Сценарий праздника Дня славянской письменности. "История алфавита"
материал по русскому языку (5 класс) по теме

Снежинская Ксения Владимировна

Сценарий праздника для учащихся 5-6 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon istoriya_russkoy_azbuki.ppt540 КБ
Microsoft Office document icon scenariy.doc41 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История русской азбуки.

Слайд 2

Братья Кирилл и Мефодий, славянские просветители, создатели славянской азбуки

Слайд 3

Братья родились в многоязычном городе Македонии – Солони. Мефодий (815 г.р.) был военным, а затем ушел в монахи. Константин (827 г.р.) с юности чувствовал, что его путь – путь ученого-книжника. Вместе братья занимались проповедованием христианства среди арабов, хазар, славян.

Слайд 4

Древнейшие славянские надписи и рукописи выполнены двумя графическими системами. Глаголицей (от. старославянского слова глаголъ - «речь»). Многие ученые считают, что Константин, принявший в монашестве имя Кирилл, создал именно глаголицу, которая была известна его последователям под названием кириллицы.

Слайд 5

Кириллицей. Считается, что впоследствии в Болгарии один из учеников Мефодия составил другой алфавит (мы им пользуемся сейчас), на который позже перенесли название первоначальной азбуки. Интересно, что в Македонии против кириллического письма выступали старейшие ученики солунских братьев. Они относились к глаголице как к священному алфавиту, составленному первоучителем

Слайд 7

Буквы передавали цифровое значение

Слайд 8

Берестяные грамоты

Слайд 9

Грамоты мальчика Онфима

Слайд 10

«Почерненные буквы» Постепенно формировалось критическое отношение к кириллице. Ученый-филолог Мелетий Смотрицкий пришел к выводу, что в кириллице есть ненужные буквы. Но он лишь высказывал свое мнение, не в его силах было запретить использовать ту или иную букву.

Слайд 11

Чего не мог Мелетий Смотрицкий, на то замахнулся Петр. На издании «Азбуки» 1710 года он собственноручно написал: «Сими литерами печатать исторические и мануфактурные книги. А которые почернены(зачеркнуты), тех в вышеписанных книгах не употреблять».

Слайд 12

Петр I устранил буквы «от», «омега», «пси». Узаконил две разновидности букв: прописные и строчные, «нелегально» уже существовавшие в русской письменности, отменил знак титл для сокращенного написания слов. После Петра реформы касались только орфографии.

Слайд 13

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) В 1797 году Карамзин предложил передавать звуковой комплекс [jo] изобретенной им буквой Ё, которая осталась в русской графике, хотя и стала со временем необязательной.

Слайд 14

Буквы Ъ и Ь За буквой Ь закрепилась особая задача – передавать «отончение» согласных звуков. В тоже время буква Ъ оказалась как бы ненужной: ведь отсутствие Ь уже указывает на твердость согласного. Однако Ъ используется и как разделительный знак. А если использовать её в середине слова, то букву оставили и в конце слова вплоть до 1917 года.

Слайд 15

Переводчик Дмитрий Иванович Языков писал: «Буква ять, потеряв настоящий свой выговор, походит на древний камень, не у места лежащий, о который все спотыкаются и не относят его в сторону затем только, что он древний и некогда был нужен для здания»

Слайд 16

Солунские братья канонизированы православной церковью и почитаются как великие гражданские мужи, запечатленные в памятниках и исторических материалах. С 1991 года 24 мая отмечается в нашей стране как День славянской культуры и письменности, День святых равноапостальных братьев Кирилл (Константина) и Мефодия.



Предварительный просмотр:

Сценарий  праздника

« История русского алфавита».

  1. Вступительное слово  (читается в стиле рэп)

Жили на свете братья одни.

Кирилл и Мефодий были они.

Отправил их царь в Моравию  греков,

Чтоб был алфавит составлен к спеху.

Задача  у них была не легка,

Но буквы создали они на века.

Все дни и все ночи решали они,

Какие же буквы вставить должны.

Азбука скорее была уж готова

На радость двум братьям, царю и народу.

