Урок - калейдоскоп "Повторение изученного. Подготовка к диктанту"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Данный урок можно проводить при повторении тем. Эта форма проведения помогает подготовить к разнообразным видам заданий ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-kaleiydoskop_ispravlennyiy_2.rar10.87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - калейдоскоп                                    

Автор Насонова Л. И., учитель I категории

                                          МОУ Мешковская средняя школа

                                     Верхнедонского района, Ростовской области.

                         

Разработанный мною урок можно проводить при повторении тем. Эта форма проведения урока помогает подготовить учащихся к разнообразным видам заданий ЕГЭ.

Тема: "Повторение изученного. Подготовка к диктанту. 7 класс".

Цели для учителя:

- образовательная: создавать условия для повторения изученных орфограмм, изобразительных средств языка;

- развивающая: развивать умения учащихся видеть орфограммы в слове, формировать навыки самоконтроля;

- воспитательная: воспитывать чувство коллективизма и тактичное отношение к учителю.

Цели для учащихся:

знать/понимать:

- правописание о,е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных;

- правописание суффиксов -чик, -щик;

- правописание н-нн в причастиях;

- правопосание союзов;

уметь:

- правильно произносить слова;

- различать изобразительные средства языка;

- применять правила на практике.

Ход урока.

1. Наш урок называется урок-калейдоскоп. Прочитайте, пожалуйста, словарную статью о значении этого слова.

Калейдоскоп - 1) оптический прибор, в котором можно наблюдать быстро сменяющиеся разнообразные цветные узоры.

2. Быстрая смена чего-нибудь.

Сегодня на уроке мы будем часто менять виды работы. Я надеюсь, что каждая наша работа будет красивым узором. Вы постараетесь отвечать правильно, четко, красиво, грамотно.

3. Французский философ-просветитель Шарль Монтеське сказал: "Надо много учиться, чтобы знать хоть немного".

Мы сегодня будем учиться произносить правильно слова.

Слова первого столбика произнесет диктор 7 класса ... (называется имя, фамилия ученика)

жалюзи

включен

торты

откупорить

по средам

шарфами

бантами

Слова второго столбика проговорит диктор 7 класса ... (называется имя, фамилия ученика)

бармен

красивее

запломбированный

облегчить

приняла

сливовый

августовский

августовский

4. Учимся говорить правильно.

Повторим употребление предлогов. Расскажите об употреблении предлогов в речи. (Фронтальный опрос)

Предлог "в" сочетается с предлогом "из"

         в школу - из школы

         в Ростов - из Ростова

         в Англию - из Англии

Предлог "на" сочетается с предлогом "с"

         на работу - с работы

         на дискотеку - с дискотеки

Можно говорить: в Украину - из Украины и на Украину - с Украины, хотя в средствах массовой информации больше сейчас употребляется первый вариант.

Предлоги "благодаря" "согласно" "вопреки" употребляются с существительными в дательном падеже.

Спасибо! Узор удался!

5. Повторим орфографию.

Мы сейчас напишем буквенный диктант.

- Что вы знаете о правописании о, е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных?

- Под ударением пишется "о", без ударения - "е".

Подпишите листочки.

На них в столбик пишем только гласные в суффиксах (и окончаниях), будьте внимательны, диктуется один раз.

Диктуются слова:

полотенцем

невежей

пальцев

лисицей

сторожем

плющом

зайчонок

девчонка

борщом

собачонка

кумачовый

моржовый

ежовый

пунцовый

На листочках должны получиться записи в столбик

е

е

е

е

е

о

о

о

о

о

о

о

о

Поменяйтесь листочками с соседом по парте, проверьте и на обратной стороне поставьте оценку.

На доске записывается алгоритм проверки: 5 "е", 8 "о" и нормы оценивания: 0 ошибок - "5", 1-2 ошибки - "4", 3-4 ошибки - "3", 5 и более ошибок "2".

Отдайте работы хозяевам. А ну-ка, покажите мне результат. Хороший узор получился!

Итак, в течение урока вы будете зарабатывать баллы, которые я тоже переведу в оценку. Будьте активны.

6. А сейчас выполняем работу "Путеводная звезда".

Какое предложение помогает запомнить правописание суффиксов -чик, -щик. "Я тоже здесь!"

            перебежчик

                 Ж

летчик           Я            рассказчик

  Т                                З

                                                      каменщик

        С                  Д

    разносчик          водопроводчик

Кто желает заполнить данный узор?

ЛеТчик, перебеЖчик, расскаЗчик, водопровоДчик, разноСчик, камеНщик.

Молодец!

7. Следующий узор должен получиться красивее и сложнее. Повторяем орфографию по теме "Причастие". Игра "Встань по пальцам". Эта игра учит вниманию, общению, пониманию в коллективе. Учитель показывает столько пальцев на руке, сколько должно быть работающих у доски учеников. Если ученики видят, что они уже не успевают выйти к доске выполнять задание, то молча возвращаются, уступая место товарищам.

