Урок Путешествие по стране «Имя существительное»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Шехмаметьева Румия Кямилевна

Обобщающий урок по теме "Имя существительное" в 5 кл с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_puteshestvie.docx35.34 КБ
Файл urok-puteshestvie_imya_sushchestvitelnoe.pptx1.88 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Путешествие по стране «Имя существительное»

Класс: 5 класс

Форма проведения: Путешествие

Цели:

        Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-конторольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построения и реализации проекта выхода из затруднений);

        Содержательная: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов в разделе «Имя существительное».

Задачи:

        Предметные: закрепить основы научных знаний об имени существительном; сформировать умение выделять понятие «имя существительное» среди других частей речи; совершенствовать навыки морфологического анализа имени существительного.

        Метапредметные: коммуникативные УУД (развить умение логично и правильно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила речевого этикета); познавательные УУД (развивать умение формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждений); регулятивные УУД (развивать умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

        Личностные: формировать осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку; формировать уважительное отношение к чужому мнению; развивать умение оценивать результаты собственной деятельности.

Технические средства обучения: компьютер .

                                                                         Ход урока

  1.  Мотивирование к учебной деятельности    1 слайд

- Здравствуйте, ребята! Где-то во Вселенной существует волшебное королевство Лингвиния, где Язык является могущественным, храбрым королем.

 Грамматика – строгой, любящей порядок королевой, у которой целая свита принцев и принцесс. Морфология – одна из прекраснейших принцесс этого королевства. Именно от нее зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Глагол, Местоимение, Числительное, Наречие, Предлог, Союз, Междометие. Каждый из слуг живет в отдельном княжестве.

     Мы с вами совершим путешествие в княжество под названием Имя Существительное. Каждый обитатель его – волшебник, умеющий называть сущность всего, что окружает нас в мире. Сегодня мы с вами еще раз вспомним все особенности этой части речи, повторим правила правописания, чтобы ненароком не обидеть жителей этого княжества. Но прежде, чем отправиться в путь, нам надо проверить нашу готовность к путешествию: багаж знаний и маршрутный лист. На каждой станции вас ждет Мудрец,  предлагающий вам задания. За правильно выполненное задание он  приготовил подарок – знак Совы, издавна считавшейся мудрой птицей. 2 слайд

А теперь самое время отправиться в путь! Садимся в волшебный вагон и отправляемся в путь!

 3 слайд

II.                Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в учебном действии

Наш поезд подошел к границе княжества и к первой остановке. Для того, чтобы перейти границу, нам нужно разгадать кроссворд. 4 слайд

5 слайд

1. - Ребята, наша  остановка – «Неразберихино».

Протянулся ряд вагонов зеленых,

Увлекая вдаль ребят смышленых.

Пассажир, просто так не сиди,

А в окно ты скорей посмотри!

Там дорога ухабов полна,

Так как спутались Имена.

Ты на станции этой сойди

И порядок быстрей наведи.

        - Перед вами две улицы – улица Имен существительных собственных и улица Имен существительных нарицательных. Их жители совершенно запутались, кто, где живет. Чтобы им помочь, давайте постараемся ответить на вопросы мудреца (слайд 6).

  • Что вы знаете о жителях улиц Имен собственных и Имен нарицательных?
  • Чем гордятся собственные Имена существительные?
  • Почему жители этого города могут переходить с одной улицы на другую?
  • Как отличить одушевленные от неодушевленных существительных?

Слайд 7.

-Ребята, давайте поможем жителям этих улиц. Слова распределены в две колонки. Составьте слова, которые представляют собой верное словосочетание.

город

птица

созвездие            лебедь

птица                    «Лебедь»

кафе                      Лебедь

пароход                                                        

 «Орел»

Орел

орел

Работа осуществляется с последующей проверкой.

- Справились хорошо! Молодцы! Продолжаем наш путь!

Слайд 8.

2.                                         Перо в руке,

Огонь в душе –

Работа синтаксическая!

Ты выполняй и не робей,

Ведь настроение лирическое!

- На этой станции вам, ребята, необходимо выполнить следующее задание мудреца: «Придумайте несколько предложений, в которых бы одно имя существительное УТРО выполняло разные синтаксические функции.  У каждого из вас свое задание».

Работа осуществляется с последующей проверкой.

Слайд 9

3.                                         В глазах любопытство, колеса стучат -

Станция Одушевленности.

Ребята, конечно, слова различат

И разберутся в неопределенности.

- Перед вами, ребята, очередное задание мудреца: «Разделите  слова на одушевлённые и неодушевлённые, вставляя пропущенные буквы».

Работа осуществляется с последующей проверкой.

Слайд 10

4.                                         Добро пожаловать!

