Не с причастиями
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Совершенствование изученного материала. Оптимальные формы работы над повторением изученного, развивающие умения видеть орфограммы, использованы различные формы самоконтроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_nli.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок на тему «Не с причастиями»

(2 урок,  совершенствование изученного).

Автор Насонова Л. И, учитель высшей категории

МОУ Мешковская СОШ, Верхнедонского района,

 Ростовской области.

Тема: «Не с причастиями» (2 урок, совершенствование изученного).

Цели для учителя:

- образовательная: создать условия для повторения изученных орфограмм. Совершенствование орфограммы не с причастием;

- развивающая: развивать умения учащихся видеть орфограммы в словах, формировать навыки самоконтроля, развивать при формировании речевых ситуаций;

- воспитательная: воспитывать чувство доброты, внимания к людям.

Цели для учащихся:

знать/понимать:

- правописание не с причастиями;

- правописание о и е после шипящих;

_ правописание и-ы после ц.

уметь:

- правильно строить предложения при решении речевых ситуаций;

- применять правила на практике.

Оборудование: магнитофон, мультимедийная установка, компьютер, распечатанные тексты, дидактический материал, индивидуальные тесты .6 класс . М.П. Книгина, учебник «Русский язык» 6 класс. М.М.Разумовская.

Ход урока.

Слайд 1. Хризантема.

1.         Урок начнем  с интеллектуальной разминки. Ассоциативная игра.

- Посмотрите, пожалуйста, на доску.

        К – сумка

        Б – нос

        Т – летать

        У – горячий, холодный

        К -  ура

1 столбик – начало названия слова.

2 столбик – ассоциации, связанные с этим словом.

Дети угадывают слова. (Кенгуру, Буратино, летающая тарелка, каникулы).

2.         Но  каникулы нескоро, поэтому повторим  морфологические нормы.

Определим род несклоняемых   имен  существительных:

тюль, кофе, рельс, шампунь, манжета, бра, сулугуни, брокколи, кенгуру,

ООН, МГИМО, иваси, Тбилисси, какао.

1 ряд определяет  слова   ж.р.

2 ряд определяет  слова  м.р.

3 ряд определяет  слова с.р.

(Дети быстро  встают, когда находят «Свое слово»).

- Молодцы!

3.         Великий  Гомер  сказал: «Какое слово  ты  скажешь,  такое в  ответ и получишь».

- А какой раздел русского  языка изучает слово и его  значение? (Лексика).

Слайд 2. Лексика.

Замените, пожалуйста, заимствованные слова на исконно  русские:

Коммуникабельный –

Санкция –

Позитивный –

Шоу –

Презентация –

( общительный, разрешение,  положительный, зрелище, представление)

4.         Вот сейчас мы и посмотрим презентацию «Правописание  о и е после шипящих, и и ы после ц».

- Внимание! Какая гласная пишется в названиях этих предметов?

Слайд 3-5. Слова на орфограмму о, е  после шипящих.

Расческа, шоколад, жокей,  жонглер, шофер, желудь, шорты, желтый, трещотка, щетки, крыжовник, шоссе.

- Проверим себя!

Слайд 6. Слова – ответы.

- Молодцы!

- Почему же в слове шоу – пишется о? (3 слова: шоу, санкция и презентация записаны на доске).

5.        Слайд 7. Слова на орфограмму ы, и после ц. 

- Вставьте буквы после ц.

- Проверим написанное! (На экране буквы занимают «свои места»).

- Обобщим! Когда же пишутся ы, и после ц?

Слайд 8. Вывод, таблица-схема.

- Так почему же в словах  санкция и  презентация  пишется и? 

6.        Исследовательская работа.

- Угадайте слово и объясните, почему пишется именно эта буква. Отвечайте четко, быстро.

Слайд 9. Кроссворд. (После выводов учащихся плавно появляются предложения-ответы).

-Молодцы!

7.        Слайд 10. Хризантема.

Вы, ребята, слышали такое  высказывание  Ш. Монтескье:

«Надо много учиться, чтобы знать хоть немного».

- Сейчас мы будем учиться говорить.

Слайд 11. Текст «Плохо» (В.А. Осеева)

- Ира, прочитай, пожалуйста, текст и  вопросы к нему.

   (Читает заранее подготовленный учащийся).

8.        Слайд 12. Хризантемы.

- А сейчас мы посмотрим  фрагмент передачи «Пятерка по русскому».

- Внимательно послушайте, как на вопросы текста В.А.Осеевой «Плохо» ответили мальчики.            

 - Проанализируйте их ответы.

Слайд 13. Сережа и Дима. Речевая ситуация  (видеоклип)

Анализ речевой ситуации.

- Я считаю, что ребята ответили правильно.

9.         Физкультурная минутка.

 (Дети вместе с учителем выполняют движения под музыку).

10.        Слайд 14. Хризантемы.

- Какую тему мы сейчас изучаем? (Причастие).

- Назовите признаки прилагательного у причастия?

- Назовите признаки глагола у причастия?

- Прочитаем предложение.

Слайд 15. Предложение с причастием.

- Найдите причастие и дайте ему характеристику.

- Не будите спящую собаку.

Суффикс  -

Гр. значение -

Окончание -

Согласуется -

В предложении является –

Слайд 16. Предложение с причастием.

- В степи ночующий обоз.

Суффикс -

Гр. значение -

Окончание -

Согласуется -

В предложении является –

Слайд 17 . Предложение с причастием.

- По морфологической характеристике найдите в предложении причастие.

 «Так прозрачно золотист играющий на солнце лист». М.Ю.Лермонтов «Мцыри».

Суффикс - ющ

Признак действия

Окончание  ий

Согласуется с существительным в роде, числе, падеже.

В предложении является определением.

11.        Слайд 18. Хризантема.

- Что вы знаете  о правописании не с причастием?

При ответе пользуйтесь лингвистической статьей учебника §39, стр. 199.

- Когда частица не  всегда с причастиями пишется слитно?

- А когда всегда отдельно?

  - Что вы знаете о правописании частицы не с полными причастиями?

 12.         Откройте тесты стр.29.(Индивидуальные тематические тесты).

           Задание № 2. Отметь предложения, в которых не с причастиями пишется раздельно:

а) На давно (не) ухоженных клумбах пробились нарциссы.

б) Он выглядел (не) доумевающим и растерянным.

в) Уроки еще (не) выучены.

г) (Не) отшлифованный алмаз резко отличается от самого лучшего граненого стекла.

д) Однажды из гнезда выпал оперившийся, но (не) умевший летать птенец.

е) В тазу лежало (не) выстиранное, а только что замоченное белье.

           Задание № 3. Выдели строки, в которых не пишется слитно со всеми словами:

а) (не) зябнувшие ноги; (не) разобранные вещи;

б) (не) годующий; (не) занята;

в) (не) проверенная учителем; (не) решенная задача;

г) (не) закрытое; (не) разбросанные, а сложенные;

д) (не) взлюбивший; (не) понимающий.

-Комментируемое письмо (объяснить каждый случай).

13.        Слайд 19. Текст о хризантеме.

- А сейчас послушайте текст и ответьте на вопрос: « Каким нужно быть человеком, чтобы прикоснуться к чудодейственному цветку хризантеме?»

(Нужно быть  искренним, не желающим зла людям).

Текст о хризантеме читает учитель.

Раскройте скобки.

Мало кого уже удивляющее слово «хризантема» в переводе с древнегреческого звучит как «золотой цветок».В странах  Востока с этим растением связывают ( не) знающую пределов радость, и ( не) выразимую печаль, и (не) проходящую со временем скорбь.

Одна из легенд рассказывает, что в ΙΙΙ веке до н. э. (не) имеющий жалости император узнал о существование (не) описуемой красоты цветка, который рос на одном из неведомых островов. Мудрецы говорили, что из этого растения можно было приготовить необыкновенный эликсир, помогающий избавиться от (не) изличимых болезней и уйти от неминуемой смерти. Но только искренний, (не) желающий зла окружающим человек мог прикоснуться к чудодейственному цветку. Триста девушек и юношей отправились за (не) распутившимся сокровищем. Но (не) навидящему людей императору так и не удалось дождаться возвращения оказавщихся в райском уголке смельчаков.

На островах возникло новое государство- Япония. На гербе этой страны и сегодня шестнадцатицветковая золотая хризантема.

