззаварки.

Из заголовка из-за забора из-за дачи из подворотни из-под ворот из-за грима из завода из заглавия из - за зависимости из зависти из заглушки из заварки.

7.  Викторина "Что могут предлоги"

▪ Название какого домашнего животного составлено их двух предлогов, а какого из трёх?

(К-от, к-о-за.)

▪  Название какого хвойного дерева состоит из четырёх предлогов?

(С-о-с-на.)

▪  Как называется не стихотворная речь из двух предлогов?

(Про-за.)

▪  Назовите вкусный и полезный фруктовый напиток из трёх предлогов.

(С-о-к.)

▪  Какой продукт пчеловодства состоит из четырёх предлогов?

(В-о-с-к.)

▪  Название какой острой жидкой приправы состоит из пяти предлогов?

(У-к-с-у-с.)

▪  Назовите самый музыкальный предлог.

(До.)

▪  Подряд три предлога возьмём, целое на дереве найдём.

(С-у-к.)

▪  Какой знак препинания состоит из четырёх предлогов?

(В-о-про-с.

▪  Какие пять предлогов всегда вместе собачек выгуливают?

(По-в-о-до-к.)

8.  Рефлексия.

Созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.  

Синквейн  с французского языка переводится как  «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Правила составления синквейна.

  1. первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;
  2.  вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
  3. третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;
  4.  четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
  5. пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

ПРЕДЛОГ

Маленький, служебный, незаметный, необходимый

не изменяется, направляет, связывает,

пишется со словами раздельно,

ПОМОЩНИК

Использованные источники:

  1. http:// www proshkolu.ru/user/Leman79/file/757362/
  2.  http:// wwwstihi.ru/2006/05/03-1462



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

Ульяновской области г. Ульяновска.

Русский язык
в 6 классе.

Семинар по теме «Имя прилагательное».


подготовила

Каштанкина Светлана Николаевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории.

г. Ульяновск

 2012 г

Тема: Семинар по теме «Имя прилагательное».

Цели урока:

Образовательные:

  1. обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы «Имя прилагательное»;
  2. формировать умение работать с художественным текстом, находить прилагательные, определять их грамматические признаки;
  3.  совершенствование орфографических и пунктуационных навыков, повторение орфограмм, изученных в теме “Имя прилагательное”; повторение знаков препинания в простом и сложном предложениях;
  4. повторение теоретических понятий по теме и известных сведений по синтаксису и пунктуации;

Воспитательные:

  1. воспитание интереса к урокам русского языка;

Развивающие:

  1. совершенствовать устную и письменную монологическую речь, навыки работы со словарями и справочной литературой;
  2. формирование и закрепление навыков внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную мотивацию поведения.

Форма урока: семинар.

Методы обучения: деятельностный и исследовательский.

Оборудование и ресурсы: компьютеры, проектор, экран.

Межпредметные связи: русский язык, литература, информатика, МХК.

Вопросы к семинару.

  1. Какие части речи есть в русском языке?
  2.  Какое место среди них занимает имя прилагательное?
  3.  Каков секрет названия прилагательного?
  4. Какова роль прилагательного в нашей речи?
  5. Какие разряды имен прилагательных вы знаете?
  6. Степени сравнения имен прилагательных.
  7. Образование кратких прилагательных.
  8. Как образуются имена прилагательные?
  9. Какие орфограммы связаны с правописанием прилагательных?
  10.  Анализ текста.

ХОД УРОКА.

1. Вступительная беседа.

– Сегодня у нас урок-семинар по теме «Имя прилагательное».

Что значит урок-семинар?

Семинар – групповое и индивидуальное практическое занятие под руководством учителя.

- Какова же цель нашего урока?

 На уроке мы повторим  и закрепим пройденный материал, все, что узнали о прилагательном. Также будем учиться работать в группе.

Вопросы к семинару вам даны были заранее.

2. Групповые и индивидуальные ответы на вопросы.

1 блок вопросов.

1) Какие части речи есть в русском языке?

2) Какое место среди них занимает имя прилагательное?

3)  Каков секрет названия прилагательного?

4) Какова роль прилагательного в нашей речи?

