Дидактический материал по русскому языку.
материал по русскому языку (7,8 класс) по теме

Невозможно серьёзно заниматься филологическим анализом в классе, если ученики не владеют всем богатством лексики и стилистики русского языка. В седьмых – восьмых классах я не просто знакомлю учащихся, а активно включаю в уроки русского языка упражнения по расширению их словарного запаса и углублению знания стилистических приёмов, что позволит им осознанно в дальнейшем анализировать художественные тексты.. Для этого предлагаю следующие упражнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

            .

Упражнение №1. Подобрать фразеологизмы к данным выражениям.

  1. Сказать очень метко.
  2. Неизвестно, будет или нет.
  3. Человек, который всё, что хочет.
  4. Неудачное начало какого-нибудь дела.
  5. О результате дела судят по его окончании.
  6. Бесследное исчезновение кого – нибудь или чего – нибудь.

Упражнение №2. Объяснить значение фразеолог/измов

   

  1. Сизифов труд.
  2. Ахиллесова пята.
  3. Избиение младенцев.
  4. Сжечь мосты.
  5. Последний из могикан.
  6. Не покладая рук.

Упражнение № 3. Вставьте в предложение слова «опять» или «обратно».

  1. Сегодня я … встретился с товарищем.
  2. Отправляясь на экскурсию в Москву, мы взяли билеты туда и …
  3. Брат… отказал в просьбе сестре.
  4. Генерал приказал Пете  вернуться…
  5.  Сегодня… идет дождь.

         

Упражнение № 4. Исправьте стилистические ошибки:

  1. С большим эпосом поэт говорил о себе.
  2. После дождя воздух  был особенно свеж, и под лучами солнца на листьях сверкали  атмосферные осадки.
  3. Вся земля закутана пушистым белым ковром.
  4. Алексей мысленно подумал, что это немец.
  5. Первый его дебют был удачным.
  6. Дети долго блудили по лесу.

               

 Упражнение № 5. Из слов в скобках выберите нужное:

 

  1. Мцыри произносит (священную, сокровенную, заветную) клятву, он обещает (найти, обрести, отыскать) отчизну.
  2. Раздались (громкие, призывные) звуки труб, (неистовые, дикие, потрясающие) крики воинов, (тяжкий, грозный) топот коней.
  3. Листы (древней, ветхой) рукописи от времени стали (древними, ветхими).
  4. Работа над созданием новой машины требует (упорства, упрямства).
  5. Он иногда понимает свои ошибки, но из- за (упорства, упрямства) не признает их.
  6. Вредителей полей надо (искоренить, истребить).
  7. Следует (искоренить, истребить) все недостатки.

       

Упражнение № 6. Указать, какие синонимы могут сочетаться со словами в скобках:

  1. Очевидный, ясный (объяснение, вопрос, небо, ошибка).
  2. Коричневый, карий (платье, глаза, краска, материя).
  3. Толстый, полный (тетрадь, женщина, палка, ткань).
  4. Заграничный, иностранный (гости, вещи, языки, писатели).

Упражнение № 7. Выписать из предложений синонимы и антонимы, указать их стилистические функции.

  1. Я царь – я раб, я червь – я Бог! ( Г. Р. Державин ).
  2. Дома новы, а предрассудки стары. ( А. С. Грибоедов ).
  3. Твой насмешлив и ужасен, ты безобразен, он прекрасен. ( А.С. Пушкин ).
  4. Ты – богат, я очень беден. Ты прозаик, я поэт. ( А. С. Пушкин ).
  5. Час разлуки, час свиданья им не радость, не печаль. (М. Ю. Лермонтов).
  6. В толпе друг друга не узнали, сошлись и разойдемся вновь. Была без радости  любовь- разлука будет без печали. (М. Ю. Лермонтов)
  7. И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя не злобе ни любви, и царствует в душе какой- то холод тайный, когда огонь горит в крови. (М. Ю. Лермонтов)

Упражнение № 8. Составьте предложения с данными словами.

Докажите, что это омонимы.

  1. Из меня- изменя;
  2. Веки- во веки;
  3. Берегу (сущ. предл. падеж)- берегу;
  4. Лечу(летать)- лечу(лечить).

Упражнение № 9. Определить вид тропов:

  1. О чем ты воешь, ветр ночной?

     О чем так сетуешь безумно? (Ф.И. Тютчев) (олицетворение)

2.  Ты вел мечи на пир обильный, все пало с шумом пред тобой.

      (А.С. Пушкин) (метонимия и метафора).

3.  Все флаги в гости будут к нам. ( А.С. Пушкин) (метонимия).

4.  И является она у дверей иль у окна

     Ранней звездочки светлее, розы утренней свежее. ( А.С. Пушкин)

      (сравнение).                                                                                              

  1. Чашек на подносе было столько, сколько чаек на морском берегу. (Н.В. Гоголь) (гипербола).
  2. Все спит- и человек, и зверь, и птица. (Н.В. Гоголь) (синекдоха).
  3. Он в том покое поселился,

Где деревенский старожил

Лет сорок с ключницей бранился,

В окно смотрел и мух давил. ( А.С. Пушкин) (перифраз).

        8.  Онегин жил анахоретом. ( А.С. Пушкин) (антономасия).

        9.  Его червонцы будут пахнуть ядом. ( А.С. Пушкин) (метафора).

       10.  Узнаете, как хрустнет ваш скелет

              В звериных наших нежных лапах. (А.А. Блок) (оксюморон).

Упражнение № 10. Определить стилистические фигуры:

  1. Мечты, мечты, где ваша сладость? ( А.С. Пушкин) (удвоение).
  2. Бурь порыв мятежный. ( А.С. Пушкин) (инверсия).
  3. Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской. (М.Ю.Лермонтов) (анафора).

  1. Мутно небо, ночь мутна. ( А.С. Пушкин) (кольцо).
  2. О, весна без конца и без края, без конца и без края мечта! (А.А. Блок) (стык).
  3. Не час, не день, не год уйдет. (Е.А. Баратынский) (градация).
  4. Кто- куда, а я- в сберкассу. (В.В. Маяковский) (эллипс).
  5. И голос лиры вдохновенной,

И слезы девы воспаленной,

И трепет ревности моей,

И славы блески, и мрак изгнанья,

И светлых мыслей красота,

И мщенье- бурная мечта

Ожесточенного страданья. ( А.С. Пушкин) (полисиндетон).

Стилистические фигуры - необычные обороты устной  и письменной речи, служащие ее украшением. Они индивидуализируют речь, придают ей повышенную эмоциональную окраску. В стихотворном тексте важно все, но каждый видит свое.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по русскому языку для 9 класса

IвариантОзнакомьтесь с предложениями, выполните задания. A.  Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.B....

дидактический материал по русскому языку для углублённого изучения предмета

задания для 5-7 классов разного уровня сложности, построены по принципу "от простого- к сложному"...

дидактический материал п русскому языку

Представлен дидактический материал на основе текстов УНТ и художественной литературы...

Дидактический материал по русскому языку в 9 классе

дидактический материал представлен карточками с заданиями по русскому языку, будет полезен учителям русского языка...

Дидактический материал по русскому языку в 7 классе

Дидактический материал для повторения темы "Наречие"...

Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь

В методической разработке содержатся задания, предназначенные как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык,...

Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра...