Подготовка к сочинению- описанию местности в публицистическом стиле
план-конспект урока русского языка (8 класс) на тему

Миндовская Ольга Константиновна

1.Работа с типом речи Описание

2.Анализ предложенных текстов

3.Признаки публицистического стиля речи

4.Групповая работа с текстами В.Пескова "Брестская крепость", "Бежин луг"

5.Подготовка к домашнему сочинению ( план- задание, темы сочинения, части сочинения такого типа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_-_opisanie.docx41.62 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ- ОПИСАНИЮ МЕСТНОСТИ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ СТИЛЕ. (Слайд №1)

ЦЕЛИ: 1. Повторить изученное о деловом и художественном описании, об
                особенностях художественного описания местности.
           2. Познакомить с особенностями публицистического описания  
               местности; подготовить к самостоятельному описанию  местности
               в публицистическом стиле.
           3.Воспитывать любовь к родному городу Санкт- Петербургу, чувство
              гордости называться петербуржцем.
           4. Развивать воображение учащихся, подвижность ассоциативного
               мышления, монологическую речь, привычку к сотворчеству.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
Презентация к уроку

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1.Повышение мотивации и активности учащихся при изучении  текстов произведений.
2. Анализ предложенных текстов.
3. Формирование коммуникативной, информационной, социокультурной компетенций, собственной позиции учащихся.
4. Формирование нравственно- духовных ценностей, чувства любви к Родине.

ПРИОБРЕТАЕМЫЕ НАВЫКИ УЧАЩИХСЯ:
Когнитивные:
1. Умение использовать литературоведческие понятия: идея, тема, авторская оценка при анализе текста.
2.Умение анализировать текст.
Информационные:
1.Умение пользоваться ресурсами интернета.
Аналитические:
1.Умение самостоятельно делать выводы по прочитанному произведению.
Нравственный эффект урока предполагает:
1.Формирование чувства любви к Родине, гордости за неё.
2. Воспитание любви к родному городу Санкт- Петербургу, чувство гордости называться петербуржцем.


Формы организации работы учащихся:
1.Учащиеся выполняют опережающие задания к уроку: читают тексты о Брестской крепости, «Бежин луг».
2.Выбрать объект  в нашем городе для описания местности в публицистическом стиле.
3.Работа в группах.
Формы организации работы учителя:
1.Беседа с учащимися.
2. Сопровождение беседы презентацией.
3. Привлечение учащихся к анализу предложенных произведений.
4. Осуществление контроля знаний учащихся.
Используемое оборудование:
1.Мультимедийный проектор.
2. Компьютер.
3. Электронная презентация.
4.Раздаточный материал для учащихся.

ХОД УРОКА: Объявляется тема и цели урока.
Слайд №2.
Беседа
: 1. Какие типы речи вы знаете? ( описание, повествование, рассуждение).
               2. Что можно описывать?( природу, человека, картину, помещение, пейзаж и т.д.)
               3. Что важно определить для себя, начиная любое художественное описание? ( замысел, исходную точку зрения, позицию автора).

2. Анализ отрывков: (раздаточный материал)

ТЕКСТ 1. (Слайд №3)

           Нина пошла наверх , на площадку 22-го этажа… Отсюда была хорошо видна Москва. Всюду, до самого горизонта, трепетали маленькие и большие огни. Казалось, звёздное небо опустилось на землю, и ,присмотревшись, Нина различила созвездие Пушкинской площади, созвездия вокзалов, плавающие звёздочки, высекаемые дугами трамваев, млечный путь Парка культуры и отдыха, красные звёзды на вершинах высотных зданий, алое созвездие Кремля. А далеко за горизонтом поднималось голубое   зарево других огней, и казалось, нет конца этому прекрасному земному небу.
                                    (С.Антонов «Первая должность»)
Вопросы: 1. С какой позиции описывается Москва? ( с 22-го этажа)
2.Что может увидеть с такой высоты человек? ( городские огни)
3. В какой последовательности описывается Москва? ( сначала то, что видно вблизи, а потом- вдали).
4. Какие художественные приёмы использует автор? ( сравнения, метафору).
5. Сделаем вывод, какое это описание? ( художественное, так как словами нарисованы конкретные картины; обозначена позиция наблюдателя, а потом перечисляются описываемые предметы; используются метафоры, сравнения, эпитеты).