Сценка «Урок грамматики у Митрофанушки» по пьесе Д. Фонвизина «Недоросль»

Цель: развитие интереса к урокам русского языка и литературы.

Стародум: О сударыня! До моих ушей уже дошло, что Митрофанушка теперь только и отучиться изволил. Я слышал об его учителях и вижу наперед, какому грамотею ему быть надобно, учася у Кутейкина. Любопытен бы я был послушать, чему немец-то его выучил.

Простакова: Всем наукам, батюшка.

Митрофан: Всему, чему изволишь.

Правдин (Митрофану): Чему ж бы, например?

Митрофан (подает ему книгу): Вот, грамматике.

Правдин: Вижу. Это грамматика. Что же вы в ней знаете?

Митрофан: Много. Существительна да прилагательна.

Правдин: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан: Дверь, котора дверь?

Правдин: Котора дверь! Вот эта.

Митрофан: Эта? Прилагательна.

Правдин: Почему же?

Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешана: так эта покамест существительна.

Стародум: Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилага-ется к глупому человеку?

Митрофан: И ведомо.

Простакова: Что, каково, мой батюшка?

Правдин: Нельзя лучше. В грамматике он силен.

-  Вот так Митрофанушка определяет, что такое прилагательное. А как вы, ребята, ответите на вопрос, что такое имя прилагательное?

Ответы учащихся (индивидуальная работа).

(слайд 3)

Имя прилагательное – знаменательная часть речи, которая обозначает признак предмета, его качество и отвечает га вопросы: какой? чей? который?

 Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам. Грамматические категории имени прилагательного полностью зависят от существительного, с которым оно согласуется и являются несамостоятельными. Синтаксическая роль: чаще всего является определением, также может входить в состав составного  именного сказуемого:

Воздух был прозрачен.

В прозрачном воздухе пахнет свежестью.

- Почему же Митрофанушка назвал дверь именем прилагательным?

Давайте обратимся к этимологии.

Выступление 1 группы. (Этимологи)

(Слайд 4)

«Этимологическая страничка».
Прилагательное (лат.) – «нечто прибавленное», «приложенное». Уже в самом имени содержится намек на то, что оно должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. Давайте заглянем в глубь истории. Многие грамматические термины имеют корни в латыни. Дословный перевод названия «прилагательное» с греческого – эпитет. И в латыни этот термин звучит похоже, перевод «нечто приложенное, прибавленное».

Греческое слово эпитет (образное определение) у нас тоже применяется. Почти каждое прилагательное является эпитетом.

Инсценировка.

Некогда в каком-то царстве,

Тридесятом государстве,

То ли здесь, а то ли там

Жил-был царь Абдурахман.

Миновало много лет,

Собирает царь совет.

Дочерей к себе зовет

И такую речь ведет:

«Мне вопрос который год

Все покоя на дает:

Для чего живет на свете

Прилагательное, дети?

В дальний путь скорей спешите

И вопрос сей разрешите».

Три девицы собирались,

С царем-папой распрощались,

Стали думать-размышлять,

Как им тайну разгадать.

Вот выходят в сад сестрицы,

Слышат пенье райской птицы.

Говорит одна сестрица:

- Как поет красиво птица!

Голос звонкий, золотой,

Нежный, чистый и родной.

- А уж птица-то какая,

Маленькая, озорная, -

Ей вторая говорит

И на птицу все глядит.

- Знать та птица не простая, -

Молвит тут сестра другая.

К ней решили обратиться,

Чтоб ответа лишь добиться.

- Ты по свету ведь летала,

Может, где его встречала?

Нашу душу успокой

И секрет скорей открой:

Что есть прилагательное?

- Оно замечательное.

Частью речи называют

И по падежам склоняют.

Мир без этой части речи

Был бы тускл и не расцвечен.

Недалече здесь живет,

Песни добрые поет.

Вы теперь к нему спешите

И вопрос сей разрешите.

В путь отправились сестрицы

По совету мудрой птицы.

Долго ль, коротко ли шли,

Но дворец его нашли.

У порога их встречало,

О себе все рассказало.

- Признаки обозначаю,

Все предметы украшаю,

Разукрашу, опишу,

Какой есть предмет скажу.

