Зачетный урок-путешествие по теме "Глагол" "Галопом по Европе" 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Пахомова Светлана Иосифовна

В игровой занимательной форме проходит повторение темы "Глагол".В гости к шестиклассникам приходят ровесники из Франции Энн и Луи, которые просят разъяснить  малопонятные сведения о русском глаголе (куда наклоняется?  к кому переходит?).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachet-puteshestvie_galopom_po_evrope_glagol.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Систематизация и обобщение изученного о глаголе.

Урок-путешествие «Галопом по Европе».

Формируемые УДД:

Предметные: Отвечать на контрольные вопросы по разделу; группировать слова по способу образования; правильно писать слова с изученными видами орфограмм

Личностные: Интерес к изучению языка. Осознавать возможности русского языка для самовыражения и развития творческих способностей.

Познавательные: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста

Коммуникатиные: Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Регулятивные: Здоровьесбережения, ИКТ, развития творческой деятельности

1. Слово учителя

Здравствуйте, ребята! Недавно я получила письмо от моих заграничных друзей, которые очень интересуются нашим родным русским языком. Когда я рассказала им, что у меня есть очень умный 6В класс, которые хорошо владеют своим языком, они удивились. Послушайте, что они написали мне: «Мы не верим, что ваш сложный русский язык можно знать в совершенстве. Неужели шестиклассники могут нам это доказать? Мы обязательно приедем и посмотрим, правду ли вы нам говорите». Но что-то они не слишком торопятся, давайте начнем без них.

(Входят Энн и Луи)

Учитель: Как неожиданно! Здравствуйте! Ребята, знакомьтесь, это Энн и Луи!

Энн: Хеллоу, мои дорогие друзья! Мы приехали к вам из далекой Европы!

Луи: Нам стало так интересно, каков же ваш русский язык и как вы его изучаете, что срочно взяли билеты на самолет.

Энн: Светлана Иосифовна, ваше обещание ещё в силе?

Луи: Вы готовы доказать, что русский язык очень интересный и ребята ваши очень умные?

Учитель: Дорогие Энн и Луи, садитесь, пожалуйста, на места и вы всё увидите! И если вы что-то знаете, помогайте ребятам! Ребята, мы ведь не ударим в грязь лицом перед нашими гостями? (Нет).

Сегодня я предлагаю вам отправиться в Европу, по самым прекрасным странам мира на автобусе под названием «Глагол», ведь именно его мы собирали по частям немалое время! Наше путешествие будет возможно лишь при наличии у групп билета, приобрести который можно, ответив на вопросы блиц-опроса. Я думаю, у Энн и Луи есть вопросы для вас, ведь они многого не знают о глаголах.

2. Блиц-опрос

Энн: Ребята, вот что нам больше всего непонятно: куда и на что переходят глаголы?

Луи: Сколько раз наклоняется глагол?

Энн: Какие глаголы без лица?

Луи: Что они выражают?

Энн: Какое окончание имеют глаголы в повелительном наклонении?

Учитель: Итак, Энн и Луи, вы услышали ответы? Значит, группы справились с заданием и получают право на путешествие.

3.  В 18 в. русский писатель Николай Михайлович Карамзин так же, как мы, решил совершить путешествие по Европе. Трясясь в кибитке, ночуя в холодных номерах гостиниц, он писал дневник своих впечатлений о Европе. Этот дневник вскоре был опубликован как «Письма русского путешественника». И мы с вами так же будем записывать всё, что встретим на пути. У каждого из вас есть свой дневник путешественника. Откройте его.

В пути нужно быть очень внимательным, мало ли какие преграды ждут нас?

И чтобы немного потренироваться в этом умении, мы с вами преодолеем первую преграду.

В следующей таблице вы должны найти и записать спрятанные глаголы по вертикали и по горизонтали.

к

м

л

о

в

и

т

ь

л

р

м

й

п

е

р

е

х

о

д

и

т

ь

к

о

т

с

р

а

г

а

п

а

н

о

м

е

и

т

з

п

р

и

с

о

н

п

т

д

е

й

р

и

с

м

с

й

к

ь

е

т

о

л

т

н

д

т

и

е

с

т

ь

т

н

ь

п

т

о

п

е

т

ь

р

и

о

д

ю

о

я

н

й

н

о

т

д

ш

м

в

я

т

щ

к

а

н

а

о

п

л

ы

т

ь

Учитель: Какая форма глагола употребляется в этой таблице? (Неопределенные глаголы)

Луи: А что в них неопределенное?

4.  А сейчас мы отправимся на север Европы. Какие страны находятся там?

Мы с вами попадаем на Скандинавские горы, высокогорье НЕ.

