Урок в 5 классе "Письмо"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Уроки письма проводятся с целью возрождения традиций эпистолярного жанра, которые в наши дни с развитием электронных технологий теряют актуальность. А написание писем позволяет сконцентрировать внимание школьников на ценностях - родного языка, учителя же проявляют себя в разработке новых методик проведения урока. Наконец, школьники получают навыки правильного написания письма, как делового, официального, так и личного. Это может пригодиться им во взрослой жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pismo-_urok_russkogo_yazyka.doc81.5 КБ
Файл muzey_pochty.pptx1.19 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка (развития речи) в 5 классе.

Тема: Письмо.

Цель: развивать готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию; познакомить учащихся с эпистолярным жанром и формировать практические навыки правильного заполнения конверта, написания писем разных видов; воспитывать сознательное отношение к русскому языку как основному средству общения.

Тип:  урок формирования и совершенствования новых знаний.

Форма: урок – практикум.

Оборудование: 

  1. Справочная литература:

Большой толковый словарь русского языка./Сост. и гл. ред. С.А.Кузнецов.- СПб.: «Норинт»,1998.

Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка./Российская АН. Ин-т рус.яз.; Российский фонд культуры. – М.: Азъ Ltd., 2001.

Советский энциклопедический словарь/Г.Ред. А.М.Прхоров. – М.:                    Сов. Энциклопедия,1985.

Школьный словарь иностранных слов: Пособие для учащихся/ В.В.Одинцов, Г.П.Смолецкая и др.; Под ред. В.В.Иванова. – М.:Просвещение, 2000.

Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н.М.Шанский, Т.А.Ботрова- М.: Дрофа, 2005.

  1. Учебная литература: 

Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений: Учебное пособие для       5 класса общеобразовательных учебных заведений. / Сост. А.Ю.Купалова;    Науч. редактор В.В.Бабайцева. – М.: Дрофа, 2001.

  1. Стенд с образцами открыток, конвертов, почтовых марок, журналов, каталогов.
  2. Герб почты России
  3. Алгоритмы написания писем, индивидуальные задания.
  4. ТСО: мультимедийный проектор, экран, компьютер, песня «Вологда» в исполнении ВИА «Песняры», фрагмент мультфильма «Трое из Простоквашино».
  5. Материалы для работы творческой группы:  фломастеры, карандаши, краски, ватман, клей, фрагменты аппликации.
  6. Оформление доски:

 Дата, тема,  эпиграф:               Прошу тебя, пиши мне письма!
                                                             
В наш громкий век им нет цены.           Н. Кузовлёва.                                                                                                                                     

Во время подготовки к уроку звучит песня «Вологда» в исполнении ВИА «Песняры».                                                        

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Анализ домашней работы.

1. - В прошлый четверг мы с вами были на экскурсии в музее почты. Это уникальный музей – единственный в Саратовской области. Вы получили домашнее задание: написать о своих впечатлениях. Работы получились интересные. Мне бы хотелось зачитать некоторые из них (зачитывается 2-4 работы). А вот  Женя и Юля творчески подошли к выполнению домашнего задания и создали презентацию о музее почты.

 2.  Мультимедийная презентация «Музей почты».

 - Музей истории почты, в котором вы сейчас находитесь, открыт в мае 2000г. Многие экспонаты, несомненно, представляют историческую ценность. Экспозиция музея отражает развитие русской почты, а в основном развитие Балаковской почты с далекого прошлого до нынешних дней.

- В музее, помимо стилизованных древнекитайских дощечек для письма и фрагмента древнеегипетского папируса, хранятся уникальные свидетели старины: новгордская берестяная грамота 13в., писало, свиток с печатью 17в., древнерусская восковая дощечка, старинная церковная книга.

- А еще тут висит фонарь, освещавший в непроглядной тьме дорогу почтовым вагонам, и поддужный колокольчик, который за версту оповещал станционного смотрителя о прибытии почтовой повозки.

 - Есть уголок, воспроизводящий комнату балаковского почтмейстера начала прошлого века, с самоваром, керосиновой лампой, изящной пепельницей, чернильницей и даже визитной карточкой, которой некий чиновник приглашал уважаемого почтмейстера на званый ужин.

- А вот макет почтовой станции, который передает атмосферу крепостной России начала 19в.: тройка лошадей, повозка, ямщик и маленький деревянный домик хозяина станции, который должен поменять загнанных скакунов

- Почтмейстеры в дореволюционной России были люди уважаемые и одевались соответственно чину и статусу – в суконный кафтан темно-зеленого цвета с большими желтыми петлями для пуговиц, форма придавала почтмейстеру определенную красоту и благородство.