Так отцу и доложите,

Ко мне в гости пригласите.

Пусть подружится со мной,

Станет добрым, коль был злой.

К отцу сестры поспешили

И секрет ему открыли.

Задание 1: найдите в тексте имена прилагательные и объясните, какую роль они играют? Найдите эпитеты. (Слайд 5)

Однажды зимой мы отправились в сосновый лес. В густом бору было тихо. Все  покрыто белым ослепительным снегом. В холодном свежем воздухе носились мелкие белые пушинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В этом сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась удивительной.

                                                                                                 (По И.Корнееву).

С помощью прилагательных автор рисует образную картину природы, которую мы можем легко представить по этому описанию, выражает и отношение к увиденному.

-  Какова  роль прилагательного в нашей речи?

Что за жизнь без прилагательного?            Есть очень нужные слова,

Оно такое увлекательное,                                    Их важно применять.

Крепкое и сильное,                                               И с ними станут предложения

И всегда активное.                                        По-новому сверкать.

Лес и горы – то какие?

Кто им прелести придал?

Я, конечно, обязательное,

Главное я – прилагательное.

Вы послушайте, друзья,

Там, где признак, это я:.

С прилагательным все ясно,

Жизнь цветаста и прекрасна!

2 блок вопросов.

1) Какие разряды имен прилагательных вы знаете?

  1. Степени сравнения имен прилагательных.
  2. Образование кратких прилагательных.

Выступление 2 группы. Презентация. «Разряды имен прилагательных».

(Слайд 6,7)

Задание 2:  найдите в тексте имена прилагательные и определите разряд.

(слайд 5)

Презентация «Степени сравнения имен прилагательных».

(Слайд 8)

- Какие прилагательные в этом тексте  не имеют степени сравнения и почему?

- Найдите речевые ошибки.

(слайд 9, 10)

3 блок вопросов.

  1. Как образуются имена прилагательные?
  2. Какие орфограммы связаны с правописанием прилагательных?
  3.  Работа с текстом.

Выступление 3 группы. Презентация «Словообразование имен прилагательных».

(Слайд 11, 12)

Задание 3.

Словообразовательный разбор слов: соломенный, дореформенный, древнерусский.

Выступление 1 группы (Этимологи)

Происхождение прилагательных.

Этимологическая страничка.

Опрятный

Слово «опрятный», как ни странно, происходит от глагола прятать. Какова же смысловая связь между этими словами? Оказывается, что глагол прятать (опрятывать) некогда (да и сейчас в отдельных говорах) означал «приводить в порядок, убирать, наводить чистоту». Отсюда опрятный - чистый, аккуратный.

Бордо, хаки, беж, электрик

В русском языке существуют неизменяемые прилагательные. Чаще всего они обозначают различные степени и оттенки цвета: бордо (темно-красный цвет), хаки (серо-зеленый, защитный), беж (светло-коричневый с розовато-желтым оттенком), электрик (голубой или синий с серым отливом). В разговорном языке некоторым из них соответствуют изменяемые прилагательные (бордовый плащ, бежевая блузка).

Нелепый, пасмурный

В старину в русском языке существовали прилагательные лепый (красивый), смурный (хмурый). Сохранились они в современных словах «нелепый», «пасмурный». Корабельный повар в повести М. Горького «Детство» носит фамилию Смурный.

Прочный

Прилагательное прочный происходит от слова «прок», то есть «беречь, оставлять на будущее». Таким образом, прочным стал называться предмет, изготовленный на долгое время, накрепко, прочно.

Красный

Прилагательное красный обозначало в старину то, что сейчас обозначается словом красивый. Вспомните слова из старинных народных песен: красные девушки, красный молодец, красное солнышко; поговорку: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Красная площадь в Москве называлась так много столетий назад потому, что это означало красивая площадь. В некоторых славянских языках и говорах (например, в Закарпатье) и сейчас говорят: красно, то есть хорошо, красиво.

Краткие прилагательные

В современном русском языке краткие прилагательные не склоняются. Однако в некоторых выражениях разговорной речи они сохранились в форме косвенных падежей, как бы «окостенев»: от мала до велика, средь бела дня, по добру по здорову, на босу ногу.