Два ученика пишут слова на доске:

Усеянная листьями аллея, недоваренный картофель, купленный товар, нехоженые тропы, брошенный камень, раненый боец.

Устная разминка. Ученики со своего места называют количество "Н".

Раненный под Киевом боец, собрание не закончено, не законченное вовремя собрание, не законченное, а начатое собрание.

Молодцы!

8. Давайте отдохнем!

Музыкальная разминка (учитель с учениками выполняет плавные движения под музыку Поля Мориа).

9. Работаем с текстом над изобразительными средствами языка. (Текст на экране и распечатанные экземпляры на партах).

- Ваша, ребята, задача - прочитать выразительно предложения текста и назвать выделенное изобразительное средство языка.

Тест.

1. Как бы красиво мы ни извинились, память есть память, и она помнит, кто нанес рану и от кого остался рубец, шрам, черный СЛЕД В СОЗНАНИИ. (В. Харченко)

2. При одном предположении подобного случая вы бы должны были испустить ручьи..., что я говорю! РЕКИ, ОЗЕРА, ОКЕАНЫ СЛЕЗ! (Ф. Достоевский)

3. Вот почему я думаю, друзья, что мы способны помочь миру в его РАСКАЛЕННЫЙ час. (А. Солженицын)

4. Первые самые прочные представления О ДОБРЕ И ЗЛЕ, О КРАСОТЕ И УРОДСТВЕ мы выносим из неё (родной земли). (В. Распутин)

5. Хорошо живётся общительному человеку: ПОЛМИРА У НЕГО В ТОВАРИЩАХ.

6. Клим слышал, как МОСКВА, встречая царя, ревела "ура". (М.Горький)

Ответ:

1. метафора

2. градация

3. эпитет

4. антитеза

5. гипербола

6. метонимия

А какие еще изобразительные средства языка вы знаете?

Я думаю, красивый узор получился!

10. Домашнее задание.

Повторить орфограммы в тетрадях и выбрать 5 предложений с изобразительными средствами языка из произведений художественной литературы. (Домашнее задание дается в середине урока, чтобы не помешать воспитательному воздействию в итоге).

11. Ребята! Мы с вами отдохнули немного от орфограмм, а сейчас опять повторим правописание союзов. Откройте учебники стр. с-147 п-186. Пользуйтесь таблицей, это алгоритм.

Тестирование.( У каждого свой экземпляр тестов по русскому языку для 7 класса.)

1. Раскрой скобки, укажи слитное написание слов (Непрерывная цепочка, будьте все внимательны):

а) Он заметил то(же) самое.

б) Я то(же) не захотел участвовать в спектакле.

в) (Что)бы работу выполнить качественно, нужно приложить усилия.

г) (Что)б такое придумать, чтобы в меня поверили?

д) Брат сказал то(же), что не раз говорил отец.

е) Мы закрыли стеклянную дверь на балкон, что(бы) из сада не несло жаром.

ж) Дальний горизонт был так(же) ясен, как днем.

з) Что(бы) нам успешно выступить на конкурсе, нужно долго и тщательно готовиться.

и) В комнате было тихо, во всем доме то(же) не было звуков.

к) "Необходимы так(же) водные процедуры", - сказал врач.

л) "Что(бы) вам посоветовать?" - спросил доктор.

2. Найди предложения с ошибками и исправь их:

а) За то строение перенесли объект.

б) Мы не успели к началу соревнований, за то встретились с их организаторами.

в) Необходимо также разработать и новые правила.

г) Все также, как когда-то, здесь цвела в мае сирень.

д) Чтобы его не тревожили, он отключил телефон.

Предложения в исправленном виде запишите в тетрадь.

3. Я читаю примеры правописания союзов и других частей речи, а вы при помощи сигнальных карточек указываете на слитное и раздельное написание слов.

Р - раздельное, С - слитное.

а) Филипп Иванович почему-то тоже был сердит. (Г.Н. Троепольский)

б) Чтобы утешить бедного Савельича, я дал ему слово...(А.С. Пушкин)

в) А на окнах легкие шторы - те же в полосках. (В.П. Астафьев)

г) Возьми на час терпенье, чтобы квартет в порядок наш привесть. (И.А. Крылов)

д) Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку. (И.А. Крылов)

е) "Вот друга я люблю! - вскричал Демьян. - Зато уж чванных не люблю". (И.А. Крылов)

ж) То же слово, да не так бы молвить. (Пословица)

Оригинальный узор!!!

12. Продолжаем знакомиться с речевым этикетом.

В пословицах говорится: "Не мудрен привет, а сердца покоряет".

Одно из главных требований этикета: не жалейте улыбок. Прочитайте текст В. Солоухина:

А ведь у людей в распоряжении есть улыбка.

