Ритмико-интонационный анализ текста.
элективный курс по русскому языку (10 класс) по теме

Научить ребят выполнять ритмико-интонационный анализ текста на примере сложносочиненных предложений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ritmiko-intonacionnyy_analiz_teksta..doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Тема занятия:  «Ритмико-интонационный анализ  текста. (На примере  изучения  сложносочиненных предложений.)

Цели: выявить, как реализуются  образные  и  эмоционально-окрашенные  языковые средства  на  интонационно-ритмическом уровне, а также  на лексическом, морфологическом и фонетическом  уровнях; выявить структуру  предложений, их эмоциональную окраску, мелодику, отраженную  в знаках препинания, прививать любовь к слову .

Содержание урока.

  1. Оргмомент.
  2. Слово учителя.

На прошлых занятиях  мы учились делать  лексико-семантический  анализ текста. Часто бывает так, что лексико-семантический анализ не дает возможности  «разгадать стихотворение», увидеть  составляющие  художественного мира.   Поэтому сегодня мы с вами  будем  говорить  о ритмико-интонационном  анализе.

- Вспомним, что же он собой представляет. (на доске  таблица- памятка».

III.Выразительное чтение  отрывка  из повести  С.Никитина «Живая вода».

Я видел много  российских рек и хочу сказать, что  Клязьма с ее притоками : Киржачом, Пекшею, Колокшей, Воршею, Нерлью, Судогдой, Нерехтом и другими, более мелкими – один из самых красивых речных бассейнов России.

Все эти речки и речушки  не похожи друг на друга. Одна бежит, прозрачная до дна,  студеная летом и незамерзающая зимой, а другая медленно, едва заметно влачит сквозь камыши и темные ямы  свою зеленую воду, а вот третья  несется через смуглые пески, через лесные завалы изжелта-коричневым пенным, водоворотным потоком, четвертая же  серебристой чешуйчатой  змейкой вьется  в ромашковых и лютиковых лугах.

-Какие образы возникаю у вас  при чтении этого текста?

-Яркие образы сосредоточены  во второй  части  текста, а точнее в последнем  сложносочиненном  предложении, состоящем из  четырех простых предложений.

Запишем это предложение  на доске и в тетрадях в таком виде:

___ ___\___  ___\___ ___\ ___ ___ \

а ___ ___\___ ___\___ ___ ___ ___ ___\___ ___ ___\

а вот___ ___\___ ___ ___\___ ___ ___\___ ___ ___ ___\

___же\___ ___ ___\ ___ \___ ___ ___\

-Каждое  простое предложение  разделено  на  ритмико-интонационные  словосочетания; знак «__» означает слово, границы  словосочетаний  отмечены  наклонной  чертой .

IV.Работа с текстом.

-Прочитайте вслух  первое  простое  предложение  в составе  сложносочиненного  и определите  его ритм.

-Ритм размеренный, равномерный, каждое ритмическое словосочетание  состоит  из двух  слов.

-Как лексически  поддерживается  этот ритм?

-Глаголом «бежит».

-В этом предложении есть образ холода, как он реализуется?

Он реализуется  лексически  через значение слова « студеный» и фонетически через согласные р-з-д; д-д; з-р-з-з в словах «прозрачная до дна, студеная летом и незамерзающая зимой».

-Каков ритм  второго предложения?

-Постепенно замедляющийся,  почти  останавливающийся в третьем словосочетании, состоящем из пяти слов.

-А с помощью какого слова  достигается  это  лексически?

-Это замедление лексически достигается с помощью слова «влачит».

-Верно. Хотя это  слово  принадлежит  высокой лексике, окружение его таково, что создает образ трудностей и тяжестей в движении ( влачить жалкое существование, ношу, груз, бремя). Стечение согласных  дл, дв, тн, вл, скв в   словах «медленно, едва заметно влачит сквозь …» реализуют этот образ на  фоническом уровне.

-Каков ритм третьего простого предложения?

-Он достаточно равномерен и быстр, в каждом  ритмико-интонационном словосочетании по три слова, а в последнем – три определения  к существительному.

-Как  лексически достигается эта быстрота?

-Глаголом «несется». (Глагольное окружение «несется на всех порах, сломя голову, пулей, стрелой»).

-Каким словом достигается  вихревой характер этого бурного потока?

-Прилагательным «водоворотным», которое вместе со словом  «потоком»  создает образ воронок и завихрений.

-Обратите внимание  на прилагательное  «смуглые»,  почему автор выбрал именно его? (Вода в этой речке  коричневая, грязная, но автор не хочет снижения  поэтического образа и использует  прилагательное «смуглый», которое используется для описания цвета человеческой кожи).

-Каков ритм последнего предложения  (Он очень своеобразный. Ритмически предложение  разбивается на  две части: три слова, одно  и опять три. Глагол подсказывает нам, что предложение «вьется», как змейка)

-Давайте разделим на слоги  второе  ритмико-интонационное  словосочетание и  прочитаем его. Что получилось? Се-реб-рис-той че-шуй-ча-той змей-кой.

___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___

-Перед  нами анапест –трехсложный стихотворный размер. А на фоническом уровне  извилистый ритм этого предложения  поддерживает  звук  «й».

-Теперь  обратим внимание  на позицию глаголов в каждом простом предложении. (Они находятся  в первом  и третьем  ритмико-интонационных словосочетаниях  и рифмуются (бежит, влачит, несется, вьется)).

-Итак, автор для создания образа использовал не только лексические, морфологические и фонетические средства, но и  определенно ритмически организованное   предложение.

V.Работа со сложными  предложениями  с двоеточием  и тире.