Индивидуальная коллективная работа.

- Какие орфограммы связаны с написанием прилагательных?

(индивидуальная коллективная работа)

(Слайды 13, 14, 15)

Задание 4. Самостоятельная работа «Выполни и оцени себя сам».

- О каком правиле орфографии напоминает это стихотворение?

Мой друг, к окошку подойди,

Коснись поверхности стеклянной,

Здесь оловянный шпингалет

И подоконник деревянный.

(Слайд 16.)

  Задание: вставьте пропущенные буквы и сформулируйте правило.

Соломе…ый                               безветре…ый                                  осе…ий

деревя…ый                                 глиня…ый                                       кожа…ый

стари…ый                                   комари…ый                                    серебря…ый

карти…ый                                   овся….ый                                        гуси…ый

лу…ый                                         оловя…ый                                       це…ый

звери…ый                                    обществе…ый                                водя…ой

ю…ый                                           ветре…ый                                       масля…ый                                            

-Что ты знаешь о правописании кратких прилагательных с основой на шипящие?

Даю хороший совет вам, ребята.

Прилагательное краткое

недовольно зашипит,

Если кто из вас, из школьников,

Мягкий знак писать решит.

Будешь грамотен, хорош,

Если правило учтешь.

(Слайд 17)

Задание 5.

Свободная форма работы.

Цель:

  1. обеспечить возможность выбора учащимся объема, сложности и формы  для  выполнения самостоятельной работы;
  2. фактическое понимание содержательной языковой сущности орфографических правил, касающихся имени прилагательного.

1) Сочинение – миниатюра.

Цели:

  1. самовыражение учащихся через творческое общение с природой;
  2. помочь понять, как по-своему люди разного склада воспринимают, чувствуют природу;
  3. выявить личностное отношение к природе.
  4. формировать орфографическую зоркость, смысловую догадку, языковую интуицию.

Задание:

  1. напишите словами маленькие портреты цветов, описание цветка на открытке;
  2.  назовите тропы.

(Слайд 19.)

2) Диктант-тест.

Цели:

  1. работать с деформированным текстом, развивая орфографическую зоркость;
  2. фактическое понимание содержательной языковой сущности орфографического правила

   На ночлег я устроился на берегу искусстве…ого (водо)хранилища. Днём была (тридцати)градусная жара а сейчас слегка посв…жело.

   Вдруг раздался какой-то сильный хруст будто разд…вили огромный орех. Я направил (не)яркий луч ф…нарика в то место откуда донёсся этот (не)понятный звук. Пустын…ая мес…ность казалась спокойной.

   Треск повторился. Луч света забегал по песча…ому берегу в поисках источника шума. Наконец под (не)большим кустом верблюж…ей к…лючки я рассмотрел двух крупных жуков которые боролись друг с другом. Один из них жужилица. Она предст…витель (средне)азиатских пустынь. Жужилица зан…сена в Красную книгу.

                                                                                                   По А. Гуржему.)

Задание:

  1. вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы.;
  2. приведите пример, чтобы слово верблюжий было притяжательным прилагательным;
  3. выпишите прилагательные, которые имеют степени сравнения.

Задание 6.

Выполнение и самопроверка теста.

(Слайд 22, 23)

Задание 7.

Выступление 4 группы. Анализ текста.

(Слайд 20, 21)

-  В конце нашего занятия мы оказались у входа в «Картинную галерею».

Анализ текста.

Перед нами знаменитое полотно И. Репина «Бурлаки на Волге». Своей поразительно простой композицией картина сразу же привлека…т внимание.

 Впрявшись в лямку, бурлаки тащ…т тяж…лую баржу. Ч…рным пятном выделяются они на фоне светлого волжского пейзажа. Художник (не) разбил фигуры на отдельные группы (не) измельчил композицию. В этом сила и выразительность репинского полотна. Со всей России согнала нужда этих людей на Волгу, об…единив в тяж…лом труде. Всмотритесь в фигуры: каждый по-своему несёт свою (не) лёгкую бурлацкую долю. Один всей грудью налега…т на лямку другой из последних сил передвигает ноги. Молодой парень норовит скинуть с плеча (не) навистный ремень.

