Урок-путешествие по теме "Имя существительное"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

 Данный урок проводился в 5 классе во время изучения темы "Имя существительное". Материал урока позволяет не только обобщить и систематизировать ранее полученные знания о существительном как части речи, но и  расширить представления о тематических группах имени существительного посредством информационных компьютерных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_sushchestvitelnoe.doc414 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка.

Тема: « Что обозначает имя существительное».

Автор: Лискова Н.А., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2

Цели урока – обобщение и систематизация ранее полученных знаний о существительном как части речи.

Образовательная - расширение представления о тематических группах имени существительного посредством информационных компьютерных технологий;

Развивающая – развитие логического мышления школьников, их аналитических способностей ( умения сопоставлять и делать выводы), умения работать в паре;

Воспитывающая – воспитание коммуникативных умений и навыков.

Тип урока - урок – путешествие.

Вид урока – урок – практикум с элементами объяснения.

Формы работы: коллективная, работа в паре.

Приемы: тематический дидактический материал, задания, активизирующие познавательную и творческую деятельность учащихся, работа с карточками и картой – информатором.

Ход урока:

  1. Организация начала урока.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня вам предстоит почувствовать себя в новой роли – роли робинзонов. Я уверена: вы с нею справитесь.

2. Объявление темы и цели урока.

- Итак, мы отправляемся с вами в необычное путешествие. А вот куда, сейчас узнаем. У каждого из вас карта с шифром (Приложение 1). Сложим все буквы вместе и узнаем, куда же мы направляемся. Какое слово получилось? (Существительное). Правильно. Мы отправляемся в замок Имени существительного за сокровищем, скрытым в нем.

3. Объяснение нового материала.

- Что обозначает имя существительное?

- На какие вопросы отвечает?

- А часто ли мы используем в своей речи существительные?

- Действительно, имя существительное занимает одно из главных мест в нашей речи: существительным является почти каждое второе слово. Существительные обозначают конкретные предметы, растения, живые существа, явления природы, космические тела и явления. А еще существительными являются добрые, хорошие слова, например, любовь, добро. Какие вы еще можете назвать?

4. Закрепление изученного.

1.- Итак. Мы начинаем наше далекое и трудное плавание. Океан будет ненастоящим, но плыть от этого не станет легче.  Перед вами карта нашего путешествия. Как называется мыс, который будет началом нашего пути?( Мыс Надежды). Посмотрим, какое задание нам приготовлено на нем.

Задание: Распредели слова по группам.

Прилагательное       существительное         глагол

Веселый Робинзон проплывает по океану.

- По какому принципу надо распределить слова? (По принадлежности слов к одной из частей речи)

2. – Ура! Мы прошли первое испытание. Посмотрите, перед нами два острова. Это острова Успеха и  Удачи.

- Что такое успех?

- Что обозначает удача?

- Какой же мы посетим? А что нужно  робинзонам? Может быть нужна удача? Итак, отправляем наш корабль к острову Удачи. А вот и задание, которое нам оставлено на нем.

Задание: Распредели слова по родам.

М.р. турист

Ж.р. спутница

Ср.р. путешествие

- Посмотрите на картинки слева. Что изображено на первой из них? (Земля). К какому роду относится данное слово? ( Женскому) Какое существительное соответствует слову этого рода?

- Что изображено на второй картинке? На третьей?

- Ребята, род - изменяющийся признак у существительных или постоянный? (Постоянный)

- Остров пропускает нас дальше.

- На море усиливается ветер, поэтому наш корабль направляется к острову Успеха. А здесь мы должны отгадать загадки.

Стелют на матрас меня.

Называюсь …(простыня).

- Да, без этого имени существительного не могут обходиться морские путешественники. А к какому склонению оно относится? Давайте его просклоняем.

- Следующая загадка.

Чтоб скорей в библиотеке

Отыскать ты книгу смог,

В ней бывает картотека,

Специальный…(каталог).

- Книги, безусловно, тоже необходимы путешественникам. К какому склонению относится слово «каталог»? Просклоняйте это слово. В каком падеже пишется в окончании буква е?

