Зачетный урок-путешествие по Африке. Имя существительное, 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Пахомова Светлана Иосифовна

В занимательной форме пушествия по загадочному материку шестиклассники систематизируют и закрепляют полученные сведения об имени существительном. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗАЧЕТНЫЙ УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ ПО АФРИКЕ

(ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, 6 класс)

Формируемые УДД:

Предметные: Отвечать на контрольные вопросы по разделу; группировать слова по способу образования; правильно писать слова с изученными видами орфограмм

Личностные: Интерес к изучению языка. Осознавать возможности русского языка для самовыражения и развития творческих способностей.

Познавательные: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста

Коммуникатиные: Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Регулятивные: Здоровьесбережения, ИКТ, развития творческой деятельности

Оборудование: самодельная карта Африки с отмеченными возможными маршрутами и «достопримечательностями», сюрпризная коробочка «Диамант», кубик для определения направления с начальными буквами сторон света, кроме N, дневники путешественника учащихся, мультимедийное сопровождение.

                                          Ход урока.

(До начала урока СЛАЙД №1, трек «Африка» komitet_ohran_tepla_-_afrika, эмоциональный настрой)

  1. Оргмомент, разъяснение порядка работы, ведение записей в «Дневнике путешественника». СЛАЙД 2.

- Африка – загадочный и экзотичный материк. Посмотрите на карту Африки, которую нам предстоит пересечь с севера на юг в поисках королевского бриллианта-диаманта знаний (показ карты и сюрприз-коробочки). Африка богата алмазными рудниками, счастливчики находят целые россыпи.

Среди всех драгоценных камней наиболее красив и ценен диамант-бриллиант, так же, как среди всех частей речи наиболее весомо и значительно имя существительное.

Две экспедиции (два варианта) отправляются из разных северных городов Африки и следуют своим маршрутом, который на каждом этапе прокладывает руководитель группы при помощи компаса-кубика с направлениями «Ю», «З», «В». Каждый путешественник ведет записи в своем дневнике – выполняет задание своей группы (варианта).

  1. Зачетные задания.
  1. Выявление уровня подготовленности членов экспедиции. СЛАЙД 3.

- Ответьте письменно на вопрос, приводя примеры. В.1. Что нового вы узнали о склонении существительных в 6 классе? В.2. Что нового вы узнали о роде существительных в 6 классе?

2 этап. СЛАЙДЫ 4-5. – Прочитайте стихи-лимерики, выпишите словосочетания с несклоняемыми существительными, определив род и падеж существительных.

В.1. Один старичок на Багамах

Валялся в лиловых пижамах,

Он ел свое манго

Под музыку танго,

Счастливый старик на Багамах!

В.2. Один старичок из Макао

Макал свои туфли в какао.

А белый жакет

Он макал в винегрет.

Веселый старик из Макао.

3 этап. СЛАЙД 6. Составьте и запишите словосочетания с данными несклоняемыми существительными, выявив их род.

В.1. Алоэ, фламинго, кофе, радио, Лимпопо (река), метро.

В.2. Шимпанзе, Замбези (река), марабу, шоссе, пальто.

4 этап. СЛАЙД 8. Правописание НЕ с существительными. Запишите, графически обозначьте офрограмму.

В.1. (Не)приятель пр..бл..жался к городу.

        В..рблюд  бедуину (не)приятель, а друг.

В.2. Дождь в пустын.. (не)счастье, а беда.

       К  (не)счастью к..равана, оазис был д..леко.

5 этап. СЛАЙД 9. – В древние века центральная часть Африки поражала буйством зелени и многообразием животного мира. Спустя тысячи лет здесь обжигающая пустыня с каменными  деревьями. Без проводника не выжить. Задание: составьте предложения с этими существительными общего рода, выявив род существительного.

6 этап. СЛАЙД 10. Выпишите разносклоняемые существительные из «Воспоминаний Тарзана», выделив суффикс –ЕН-.