  Как не похожи друг на друга эти разные люди но, об…единившись вместе, они предстают перед нами как огромная сила. (Не) горсточку людей, одетых в лохмотья, написал на своём полотне художник И. Репин а могуч… Россию, униженную тяжким трудом.

 (О. Туберовская.)

- Из какого произведения эти строки?

Но вдруг я стоны услыхал,

И взор мой на берег упал.

Почти пригнувшись головой

К ногам, обвитым бечевой,

Обутым в лапти, вдоль реки

Ползли гурьбою бурлаки,

И был невыносимо дик

И страшно ясен в тишине

Их мерный похоронный крик –

И сердце дрогнуло во мне.

Это строчки из стихотворения Н. Некрасова «На Волге», которое было написано в 1861 году и опубликовано в журнале «Современник».  В нем правдиво изображены бурлаки. Описание встречи с бурлаками и их разговоры целиком основано на детских впечатлениях поэта, которые он бережно хранил в памяти и не раз рассказывал о них своим друзьям.

  1. Тема: нелегкая бурлацкая доля.
  2. Идея: автор хочет донести до нас мысль о том, что, объединившись вместе, униженные тяжким трудом люди, образуют огромную силу, способную изменить свою жизнь.
  3. Этот текст относится к научно-публицистическому стилю.
  4. По типу речи это текст – описание картины И. Репина «Бурлаки на Волге».
  5. Автор использует различные средства выразительности.

Лексика: употребление книжных слов и просторечий (художник, пейзаж, композиция, полотно, лямка, бурлацкая доля).

Морфология: с целью создания образа задавленного тяжким трудом народа автор использует глаголы с экспрессивной окраской (тащит баржу, грудью налегает на лямку, передвигает ноги из последних сил).

Особое место в тексте принадлежит средствам художественной выразительности:

эпитеты (тяжелая баржа, тяжким трудом, ненавистный ремень, могучая Россия);

сравнение без союзов (бурлаки выделяются темным черным пятном);

литота (нелегкая бурлацкая доля – вместо трудная);

антитеза (не горстка людей, одетых в лохмотья, а могучая Россия).

  1. Текст носит познавательный характер. Он учит всматриваться в композицию    картины, вникая в замысел художника, и проникаться её настроением.

Задания по тексту:

  1. Объясните пунктограммы в тексте.
  2. Выпишите прилагательные с орфограммами:
  1. в окончаниях прилагательных: тяжелую, черным;
  2. не с прилагательными: нелегкую, ненавистный;
  3. правописание суффиксов прилагательных: волжский, репинское, бурлацкую.

Задание 8.

Представление домашнего задания. (Группа девочек).

Литературный коллаж на тему: «Какой я?

(Слайды 24 – 33)

Цели:

  1. развитие воображения и творчества учащихся;
  2. способствовать развитию самосознания в силу того, что познание своей эмоциональной жизни происходит через усиление внимания к собственным чувствам, особенностям личности, воображению, мышлению.

Творчество идет от самого человека, изнутри и является выражением всего существования, своеобразным метаморфическим путешествием в глубь самого себя.

Словарная работа.

Коллаж – в изобразительном искусстве: наклеивание на какую-нибудь основу материалов другой фактуры, другого цвета; произведение, выполненное таким образом.

  1. Краса и гордость класса –                             2) Влад всех круче, всех умней!

     Карпушкин Саша.        Полон знаний и идей.

     Знает каждый из детей:        В математике соображает,

    Староста всех важней.        Чем девчонок покоряет.

3)Вы, девчонки, не волнуйтесь,                  4) Сева у нас необыкновенный,

     Костик тоже неплохой.        Чересчур вдохновенный.

     И в учебе все в порядке,        И спортсмен, и музыкант.

     В общем, парень он лихой.        В общем, талант.

        На уроках он всё знает,

        Отвечать не успевает,

        Потому что всё время болтает.

        Он, наверное, гуманитарий.

  1. Михаил у нас круто выделяется.            6) Рядом с костей Евгений.

Лексикон у него мал,        Он пока не признанный гений.

Вот он и ругается.        Компьютеры и чтение -

        Вот круг его общения.