ТЕКСТ 2. (Слайд №4)

          Нина поднялась до 16-го этажа и остановилась на узкой площадке… Она увидела множество крыш – красных, чёрных, зелёных, серебряных,- и тысячи выбеленных извёсткой труб, и яркую зелень между домами, и чисто выметенные делянки дворов, и серебряную тюбетейку планетария. От моста шла кривая широкая улица, разлинованная белыми полосами; Нина узнала эту улицу, куда каждый день ходила покупать батоны. По улице двигались троллейбусы с яично- жёлтым верхом, и длинная процессия грузовиков тянулась за город. Иногда из-за углов выползали трамваи, казавшиеся отсюда почему-то чёрными, и медленно-медленно пересекали улицу. На мосту Нина увидела трейлер, наверное, тот самый, который поехал за бетономешалкой, а недалеко от моста- ослепительно блестевшую стеклянную крышу вокзала.
        А далеко за вокзалом, за домами, за заводами, словно нарисованное на краю неба, виднелось белое здание  Университета.
                                             (С.Антонов «Первая должность»)

Вопросы: 1. Какая Москва  описывается здесь? ( дневная, рабочая)
2. Что можно увидеть с высоты 16-го этажа?
3. Какие художественные приёмы использует автор? ( эпитеты, метафоры, глаголы движения).
4. Какое это описание? (художественное).
5. А можно ли описать местность в деловом, научном стиле? ( да)
6. Когда используется деловое, научное описание? ( в учебниках, специальных пособиях).
7. Какова цель этого описания? (отметить все существенные признаки, по которым эту местность можно отличить от другой).

ТЕКСТ 3.(Слайд №5)

          Горная система Большого Кавказа расположена между Чёрным и Каспийским морями. Она тянется с северо - запада на юго - восток от Таманского до Апшеронского полуострова и состоит из нескольких хребтов, разделённых между собой долинами.
         Основной хребет называется Главным или Водораздельным. Севернее него,  почти параллельно ему , протянулось несколько более коротких, но высоких  хребтов. Самые высокие из них – Боковой, с вершинами, превышающими 5000 м , и Скалистый (немного выше 3500 м). От главного хребта на запад, на юг и на восток под разными углами отходит ещё много небольших, довольно высоких хребтов.  По природным условиям Большой Кавказ делят на три крупные части: Западный, Центральный и Восточный.
Вопросы: 1. Какова цель этого описания? ( показать, чем Большой Кавказ отличается от других горных систем).
2. Что встречается в этом описании? ( термины).
3. Какое это описание? ( научное)      

Сегодня нам предстоит познакомиться с описанием местности в публицистическом стиле. Что это за описание?
Вопросы: 1. Где чаще всего используется публицистический стиль? ( в газетах, журналах, на выступлениях, митингах)
В газетных жанрах ставятся злободневные вопросы современности, и описание местности подчиняется публицистическому замыслу автора.
2. Когда же журналисты прибегают к описанию местности? (хотят выразить любовь к родному краю, когда нужно показать, в какой обстановке действовали герои, когда важно рассказать о том, как люди заботятся о природе, когда «надо заставить стучать сердце не так, как обычно. (В.Песков)

       Посмотрим, удаётся ли журналистам  «заставить стучать сердце не так, как обычно».

РАБОТА ПО ГРУППАМ: Учащиеся читают, обсуждают отрывки из очерков В.Пескова, отвечают на вопросы и готовят выступающих. С текстами учащиеся  знакомятся заранее, так как они большие по объёму.

1, 2группы :  читают текст «Брестская крепость» В. Пескова.(слайды №6,7,8,9)
Вопросы для 1 и 2 групп:
1. Почему В.Песков выбрал в качестве описания Брестскую крепость?
2. Какие образно- выразительные средства использует автор?
3. Что помогает Пескову сделать читателя незримым свидетелем событий?
4. Какое это описание? Почему?
       Проводится словарная работа: (Слайд № 10)
ЦИТАДЕЛЬ- внутренняя городская крепость, оплот, опора.
ФОРТ- долговременное укрепление в системе крепостных сооружений
КАЗЕМАТ- защищённое от попадания снарядов и бомб помещение в крепости, камера в тюрьме.
ГАРНИЗОН- войсковые части, расположенные в городе или укрепрайоне.
ФРОНТ- группа действующих армий под начальством одного командующего.
МОНУМЕНТ- большой памятник.