Эликсир - лекарство.

14.        Работа в группах:

 1 гр. - 1-3 сл.;

 2 гр. -  4-6 сл.;

                  3 гр. -  7-9 сл.

Обсудите в группах правописание слов со скобками, оформите в тетради, представитель ответит, баллы ставятся каждой группе, соревнование продолжается. ( Итоги работы в группах подводятся систематически с выставлением баллов).

15.        Слайд 20. Хризантема.

- Конечно, нелегко было в те далекие времена добыть эликсир жизни. Но нам с вами зачастую требуется не меньше труда, чтобы правильно образовать  причастия и употребить  их в речи.

16.        Слайд 21. Предложения.

 - Прочитаем неправильно образованные предложения, образуем правильно.

  1. Хризантема, не боящая заморозков, считается постоянным спутником осени.
  2. Не понимающий цветов японец не может считаться счастливым.
  3. Одна из высших японских наград, не утратящих своей ценности, называется орденом Хризантемы.

17.        - Давайте продолжим подбирать причастия для описания  хризантемы. Каждый из вас выбирает уровень сложности.

 (У учащихся распечатанные тексты).

Задание - составить словосочетания.

1 уровень. Есть подсказка.

2 уровень. НЕ – приставка.

3 уровень. НЕ – частица.

1 уровень.

(Не) разбирающийся; (не ухаживающий); (не) смотрящий; (не отказавшийся); (не) пришедший.

От цветов; на  цветы; в цветах; с цветами; за цветами.

2 уровень.  

Распустившийся

Сорванный

Выращенный

Политый

Купленный

Подаренный

3 уровень.  

Распустившийся

Сорванный

Выращенный

Политый

Купленный

Подаренный

-Запишите эти слова в тетради.

- Проверка.

18.        Итог урока.

- Когда не с причастиями пишется слитно, когда отдельно?

19.        Комментирование оценок учащихся.

- Ребята! У вас у каждого на партах  цветок хризантемы! Он останется вам на память!

- Вы молодцы! Будьте всегда искренними, добрыми и отзывчивыми.

19.        Домашнее задание.

-  Посмотрите отрывок из мультфильма «В стране невыученных уроков». Дома составьте словосочетания  на орфограмму не с причастиями, используя содержание мультфильма.  

Используемая литература:

  1.  «Современные открытые уроки русского языка .7 класс» Е.А. Полежаева  , Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002г.
  2. «Игры на уроках русского языка. Учебные, ассоциативные, аналитические» Л.В. Петрановская. Библиотека «Первое сентября». «Русский  язык» №30.
  3. «Уроки русского языка в 5-6 классах. Мастер-класс учителя русского языка/разработки уроков» Н.И. Павликовская. Москва. Издательство «Глобус»,  2009г.
  4. «Уроки русского языка с применением информационных технологий». Методическое пособие с электронным приложением. Г.А. Захаров Москва. Издательство «Глобус».
  5. Мультфильм «В стране невыученных уроков».
  6. Тематические презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Страдательные причастия настоящего времени. Суффиксы страдательных причастий настоящего времени"

Образование причастий настоящего времени, формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени....

ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ПРИЧАСТИЕ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ДЕЕПРИЧАСТИЙ И ПРИЧАСТИЙ.

·        Повторение и обобщение сведений о роли деепричастий и при­частий в словосочетании и предложении...

Причастие.Понятие о причастии:общее грамматическое значение,морфологические и синтаксические признаки.

Урок изучения новой темы, реально отражающий учебный план и соответствующий программе по русскому языку под редакцией В.В.Бабайцевой, А. Ю. Купаловой, Е.И Никитиной, А.П. Еремеевой. Урок построен с уч...

Слитное и раздельное написание не- полная форма причастий, краткое причастие.

Слитное и раздельное написание не - полная форма причастий, краткое причастие – Здравствуйте! Тема нашего урока – «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями». – Запомните, НЕ с п...

"Бурное море причастий". Повторение и обобщение по теме "Причастие". Урок-экспедиция в 7-м классе Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи Задачи: закрепление умения находить причастия в тексте; определять его

Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речиЗадачи: закрепление умения находить причастия в тексте;определять его грамматические признаки;находить и правильно писать ор...