9. Рефлексия.        

(Слайд 33.)

Пожелания ученикам.

(Слайд 34.

Приложение 1.

Работа экспертной группы.

Схема анализа диктанта.

  1. Познавательное и воспитательное значение текста, насколько он будет интересен для класса.
  2. Насколько текст насыщен орфограммами по теме «Имя прилагательное»:
  1. о – е после шипящих в суффиксах и окончаниях прилагательных;
  2. слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными;
  3. мягкий знак после шипящих в прилагательных;
  4. Н – НН в суффиксах прилагательных;
  5. суффиксы к – ск в прилагательных;
  6. слитное и дефисное написание сложных прилагательных;
  7. правописание окончаний имен прилагательных.
  1. В тексте диктанта должно быть не менее 20 различных орфограмм.
  2. Случаи постановки знаков препинания: 3 – 4 правила постановки знаков (однородные члены, вводные слова, обращения, пунктуация в сложном предложении).
  3. Количество слов в тексте диктанта не более 140 слов.

Диктанты для экспертной группы.

1. Необычный стрелок.

 Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Был жаркий, но ветреный летний день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.

  Неширокая дорожка вилась среди кустов с неяркими желто-белыми цветами. Чуть дальше выстроились в ряд высокие вечнозеленые сосны. У меня под ногами скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Тишину нарушало только пение маленьких белогрудых птичек.

  Вдруг раздался непродолжительный, но резкий шум. Он напоминал взрыв бумажной бомбочки. Я остановился и осмотрелся. Всё вокруг дышало тишиной и спокойствием.

  Я пошёл по тропинке и через несколько минут вновь услышал шум. Он исходил из земли. Моё внимание привлекли мелкие темно-коричневые зернышки. Тогда я понял, что это цветок разбрасывает свои семена.  Я долго рассматривал это интересное растение.

                                                                 (Г. Угаров.)

2.  Каждый год в весеннем лесу происходит чудо. Зацветает ландыш. Удивительных цветов много, но этот самый изящный, самый душистый, самый таинственный.

 Наклонились вниз на длинном стебельке белоснежные фарфоровые кольца с резными краями. Кажется, что неизвестный мастер придал такую необычную форму речному жемчугу. К концу лета они превратятся в оранжево-красные бусинки. Словно из далеких стран попали в лес драгоценные камни.

   Ландыш представляется мне символом леса. Вся красота весеннего, летнего, осеннего и зимнего леса сошлись в этом неповторимом цветке. В его зеленых с прожилками листьях отыщутся весна и лето. В августе в тонких бледно-коричневых листьях и красных плодах присутствуют краски осени. В изящных снежно-белых цветках прячется зима, ждет своей поры.

  В ландыше соединились хрупкость, нежность, красота и вечность.

                                                                                               (Т. Голованова.)

3. Первая встреча Миклухо - Маклая с папуасами.

  Маклай раздвинул ветки и осмотрелся. Узкая тропинка привела его к широкой песчаной площадке, вокруг которой стояли хижины. Их крыши были сделаны из пальмовых листьев, окон не было. Свет проникал в жилище только через единственную дверь. Маклай заглянул в хижину, с трудом рассмотрел в непроглядной темноте очаг из камней, помост из бамбука, связки перьев и раковин.

  Учёный отошёл от хижины на несколько шагов и остановился на середине площадки. В сочно-зеленой листве деревьев мирно пели птицы, на земле колыхались тени от веток, в траве трещали насекомые.

   Маклай стоял, присматривался к незнакомым растениям, прислушивался к пению птиц, звону цикад, шуму стремительного горного ручья. Шорох сзади привлек его внимание. Он быстро оглянулся и увидел темнолицего человека. Человек в нерешительности замер на месте. Потом вздрогнул и бросился бежать.                                                                                                    (А. Чумаченко.)

4.   Пятые сутки лётчик пробирался через тайгу. Ненастье мешало ему двигаться быстрее, но сегодня снегопад прекратился.

    Кончились запасы пищи, и теперь он питался шишками. Ножом он вытаскивал зернышки, набирал их в горсть и долго жевал.