3, 4 группы: читают текст В.Пескова «Бежин луг». (слайды №11,12)
Вопросы для 3 и 4 групп:
1. Почему Песков выбрал для очерка Бежин луг?
2.Что удалось показать Пескову? (всё вокруг изменилось, хотя луг всё тот же).
3. Какие языковые средства использует автор?
4. Какое это описание? Почему?

Чтение очерка В.Пескова «Главная площадь». ( с текстом учащиеся знакомятся заранее) (Слайды № 13,14)
Вопросы: 1. Какое это описание? Почему?(выражено настроение автора, его патриотические чувства).
      Москва- столица нашей Родины. К ней приковано внимание всех людей. Москва- это история, а центром Москвы является Красная площадь, её главная площадь.
2. С помощью каких частей создаётся эффект присутствия?
3. Какие образно- выразительные средства говорят об отношении автора к Главной площади?
4. Какие языковые средства использует автор?

          Итак, что же важно в таком виде описания, как публицистическое описание местности?
1. Определить замысел, уметь всмотреться в то, что собираешься описывать.
2.Большое значение имеет удачно выбранный объект, при описании которого было бы воздействие на читателя, слушателя.
3. Использование определённых языковых средств.
Вопрос: Какие объекты можно брать для публицистического описания местности?
Ответ: Которые вызывают гражданские чувства, т.е. такие чувства, которые свойственны гражданину как сознательному члену общества.

Вопрос: Песков говорил, что есть такая местность, которая похожа « на человека в парадном, застёгнутом на все пуговицы мундире». Только ли такую местность можно писывать? Почему?

         Мы с вами были на экскурсии по нашему городу, видели много интересных мест. Могли бы вы найти в Санкт-Петербурге объекты для публицистического описания местности?
( просмотр слайдов  с видами города)

ТЕКСТ 4. (Слайды № 15,16,17,18)

           Если вам случалось бывать в Ленинграде, да ещё в белые ночи, вы, конечно, поймёте меня.
          Прямота набережных. Неподвижный строй бледно- жёлтых, тускло- красных, матово- серых  дворцов и их опрокинутые отражения в зеркально- чёрных водах окантованной гранитом Невы.  Ажурные арки мостов на фоне розово- жёлтой зари. Лиловые контуры башен, колонн, скачущих бронзовых коней в этом обманчивом полусвете. И кажется ещё прямее, чем всегда, прямота проспектов и набережных.
       Будто легче и ближе один от другого стали мосты, будто теснее сдвинулись купола и шпили в этой прозрачной, загадочной тишине. Словно всё уменьшилось вдруг, но город стал ещё лучше, прекраснее, если только может стать прекраснее этот великий город!
                                                                     И.Андроников
Вопросы: 1. Что привлекло внимание автора?
2. Найдите слова, в которых выражено общее впечатление от Ленинграда.
3. Какую роль играет цвет и свет в создании картины ночного города?
4. Какие предложения использует автор?

          У вас было домашнее задание выбрать объект для публицистического описания местности в нашем городе, Санкт- Петербурге. Расскажите, какие объекты вы выбрали ( обсуждение по группам с просмотром слайдов).
Вопросы: 1. Почему именно этот объект вы выбрали?
2.Какую позицию наблюдателя вы избрали и почему?
3. Выбрали ли вы заголовок сочинения? Объясните свой выбор.
4. Есть ли у вас варианты эпиграфа?
( эпиграф- краткое изречение, отражающее ведущую мысль.  Это смысловой ключ к сочинению.)

5. Прочитайте собранные материалы. Укажите элементы публицистического стиля в ваших записях.
Учитель: Прежде чем приступить к работе над сочинением, вспомним слова А.М.Горького: «Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать».(Слайд № 19)

ПЛАН- ЗАДАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

  1. Соберите  необходимые сведения из истории нашего города.
  2. Узнайте, какие исторические события нашли отражение в памятниках истории, культуры.
  3. Выясните историю наиболее интересных мест города.
  4. Побывайте в музеях Санкт- Петербурга. Чем они интересны?

