Сочинение- описание природы.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Научить детей использовать образцы текстов, принадлежащих писателям - мачтерам художественного слова, при подготовке к сочинениям, так как язык выдающихся писателей является образцом родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5klass_urok.docx9.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Сочинение- описание природы.

Цели и задачи урока:  научить детей  использовать  образцы  текстов, принадлежащих писателям - мастерам художественного слова,  при подготовке к сочинениям,  так как  язык выдающихся писателей является образцом родного языка.

 Оборудование: энциклопедический словарь, фильм "Мещорская сторона", рисунки учащихся.

                                           

                                                  План урока

1. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и целей урока.

- Ребята, сегодня мы будем готовиться к  написанию сочинения. Мы будем учиться описывать природу. И поможет нам в этой работе К. Паустовский, замечательный мастер слова. Мы будем учиться у писателя видеть необыкновенное в обыкновенном, чувствовать красоту скромной русской природы, попытаемся понаблюдать, как с помощью языковых средств К.Г. Паустовский достигает большой эмоциональности рассказа в привычных для нас явлениях. С творчеством писателя вы знакомились в начальной школе. Какие произведения вам знакомы? ( На доске рисунки детей). Очерк "Леса", над которым мы будем работать, входит в повесть "Мещорская сторона". Мещора. Мещорский край. Он лежит между Владимиром и Рязанью, недалеко от Москвы, и является одним из немногих уцелевших лесных островов.

2. Просмотр фильма "Мещорская сторона". Учитель:

"Можно много написать о Мещорском крае. Можно написать, что этот край очень богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. Не только за это мы любим родные места. Мы любим еще за то, что, даже небогатые, они для нас прекрасны. Я люблю Мещорский край за то, что он  прекрасен, хотя вся прелесть раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно," - писал Паустовский.

3. Чтение учителем очерка "Лес".

4. Беседа с классом. Работа с текстом.

- Ребята, понравился ли вам очерк? Что запомнилось?

- О чем данный  очерк? Какова тема очерка?

- Какое  новое, незнакомое слово вы услышали в моих вопросах? (Очерк (в энциклопедическом словаре) 1. В художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большой описательностью. 2. В публицистической литературе...)

-Тема очерка - описание леса. К чему автор призывает? (Любить, беречь, охранять природу - значит любить  Родину.)

- На сколько частей мы можем разделить текст? (4.)

- Какие картины природы вы выделите? (Путешествие по лесу, закат, ночь, рассвет).

- Составьте план.

1. Путешествие по лесу.

2. Вечер в лесу.

3. Ночь над озером.

4. Зарождение рассвета.

- А теперь отправляемся в творческую лабораторию Константина  Паустовского. Очерки писателя служат для нас образцом описания. "С русским языком можно творить чудеса..." Продолжите слова  Константина Паустовского.

(Дети наизусть читают слова. "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей- сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения."

- Ребята, как звучит первый пункт плана? ( Нет большего отдыха и наслаждения, чем идти весь день по лесам...")

- "Леса в Мещоре разбойничьи, глухие? Как вы понимаете эти определения? (Леса В Мещоре старые, деревья и кустарники растут тесно,густо переплелись их ветки, леса непроходимые, безлюдные. Вот в таких лесах раньше скрывались разбойники.)

- Почему идти по лесу - наслаждение для человека? Чем лес покоряет  путешественника? (Километры тишины, безветрия).

- А разве можно измерить тишину километрами? (Нет, слова километры тишины, безветрия помогают увидеть огромные леса, в которых стоит необыкновенная тишина).

- Тишина в лесу необыкновенная, но не мертвая. Что можно услышать, идя по лесу? Какие звуки живут в лесной тишине? (Можно услышать осторожное перепархивание птиц, дрожь осиновых листьев. Птицы боятся нарушить тишину леса, поэтому летают недалеко - с ветки на ветку, с дерева на дерево).

- Ребята, кто изх вас слышал, как дрожат листья на деревьях? (Никто не слышал. Мы теперь будем прислушиваться к этим звукам).

- Упоминание о "дрожи осиновых листьев" подчеркивает лесную тишину: ведь нельзя уловить тихий лепет осины, если шумят машины, разговаривают люди. Жизнь леса многообразна. Мы можем ее видеть, слышать, чувствовать. Что мы видим в лесу? ( Липкие малюски, облепленные хвоей, землянику, лиловые колокольчики...)