   В пути  мне часто вспоминалось пламя туземного племени, время от времени я ставил ногу в стремя и, подняв  древко захваченного знамени, крича имя своего врага, скакал много часов без отдыха. Потом уставал, сходил с коня и с облегчением припадал к вымени дикой козы, жевал семена пожелтевшей пшеницы и с заброшенного поля, помня о своем тяжком бремени, чесал запотевшее темя.

ИЛИ: Лишь весной наступит время,

Племя мирно сеет семя,

Хоть пахать и сеять – бремя.         

Но вожак их – ногу в стремя,

Прилепив перо на темя,

Над собою поднял знамя,

Раздувает распри пламя:

У коровы полно вымя.

Папуаске нужно имя

Для сынишки сочинить

И корову подоить.         

Призывает всех опять

Не работать – воевать.

Проливать напрасно кровь.

Всем милее мирный путь…

 Сказку нашу не забудь!        

ОТДЫХ В ОАЗИСЕ. СЛАЙД 11. Шутка-минутка.

- Почему львы едят сырое мясо? Потому что они не умеют готовить, их не кормят вареным мясом.

- Почему мумии не умеют разговаривать по телефону? У них руки связаны.

- Назовите окончания слов метро, Токио, Дюма. Нет.

СЛАЙД 12. Разгадайте ребусы. Фонари. Подушка.

СЛАЙДЫ 13-16.  Детская страничка. Фронтальное проговаривание окончаний, определение орфограмм.  

7. Творческий этап.  Составьте рассказ по  данному началу, используя словосочетания:  

В саванне утром у реки кого только не встретишь… Розов.. Фламинго пр..вел? (не)уклюжего птен?ч..ка. Пестр.. Попугайч..к сказал:  «Пр..вет, друж..к!».

    Пр..ветлив.. Какаду, смешлив.. Шимпанзе, Волч..нок, Бельч..нок, Хомяч..к Толстая Щ..чка, пуш..ст.. Верблюж..нок, капризный Белый Медвеж..нок, грус?ный Бурый Медвеж.нок;  пр..ятно позн..комиться, пр..ятного аппетита, друзьями на всю жизнь.

СЛАЙДЫ 17. В китайском национальном зоопарке умирал детеныш шимпанзе. Мать отказалась кормить его, с рук людей малыш сам отказывался что-либо есть. Тосковал. Погибал. Спас белый голубь. Как ни странно, шимпанзе принял помощь только от птицы. Они подружились. Детеныш выжил.

3. Рефлексия.Сдача работ – «Дневников путешественника».  Заключительно-обобщающее слово учителя. Сюрприз (алмазы-конфеты в блестящих обертках) из коробочки. СЛАЙД 18.

4. Домашнее задание: повторить сведения об имени прилагательном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Урока- путешествия"Внутренние воды Африки"

В уроке отражены современные требования к уроку, представлен интересный содержательный материал о крупнейших реках и озерах Африки....

Урок-путешествие.Урок русского языка в 5 классе по теме : "Повелительное наклонение глагола".

Урок русского языка в 5 классе по теме : «Повелительное наклонение глагола»....

Конспект урока - путешествия по русскому языку в 5 классе по теме "Имя существительное"

Урок  - путешествие в 5 классе по теме "Имя существительное"  - это обобщение и систематизация знаний по данной теме в игровой форме.  Сценарий урока возможно использовать как на этапе ...

Зачетный урок-путешествие по теме "Глагол" "Галопом по Европе" 6 класс

В игровой занимательной форме проходит повторение темы "Глагол".В гости к шестиклассникам приходят ровесники из Франции Энн и Луи, которые просят разъяснить  малопонятные сведения о рус...

Урок-путешествие "Природные зоны Африки"фрики

Разработка урока по теме "Природные зоны Африки"...

Конспект урока - путешествия "ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ АФРИКИ", 7 кл.

Урок - путешествиеЗадачи урока:-    расширить представления о природных зонах материка Африка, о многообразии растительного и животного мира; об особенности их приспособлений в да...

Урок русского языка в 5 классе Тема урока: Урок-путешествие. Повторение по теме «Имя существительное».

В игровой форме повторить все об имени существительном. Узнать, что называется функциональной грамотностью....