Повторение и обобщение материала по теме "Лексика.Фразеология"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе на основе регионального компонента в рамках подготовки к ВПР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повторение и обобщение материала по теме «Лексика. Фразеология». 6класс

Ц е л и у р о к а: обобщить и систематизировать изученный материал; закреплять навык комплексного анализа теста, продолжить подготовку к ВПР по русскому языку.

Личностные УУД. Воспитание любви к родному языку, народу, его культуре. Саморазвитие. Учебно-познавательный интерес. Обогащение словарного запаса.

Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательная инициатива.

Познавательные УУД. Обобщение и систематизация наблюдений.

Коммуникативные УУД. Совместная деятельность.

Оборудование: интерактивные технологии

Ход урока

I. Вступление в тему.

На фоне татарских наигрышей  на экране демонстрируются кадры празднования Сабантуя в Лямбире.

На экране появляется текст о Сабантуе. Ученик читает его выразительно.

(1)Сабантуй – испокон веков самый любимый праз.ник татарского народа, который вес.ло и ш.роко отм.чает.ся ежегодно. (2) Название его пр.исход.т от тюркских слов: «сабан»(праз.ник) и «туй» (плуг). (3)Праз.ник плуга отм.чался в честь завершения в.сенних полевых работ.

       (4)        Главное сост.зание Сабантуя – кэрэш –имеет древнюю историю.  (5) Со временем сост.зания, пров.димые в праз.ник Сабантуй, изм.нились.(6)Однако главными по-прежн.му ост.ют.ся нац.ональная борьба – кэрэш – и скач(?)ки.

      (7)Главный подарок, который дарят сильнейшему б.рцу, как извес.но, б.ран. (8)Но почему именно баран, а не какой-нибудь другой приз?(9)У древних тюрков баран был св.щенным ж.вотным. (10) Сч.талось, что он охр.няет людей от злых духов.

      (11 )Целей проведения с.временного Сабантуя несколько: определение батыров – победителей в борьбе, народные раз(с)влечения с национальными песн.ми, плясками и играми, а самое главное – подв.дение итогов в.сенних п.левых работ и нагр.ждение  лу.ших з.мледельцев.

       (12)Все сост.зания, пров.димые на Сабантуе, непременно что-то об.значали и символизировали. (13)Например, стр.льба из лука не просто тр.нировка будущих воинов и охотников.(14)В далёк.м прошлом умение стрелять из лука об..значало достижение юношей совершеннолетия. (15) Лук символизировал также первые сол.ечные лучи.

       (16)Дети также пробовали свои силы в различных играх: в лазань. на шест, бег. в мешках, перетягивани. к.ната.

        (17)Сабантуй, который нач.ли праз.новать ещё к.чевники, затем превратился в праз.ник земледельц.в, а до нас дош.л уже просто в.сёлым народным гулянием.(18)Это один из национальных праз.ников, который  менялся вместе со временем и людьми и дош.л из глубок.й древност. до наших дней

(19)Сабантуй в Российской Федерации имеет статус федерального праздника и проводит.ся во многих городах: Казан., Москве, Уфе, Санкт-Петербург., Самар., Саранск. и других. (20)Этот праз.ник находит(?)ся под защитой ЮНЕСКО как шедевр ус.ного наследия человечества, ведь он настоящий драгоценный камень единства и дружбы.        

II.  Целеполагание.        

                                                                                                                                               

Учитель: На какие мысли наталкивает вас увиденное и услышанное?

-Разговор пойдет о празднике Сабантуй.

-Перед нами текст. Значит, будем с ним работать.

Учитель: Молодцы. Действительно, мы сегодня расширим свои знания о национальном татарском празднике Сабантуй, повторим и обобщим изученное в разделе «Лексика. Фразеология».

Запишите число и тему урока «Повторение и обобщение материала по теме «Лексика.Фразеология».                                                                                

III. Актуализация знаний.

Учитель: Как вы знаете, на Лямбирской земле тоже ежегодно проводится праздник плуга. Многие из вас принимают активное участие в его подготовке и проведении. Расскажите, что вы знаете о празднике.

Реализация индивидуального задания)        

Праздник «Сабантуй в Лямбире проводится в конце мая — начале июня. Первоначально празднование происходило на центральной площади райцентра, но вскоре площадь перестала вмещать всех гостей, поэтому уже несколько Сабантуй проходит на территории центрального аэроклуба ДОСААФ России имени Героя Советского Союза М. П. Девятаева. Праздник проводится в честь окончания весенне-полевых работ, поэтому здесь награждают лучших работников сельского хозяйства.                                
              На Сабантуе можно попробовать всевозможные блюда национальных кухонь: русской, татарской, мордовской, украинской... Здесь выступают самодеятельные артисты, демонстрируют показательные номера парашютисты, мотоциклисты и члены конно-спортивного клуба.         Традиционно Сабантуй славится спортивными состязаниями, на которые приезжают гости не только из районов нашей Республики, но из соседних регионов. Больше всего зрителей собирает «көрэш» (борьба на поясах). Победитель получает звание «батыра»(силач, богатырь) и живого барана в подарок.                                Праздник плуга любим и взрослыми, и детьми, потому что это праздник труда, здоровья, силы и ловкости, который возрождает национальные обычаи и традиции, народные песни и пляски, объединяет всех людей, живущих на этой земле.        

    Учитель: Есть ли  подобные праздники у других народов?