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ:

  1. Достопримечательные места нашего города.
  2. Удивительное рядом.
  3. Люблю я город мой родной.

ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ СОЧИНЕНИЯ ТАКОГО ТИПА:

1.Вступление:говрится о цели описания, о том, где автор находится.

2. Основная часть: описывается то, что видит наблюдатель, выражается отношение к описываемому.

3. Заключение: даётся оценка, подводится итог впечатлениям от всего виденного.

ТЕКСТЫ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ

ГЛАВНАЯ ПЛОЩАДЬ.

       Задача трудная- сказать о ней в тысячный раз. Площадь известна каждому человеку раньше, чем он открывает букварь. И если жизнь пройдёт в глухомани из глухоманей и человек ни разу не покидал дома, всё равно он знает этот мощённый каменеем кусок земли. Познавая  землю собственным опытом, сюда мы тянемся в первую очередь, хотя, кажется, уже известна до мелочи эта площадь.
        В первый раз, я помню, тронул ладонью стену. Такой же кирпич, как и у наших домов под Воронежем, под ногами обычный тёсаный камень, облака над площадью такие же, как и у нас .И  всё- таки во всём вместе жила сила, заставлявшая сердце стучать не так, как обычно.
      Кусок земли , совсем небольшой- пятьсот шагов.. .  Я много раз  проходил тут, занятый разговором или суетными мыслями,- площадь была сама по себе, я сам по себе. И вот опять, как в первый раз, иду у стены…
     Всё осталось по- прежнему. С годами и оттого, что видишь эти звёзды и камни, отношение к ним не меняется. И если меняется, то так же, как к матери: чем больше лет за спиной, тем дороже её седина.
      Я видел много площадей на земле. Красная площадь в Москве  имеет неповторимую красоту, строгость, своеобразие. Допускаю: так же может сказать житель Рима, Пекина и Праги- сыновнее чувство в сторону не откинешь. Но, даже строго приглушив его, стоишь на своём: неповторимая на Земле площадь!
      А что касается сыновнего чувства, то  оно питается не только красотою сплетённых камней собора, гордостью башенных шпилей и строгостью Мавзолея, ритмом кирпичных зубцов на стене и красным светом башенных звёзд. На площади живёт Время!
       Заметить, как течёт время, нельзя даже тут, на площади, под большим кругом золочёных часов. Человеческий глаз не может уловить движение стрелок, не может заметить, как растут ели у кремлёвской стены, как под ботинками идущих стираются камни. Но мы чувствуем глубину времени. Мы говорим: « Древние камни».Любопытно, что слово «древний» не очень подходит к дикому камню в горах, хотя природа творила его в одно время с камнем, положенным в кремлёвскую башню. Древность камня определяется тем ,что он видел. Сосредоточьтесь на площади. Вспомните хотя бы самые яркие даты российской истории, обведите взглядом строение – и вы почувствуете: камни всё помнят.
       Кажется, она вечно стоит, эта площадь. Но всё имело начало. Недавно вели раскопки в Кремле. Обнаружились старые кладки, ещё глубже копнули- остатки деревянной башни, ещё глубже- следы хижины древнего сапожника. А ещё ниже в земле нашли только еловые и сосновые шишки- лес шумел на том месте, где лежит мощённая площадь и стоит Кремль. Почти тысячу лет человеческих страстей, бунтов, праздников, пожаров и подвигов помнит площадь. Это много- тысяча лет, ведь даже последние пятьдесят оставили столько на площади! Через площадь (намеренно через площадь) прошли в сорок первом защитники Москвы. С площади прямо в окопы! Мы помним этот день со снежной позёмкой, когда утешением была только надежда: будет и у нас праздник. И Красная площадь дождалась праздника. Солдаты вернулись и на камни бросили вражеские знамёна.       Всё это обязательно вспоминаешь, когда проходишь под золочёным кругом Спасских часов. Всё это даёт право назвать седыми белые камни кремлёвских башен. Хранительница минувшего, площадь намечает нам и глубину завтрашних дней.
    Вот она, наша Главная Площадь. Она в самом центре Москвы. От этого места веками рос и ширился город. Город растёт и будет расти. В нём появляются новые контуры, растёт высота зданий, рождаются новые приметные точки и площади. Но главным местом столицы всегда останутся Кремль и  площадь возле Кремля.
        Самое дорогое место нашей земли. Сюда со всех сторон сходятся наши дороги. Отсюда начинается наша земля.