- А что вы можете сказать о существительных 3 склонения?

- Назовите имена существительные 3 склонения, необходимые робинзонам.

 3. – Ребята, кот – пират нам приветливо улыбается. Значит, мы можем спокойно проплыть мимо исторического залива. Но путь нам преграждает пролив « Трудный вопрос». Задание для его преодоления лежит у вас на столе (Приложение 2). Возьмите его в руки. Не получается? Почему? Наверное, потому что каждый хочет взять его себе? А ведь чтобы научиться работать вдвоем, нужно уметь уступать друг другу, обсуждать вопросы вместе, уметь слушать своего товарища. Положите карточку успеха на середину стола.

- Какое задание содержится в ней? Прочтет его вслух….

Задание. Заменяя звуки буквами, запишите данные ниже существительные, распределяя их по группам в зависимости от того, какие явления окружающей нас жизни они обозначают.

  1. Космические тела и явления.
  2. Земля и ее недра.
  3. Растения.
  4. Животные.
  5. Факты, события.

    Ок иэ ан, к  а никулы, пл а нета, м иэ  дведь, пш ыэ  ница.

     

     - Проверьте, правильно ли вы записали данные существительные? А какая орфограмма встретилась в этих словах?

     5. Итог урока.- Наконец мы с вами подошли к замку Имени существительного, но ворота закрыты. Чтобы их открыть, нужно вспомнить, о чем мы сегодня говорили. Какой остров мы посетили первым? О чем там узнали?

- Какие острова потом нам встретились? Какую тайну они скрывали?

- И последней преградой у нас был какой пролив?

Вот и открылись нам ворота замка имени существительного. И вот какое сокровище оно нам дарит.

Дорогие ребята! Я полна надежды,

Что в не забудете, что обозначает имя существительное.

Желаю вам успеха,

А также удачи

Во всех ваших открытиях.

Хочу, чтобы никогда вам

Не встречался трудный вопрос.

Верю, что вы останетесь такими же

Умными и отважными робинзонами.

До встречи. Спасибо за урок.

Приложение № 1

        

Приложение  №  2

Задание. Заменяя звуки буквами, запишите данные ниже существительные, распределяя их по группам в зависимости от того, какие явления окружающей нас жизни они обозначают.

  1. Космические тела и явления.
  2. Земля и ее недра.
  3. Растения.
  4. Животные.
  5. Факты, события.

    Ок иэ ан, к  а никулы, пл а нета, м иэ  дведь, пш ыэ  ница.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Повторение изученного об имени существительном" (урок - путешествие) 6 класс

Тема урока «Повторение изученного об имени существительном» (6 класс)Данная тема занимает  №84 в общей системе уроков русского языка в 6 классе и стоит последней в разделе изучения  им...

Урок обобщения по теме "Буквы О-Ё после шипящих в разных морфемах существительных", урок- путешествие

Урок , разработанный в игровой форме , поможет пятиклассникам обобщить знания , умения и навыки  по одной из сложных тем русского языка "Буквы О-Ё после шипящих в разных морфемах существительных"...

Урок Путешествие по стране «Имя существительное»

Обобщающий урок по теме "Имя существительное" в 5 кл с презентацией...

Урок-путешествие по теме "Имя существительное" (5 класс)

Урок содержит разноообразный познавательный материал, который активизирует деятельность учащихся по закреплению и систематизации изученного по теме "Имя существительное"....

Зачетный урок-путешествие по Африке. Имя существительное, 6 класс

В занимательной форме пушествия по загадочному материку шестиклассники систематизируют и закрепляют полученные сведения об имени существительном....

Презентация к уроку-путешествию по Африке имя существительное 6 класс

Яркая и содержательная презентация поддержит интерес  к языковому материалу урока....

Урок русского языка в 5 классе Тема урока: Урок-путешествие. Повторение по теме «Имя существительное».

В игровой форме повторить все об имени существительном. Узнать, что называется функциональной грамотностью....