Станция Склонений

Здесь мы проверим

Ваших ряд умений.

- Ребята, вот для вас новое задание старца: «Вам, юные путешественники, предстоит написать цифровой диктант. Цифры 1, 2 и 3 соответственно обозначают склонения Имен существительных. Будьте внимательны!»

Диктант

        Степь, демонстрация, постель, постелька, олень, дичь, брошюра, цыган, циркуль, местность, ненастье, шепот, чувство, луч, камыш.

Слайд 11

А теперь проверим !

Ключ

        3, 1, 3, 1, 2, 3, 1, 2, 2, 3, 2, 2, 2, 2, 2

Слайд 12

5. - Молодцы! Теперь посмотрим, как вы справитесь со следующим заданием мудреца: «Ребята, подберите к существительным синонимы с основой на шипящую».

Слайд 13

                                     Ключ

  • Злак                                        рожь
  • Неправда                                 Ложь
  • Доктор                                   врач
  • Поддержка                          помощь
  • Сила                                         мощь
  • Безветрие                              тишь

6. Физминутка

Пассажир, пассажир, умные глаза,

Ты давай не ленись, отдохнуть пора!

Потянись , поднимай руки высоко,

Если форма имеет множественное число,

Если приседай низко и легко, если форма Имеет множественное число.

 

Слова: ножницы,  хлопок,  простор,

ворота, очки,  детство, оттепель,  тиски, цирк,  радость, чернила.


Слайд 14.

Вставьте пропущенные буквы, определите род существительного.

 Золот_ м_даль, солдатск_ ш_нель, звучн_ р_яль.

 Высок_ тополь, вкусн_ кофе, красив_ тюль.

 Жарен_ картофель, вкусн_ кака_, яблочн_ повидл_.

Слайд 15

Распределите слова на 3 группы

Только единственного числа

Только множественного числа

Единственного и множественного числа

Грабли,  метель, молоко, яблоко, темнота, ножницы, бензин, рука, санки, керосин, очки, опилки, серебро, цифра, стол

По щелчку –проверка

Слайд 16

Подберите антонимы к существительным:  

Сила –

Благородство-

Прямодушие –

Уважение-

Смелость-

Красота-

Слова для справок:

Безобразие, ненависть, трусость, лицемерие, злоба, слабость, безнравственность

Слайд 17

Станция Разгадайка

Image267

Слайд 18

Ответы

Семья – разделительный Ъ и Ь знаки, проверяемая гласная в корне.

Закат – правописание приставок.

Фонарь – словарное слово.

Заяц – непроверяемая гласная в корне слова.

Стриж – существительные мужского рода с шипящими на конце.

Слайд 19

Задание от Мудреца

       Перед вами карточки, выполните предложенное задание:

1. Спишите предложения, вставляя буквы и необходимые знаки препинания, обозначьте орфограммы

Скоро  собач…нка   выр…стет  станет  большой  и сильной. Но я  не забуду  как этот маленький комоч…к   шерст…   по…вился  в нашей  семье  и  зан…л  место  в  моём  сердц…

Слайд 20

Ключ для проверки

Рефлексия

- Друзья мои, еще раз оглянитесь на просторы княжества Имя существительное, вспомните его особенности и выполните морфологический разбор. Верно выполненное задание поможет вам стать полноправным гражданином этой страны, ошибки же будут свидетельствовать о том, что необходимо продолжить знакомство с именем существительным как частью речи.

Слайд 21

Станция Морфологическая

Сделайте морфологический разбор существительного ( I вар. – собач…нка, II вар. – шерст..):

I. ______________________________________________________________________________

II. Морфологич. признаки:

    1. Пост.:  _________________________________________________________________

    2. Непост.: ________________________________________________________________

III. Синт. роль - __________________________________________________________________

Проверка учителем

Ну вот и открылись ворота во дворец, где нас ждет Существительное. Мы все доехали, никого не потеряли. Сказочный поезд добрался до места назначения.

IV. Домашнее задание

Написать сочинение – рассуждение «Существительное – слово удивительное»

Рефлексия.  На партах у вас есть смайлики, выберите один соответствующий вашему настроению. Уходя, прикрепите магнитиком к доске. Спасибо за работу на уроке!  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие в княжество Имя существительное Обобщающий урок

Слайд 2

Маршрутный лист

Слайд 4

Самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? и что? 2 . Имя существительное, называющее живой предмет и отвечающее на вопрос кто? 3 . Непостоянный грамматический признак имени существительного? 4. Изменение имени существительного по падежам называется… 5 . Каким членом предложения является имя существительное в именительном падеже? 6 . Назовите постоянный признак имени существительного. с у щ е с т в и т е л ь н о е д о ш е в л ё н н о е п д л е ж а щ е е с к о н е н и е ж п а д д р 1. 2. 3. 4. 5. 6.