                                В.Песков «Отечество»
     

БЕЖИН ЛУГ.

        Тут не случалось великой битвы, нет на этом месте ни деревянных, ни каменных древностей. Луг этот похож на тысячу других российских лугов. И всё- таки луг необычный…
        Пятеро ребятишек сто лет тому назад ночевали на этом лугу у костра. Фыркали в темноте лошади, плескалась рыба, тревожно кричала ночная птица. На  огонёк  вышел заблудившийся в перелесках охотник. От него мы знаем, какая ночь стояла над лугом, о чём говорили мальчишки. Мы помним по именам этих мальчишек: Федя, Павел, Илюша, Костя и Ваня. Вот несколько слов давнего разговора.
- А ведь вот и здесь должны быть русалки…
-Нет…Здесь место чистое, вольное. Одно- река близко…
   Уже сто лет мы знаем эту ночь и этих ребятишек…Оказалось, без большого труда можно отыскать этот луг. Мы немного поколесили по перелескам на краю Тульской области, и, наконец, встречный сказал: «А вот сразу за ржаным полем»…
     Почти по Тургеневу «был прекрасный день… Один из тех дней , которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго». Мы оставили на бугре машину и почти скатились вниз с крутого, заросшего травой обрыва. Стадо телят паслось возле кустов. Мы разыскали пастуха, чтобы спросить, тот ли луг.
- Да, Бежин Луг,- сказал пастух, потянувшись после дремоты.- Деревня тоже называется Бежин Луг. А вы, наверное, юристы?
    Мы не сразу поняли, а когда поняли, не удержались от смеха.
- А-а, сам дьявол нынче не разберёт: юристы, туристы… не обиделся старик.
- Мне надысь юристы картуз подарили…
     Мы оглянулись и увидели: стоим на краю большой зелёной равнины. Земля с прудами, садами, оврагами, полосами ржи и пшеницы лежала теперь вверху и со всех сторон опускалась в низину зелёными, довольно крутыми обрывами. Прохладная сытая равнина была похожа на плоское дно большого котла. Дикие груши, дубы и вязы группами и в одиночку росли на пологих склонах.
     А внизу был лозняк и трава. Тёмно- зелёный вблизи лозняк, разбегаясь по лугу, синел. По краям же, где равнина упиралась в бугры, всё было синим: и дубы на холмах , и барашки кустов, и даже лошадь с маленьким жеребёнком. К синеве добавлялся солнечный, золотистый туман, и горизонт уже только- только угадывался.
  Большое облако, проплывая с запада на восток, кинуло на равнину прохладную тень. И луга вполне хватило, чтобы вместить и обозначить на лоснящихся травах всё полотно и все узорные завитки облака. Мы догнали край тени и пошли вместе с ней по лугу к месту, где полоса лозняков и ракит прятала речку.
     Жёлтые брызги лютиков, малиновые головки луговых васильков,  пушистые стебельки лисохвоста, зонтики сладкого купыря, плети луговой кашки и тонкие ниточки душистого колоска- всё перепутано, перемешано, и всё вместе  образует плотное душистое разнотравье- идёшь, и за тобой остаётся сыроватый и тёмный брод.
   Бежин Луг… Гудят шмели. Луговые чеканы и жёлтые трясогузки со стеблей конского щавеля настороженным глазом провожают идущего. Кричит потревоженный чибис. Два коростеля- один близко, в кустах, другой – где-то у самых бугров,- то ли зовут, то ли пугают друг друга: крэкс, крэкс…
     Безлюдно. Ходит вдалеке синяя лошадь. Так или не так выглядел луг сто лет назад? Пожалуй, так же. Холмы не могли измениться, кусты и вётлы растут, наверное, на старых местах, и речка течёт по прежнему руслу. Вон с того обрыва увидел Тургенев ночной костёр. А ребятишки сидели где- нибудь тут, за кустами. Под крики чибиса бредём по траве. Чёрный круг от костра. Обрывок целлофана и спичечный коробок с портретом космонавта Егорова. Кто-то из приезжих, так же как и мы, наверное, вспоминая Тургенева, определил  место, где когда- то горел костёр, и тоже зажёг огонёк. Мы пожалели, что  надо ехать и нельзя остаться тут на ночь.
     По- прежнему вдалеке, в синих кустах, ходила лошадь. За другим концом луга громыхал трактор. На том месте, где стояла когда-то «старая рольня», белело несколько домиков и коровник. Я сделал на лугу снимки на память и чувствовал: не хватает самого главного- нынешних ребятишек. И вдруг              ( везенье фотографа!) к реке сбежались мальчишки. Вприпрыжку, перегоняя друг друга, они катили большую автомобильную шину. Десятью минутами позже мы уже знали: речка называется Снежедь; деревня Бежин Луг стоит в километре от луга; поздний мороз в этом году тронул на огородах картошку и помидоры; в домах «по телевизору» видят Москву; четверо из ребят умеют ездить на лошади а у двоих отцы шофёры и дают сыновьям иногда посидеть за рулём…
     - Мы слыхали, у вас тут русалки и ведьмы водятся…
Мальчишки переглянулись и прыснули. Записывая в блокнот имена ребятишек, я спросил, а знают ли они местных ребят: Федю, Павла, Костю и Илюшу…
     - Это кто же?- насторожился старший. И тут же сообразил: «А-а, знаю! «Бежин Луг» да?» И все остальные догадались, в чём дело.
       Мальчишки попросили автомобильный насос: получше накачать шину. Они деловито, по очереди сопели, пинали шину босыми пятками. И потом мы с бугра наблюдали, как мелькали в кустах белые головы и слышались звонкие шлепки ладоней по шине.
       Я подумал: тургеневские  мальчишки стали ведь взрослыми, у них были дети и внуки. Этим нанешним ребятишкам они приходятся прадедами… А луг всё тот же.
       Большой предвечерний луг дымился в долине. По- прежнему кричали два коростеля, лениво наклонились к траве телята. Вечно молодой луг…
      Даже в идущей машине слышно было, как внизу кричат коростели.