- Наряду с кафтаном почтмейстера образца XIX века, одной из самых удачных находок балаковских почтовиков, соседствует костюм советского почтальона 50-80-х годов прошлого века и огромная коричневая сумка на ремне, в которую умещалось до 20 кг писем и газет. Тут же – знакомый всем нам пузатый ящик, впервые появившийся  в Париже в 1653 году.

- Впрочем, есть в экспозиции предметы, которые возвращают нас в недавнее прошлое страны, в годы Великой Отечественной войны. На стенде представлены фотографии почтовиков, участвовавших в сражениях, фронтовые «треугольники», «похоронки».

- Всего здесь насчитывается около 300 экспонатов. Многие переданы местными жителями Балакова и окрестных деревень.

- На этом наша заочная экскурсия завершается. Спасибо за внимание.

III. Введение в тему урока. Постановка целей урока

1. -Конечно же, наша экскурсия в музей почты была не случайна. Каждому человеку в жизни приходится получать и отправлять письма. И сегодня на уроке мы познакомимся с эпистолярным жанром, узнаем, как правильно подписывается конверт, и напишем сочинение-миниатюру в виде письма. 

- Откройте тетради, запишите число, сегодня третье мая. Тема сегодняшнего урока – Письмо.

2.  Словарная работа

-Давайте выясним, что такое письмо, его этимологию. А поможет нам в этом самая умная книга - “Словарь”. Найдите, пожалуйста, в словаре слово “эпистола”.

Проецируется на экране:

Эпистола,-ы,ж.( греч. epistole < epistello посылаю,отправляю).Письмо, послание

Эпистолярный,-ая (фр. йpistolaire < греч. — см. эпистола]. 1. Относящийся к частной переписке, письмам. Эпистолярное наследие писателя. 2. Имеющий форму переписки. Э. роман (роман в письмах).

Эпистолярная литература (от греч. epistole — письмо),

  1. Изданные письма частного характера.
  2. Совокупность произведений, использующих форму письменного обращения к другому лицу.

3. Работа в тетради.

- Запишем в тетрадь новые слова:

    Проецируется на экране:   эпистола, эпистолярный, эпистолярная литература.

    -  В красную книгу отечественной культуры запишут скоро некогда процветавшее в России эпистолярное искусство, то есть умение писать письма. Современный интеллигентный молодой человек не стесняется произнести: “Я не умею писать писем, лучше я вам по телефону позвоню…” Ему и в голову не придёт, что сознаваться в этом почти так же неприлично, как если бы он бесхитростно объявил: “Я, знаете ли, прочитать этого не сумею: грамоты не одолел…” Это факт: утрачено искусство писать письма, никто не занят обучением этому искусству. Писание писем, к которому человек приобщается с детства – прекрасная школа грамотности. Да и не только грамотности, но и драгоценного умения человеческого общения. Наши соотечественники, жившие в прошлом или в начале XX века, умели и любили писать письма. Писали много, с упоением, с любовью к тем, кому они посылались.

IV. Изучение нового материала.

1. - Ребята, как вы думаете, зачем пишут письма? Почему в наше время письма являются ценностью?  (Работа с эпиграфом ).

- Какие виды писем вы знаете?  

Проецируется на экране таблица:

                                         

2. История потового конверта

- Написать интересное письмо- настоящее искусство. Но чтобы письмо дошло, необходимо правильно заполнить конверт. У всех на столах лежит современный почтовый  конверт. Но он не всегда так выглядел. И сейчас Катя расскажет о том, как был придуман почтовый конверт.

(Опережающее задание). Историческая справка (Покалло Катя).

- До 1820 года о конвертах никто не имел никакого представления. Адрес писался на том же листе бумаги, что и само письмо. Для этого письмо складывалось с таким расчетом, чтобы оставалось место для адреса. После выставки, созданной владельцем магазина в английском городе Брайтоне г-н Бревером, стало особым шиком писать письма на бумаге формата визитной карточки. Вскоре выяснилось, что это неудобно. У владельца магазина возникла мысль изготовить нечто вроде мешочков для вкладывания в них писем. Бревер, продумав форму и размеры, изготовил небольшую партию таких мешочков и стал вручать их своим покупателям. Мешочки имели громадный успех и получили название “конверт”. Успех конвертов был столь велик, что Бревер вынужден был поручить их изготовление 12 специальным предприятиям. Со дня изобретения первого почтового конверта прошло почти двести лет. За это время менялись его формат, оформление, качество бумаги, но суть остаётся прежней – нести по почте вести людям.