    Реализация индивидуального задания

У чувашей имеется похожий праздник, имеющий с сабантуем общие корни, который ранее назывался  сухат — «пахота» (верховые чуваши) и  сапан туйĕ — «праздник плуга» или сапан (низовые чуваши), теперь же повсеместно он называется акатуй.                                                                                   Схожую этимологию имеет марийское название похожего праздника — Агапайрем.        Аналогичный праздник татарстанской мордвы — Балтай имеет татарскую этимологию и означает «праздник мёда».                                                        Похожий праздник под названием  Гербер существует и у удмуртов.                        Народы Северного Кавказа, балкарцы и ногайцы также празднуют похожий праздник, который они называют сабантой. Этим же словом обозначают аналогичный праздник и казахи. у монголов есть похожий на Сабантуй праздник, который называется Наадам.                                                                                                В современном русском языке название «сабантуй» стало нарицательным и часто обозначает любое (не обязательно праздничное) застолье.

Учитель: Как видим, этот национальный праздник имеет богатую историю и очень популярен у разных народов, и  мы должны знать и чтить свою историю и культуру. Теперь обратившись к тексту, займемся повторением по теме урока.

IV. Работа с текстом по теме урока.  Вернемся к тексту  и выполним задания.

-Докажите, что предложенный отрывок является текстом.

-Озаглавьте текст. (Татарский национальный праздник - Сабантуй)

-Определите и запишите основную мысль текста.

-Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

-Письменно ответьте на вопрос: «Каковы цели проведения современного Сабантуя?»

1.Прочитайте текст, объясните вставленные, где это необходимо, пропущенные буквы.

2.Выполните морфемный и словообразовательный разборы слова тюркских. Приведите примеры слов, заимствованных из тюркских языков.        

 3.Выполните морфологический разбор слова Сабантуй. Можно ли его считать заимствованным?

 4.Можно ли аналогичные названия праздника у разных народов ститать диалектизмами?

5. Подберите и запишите антоним к слову «завершение» (предложение 3)

6.Выпишите из текста устаревшие слова. Есть в тексте неологизмы? Приведите свои примеры.

7.Определите стилистическую окраску слова «символизировал» из предложения 15, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову. Подберите синонимы к слову «батыр» ( предложение 11).

8.Объясните и запишите значение фразеологизма испокон веков (предложение1). Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

9.Определите и запишите лексическое значение слова «лук» из предложения 15. Подберите и запишите предложение, в котором данное слово употреблялось бы в другом значении. Как называются такие слова? (Омонимы)

Учитель: Молодцы, ребята. Мы  с вами повторили понятия, изученные в разделе «Лексика. Фразеология». Закрепили  умение выделять лексические единицы в тексте.

Учитель: Ребята, знаете ли вы ли праздники, которые отмечаются всеми народами, живущими в Мордовии?

- Масленица у русских, мордвы и татар означает начало весны. Тюркские народы называют ее еще  Навруз.  На Востоке Навруз  считался одним из основных праздников в году. Он совпадал с окончанием зимы и проводился в ночь накануне весеннего равноденствия, после которого дни становятся длиннее, чем ночи. Его считают началом нового года.

Учитель: В культуре народов, как видим, много общего. Как отражается эта общность в языке?

V. Проверка домашнего задания.

 Задание: найти  в мордовском и татарском языках созвучные слова,  обозначающие одно и то же. Подготовка по группам: 1) изучающие мордовский язык,   2)  изучающие татарский язык.

Слова:Раштуа(тат)-Роштува(модв.)-Рождество(рус.);сукыр-сокр-слепой;таза-таза-силь-ный;аксыл-акша-белый;кыяр-куяр-огурец; каршы-каршек-напротив; алаша-алаша лошадь; тагы-тага-опять; онык-унок-внук; тэлинкя-тарелка-тарелка;поталак-поталак-потолок.

Учитель: Это список можно продолжать очень долго. Почему, по-вашему, так много общего у народов, живущих в Мордовии.

-Совместное проживание и общение, трудовая деятельность отразились в культуре и языке народов.

 Учитель: Да, поэтому необходимо изучать и знать свой родной язык, чтобы чувствовать себя частицей своего народа, его культуры. Об этом очень хорошо сказала в своем стихотворении татарская поэтесса В.Зумакулова:

Текут две речки в сердце, не мелея,

Становятся единою рекой…

Забыв родной язык, я онемею,                

Утратив русский, стану я глухой.

VI. Рефлексия.

Учитель: Что интересного узнали и полезного для себя вы получили сегодня на уроке?

VII. Домашнее задание.

Письменно ответить на вопрос: « Как вы понимаете последнее предложение текста «Татарский национальный праздник - Сабантуй»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок повторения и обобщения материала по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Урок проходит в форме игры по телевизионной версии "Своя игра". Такая форма урока позволяет активизировать деятельность учащихся 8 класса, проверить знание текста повести  А.С. Пушкина....

Урок повторения и обобщения материала по русскому языку в 6-м классе "Имя существительное как часть речи"

Урок повторения и обобщения материала по русскому языку в 6-м классе "Имя существительное как часть речи" ...

: Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка). Создание пособия по русскому языку « Имя числительное».

Данная разработка по теме « Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка)». Создание пособия по русскому языку «Имя числительное»....

Основные виды сложных предложений. Знаки препинания в СП (повторение и обобщение материала)

Урок подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Материал содержит презентацию к уроку, дидактические материалы....

"Слитное и раздельное написание омонимичных частей речи" . Урок повторения и обобщения материала. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.

Цель данного урока - отработка навыков слитного, раздельного, дефисного написания омонимичных частей речи; выработка орфографической зоркости; развитие речи учащихся....

"Электробезопасность". Урок повторения и обобщения материала по теме "Электрические явления".

Данный материал можно использовать как на уроке, так и во время проведения  предметной декады....

Урок по повторению и обобщению материала о деепричастии

Материал можно использовать при подведении итогов по изучению деепричастия в 6-7 классах, а также при подготовке к контрольной работе по данной теме....