   Лётчик расположился на ночлег под раскидистой елью. Он разложил костер около смолистого пня, набросал еловых веток и прилег прямо на них.

  Языки пламени костра то замирали, то вспыхивали. От костра расстилался душистый дымок. Глаза слипались. Лётчик чувствовал ужасную усталость. Он знал, что ему предстоит долгий и опасный путь через  глухую местность.

   Ночь преобразила лес. Сугробы снега превращались в причудливые фигурки. Летчик прислушался и вдруг ясно услышал рев машин. «Неужели близко дорога?» - подумал он.   Он поднялся, затоптал костер и пошел на шум машины/

Приложение 2.

Оценочный лист.

1. Однажды зимой мы отправились в сосновый лес. В густом бору было тихо. Все  покрыто белым ослепительным снегом. В холодном свежем воздухе носились мелкие белые пушинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В этом сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась удивительной.                                                                                                    (По И.Корнееву).

2.Словообразовательный разбор слов: соломенный, дореформенный, древнерусский.

3.  Задание: вставьте пропущенные буквы и сформулируйте правило.

Соломе…ый                               безветре…ый                                  осе…ий

деревя…ый                                 глиня…ый                                       кожа…ый

стари…ый                                   комари…ый                                    серебря…ый

карти…ый                                   овся….ый                                        гуси…ый

лу…ый                                         оловя…ый                                       це…ый

звери…ый                                    обществе…ый                                водя…ой

ю…ый                                           ветре…ый                                       масля…ый                                           

4. Свободная работа.

1) Сочинение-миниатюра.

Задание:

  1. напишите словами маленькие портреты цветов, описание цветка на открытке;
  2.  назовите тропы.

2) Диктант-тест.

   На ночлег я устроился на берегу искусстве…ого (водо)хранилища. Днём была (тридцати)градусная жара а сейчас слегка посв…жело.

   Вдруг раздался какой-то сильный хруст будто разд…вили огромный орех. Я направил (не)яркий луч ф…нарика в то место откуда донёсся этот (не)понятный звук. Пустын…ая мес…ность казалась спокойной.

   Треск повторился. Луч света забегал по песча…ому берегу в поисках источника шума. Наконец под (не)большим кустом верблюж…ей к…лючки я рассмотрел двух крупных жуков которые боролись друг с другом. Один из них жужилица. Она предст…витель (средне)азиатских пустынь. Жужилица зан…сена в Красную книгу.

                                                                                                   По А. Гуржему.)

Задание:

  1. вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы.;
  2. приведите пример, чтобы слово верблюжий было притяжательным прилагательным;
  3. выпишите прилагательные, которые имеют степени сравнения.

5. Анализ текста.

     Перед нами знаменитое полотно И. Репина «Бурлаки на Волге». Своей поразительно простой композицией картина сразу же привлека…т внимание.

 Впрявшись в лямку, бурлаки тащ…т тяж…лую баржу. Ч…рным пятном выделяются они на фоне светлого волжского пейзажа. Художник (не) разбил фигуры на отдельные группы (не) измельчил композицию. В этом сила и выразительность репинского полотна. Со всей России согнала нужда этих людей на Волгу, об…единив в тяж…лом труде. Всмотритесь в фигуры: каждый по-своему несёт свою (не) лёгкую бурлацкую долю. Один всей грудью налега…т на лямку другой из последних сил передвигает ноги. Молодой парень норовит скинуть с плеча (не)навистный ремень.

  Как не похожи друг на друга эти разные люди но, об…единившись вместе, они предстают перед нами как огромная сила. (Не) горсточку людей, одетых в лохмотья, написал на своём полотне художник И. Репин а могуч… Россию, униженную тяжким трудом.

 (О. Туберовская.)

Приложение 3.

Проверочный лист.

3.  Задание: вставьте пропущенные буквы и сформулируйте правило.

Соломенный                               безветренный                                  осенний

деревянный                                 глиняный                                       кожаный

старинный                                   комариный                                    серебряный

картинный                                   овсяный                                        гусиный

лунный                                         оловянный                                       ценный

звериный                                    общественный                                водяной

юный                                           ветреный                                       масляный                                            

«5» - нет ошибок.

«4»  - 1 – 2 ошибки.