  1. Практическая работа. Правила заполнения конверта.  

- Очень часто бывают случаи, когда письмо не находит своего адресата. Как вы думаете, почему это письмо не дошло?  (Учитель показывает конверт, на котором написано: на деревню дедушке.)        

А теперь приступим к заполнению конверта. Откройте учебник на стр. 282.    

- В левом верхнем углу заполняется строка от кого это письмо, ниже указывается адрес отправителя и индекс почтового отделения.

- А вы знаете индекс нашего почтового отделения? Это своего рода цифровой код, которому соответствует определенный населенный пункт.

- В правом нижнем углу вы должны написать, кому адресуете письмо, а ниже куда, в какой населенный пункт, указав при этом его индекс. В каждом почтовом отделении есть справочник, где можно уточнить индекс каждого населенного пункта России. Если вы правильно всё заполните, то ваше письмо обязательно дойдет до адресата.

 Заполнение конверта.

4. Лексическая работа

– А кто же такой адресат? Чтобы правильно ответить на этот вопрос обратимся к нашему помощнику – словарю.

Проецируется на экране:

1. Адресат, а, м., одуш. [нем. Adressat]. Лицо, получающее почтовое или телеграфное отправление, получатель

2. Адресант, а, м., одуш. [нем. Adressant]. Лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление, отправитель 

- Как называются слова, похожие по звучанию, но разные по значению и написанию? (паронимы). В речи нельзя допускать употребление одного из паронимов вместо другого. Давайте эти слова тоже запишем себе в тетрадь.

 Проецируется на экране:   адресат, адресант

Физминутка.  Произвольные движения на снятие напряжения.

5. Творческая дифференцированная работа по рядам.

- Каждый из вас, наверное, писал уже письма. А насколько правильно, мы сегодня узнаем. На столах лежат подсказки – алгоритмы написания писем.

   Проецируется на экране:             

Алгоритм написания письма

  1. Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо.
    Здравствуйте… 
  2. Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.
  3. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
  4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.
    Подпись. Дата.

- Первый ряд напишет письмо-поздравление первой учительнице; второй ряд напишет другу письмо-рассказ о своём родном крае; третий ряд - письмо президенту. В этом вам помогут слова – подсказки.

1. Напишите письмо- поздравление первой учительнице (1 ряд).

Слова-подсказки

Поздравляю

Разрешите поздравить…
Позвольте пожелать…
Дорогая…
Уважаемая…

от всей души…
от всего сердца…
сердечно…

2. Напишите другу письмо-рассказ о своём родном крае (2 ряд).

Слова-подсказки

Дорогой…
Хочу рассказать тебе о…
Я очень хочу поделиться с тобой мыслями о…
Мне интересно узнать…
Напиши мне о…
Очень скучаю без тебя…
С нетерпением жду ответа…

3. Напишите письмо президенту (3 ряд).

Слова-подсказки

Уважаемый…
Хочу спросить Вас о…
Хотелось бы знать Ваше мнение о…
У меня к Вам большая просьба…
Ваше мнение о проблеме…
Я обращаюсь к Вам…
Я не могу сказать…
Я прошу… Согласен с Вами…
Разделяю Вашу точку зрения…

- А прежде чем приступить к написанию письма, давайте посмотрим, как это делают наши  любимые герои мультфильма.  (Фрагмент мультфильма, где дядя Фёдор пишет письмо родителям “Дорогие мои, мама и папа…”)

 (Фрагмент мультфильма используется для эмоционального настроя)

Написание писем.

6. Чтение  работ. Обсуждение писем, написанных учащимися.

V. Отработка орфографических навыков. Закрепление изученного в форме занимательной грамматики.

- Молодцы! Вы справились с заданием. Сейчас группа ребят пройдет в импровизированную мастерскую, где они попробуют создать коллаж «Почта будущего».  Дома они продумывали проект, а что из этого получилось, мы узнаем через несколько минут (4 человека садятся за отдельные столы и выполняют работу).

- А я вам хочу рассказать историю одного письма.  

Вася жил летом в деревне, а его старшая сестра Маша – в городе. Однажды написал Вася сестре письмо следующего содержания.

Проецируется на экране:                   

Здравствуй, Маша!

В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша меня будет рыбу ловить рано утром. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса.

- В ответ он получил такое письмо от Маши:

Вася, здравствуй!