                                                     В. Песков « Отечество»
     

БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ

      22 июня. Начало войны…
С годами подробности больших событий постепенно теряются. Память хранит только узловые драматические моменты. Заговорите о нашествии Наполеона-и  сразу же вспомнятся Бородино, пожар Москвы, Смоленская дорога. От последней войны не забудутся сражение по Москвой, Сталинград, Севастополь, Ленинградская блокада, Курская дуга, Берлин. И это 22- е число в июне…
    Под обвалами Брестской крепости найден будильник . Ему не суждено было прозвенеть утром 22 июня. Помятые взрывом стрелки остановились в 4 часа. За 15 минут до этого немецким репортёром сделана фотография: офицеры штаба Гудериана в ожидательных позах возле границы. Светает. 15 минут до начала войны…
     Первую минуту нашествия видели не спавшие пограничники. Из них мало кто уцелел. Уцелевшие рассказали: «Впереди, за пограничной чертой, на западном крае чуть светлевшего неба, среди звёзд , вдруг появились красные и зелёные огоньки. Они усеяли собой весь горизонт .С их появлением оттуда, с запада, донёсся рокот множества моторов. Сотни самолётов с зажжёнными бортовыми огнями стремительно пересекали границу…» А в это время в Брестской крепости у чьей-то кровати мирно двигались стрелки будильника…
    Что было потом с крепостью, никто не мог рассказать. И только случайно во время войны из захваченных документов немецкого штаба стало известно: «Русские в Брест- Литовске боролись исключительно упорно, настойчиво, они показали превосходную выучку пехоты и доказали замечательную волю к борьбе…»
     На снимке- Брестская крепость. Вернее, только малая центральная часть её. Мысленно надо продолжить и замкнуть кольцом двухэтажный кирпичный корпус казарм. Разрушенная церковь- клуб стоит в центре почти двухкилометрового кольца цитадели. Сегодня кольцо во многих местах разорвано. До 41-го года оно было сплошным, с тремя воротами. Крепость окружена водой двух сливающихся в этом месте рек: Западного Буга и Муховца. На двух островах, прилежащих к острову- цитадели, продолжение крепости: валы, мощные укрепления, обводные каналы. Когда-то здесь стоял город Брест. Его перенесли в сторону, и на этом очень выгодном для  обороны месте поставили крепость.
    Исполняется 130 лет со дня окончания громадного по тем временам строительства. Крепость со множеством укреплений, валов, казематов и подземных каменных сооружений была неприступной, пока существовали гладкоствольные пушки. Постепенно крепость теряла неуязвимость. С появлением авиации и тяжёлых фугасных снарядов крепость перестала быть крепостью в строгом понимании этого слова и была местом расположения армейского гарнизона . Стоит крепость на самой границе. Лента воды отделяет её от зарослей, в которых немцы накануне своего вторжения накапливали артиллерию, пехоту и средства для переправы .  Нельзя сказать, чтобы с нашего берега этого не заметили. Кое- кто из командиров открыто говорил о близости войны. Но из Центра приходил неизменный приказ: «Сохранять спокойствие, усилить наблюдение.» Москва хотела всеми силами оттянуть роковой день, не дать повода к нападению. 21 июня в Брестской крепости были пойманы переодетые в красноармейскую форму диверсанты. Позже оказалось: в крепость проникло большое число диверсантов. В ночь на 22 июня они резали провода, занимали выгодные позиции для стрельбы…
       Считанное число людей осталось в живых из тех, кто был участником или свидетелем героической драмы. По их рассказам, по найденным документам, оружию, по найденным в развалинах останкам прояснилась после войны картина многодневной схватки на берегах Буга и Муховца. Глядя на снимок, мы можем представить сейчас место, где на резиновых лодках после артиллерийской бомбёжки переправлялись немцы. Они ворвались в ворота цитадели  Сразу же захватили ставшую теперь руинами церковь- клуб. Отсюда удобно было держать под обстрелом двор цитадели. Отсюда гитлеровцы  вели по ради управление артиллерийским огнём. И казалось, всё- к половине дня, как намечалось планами, крепость падёт. Но после первых минут замешательства крепость вдруг ощетинилась  огнём и штыковыми ударами.