-А сейчас мы с вами  понаблюдаем  за бессоюзными  сложными предложениями  с двоеточием  и тире, обратим внимание  на характерные  мелодические  и ритмические особенности этих синтаксических конструкций. При изучении бессоюзных предложений с двоеточием отмечаем, что  первое  предложение  произносится  с некоторым понижением голоса  и паузой в конце,  выражающей  предупреждение о том, что  дальше последует  разъяснение;  второе простое предложение  произносится  с отчетливым  понижением  тона. Это  можно  проиллюстрировать  схемой:

/ / / / / / / / : ////////////

А бессоюзное предложение со знаком тире между его частями  произносится с большим повышением  и резкой остановкой  голоса  в конце первого  предложения, с заметным понижением в начале второго , со значительной паузой  между предложениями,  т.е.

/////////// -/ / / / / / / / /

Вывод:  предложения со знаком тире произносятся в  более высокой тональности, чем соответствующие  предложения  с двоеточием, регистр которых отличается  более низким звучанием. В бессоюзных сложных предложениях  ускоренно и более напряженно  произносится  первая часть высказывания, поскольку она находится  в восходящем  речевом потоке. Затем следует  достаточно  глубокая пауза  и речевой поток  приобретает  более спокойный характер: тон заметно понижается,  энергия речи ослабевает,  а темп замедляется .

Запишем на доске и в тетрадях  строчку из стихотворения А.С. Пушкина «19 октября 1825 года»:

Печален я: со мною друга нет.

-Объясните постановку двоеточия.

 -Между простыми частями этого  бессоюзного сложного предложения   причинные отношения, двоеточие можно заменить  конструкцией с союзами  так как и потому что.

-Замените это предложение сложноподчиненным предложением.

Печален я, так как со мною друга нет.

-При наличии союза  инверсия  становится неуместной, поэтому  я печален, так как со мною друга нет.

-Чем отличается  построенное нами предложение от пушкинского бессоюзного?

-Утрачена эмоциональная выразительность, утрачена драматичность, при чтении его  не хочется  сопровождать мимикой или жестами, предложение стало книжным, его не хочется читать  вслух, оно стало  немым -Почему же утратилась выразительность? Обратим  внимание на союзы, попробуем  их произнести  выразительно.

-Ничего не получается, потому что союзы выражают  логические отношения, их значение невозможно представить  в наглядно-образной форме, они не могут иметь в речи  метафорического значения, т. е.  союзы лишены  той богатой, разнообразной жизни, какой живут в нашей речи слова  с вещественно-образным значением. Логика усилилась, утратилась выразительность. Монолог лирического героя  превратился в повествование  бесстрастного  рассказчика. Бессоюзное предложение  дает больше простора фантазии  и действует на чувства читателя, а не на разум.

-Запишем строчку из пятой главы романа А.С. Пушкина  «Евгений Онегин».

Он засмеется – все хохочут …

-Между простыми предложениями   в пушкинском бессоюзном предложении существуют  временные связи. Попробуем превратить  бессоюзное предложение  в сложноподчиненное.

Когда он засмеется, все хохочут.

-Эта замена  нас не может удовлетворить, т.к. утрачен какой-то оттенок смысла. Поищем варианты:

Всякий раз, когда он засмеется,  все хохочут.

Только тогда,  когда он засмеется, все хохочут.

Достаточно  ему засмеяться, как все начинают угодливо хохотать.

-Только последнее предложение  адекватно   по смыслу пушкинскому, но оно слишком свободно  перефразирует его. Нам пришлось вставлять слова «всякий раз, только тогда, осмеливаются», потому что они передают разные оттенки  пушкинского предложения, но не исчерпывают  полноту  смысла.

VI.Итог.

Что в теме урока было  новым, незнакомым?

VII.Домашнее здание. Подобрать тексты  с бессоюзными сложными предложениями,  проанализировать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование ритмико-интонационных упражнений в преодолении нарушений слоговой структуры слова»

Логопедическую  работу по коррекции речевых недостатков нельзя представить без работы по формированию слоговой структуры слова. Эта работа  представляет собой  часть общей коррекционной...

Конспект индивидуального занятия по РСВ и ФП СУР с учеником 4 класса ( 1 вид+ ЗПР) по теме: «Семья. Дифференциация звуков [М] и [П]. Работа над ритмико-интонационной стороной речи».

Конспект индивидуального занятия  по РСВ и ФП СУР с учеником 4 класса ( 1 вид+ ЗПР) по теме: «Семья. Дифференциация звуков     [М] и [П]. Работа над ритмико-интонационной стороной речи»...

Методическая разработка на тему: «Работа над ритмико-интонационной стороной речи с детьми с нарушениями слуха»

Конечной целью  воспитания и обучения  детей с нарушением слуха является социальная адаптация, способность детей к самостоятельному общению. Учитывая исключительную роль устной речи,  к...

ФОРМИРОВАНИЕ РИТМИКО-ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АППАРАТА «ИНТОН-М»

Любой ребёнок с нарушением слуха нуждается в специальной работе по формированию, развитию и коррекции этих произносительных навыков.Чем раньше и чем целенаправленнее будет вестись работа над интонацио...

Доклад на тему: «Развитие ритмико-интонационной стороны речи на уроках развития речи»

Доклад на тему: «Развитие ритмико-интонационной стороны речи на уроках развития речи»...

Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».

Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....

«Использование ритмико-интонационных упражнений в преодолении нарушений слоговой структуры слова»

Логопедическую  работу по коррекции речевых недостатков нельзя представить без работы по формированию слоговой структуры слова. Эта работа  представляет собой  часть общей коррекционной...