Дидактический материал по теме "Лексика и фразеология"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Дидактический материал содержит информацию о происхождении некоторых устаревших слов, крылатых слов и выражений, происхождения которых нужно искать в далеком прошлом, как например: "спустя рукава", "яблоко раздора" и т.п.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frazeologizmy..pptx685.23 КБ
Office presentation icon tolkovyy_slovarik.ppt2.86 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фразеологизмы

Слайд 2

Пройти (сквозь, через) огонь и воду (и медные трубы ). Авторство этого выражения установить практически невозможно: оно известно со времен античности и встречается в различных, но одинаковых по смыслу, версиях у Аристофана, Плутарха, Вергилия, Горация и других авторов. Иносказательно: пройти все мыслимые испытания, которые только могут встретиться в жизни человека. Под «огнем» и «водою» подразумеваются только «физические» испытания (воли, смелости, мужества и т. д.), под «медными трубами» — нравственные (самые трудные): испытания «фанфарами», «медными трубами», то есть славой, популярностью. И его выдерживают далеко не все, кто ранее успешно прошел «огонь» и «воду».

Слайд 3

Водить за нос. Обманывать , вводить в заблуждение, не выполняя обещанного. Выражение возникло, вероятно, из сравнения с медведями, которых цыгане водили на показ за кольцо, продетое в нос , и заставляли делать фокусы, обманывая обещаниями подачки.

Слайд 4

Рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше были распространены длинные рукава, которые засучивались перед работой. Отсюда засучив рукава – значит, усердно принявшись за дело. После работы зимой рукава опускались, чтобы согреть руки. Со спущенными рукавами человек работает плохо, так как они мешают ему. Отсюда и возникло выражение спустя рукава – значит небрежно, кое – как. Спустя рукава.

Слайд 5

Как с гуся вода. 1.Никакого воздействия на кого- либо, совершенно безразлично. 2 . Легко, быстро, бесследно исчезает, забывается что-либо кем – либо. Часть древнего заклинания. Знахарки, обливая детей наговорной водой, и родители, купая чадо в бане, приговаривали: «Как с гуся вода, с нашего сыночка болезнь». Люди верили, что всякие напасти сбегут с ребенка так же быстро, как сбегает вода с гусиного оперения. Оперение водоплавающей птицы покрыто жировой смазкой, и вода не смачивает перья.

Слайд 6

Существует древняя легенда о том, что крокодил, поедая добычу, плачет «крокодиловыми слезами». Первое известное упоминание этой легенды встречается в книге «Путешествие сэра Джона Мандевилля , впервые появившейся в Англии между 1357 и 1371 годами. Среди прочего там упоминается, что в Эфиопии живут крокодилы, которые плачут, поедая человека.Эта легенда зафиксирована также в «Азбуковнике», составленном в XVII веке. Недавно зоологи из Флориды, США, документально подтвердили справедливость этой легенды, накормив 4 кайманов и 3 аллигаторов говядиной. У 5 из 7 пресмыкающихся во время еды текли слёзы. Слёзы были сняты на видеоплёнку . На самом деле крокодилы «плачут» вовсе не от жалости. Всё дело в переизбытке солей в организме, для удаления которых у крокодила развились специальные железы, открывающиеся наружу у самых глаз. Таким образом «крокодиловы слёзы» — защитная реакция организма, направленная на выведение избытка солей. Крокодиловы слёзы.

Слайд 7

Причина ссоры, вражды. На свадьбе Пелея и морской нимфы Фетиды богиня раздора Эрида в отместку за то, что ее не пригласили, бросила среди гостей яблоко с надписью "Прекраснейшей". По совету Зевса богини Гера, Афина и Афродита призвали Париса выбрать из них прекраснейшую: Гера пообещала ему власть над миром, Афина - военную славу, Афродита - самую красивую женщину на земле. Парис вручил яблоко Афродите, которая помогла ему увезти прекрасную Елену в Трою, что послужило поводом к Троянской войне. Отвергнутые Гера и Афина выступили на стороне ахейцев. Яблоко раздора.

Слайд 8

Фальшивый, не имеющий силы документ; пустая, ничего не значащая бумажка. Время возникновения выражения относят к царствованию Ивана Грозного. Московский митрополит Филипп выступил против политики царя, против террора и насилия. Царь презрительно называл послания митрополита Филькиными грамотками, хотя митрополит Филипп был просвещенным человеком. Филькина грамота.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал. Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология", 5 класс, УМК С.И. Львовой

Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология", 5 класс, УМК С.И. Львовой...

Дидактический материал для проверки знаний по синтаксису : русский язык 8 класс ( первичное усвоение материала)

Дидактический материал я использую при проверке первичного усвоения материала. Карточки выдаю по вариантам, учащиеся на них выполняют задание зелёной пастой, что облегчает проверку....

Дидактический материал для закрепления материала по биологии в 9 классе по теме: Клетка - генетическая единица живого.

Презентацию можно использовать  для закрепления изученного на уроке биологии материала по теме "Клетка - генетическая единица живого" в 9 и 10 классах....

Повторение и обобщение материала по теме "Лексика.Фразеология"

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе на основе регионального компонента в рамках подготовки к ВПР...

Разработка дидактических материалов по теме «Лексика. Фразеология» 6 класс

Разработка дидактических материалов по теме «Лексика. Фразеология»6 класс...

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку,  тема "Служебные части речи"...

Дидактический материал по теме «Уровни организации живой материи»

Дидактический материал по теме  «Уровни организации живой материи»...