     И всё пошло не так, как наступавшие предполагали. Пришлось отказаться от лобовой атаки и начать осаду. Фронт ушёл далеко на восток, а тут, возле самой границы, били тяжёлые, полуметрового  калибра пушки. Самолёты бросали двухтонные бомбы, в перерывах между бомбёжками вкрадчивый голос из репродуктора уговаривал сдаться. Но как только всё утихало и подымались немецкие  автоматчики, крепость давала бой. Силы были неравными. Против самолётов, против танков и тяжёлых орудий у осаждённых были только винтовки и пулемёты. Кое- где не хватало и винтовок.
      Люди не знали, как сложилась война. Окружённые со всех сторон, первые два дня они ждали помощи. Радисты беспрерывно посылали в эфир позывные, пока не кончилось питание в батареях. Потом стало ясно: смерть придётся встречать  в этих стенах. Было несколько попыток прорваться. Возвращались, оставляя убитых товарищей. Так день, и два, и три… Есть кадры немецкой хроники: дым, обвалы, обезумевшая лошадь в дыму и тени автоматчиков. Немцы несли большие потери. Эта «крупная остановка» на фоне победного наступления по всем фронтам их раздражала. И с каждым днём всё тяжелее становились удары снарядов и бомб. Всё меньше защитников оставалось в крепости. Тут вместе с ними были дети и женщины, тут же умирали раненые. Кончились патроны. Не было пищи, не было воды. Вода текла от стен в десяти метрах, но добыть её было нельзя. Смельчаки, ночью рискнувшие ползти к берегу с котелками, погибали от пуль. Пробовали рыть в казематах колодцы, на верёвках бросали в реку простыни и, подтянув назад, выжимали из них в котелок грязную жижу. Из-за гари, пыли и трупного смрада невозможно было дышать. Но как только немецкие автоматчики поднимались, обречённая крепость открывала огонь. Уже пал Минск. 16 июля немцы вошли в горящий Смоленск, а крепость продолжала бороться.
      В десятки раз превосходящие силы немцев расчленили оборонявшихся, но не могли их сломить. К бойницам и амбразурам фашисты подвели огнемёты. Нельзя без содрогания думать о том, что было в подземных казематах. Кирпич от огня и тот плавился и застывал чёрными сосульками. Крепость истекала кровью, но не сдавалась.
      До 20-х чисел  июля в крепости не стихали взрывы гранат и выстрелы. Кое-где огонь вели уже одиночки, оставлявшие для себя последний патрон. На стенах спустя три года мы прочитали последние слова, обращённые к нам: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина! 20.07.41».
         Это было только начало войны.
     Никакой памятник не может сообщить человеку большего волнения, чем изуродованные взрывами, изъеденные пулями и осколками, опалённые красные кирпичи крепости. Стена цитадели местами исчезла, местами проломлена. Приходящему сюда покажут, где было зарыто знамя полка, где у стены был расстрелян немцами комиссар Сомин, покажут похожий на огромную подкову героический Восточный форт, которым командовал человек удивительной воли и мужества- майор Пётр Гаврилов. Стоят в центре крепости  величественные руины церкви- клуба. Камни, кирпичи поросли берёзками и бурьяном. Гулкий и жутковатый холод идёт из подвалов. После сильных дождей то в одном, то в другом месте вдруг оказываются позеленевшие патроны, белые кости, оружие.
     Из семи тысяч стоявших тут насмерть в живых осталось только немногим больше трёхсот человек. Все они после войны побывали в крепости. Встречались и узнавали друг друга. Видавшие эти встречи рассказывают: седые, немолодые теперь уже люди, обнявшись, рыдали и становились на колени около опалённых стен…
      В крепости каждый год бывает полмиллиона людей.  Тут проводятся слёты и встречи. Но мы всё ещё недостаточно хорошо поняли , как велика цена этих красных развалин. Они дороже мраморных монументов.
      Тут не надо наводить лоск, делать дорожки и цветочные клумбы. Но надо, не скупясь на затраты, бережно сохранить эти стены. И они будут вечно служить делу, во имя которого люди умерли тут летом 41-го года.
                                                                   В. Песков «Отечество»
   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-описание местности с элементами рассуждения по картине И. И. Левитана «Тихая обитель»