Слайд 6

Станция « Неразберихино » Что вы знаете о жителях улиц Имен собственных и Имен нарицательных? Чем гордятся собственные Имена существительные? Почему жители этого города могут переходить с одной улицы на другую? Как отличить одушевленные от неодушевленных существительных?

Слайд 7

Составьте из данных слов верные словосочетания. город орел птица «Орел» пароход Орел созвездие лебедь птица «Лебедь» кафе Лебедь

Слайд 8

Станция «Синтаксическая Придумайте предложения, в которых бы существительное УТРО выполняло разные синтаксические функции: Диана – ___________; Денис – - - - - - - - - - - ; Дамир - -.-.-.-.-.-.-.-.-.-

Слайд 9

Станция «Одушевленности» Разделите слова на одушевлённые и неодушевлённые, вставляя пропущенные буквы Б..рёза, л.. са , ст.. рушка , м..две.. ь , заяц.., ст.. рик , м.. рко .. ь , .. кно , праз ..ник, м..л..ко, скв .. рец , ска .. ка

Слайд 10

Станция «Склонений» Вам, юные путешественники, предстоит написать цифровой диктант. Цифры 1, 2 и 3 соответственно обозначают склонения Имен существительных. Будьте внимательны!

Слайд 11

Ключ 3, 1, 3, 1, 2, 3, 1, 2, 2, 3, 2, 2, 2, 2, 2

Слайд 12

Подберите к существительным синонимы с основой на шипящий Злак Неправда Доктор Поддержка Сила Безветрие

Слайд 13

Ключ Рожь Ложь Врач Помощь Мощь Тишь

Слайд 14

Станция «Род существительных» Вставьте пропущенные буквы, определите род существительного. Золот_ м_даль , солдатск_ ш_нель , звучн_ р_яль . Высок_ тополь , вкусн_ кофе , красив _ тюль. Жарен _ картофель, вкусн _ кака_ , яблочн_ повидл_ .

Слайд 15

Только единственного числа Только множественного числа Единственного и множественного числа Распределите слова на 3 группы Только единственного числа Только множественного числа Единственного и множественного числа Грабли, метель, молоко, яблоко, темнота, ножницы, бензин, рука, санки, керосин, очки, опилки, серебро, цифра, стол. Только единственного числа Только множественного числа Единственного и множественного числа Молоко, темнота, бензин, керосин, серебро Грабли, ножницы, опилки, очки, санки Яблоко, рука, цифра, стол, метель Станция Число существительных

Слайд 16

Подберите антонимы к существительным: Сила – Благородство- Прямодушие – Уважение- Смелость- Красота- Слова для справок: Безобразие, ненависть, трусость, лицемерие, злоба, слабость, безнравственность

Слайд 17

Станция « Разгадайка »

Слайд 18

Отгадать ребусы и записать имена существительные, обозначьте в них изученные орфограммы. С е м ь я – разделительный Ъ и Ь знаки, проверяемая гласная в корне. За кат – правописание приставок. Фонарь – словарное слово. За я ц – непроверяемая гласная в корне слова. Стри ж – существительные мужского рода с шипящими на конце.

Слайд 19

Задание от Мудреца

Слайд 20

Ключ для взаимопроверки Скоро собач о нка выр а стет , станет большой и сильной. Но я не забуду , как этот маленький комоч е к шерст и по я вился в нашей семье и зан я л место в моём сердц е .

Слайд 21

Станция «Морфологическая» Сделайте морфологический разбор существительного ( Денис – собач … ка , Дамир – шерст .., Диана – сем…е). I. ______________________________________________________________________________ II. Морфологич . признаки: 1. Пост.: _________________________________________________________________ 2. Непост .: ________________________________________________________________ III. Синт . роль - __________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие по стране Имя существительное

Задачи: - выявить специфику употребления имён существительных; -  рассмотреть морфологические признаки имён существительных; -  раскрыть структуру имён существительных, выполн...

Применение Smart-технологий на уроке русского языка "Путешествие по Стране имен существительных"

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умст...

Применение Smart-технологий на уроке русского языка "Путешествие по Стране имен существительных"

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умст...

Урок-путешествие в 5 классе. Цветные страны материка « Имя существительное».

Урок-путешествие в 5 классе. Цветные страны материка  « Имя существительное».Цели: проверить знания теоретического материала о грамматических признаках имен существительных,  совершенст...

Урок - обобщение по русскому языку в 6 классе СКОШ VIII вида «Путешествие в страну существительных»

В материале урока показаны виды работ, направленные на закрепление изученного материала по теме "Имя существительное"....