«3» - 3 – 4 ошибки.

«2» - 5 и более ошибок.

2) Диктант-тест.

   На ночлег я устроился на берегу искусственного водохранилища. Днём была тридцатиградусная жара, а сейчас слегка посвежело.

   Вдруг раздался какой-то сильный хруст, будто раздавили огромный орех. Я направил неяркий луч фонарика в то место, откуда донёсся этот непонятный звук. Пустынная местность казалась спокойной.

   Треск повторился. Луч света забегал по песчаному берегу в поисках источника шума. Наконец под небольшим кустом верблюжьей колючки я рассмотрел двух крупных жуков, которые боролись друг с другом. Один из них жужилица. Она представитель среднеазиатских пустынь. Жужилица занесена в Красную книгу.

                                                                                                   По А. Гуржему.

«5» - нет ошибок или 1 пунктуационная

«4»  - 1 – 2  орфографических  и 1 пунктуационная.

«3» - 3 – 4 орфографических 2 пунктуационных.

«2» - 5 и более ошибок

Приложение 4.

Анализ текста.

Перед нами знаменитое полотно И. Репина «Бурлаки на Волге». Своей поразительно простой композицией картина сразу же привлекает внимание.

 Впрявшись в лямку, бурлаки тащат тяжёлую баржу. Чёрным пятном выделяются они на фоне светлого волжского пейзажа. Художник не разбил фигуры на отдельные группы, не измельчил композицию. В этом сила и выразительность репинского полотна. Со всей России согнала нужда этих людей на Волгу, объединив в тяжёлом труде. Всмотритесь в фигуры: каждый по-своему несёт свою нелёгкую бурлацкую долю. Один всей грудью налегает на лямку, другой из последних сил передвигает ноги. Молодой парень норовит скинуть с плеча ненавистный ремень.

  Как не похожи друг на друга эти разные люди но, объединившись вместе, они предстают перед нами как огромная сила. Не горсточку людей, одетых в лохмотья, написал на своём полотне художник И. Репин, а могучую Россию, униженную тяжким трудом.

 (О. Туберовская.)

1.Тема: нелегкая бурлацкая доля.

  1. Идея: автор хочет донести до нас мысль о том, что, объединившись вместе, униженные тяжким трудом люди, образуют огромную силу, способную изменить свою жизнь.
  2. Этот текст относится к научно-публицистическому стилю.
  3. По типу речи это текст – описание картины И. Репина «Бурлаки на Волге».
  4. Автор использует различные средства выразительности.

Лексика: употребление книжных слов и просторечий (художник, пейзаж, композиция, полотно, лямка, бурлацкая доля).

Морфология: с целью создания образа задавленного тяжким трудом народа автор использует глаголы с экспрессивной окраской (тащит баржу, грудью налегает на лямку, передвигает ноги из последних сил).

Особое место в тексте принадлежит средствам художественной выразительности:

эпитеты (тяжелая баржа, тяжким трудом, ненавистный ремень, могучая Россия);

сравнение без союзов (бурлаки выделяются темным черным пятном);

литота (нелегкая бурлацкая доля – вместо трудная);

антитеза (не горстка людей, одетых в лохмотья, а могучая Россия).

  1. Текст носит познавательный характер. Он учит всматриваться в композицию    картины, вникая в замысел художника, и проникаться её настроением.

Список литературы.

  1. Мордас Е.М. Русский язык. Литература. 5-11 классы. Уроки-путешествия, ролевые игры, тематические тесты, викторины. Волгоград: «Учитель», 2008
  2. Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Тесты. Русский язык. 5-6 классы. М.: Дрофа, 2009
  3. Тропкина Л.А. Дидактический материал по русскому языку. 6 класс. Волгоград: «Учитель», 2002
  4. Астахова Г.М., Малюшкин А.Б. Тематические зачёты по русскому языку. 6 класс. М.: Сфера, 2009
  5. Стахова Л.Л. Диктанты по русскому языку. 6 класс. С-Пб.: Литера, 2008
  6. Якунина А.М. Комплексный анализ текста. Дидактические материалы / Под ред.  Л.И. Сухарёвой. М.: Айрис-пресс, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...