Посм..трите, почти всё у человека пр..дн...значено для самого себя: глаза - см..треть, ноги - ходить, рот - погл..щать пищу, - всё нужно самому себе, кроме улыбки. Если бы не зерк..ла, вы её никогда бы даже и не увид..ли. Улыбка пр..дн..значена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радос..но и легко. Это ужа..но, если за десять дней тебе никто не улыбнулся и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет.

-Вы согласны с мнением автора?

-Вставьте буквы в словах.

13. Найдите однокоренные слова к слову душа (дух, душевный, духовность).

Духовность - 1) сопричастность человека к святости.

             2) выполнение общечеловеческих нравственных норм

             з) постоянное совершенствование себя.

14. Ребята, на экране перед вами слова:

Сострадание

Равнодушие

Сопереживание

Безразличие

Умение прощать

Грубость

Взаимопонимание

Жестокость

Великодушие

Сочувствие

Радость

Самоотверженность

Они характеризуют понятие "Составляющие вашей души". А какие слова вы не выбрали? обратите внимание РАВНОДУШИЕ, БЕЗРАЗЛИЧИЕ оказались рядом со словами ЖЕСТОКОСТЬ, ГРУБОСТЬ.

15. Посмотрите на портрет В. Распутина, современного писателя. Ему принадлежат такие слова: "Почему мы, так же как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то, что сталось с нами после." Мы скоро будем изучать его произведение "Уроки французского". Послевоенные, тяжелые годы, ваш ровесник один в чужом районном центре, есть нечего, а он учится на "5". Только не дается французский язык. Ему на помощь приходит учитель французского Лидия Михайловна, которая поняла душевный мир ребенка. "Душа с душою говорит", - можно сказать о взаимоотношениях учителя и ученика.

16. Посмотрим кадр из фильма "Уроки французского". (Фрагмент: мальчик бежит за грузовиком, в котором уезжает мама...).

А каким вы хотели бы видеть учителя?

17. Известный педагог В. Сухомлинский писал:

-Родина и твоя мать вручили учителю твою судьбу, твою жизнь. Каждую минуту, каждое мгновение учитель должен видеть каждого из тридцати или сорока своих питомцев, знать, что он в это мгновенье думает, чем заполнена и наполнена его душа, какие горечи и обиды волнуют его. Учитель - творец твоего счастья, твоих радостей. Помни, что, если ты равнодушен к учителю, если ты не понимаешь и не чувствуешь сложностей его труда, ты проявляешь безрассудное расточительство к великим человеческим ценностям.

  Ты должен знать, что учитель многие годы учится, прежде чем овладеть мудростью воспитания. Но никакая наука не может одухотворить его сердце великой человеческой мудростью любви. Помни: нет в мире ни одной более тяжелой, более изнурительной для сердца работы, чем работа педагога. Учитель - такой же живой человек, как и твоя мать, твой отец. У него своя семья, свои дети, свои радости и огорченья. Бывают такие мгновения, когда самое нужное и самое полезное для учителя было бы остаться наедине, отдохнуть среди природы, бывает, что раны терзают ему собственную грудь и жить не хочется, а тебе хочется видеть учителя веселым и внимательным к тебе, и ни отдохнуть, ни уединиться ему невозможно, потому что надо идти на работу. Идя в класс, твой учитель часто - запомни это! - заставляет себя оторвать глаза от бед и ран собственного сердца, сжать свою душу, направить свои мысли в то русло, по которому нужно идти, чтобы в классе царила глубина ума и простота мышления, чтобы его энтузиазм одухотворил твою душу, чтобы тебе думалось легко и свободно, а это возможно только при том условии, когда трудно ему, учителю.

Очень хочется пожелать вам, ребята, взаимопонимания в этой жизни. А жизнь - это самый красивый узор. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к диктанту

Данную презентацию можно использовать в общеобразовательной начальной школе по теме "Правописание гласных в корне слова". В презентации используются гиперссылки. Щелкнув по картинке-отгадке, вы п...

Подготовка к диктанту как способ формирования у кадетов навыков самостоятельной учебной работы.

Самостоятельная работа является важной частью учебного процесса, едва ли не главным методом изучения и усвоения учебного материала....

Методические рекомендации к изучению темы «Современные средства массового поражения и способы защиты от них» на уроках основ военной подготовки

Цель представления данного материала - систематизировать практический опыт и представить некоторые методические приёмы изучения раздела «Радиационная, химическая и биологическая защита» (РХБЗ) для фор...

Памятка "Подготовка к диктанту в классе и дома"

В памятке - алгоритм подготовки к диктанту в классе и дома....

Презентация. Повторение изученного, подготовка к диктанту

В данной презентации предложен материал на повторение изученного в 1и 2 четвертях по орфографии и пунктуации, даны итоговые вопросы и тест. ФГОС. Учебник Ладыженской, Баранова....

Материалы для подготовки к диктанту 5 кл

Материалы для подготовки к диктанту по русскому языку 5 кл...