 Чтобы пройти через эти заснеженные горы, мы должны сделать задания.

1) (не)навидеть

2) (не)был

3) (не)взлюбить

4) (не)нарушать

5) (не)волить

Назовите 5 глаголов-исключений (недоумевать, негодовать, ненавидеть + неволить).

5. Энн: Я так бояться, чтобы ошибаться в ться, ведь я такая цаца.

Учитель: Не бойтесь, Энн, мы как раз подошли к спуску ЦА-ТЬСЯ-ТСЯ.

Альпинисты считают, что спуск труднее подъема. Сказываются и усталость, и коварство гор. Вот для нашего Коли всё ещё коварна ледяная расщелина ЦА.

Чтобы удачно спуститься, мы сделаем следующее задание.

Учиться  всегда пригодится.

От холода заболела переносица.

Если долго мучиться, что-нибудь получится.

6. Молодцы! Мы с вами достигли горного массива в Швеции под названием Кебнекайсе. Горные вершины, кажется, похожи одна на другую, но у каждой вершины свой характер, своя слава среди альпинистов и горнолыжников. Не правда ли, как горы похожи на суффиксы?  Здесь, в горах, очень важна командная сплоченность. Вы уже познали характеры глагольных суффиксов, и, я думаю, без затруднений определите гласные в них.

1) след..вать совету

2) рассчит..вать на помощь

3) заканч..вать работу 

4) зап..вать песню

5) чувств..вать прилив сил

6) телефонировать другу

Мы помним, что нужно отличать суффиксы –ирова- и –ва- (под ударением).

7.  Ну а теперь мы отправляемся в Центральную Европу, в Польшу.

Хотите или хочете прогуляться по Дворцовой площади в Варшаве? Мы с вами оказываемся прямо там, на площади разноспрягаемых глаголов.

Назовите 4 разноспрягаемых глагола (дать, есть, хотеть, бежать).

Задание:

Пригласите на прогулку по Варшаве своего друга и его приятелей, употребив глагол хотеть, прогуляйтесь по парку и обратитесь с какой-либо просьбой к жителям города. Не забудьте о вежливом обращении и слове пожалуйста. В чем особенность употребления слова пожалуйста в предложении?

Итак, записываем наше приглашение в дневник  путешественника (опрашиваем 3 человека).

8. Наш автобус двигается дальше, начинает темнеть. И вот мы совершаем с вами ночной транзит от Варшавы до… Города, который пока останется тайной. В это время мы перекусываем, те, кто устал, отдыхает. Ну а тем, кто ещё полон сил, я предлагаю такие шуточные загадки.

1) В каком глаголе НЕТ  слышится сто раз?

2) Как можно существительные ЖАР, ЕЛЬ превратить в глаголы? ( переставить Ь – жарь, ел)

3) Какое сено не горит?

9. Как вы догадались, следующее место назначения – Париж. Ах, Париж, город романтики! исключительно красивый, да просто исключительный город. Почему – скажете вы? А вы прочтите задание.  

 По какой грамматической категории третий лишний?

Сначала давайте вспомним грамматические категории глагола.

1) волновалась,  хмурилась,  испортилась   (по виду)

2) тронешь,  удивишь,  порадуешь (по спряжению)

3) бежать,  гнать,  дать       (по спряжению)

4) плыть,  ловить,  строить     (по переходности)

5) хотел бы,  написал бы,  получил    (по наклонению)

6) берегите,  улучшайте,  сохранишь   (по наклонению)

10. Мы с вами прогулялись по Парижу, и как бы нам не жаль было с ним расставаться, наш автобус движется дальше по Европе, по направлению к Италии. Мы с вами оказываемся в колыбели европейской цивилизации – прекрасном Риме. А вы знаете, что в городе Рим есть особое государство – Ватикан. Он играет большую роль в политической и религиозной жизни Европы.

         А нас с вами ждет вечный Рим в безличных глаголах. Энн, Луи, вы усвоили, какое значение имеют безличные глаголы?

Ребята, сейчас я прочитаю текст, в котором вам нужно будет найти безличные глаголы. Но сначала послушайте (1 раз читаем). А теперь в два столбика запишите безличные глаголы.

Ах, этот божественный Рим! Вечереет, и я отправляюсь гулять по его улицам. В переулках пахнет свежеиспеченной пиццей и томатной пастой. Шумит в ушах от громких, но необыкновенно красивых песен уличных музыкантов. Уже смеркается, и я направляюсь к Колизею, древнеримскому амфитеатру, печальному памятнику сражений гладиаторов. Но всё-таки полуразрушенный Колизей прекрасен, и так легко дышится в этом городе от сознания его красоты, так дремлется порой от звуков римских улиц. Но уже холодает, и мне приходится возвращаться в гостиницу…

11. Вот и закончилось наше путешествие. Энн и Луи, смогли ли ребята вам доказать, что глаголы – интереснейшая часть нашей речи?