Их дело во веки веков не забыто.

Вы также запомнить должны алфавит.

Ведь нужен он всем

От малых до больших!

  1. «Кирилл и Мефодий»

     Ведущий 1: В 862 году к Византийскому императору прибыло посольство западных славян с просьбой прислать проповедников, способных толковать Священное писание на родном для славян языке.

     Ведущий 2: Император направил в Моравию греков – учёного мужа Константина-философа  и его старшего брата Мефодия. Родом они были из Солуни, по-гречески Салоники.

 Ведущий 1: Давайте заглянем в 862 год.

Сценка 1

В: В 861 году братья Кирилл и Мефодий вернулись в Константинополь

Император: Тебе предстоит нелегкое дело – отправиться в Моравию и там проповедовать веру.

К: Хотя тело мое утомлено, хотя я болен,  я рад пойти туда, только если они имеют буквы для своего языка.

И: отрицательно качает головой.

К: Как можно на воде слова писать?...

И: Если ты захочешь, Бог тебе их даст…

Ведущий 1: Затворившись в монастыре, братья выполнили свою великую задачу. Создав славянский алфавит, братья стали переводить на него главные богослужебные книги.

Ведущий2: Многие ученые считают, что азбука, которую создал Кирилл называлась «глаголицей» от слова «глаголъ» - речь. А потом эта азбука получила название «кириллица».

Ведущий 1: Язык, на котором написаны многие древние книги, мы сейчас называем старославянским.

 

  1. «Заглянем в букварь».

Ведущий 2: Сколько букв в нашем современном алфавите?

Ведущий 1: Кто напомнит наш алфавит?

Ведущий 2:  А вот в кириллице было 42 буквы! Давайте обратимся к нашему архивариусу.

  (Презентация. Архивариус показывает  кириллический алфавит и говорит названия старых славянских букв)

 

Ведущий 2: Ну с кириллицей мы познакомились, а теперь давайте заглянем в старую школу. Самые древние азбуки, которые до нас дошли, относятся к 11 веку. А  от 13 века сохранились сохранились четыре азбуки, которые содержатся в берестяных грамотах  мальчика Онфима. Эти грамоты были найдены в Новгороде.

Сценка 2

Онфим и Ведущий 1

В1: Как тебя звать?

О: Онфим.

В: А что ты сейчас делаешь?

О: Грамоте учюсь. Смотри, «буки-аз» - «Ба», «веди-аз» - «ва». Ох, и нелегкое же это дело!

В: А это что за рисунок?

О: Всадник на коне? Я! Тут и написано же: Онфим.

Ведущий 1:  Как видите, Онфим в перерывах между занятиями рисовал  то себя, то необыкновенных зверей в тетрадях, что и поныне делают школьники.

Ведущий 2: А теперь давайте-ка проверим, как  усвоили эту науку. Хотите прочитать текст, написанный кириллицей?

(текст выведен на слайд)

  1. Ощупал Фрол среди Волги на дне.
  2. Грелся Максим круг осин.
  3. Пьяный Тит псалмы твердит.
  4. Ксения ждет воскресения.

Ведущий 1: Название букв этого алфавита получили оражение в пословицах и поговорках. Вот, например, стоять фертом! Это как? (Ф)

Ведущий 2: Столы были расставлены покоем? (П)

Ведущий 1:  А стоять глаголем? (Г)

Ведущий 2:  Приходилось ли вам слышать выражение «ставить точки над и». Кто знает, что оно обозначает и откуда пошло?

( историю выражения рассказывает архивариус)

Ведущий 1:  Как мы говорим, желая показать полноту охвата чего-нибудь? (Знать от А  до Я). Но в старославянском языке буква Я была далеко не последней. В   конце алфавита стояла буква «ижица». Отсюда и выражение – знать от аза до ижицы».

  1. «Почерненные буквы».

Ведущий 2:  Как вам кажется, легкая  ли азбука кириллица или нет? Вот уже в 17 веке  ученые говорили, что надо азбуку усовершенствовать

Ведущий 1: Ученые об этом говорили, а замахнулся на реформу Петр Первый.