Познакомить учащихся с особенностями описания местности, изображенной     на картине; активизировать лексику учащихся на тему картины; дать понятие речевого общения; познакомить уч...

подготовка к сочинению- описанию памятника в публицистическом стиле

1.Работа с типом речи Описание2.Анализ предложенных текстов.3.Работа по группам (анализ текстов" Рабочий и колхозница", "Камень с Оки")4. Анализ текста "Медный всадник" Фальконе5. Подготовка к домашне...

Учимся писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.

Подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ. 5 текстов....

подготовка к сочинению по прочитанному тексту публицистического стиля

Данный материал является лишь одним из уроков из серии подготовки обучающихся к написанию сочинения (блок С) ЕГЭ.Материал представлен разработкой урока и презентацией....

Сочинение-описание местности на основе личных наблюдений с обрамлением.

Развитие реечевой деятельности. Сочинение-описание местности на основе личных наблюдений развитие в учащихся творческие способности, умение видеть и передавать увиденное в публицистическом и худо...

Методическая разработка урока в формате ФГОС : «Зима. Описание зимней природы». Подготовка к сочинению – описанию. Технологическая карта урока.

Урок развития речи в 6 классе с использованием технологии критического мышления.Цели урока.1. Познавательный аспект: опираясь на художественные тексты, репродукции, личные наблюдения учащихся, подгото...

Подготовка к написанию сочинения - рассуждения. Разработка урока "Публицистический стиль речи" в 8 классе.

В разработке данного урока представлен для анализа публицистический материал Д.С.Лихачёва "Письма из Русского музея" и отрывок статья " О памяти" .  Урок - исследование, урок развития речи, урок ...