Энн: О да, я так впечатлена вашими умениями, что решила остаться учиться у вас в классе.

Луи: Я очень полюбил вас, ребята, и тоже хочу остаться!

Учитель: Ну что, пригласим  Луи и Энн учиться вместе с нами прекрасному русскому языку?

-  Глагол не так сложен, но он требует вершин познания и трудолюбия. И тогда с ним не только галопом, но и основательно можно путешествовать по Европе. Но мне что-то так захотелось домой – посидеть в любимом кресле, увидеть своих любимых друзей! Вернемся домой. И вот  на прекрасном автобусе мы возвращаемся к родному дому.

Домашнее задание: Составьте словесный маршрут путешествия, в которое вы могли бы пригласить одноклассников, используя полученные знания о глаголе. Графически указать, подчеркнуть, выделить.

                                                                                                           Приложение.

Слова Энн.

Энн: Хеллоу, мои дорогие друзья! Мы приехали к вам из далекой Европы!

Луи: Нам стало так интересно, каков же ваш русский язык и как вы его изучаете, что срочно взяли билеты на самолет.

Энн: Светлана Иосифовна, ваше обещание ещё в силе?

Луи: Вы готовы доказать, что русский язык очень интересный и ребята ваши очень умные?

Когда я говорю, что у Энн и Луи есть вопросы к вам.

Энн: Ребята, вот что нам больше всего непонятно: куда и на что переходят глаголы?

Луи: Сколько раз наклоняется глагол?

Энн: Какие глаголы без лица?

Луи: Что они выражают?

Энн: Какое окончание имеют глаголы в повелительном наклонении?

Энн (после задания НЕ с глаголами): Я так бояться, чтобы ошибаться в ться, ведь я такая цаца.

Энн (в конце, когда я к вам обращусь): О да, я так впечатлена вашими умениями, что решила остаться учиться у вас в классе.

Слова Луи.

Энн: Хеллоу, мои дорогие друзья! Мы приехали к вам из далекой Европы!

Луи: Нам стало так интересно, каков же ваш русский язык и как вы его изучаете, что срочно взяли билеты на самолет.

Энн: Светлана Иосифовна, ваше обещание ещё в силе?

Луи: Вы готовы доказать, что русский язык очень интересный и ребята ваши очень умные?

Когда я говорю, что у Энн и Луи есть вопросы к вам.

Энн: Ребята, вот что нам больше всего непонятно: куда и на что переходят глаголы?

Луи: Сколько раз наклоняется глагол?

Энн: Какие глаголы без лица?

Луи: Что они выражают?

Энн: Какое окончание имеют глаголы в повелительном наклонении?

Луи (после вопроса про форму глагола): А что в этих глаголах неопределенное?

ЛУИ (когда я обращаюсь к вам в конце, после Энн): Я очень полюбил вас, ребята, и тоже хочу остаться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок -путешествие по химии "Химическая тропа здоровья" 10 класс

Данный урок проводится в конце изученной темы. Цель урока: В игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся об углеводородах: их номенклатуре, изомерии, химических свойствах....

Урок – путешествие по теме: «Разнообразие живых организмов» (5 класс)

Данный урок целесообразно проводить в конце изучения природоведения, как урок-путешествие по изученным царствам живых организмов. Презентация поможет ученикам вспомнить и закрепить представителей царс...

Урок - путешествие по стране Синтаксиса и Пунктуации 5 класс

Повторительно-обобщающий урок по теме "Синтаксис и пунктуация". 5 класс...

Урок. «Путешествие снежинки», или испарение, конденсация, отвердевание. 6 класс Учитель физики Бейбулатова Е.А.

Урок.  «Путешествие снежинки», или испарение, конденсация, отвердевание  (6 класс). Пропедевтический курс физики....

Конспект урока "Путешествие по всем действиям обыкновенных дробей". 5 класс.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Форма урока: урок - путешествие. Раздел: обыкновенные дроби. УМК: Г.В.Дорофеев....

Открытый урок. Урок-путешествие «Обобщение знаний по теме «Глагол»» 5 класс

Урок в 5 классе, направленный на систематизацию знаний по теме "Глагол"...

Зачетный урок-путешествие по Африке. Имя существительное, 6 класс

В занимательной форме пушествия по загадочному материку шестиклассники систематизируют и закрепляют полученные сведения об имени существительном....