Посылаю тебе твоё письмо обратно. Прочти его сам повнимательнее и ответь мне на несколько вопросов.
Как же ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг?
Ты, наверное, пошутил, когда написал, что заколешься?
И почему поворачиваешься с бачка на бачок. Где там, на речке, бачки?
Ещё ты пишешь, что собираешься седеть. Разве седые волосы лучше твоих чёрных?
Ты писал, что Миша будет ловить рыбу утром, а разве ты с ним не ходил?
И ещё сообщи, какого лиса ты обижал? Разве вы поймали лиса?
Вот видишь, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя буду учиться уже в десятом классе и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его?

- Вася прочитал письмо сестры, но так ничего и не понял.

- Давайте, ребята, поможем Ване разобраться, в чём же его ошибки? Запишите текст письма Васи, исправляя ошибки. Комментирует работу….

Взаимопроверка работ учащимися. 

На экране  проецируется исправленное письмо Васи.

VI. Защита проекта «Почта будущего».

VII. Подведение итогов урока. Оценивание работ учащихся.

- С какими новыми словами мы познакомились сегодня на уроке?

- Как правильно заполняется конверт?  Наконец пришло время открыть вам небольшой секрет: письмо, которое пришло к нам по ошибке, написал герой рассказа А. П. Чехова – Ванька Жуков.

VIII. Домашнее задание с комментариями.

Проецируется на экране:                   

Написать сочинение на тему: “Я пишу, чтобы рассказать тебе, как почта помогает мне”.

Заключительное слово учителя

 — Стремительно летит время. Оно несет с собой перемены во всем: в жизни, в науке, технике, культуре. Старое уступает дорогу новому, передовому.
Двадцать первое столетие отмечено бурным техническим прогрессом, который отражается на всех сторонах деятельности людей. Свой отпечаток он наложил и на почту. Родившаяся в далекие времена, почта стала быстрее, сложнее, точнее. Письма в кратчайший срок доставляются поездами, автомобилями, самолетами, космическими ракетами. Обрабатывают корреспонденцию компьютеры.
Но, быть может, в связи с развитием техники потеряют свое былое значение почтовые отправления? Ведь есть телефон, телеграф, телетайп, радио. Телевидение, быстро передающие самую разнообразную информацию. За последние годы разработан способ передачи сообщений с помощью телеаппаратуры, спутников связи. Может быть, отпадет надобность в передаче писем, как основного общения между людьми, разделенными расстояниями? Такая мысль невольно приходит на ум.
И все-таки, несмотря на огромные достижения науки и рождение новых средств связи, почта еще очень долго будет выполнять свои трудные, хлопотливые задачи. Каждому человеку приятно получить конверт с запечатанным в нем письмом от родных, друзей, радостно держать в руках бумажный листок, который, кажется, еще хранит тепло близкого человека, узнать знакомый почерк. С помощью писем люди как бы встречаются друг с другом, делятся радостями и горестями. Что, кроме письма, может выполнить эту задачу столь полно и впечатляюще?
Почта связывает нашу страну со всем миром. Так давайте же писать друг другу письма! И тогда, получив, его адресат улыбнется, а каждая улыбка это лучик нашего солнца. Чем больше улыбок, тем светлее становится на нашей Земле!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУЗЕЙ ПОЧТЫ

Слайд 19

Эпистола ,-ы,ж. (греч. epistole < epistello посылаю, отправляю). Письмо, послание. Эпистолярный , -ая (фр. йpistolaire < греч. — см. эпистола]. 1. Относящийся к частной переписке, письмам. Эпистолярное наследие писателя . 2. Имеющий форму переписки. Э. роман (роман в письмах). Эпистолярная литература (от греч. epistole — письмо),1. Изданные письма частного характера. 2. Совокупность произведений, использующих форму письменного обращения к другому лицу.

Слайд 20

эпистола эпистолярный эпистолярная литература

Слайд 22

Адресат , а, м., одуш. [нем. Adressat]. Лицо, получающее почтовое или телеграфное отправление, получатель. Адресант , а, м., одуш. [нем. Adressant]. Лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление, отправитель.

Слайд 23

адресат адресант

Слайд 24

Алгоритм написания письма 1. Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо. Здравствуйте… 2. Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания. 3. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата. 4 . Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания. Подпись. Дата.

Слайд 25

Здравствуй, Маша! В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша меня будет рыбу ловить рано утром. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса.

Слайд 26

Здравствуй, Маша! В деревне хорошо. Я здесь буду развиваться, загорать и закалюсь на солнце, поворачиваясь с бочка на бочок. Миша меня будит рыбу ловить рано утром. Хорошо посидеть на берегу с удочкой. Я уже обежал леса.

Слайд 28

Домашнее задание Написать сочинение на тему: “Я пишу, чтобы рассказать тебе, как почта помогает мне”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...