- А что мы чувствуем? (Грибную прель, сырость от мхов).

- А что ощущаем? ( Дотрагиваясь до белых грибов, их холодность).

- В тексте есть выражение "торжественный свет". Почему свет в лесу торжественный?  (Эпитет). ( Когда идешь по  густому, темному лесу и вдруг  выйдешь на лесную поляну, поражает свет. Он льется щедро, на душе становится радостно, торжественно. 2. Свет может быть и в самом лесу, он пробивается сверху, льется между деревьями. От этого света деревья кажутся выше, стройнее, выглядят торжественно).

- Продолжаем идти по лесу. Постепенно приближаются сумерки. Выделите в описании деталь, которая говорит об их наступлении? ( Из мхов тянет сыростью, и в траве горят светлячки. В сумерки в лесу темно, особенно внизу, в траве, позтому светлячки ярко светятся в темноте).

- А что далее следует у К. Паустовского? ( Далее следует описание вечера и закат. "Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их

старинной позолотой").

- Какие слова здесь особенно важны для описания заката? (Тяжело пылает, золотит старинной позолотой).

- Что значит  " пылает"? ( Видно, как медленно спускается к горизонту солнце, свет еще очень сильный, он освещает верхушки деревьев, и они ярко светятся своей зеленью, пылают).

- А как вы понимаете слова "тяжело пылает"? (Свет заходящего солнца обливает верхушки деревьев, как бы давит на них).

- Правильно, свет заходящего солнца густой, насыщенный, он обливает верхушки деревьев, как бы давит на них . Чтобы мы яснее увидели эту картину заката, Паустовский добавляет:" золотит их старинной позолотой".

-  Как вы понимаете значение этих слов? (Заходящее солнце окрашивает листву деревьев в желтый цвет, цвет этот неяркий, тусклый, как цвет старинного золота, которое со временем теряет свой яркий блеск).

- Говоря об постоянных изменениях в природе,  Паустовский далее рассказывает о наступлении ночи и о заре. ( Учитель читает  текст Паустовского). Почему автор использует глагол тлеть? ( Глагол тлеть здесь имет значение "давать, излучать слабый свет, дограть. Мы видим картину меркнущего над горизонтом неба с отсветами зашедшего солнца).

- Какова роль описания заката и зари в тексте? ( Эти картины позволили писателю показать необыкновенную красоту вечернего леса).

- И вот наступает ночь в лесу. Прочтите описание ночи.

- Почему листва берез висит не шелохнувшись?  ( Все спит ночью, листва тоже спит).

- Ребята, автор употребляет в описании выражеие  "за краем земли". Разве есть у Земли край? (Метафора. Далеко-далеко, за горизонтом).

- Как зарождается утро  у писателя? (Утро зарождаетя в "необыкновенной, никогда не слыханной тишине").

- Как вы понимаете значение глагола зарождается? Можно ли этот глагол заменить каким- нибудь другим? (Автор точно подобрал глагол. Он передает едва уловимое изменение в природе: он указывает, что рассвет только начинается).

- Каковы же приметы зарождения утра?   (Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера).

- Как вы понимаете значение глагола "загорается"? ( Загорается- значит начинает блестеть, сиять на небе).

- Автор для изображения света использует глаголы одной группы: вечером, при заходе, солнце пылает, а утром Венера загорается. Пылать, загораться - это глаголы, в прямом значении связаны с огнем, свечением. А в тексте Паустовского они употреблены в каком значении? (В переносном, это олицетворение).

- Найдите сравнение, с помощью которого подчеркивается особенная яркость звезды, ее блеск, мерцание? ( Голубым хрусталем загорается Венера).

-  В описании зарождающегося утра автор использует образ тишины. Он в этом описании занимает важное место, потому что не только звуки характеризуют окружающий нас мир, но и их отсутствие. Почему в описании утра К. Паустовский несколько раз повторяет глагол спать? В сочетании  какими словами он приобретает переносное значение? (Спит вода, спят кувшинки. Олицетворение. С помощью повтора автор подчеркивает, что перед восходом солнца в лесу стоит полная, глубокая тишина).