Сценка 3

Петру приносят экземпляр только что отпечатанной в типографии книги – «Азбуки». Император выказывает довольство тем, что грамота теперь многим доступна. Но потом, открывает страницы, смотрит на алфавит и произносит: «Сими литеры печатать историческия и мануфактурныя книги. А которыя почернены, тех в вышеписанных книгах не употреблять» . И перечеркивает буквы.

Ведущий 2: С этого момента постепенно и медленно проходила реформа русского алфавита, стали исчезать многие ненужные буквы.

Архивариус: Подождите-подождите, буквы не только исчезали, но и появлялись новые. (Рассказать о появлении букв Ё и Й. Например, по материалам Википедии)

Ведущий 1: Ребята, как вам кажется, какие буквы в этом алфавите исчезли? (ребята называют такие буквы,  ведущие им помогают и объясняют их значение)

Ведущий 2:  Что касается букв «ер» и «ерь» (слайд), некогда бывших буквами, обозначавшими звуки [о] и [е].  Роль их постепенно изменилась: за буквой «ерь» закрепили особую задачу – передавать «отончение» согласных, то есть смягчать их. В то же время буква «ер» оказалась ненужной. Но теперь она используется как разделительный знак. Теперь эти буквы знакомы нам как… (разделительный твердый и мягкий знаки).

Ведущий 1:  Интересна судьба и другой буквы, «ять», которая быстро утратила свое значение, но из алфавита не исчезла, как дань традициям. Зазубривать слова, в которых нужно было писать «ять» было для школьников настоящей мукою. Перечень этих слов был весьма большим.. Потому-то было сложено стихотворение, в котором перечислялись слова с этой буквой:

     Бедный, бледный, белый бес

     Убежал бедняга в лес,

     Лешим по лесу он бегал,

     Редькой с хреном пообедал….

«Ять» была причиной многих «неудов» по русскому языку. Поэтому об избавлении от неё мечтали не меньше, чем об отмене крепостного права.

Ведущий1: После 1918 года азбука стала такой, какой мы её знаем. Проводились только реформы орфографии…

Ну вот уж конец,

Прощайте, прощайте

Но азбуку предков

Вы не забывайте!

Песня ( на мотив песни из к/ф «Ночной дозор»)

1.Жил на свете император один,

Попросили его проповеду найти,

Чтоб писанье славян толковал.

Самого умного император позвал.

Кирилл явился и поклонился,

И азбуку составить он согласился.

В монастыре с братом долго-долго торчали,

Пока алфавит прикольный не настрочали.

Кирилл и Мефодий стали книги писать

И грамоте этой людей обучать!

Припев:

С тех давних пор для всех славян

Остался он

Пройдут века, пройдут года

Жить алфавит будет всегда!

2. Каждый обязан учить алфавит .

    Спроси Буратино, он подтвердит.

    Если не хочешь ты проблем,

    То заучи его, он нужен всем!

    Петр смельчак на реформу махнулся

    И даже ею не поперхнулся!

    Оказалось все это не зря,

    Языка нашего настала заря!

    Ты сохрани наш язык на года, на века.

    И не забудь его ни за что никогда!

Припев.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника алфавита"Das ABC-Fest".

Праздник для учащихся 2-5 классов (первый год обучения)...

Сценарий праздника алфавита во 2 классе

В данной работе представлен возможный вариант проведения праздника алфавита для учащихся 2 классов общеобразовательных школ....

Сценарий праздника английского алфавита "ABC"

Подробный сценарий для внеклассного мероприятия или итогового урока....

Сценарий праздника "День славянской письменности"

Здесь представлен материал для проведения Дня славянской письменности....

Методическая разработка сценария праздника "День славянской письменности"

24 мая день памяти создателей славянской азбуки Кирилла и Мефодия. В рамках работы школького пресс-центра уместно взять проведение мероприятия, посвященного Дню славянской письменности, на себя....

Сценарий праздника День славянской письменности и культуры

Сценарий праздника День славянской письменности и культуры...