- Все тихо неподвижно в природе, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха. В чем  точность и выразительность сравнения в этом тексте? ( 1. в лесу не совсем еще светло и нельзя рассмотреть лапки, глаза, клюв птиц, видны только силуэты.  2. Совы летают бесшумно, как пух. С помощью сравнения автор подчеркивает неподвижность, тишину в природе).

- Что еще подчеркивает, усиливает предутреннюю тишину? ( Поведение людей. Мы почему - то говорим шепотом - боимся спугнуть рассвет).

- Но вот эта необыкновенная тишина начинает наполняться звуками: " с жестяным свистом проносятся тяжелые утки". Какой эпитет необычен для вас? На что похож звук? (Эпитет - жестяной свист. Это звук,  похожий на трение чем-то твердым по жести или жесть о жесть. У Паустовского это звук, издаваемый крыльями птицы при полете).

- Каким он кажется в утренней тишине? (Грубым, резким).

- Чем заканчивается картина наступления рассвета? (Автор описывает появление солнца, которое предвещает "бесконечный летний день").

- И заканчивая нашу работу над текстом, хочется добавить: день, сулящий встречи с новой красотой родной природы. Ребята, как вы поняли, с помощью чего писатель создает живые, зримые картины природы? (Создаются писателем  с помощью образного слова, т.е. с помощью  эпитетов, сравнений, метафор).

- Учитель:  К.Паустовский  писал: " Слова  то шелестят, как трава, то бормучут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед". Язык Паустовского, замечательного мастера слова, может служить  для вас  источником обогащения образными словами. Можно заимствовать их у писателя, а можно  создавать собственные. Позаимствуем  два образа у писателя и попробуем придумать свои.                

 У ПИСАТЕЛЯ                                                        СВОИ ОБРАЗЫ

Спит вода ,спят кувшинки                     Спят березы, трава,солнце. Сонная

                                                                         березка неподвижно стоит на

                                                                          опушке. Лениво выходит сонный

                                                                          месяц на чистое небо. Медленно

                                                                          плывут сонные облака.

Горя светляки.                                             Ветки на солнце горят, деревья в

                                                                           нарядных платьях горят на

                                                                            солнце.

                                                                           

 - Ребята, чему вы научились у писателя  К. Паустовского? ( Внимательно  вслушиваться в окружающий мир, видеть прекрасное  в обыкновенном, незаметном на первый взгляд, находить точные, яркие, выразительные слова для передачи разнообразных красок, звуков, запахов родной природы).

-  А  как вы будете писать свои сочинения? ( Так, чтобы их было интересно читать другим. Образно. Ярко).

5. Написание сочинений на темы:  "В лесу",  "В парке",  "В осеннем лесу", "В саду".

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение- описание природы.

Научить детей использовать образцы текстов, принадлежащих писателям - мачтерам художественного слова, при подготовке к сочинениям, так как язык выдающихся писателей является образцом родного языка....

Подготовка к сочинению "Описание природы по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»"

Цель урока: 1) Учиться художественному восприятию произведений живописи.  2) Уметь воспроизводить произведение живописи как целостно, так и отдельные его признаки; давать авторскую оценку пре...

Урок по теме"Пейзажная зарисовка (подготоака к сочинению-описанию природы)в 6 классе

Интегрированный урок развития речи в 6 классе"Подготовка к сочинению -описанию природы"...

Сочинение-описание природы по картине Н. М. Баранова «Владимирские просёлки».

Конспект урока "Подготовка к сочинению-описанию природы по картине владимирского худлжника Н. М. Баранова содержит презентацию  охудожнике, работу с репродукцией картины. составление плана....

План - конспект урока русского языка в 6 классе "Сочинение "Описание природы.Зима"

План – конспект урока содержит описание разных видов работ на уроке развития речи. В плане предложена грамматическая, стилистическая, орфографическая работа в рамках урока развития речи, а так же рабо...

Подготовка к сочинению-описанию природы урок развития речи в 6 классе

Подготовка к сочинению-описанию природы урок развития речи в 6 классе...

Урок развития речи в 6 классе. Подготовка к сочинению. Описание природы. Зима. Описание картины К.Ф.Юона "Русская зима. Лигачёво".

Презентация для урока развития речи в 6 классе может быть использована при обучении русскому языку по программе В.В.Бабайцевой....